Семён Надсон - лауреат Пушкинской премии

Александр Азовский
(1862 – 1887)

26 (14) декабря – день рождения выдающегося поэта Семена Яковлевича Надсона лауреата Пушкинской премии.
 Он прожил всего 24 года. Умер от туберкулезного поражения мозга. В то время, как он находился на смертном одре, некто В. Буренин в газете «Новое время» огульно обвинил поэта в симуляции, назвав его “паразитом”, представляющимся больным, калекой, умирающим, чтобы жить за счет благотворительности.
 Поговаривали, что Буренин мстил Надсону за то, что тот задел его самолюбие в фельетоне, опубликованном в киевской газете «Заря», где поэт был литературным обозревателем.
 Чудовищная клевета добила впечатлительного юношу окончательно. В бессознательном состоянии, в бреду он вспоминал фамилию обидчика. Во время многодневной мучительной агонии он иногда приходил в себя и тихо шептал: ”Скорей, скорей бы...”
 19 января 1887 года Надсон скончался. Незадолго до смерти он записал:

 Гаснет жизнь, разрушается заживо тело,
 Злой недуг с каждым днем беспощадно томит
 И в бессонные ночи уверенно смело.
 Смерть в усталые очи мне прямо глядит.
 Скоро труп мой зароют могильной землею,
 Скоро высохнет мозг мой и сердце замрет,
 И поднимется густо трава надо мною,
 И по мертвым глазам моим червь поползет...
 И решится загадка, терзавшая душу,
 Что там ждет нас за тайной плиты гробовой. 
 Скоро-скоро! Но я малодушно не трушу
 И о жизни не плачу с безумной тоской...

 На литературном вечере в честь Надсона Дмитрий  Мережковский прочитал стихотворение:
 
 Поэты на Руси не любят долго жить:
 Они проносятся мгновенным метеором,
 Они торопятся свой факел потушить,
 Подавленные тьмой, и рабством, и позором.
 Их участь умирать в отчаянье немом.
 Им гибнуть суждено, едва они блеснули,
 От злобной клеветы, изменнической пули
 Или в изгнании глухом.

 Владимир Маяковский в стихотворении «Юбилейное», запанибрата обращаясь к покойному Пушкину, заявил:
 
 После смерти нам стоять почти что рядом:
 вы на Пе, а я на эМ.
 Кто меж нами? с кем велите знаться?!
 Чересчур страна моя поэтами нища.
 Между нами – вот беда – позатесался Надсон.
 Мы попросим, чтоб его куда-нибудь на Ща!

 То ли зависть, то ли ревность воспрепятствовала пролетерскому поэту увидеть множество выдающихся лириков Серебряного века, в том числе и Надсона, прожившего так мало, но плодотворно. Его произведения постоянно переиздавались, а юбилейную выставку футуриста Маяковского проигнорировали, что стало дополнительным стимулом для его самоубийства.
 Кстати, и современник Маяковского, поэт Игорь Северянин тоже сетовал на свою периферийность в сравнении с Надсоном:
 
 Я сам себе боюсь признаться,
 Что я живу в такой стране,
 Где четверть века центрит Надсон,
 А я и Мирра – в стороне...
   
  Он имел в виду Мирру Лохвицкую – тоже рано умершую, старшую сестру Надежды Лохвицкой, более известной как Тэффи. Надсон тремя прижизненными изданиями своей книги и двадцатью шестью последующими дореволюционными переизданиями, если можно так выразиться, оккупировал сердца многих своих почитателей в России. В 1917 году 29-е издание его сочинений достигло невиданного по тем временам астрономического тиража – 10000.
 Многие поэтические светила поблекли на фоне ушедшего на 25-м году в вечность Семена Надсона. И верно сказал Мильор Фернандеш: «Популярные писатели обычно непопулярны среди писателей».

 В 20-летнем возрасте Надсон написал в какой-то степени пророческое стихотворение:
 
 Умер от чахотки, умер одиноко,
 Как и жил на свете круглым сиротою;
 Тяжело вздохнул, задумался глубоко
 И угас, прильнув к подушке головою.
 Кое-кто о нем припомнил… отыскались
 Старые друзья… его похоронили
 Бедно, но тепло, тепло с ним попрощались,
 Молча разошлись – и вскоре позабыли.

 Надсон как в воду глядел, но забвение ему не грозит. 150 лет прошло со дня его рождения, а его искренние строки по-прежнему резонируют со страдающими душами многих читателей.

