Мишаня. 4 часть

Галина Медикова
Эх, ты, банька деревенская! Нет, нет, не та, что белоснежно выбелена внутри, а та, которая топится по-чёрному. Помните, когда потолки и стены покрыты слоем жирной сажи? Помыться в такой баньке не сведущему человеку совсем непросто.

В прежние времена баню ставили в конце огорода или же на берегу речки. Это делалось специально на случай пожара.
 
При строительстве бани сначала подводили сруб под крышу, а затем к нему пристраивали дощатый предбанник. Ну, это постройка что-то вроде сеней. В стенах сруба прорубали небольшое окно, а ближе к потолку – маленькое сквозное отверстие, которое называлось отдушиной. Дверь устраивали низкую, чтобы тепло внутри дольше держалось.

Важное место в бане занимала печка. Её выкладывали из кирпича. Сверху вмазывали котёл для воды, а внизу, ровно под котлом было чело печки. Чело служило  для топки. Дрова в печке укладывали колодцем. Под них подсовывали растопку и разжигали. Растопкой называли берёзовую кору или по-другому бересту. Когда дрова разгорались, густой, тёплый дым постепенно поднимался к потолку. Наружу он выходил через ту самую отдушину.

Со временем на стенах и потолке накапливалась чёрная сажа. Поэтому-то и говорили: баня топится по-чёрному.

Рядом с печкой располагался полОк. Это настил такой из досок для любителей попариться. На полкЕ обычно стоял таз с дубовым или берёзовым веником. Его ошпаривали кипящей водой. Веник отмякал, а по бане расползался душистый запах.
 
В углу на полу стоял здоровущий чугун, в котором готовили щёлок. Для тех, кто не знает, что это такое, поясню. В чугун насыпали золу, а потом заливали её крутым кипятком. Вода от золы делалась мягкой. Ею ополаскивали волосы, которые после мытья становились шелковистыми на ощупь. Щёлок ранее использовали вместо шампуня.

Пол застилали толстыми досками. Вдоль стен стояли деревянные скамейки. Нехитрый скарб бани дополняли фляги с холодной водой, ковшик да самодельные тазы.
 
Ранее в короткие дни в качестве освещения помещения использовали керосиновый фонарь или лампу. Но пришло время, когда в бани начали проводить электрический свет. Делалось это просто: к концам длинного провода подсоединяли, с одной  стороны - патрон с лампочкой, а с другой - вилку. Лампочку крепили  под потолком в бане. Провод протягивали через весь огород к дому, а затем  упрочивали в сенях возле розетки. Так было удобнее, потому что включить и отключить свет в бане, при необходимости, можно было без затей.
 
Вот такую баньку и поставил Мишаня за двором в огороде. А Валюша, как водится в деревне, топила баню по субботам, а иногда по надобности. Так как семья была большой, то мылись все поочерёдно. Первыми шли старшие дети, а вслед за ними отправлялись и взрослые…

Мишаня любил попариться. Ковшом он поддевал воду и поддавал на каменку. Вода сердито шипела на горячих камнях, а жгучий пар поднимался к самому потолку. Постепенно пар опускался ниже, обжигая уши и лицо, и заполняя собой малое пространство  баньки. Вот тут-то в ход шёл обваренный веник. Всякая хандра уходила прочь, не выдержав такого напора. Сидя на пОлке, мужик хлестал своё тощее тело и вкривь и вкось. Когда от жары становилось невтерпёж, он спускался вниз на скамейку.

Мишаня приходил домой распаренным и довольным. А на столе его ждал пузатый самовар. Прихлёбывая горячий чай,  мужчина на время забывал обо всём, предаваясь тайным мечтаниям…


Да, теперь такую баньку не найти. Вместо берёзовых дров ныне всё чаще стали использовать газовое отопление. Да и в самой бане стены белые, словно в светлице.