 В христианский  сборник  духовных  песен вошло стихотворение Надсона “Друг мой, брат мой, усталый страдающий брат”, которое он написал в 22-летнем возрасте. Поэт мечтал о Втором пришествии Христа, о приходе Любви:
 
 О, мой друг! Не мечта этот светлый приход,
 Не пустая надежда одна:
 Оглянись, – зло вокруг чересчур уж гнетет,
 Ночь вокруг чересчур уж темна!

 Помню, как моя мама, еще в раннем моем детстве побудила меня выучить надсоновские поэмы “Христианка” и “Иуда”. Помню и то, с какой легкостью это мне удалось сделать благодаря певучей пластичности этих шедевров христианской лирики, и как без запинки, можно сказать, на одном дыхании, я декламировал их везде. Их христоцентричность просто поразительна. Надсон любил Христа.
 
 Христос!.. Где Ты, Христос, сияющий лучами
 Бессмертной истины, свободы и любви?..
 Взгляни, – Твой храм опять поруган торгашами,
 И меч, что ты принес, запятнан весь руками,
 Повинными в страдальческой крови!..

 Взгляни, кто учит мир тому, чему когда-то
 И Ты учил его под тяжестью креста!
 Как ярко их клеймо порока и разврата,
 Какие лживые за страждущего брата,
 Какие гнойные открылися уста!..

 О, если б только зло!.. Но рваться всей душою
 Рассеять это зло, трудиться для людей, –
 И горько сознавать, что об руку с Тобою
 Кричит об истине, ломаясь пред толпою,
 Прикрытый маскою, продажный фарисей!..

 Тема подвига  и  трагедия  предательства – как эти проблемы волновали и волнуют  человечество  своей  актуальностью! Недаром Надсон был самым популярным поэтом своего времени.
 Жемчужины его поэтического творчества рождались в горниле страданий. Раннее сиротство он характеризует так:
 
 Тяжелое детство мне пало на долю:
 Из прихоти взятый чужою семьей,
 По темным углам я наплакался вволю,
 Изведав всю тяжесть подачки людской.

 Комментируя эти строки, замечу, что уже в 11-летнем возрасте, потеряв мать, он стал круглым сиротой.
 В связи с 150-летием со дня рождения поэта снова возникает вопрос: почему у него такая горькая судьба? Почему он так мало прожил? Я много размышлял об этом. И не могу пройти мимо того факта, что его родной отец умер в клинике для душевнобольных, когда мальчику было всего два года. Вторичный выбор матери также оказался неудачным: отчим поэта тоже страдал тяжелым психическим расстройством, терроризировал супругу дикими сценами ревности и преследования, и драматически покончил жизнь самоубийством. Как знать – не достались ли Семену эти гены отягченной наследственности, и не случилось бы с ним то, что произошло с поэтом Константином Батюшковым, который деградировал и в течение сорока лет был помешанным. Это его имел в виду Пушкин, когда писал: «Не дай нам, Бог, сойти с ума». Тогда генетической экспертизы не было, а предпосылки для душевных расстройств имели многие рано скончавшиеся поэты вроде Лермонтова, Байрона, и самого Пушкина. Многие из них, подобно Надсону, не раскрыли своего творческого потенциала, но «…любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8:28).
 Еще говорят: больше жить – больше грешить. И – наоборот. Возможно, поэтому в чистой и высоконравственной поэзии Надсона нет той грязи и мути, которая отличает произведения некоторых корифеев литературы. Качество «книги жизни» каждого из нас не зависит от количества страниц, а от ее содержания. И содержанием короткой, но яркой жизни Семена Надсона был Спаситель Иисус Христос, Который был ему безгранично дорог.  Как вечен Христос, так и непреходяща поэзия, звучащая во славу Ему. Не сомневаюсь в том, что теперь, с высоты вечности, он с чувством удовлетворения видит пройденный земной путь, о котором можно сказать его же словами: «Как мало прожито – как много пережито».
 “Страдающий плотью  перестает  грешить”,  –  свидетельствует Апостол. И, слава Богу, за короткий и творческий путь поэта, который сделал, что мог! И в заключение еще приведу его пророческие строчки:
 
 Не говорите мне: «он умер». Он живет!
 Пусть жертвенник разбит – огонь еще пылает
 Пусть роза сорвана – она еще цветет.
 Пусть арфа сломана – аккорд еще рыдает!..