Когда мужчина с утра поёт

Магда Кешишева
  Марина и Герман полюбили друг друга с первого взгляда. Произошло это случайно, у общих знакомых, куда они были приглашены. Марину пригласил Саша, сын хозяйки дома, с которым она училась в одном институте, а Германа - двоюродного брата Саши - позвала мама Саши, тётя Сусанна.
  Марина не очень хотела тот вечер проводить вне дома и поэтому сказала, что у неё дела и не обещает, но постарается зайти.
  Герман же сразу отказался от визита, т.к. накануне весь вечер просидел со школьными друзьями, а этот  хотел провести с родителями. Но мама его уговорила веским доводом - нельзя отказывать близким людям без видимой причины.

  Герман уступил просьбе мамы и, купив красивый букет сирени, к семи вечера позвонил в дверь Саши.
  Марина долго колебалась, потом решила пойти. Она очень быстро привела себя в порядок, забежала в магазин, купила коробку "Зефира в шоколаде" и позвонила в ту же дверь, но в восемь часов вечера.

  Герман и Марина посмотрели друг на друга и этого оказалось достаточно. От гостей они вышли вместе и Герман  пригласил её на следующий день, как он сказал,- "пройтись по городу и поболтать о том, о сём."
  Встретились, прошлись, поболтали. Им было хорошо вместе, комфортно, интересно.

  Через четыре месяца молодые люди решили пожениться. Дальше было всё, как полагается: свадьба - весёлая, шумная, вкусная, с тостами, песнями, танцами, криками "горько!"

  Молодожёны жили в однокомнатной квартире Германа. За стеной, в большой трёхкомнатной квартире жила известная в республике арфистка. Она, уже пожилая женщина, всё ещё преподавала в консерватории, присутствовала на концертах своих бывших студентов, давала мастер - классы и возвращалась домой  к полуночи. Конечно, утром ей хотелось высыпаться, но ей мешал...Герман.
 
  Герман очень любил петь, знал много песен и голос у него был "очень приличный", как говорили друзья. "Репертуар" у него был богатый - мелодичные украинские народные песни, русские романсы, арии из опер, эстрадные песни, песни военных лет...
  До женитьбы Герман чаще ночевал у родителей. Женившись, жил в своей квартире. У него была привычка петь везде и всегда. Причём, он именно пел, в полный голос, а не напевал себе под нос.

  Утром, только проснувшись, он затягивал:
  - Счастье моё я нашёл в этой встрече с тобой...
  или - Не уходи, тебя я умоляю...
  Вдруг раздавался стук в стенку. Это сердитый муж арфистки призывал к порядку.
  Марина просила Германа петь потише, но он считал, что хорошая песня, хорошо исполненная, не может мешать.

  Однажды Марина встретила соседку. Та, интеллигентно улыбаясь, очень мягко сказала:
  - Деточка, ваш муж прекрасно поёт! Но, понимаете, у меня такая работа, что я вынуждена задерживаться и потому ложусь не раньше полуночи. Я прошу вас, попросите его не так громко петь, пожалуйста.
  Марина сначала смутилась, затем  улыбнулась и несколько смело и неожиданно ответила:
  - Это же хорошо, когда мужчина с утра поёт! Значит у него была замечательная ночь, он с настроением поработает, а вечером с радостью будет спешить домой!
  Женшина мягко улыбнулась, покачала головой и как-то странно произнесла:
  - Ну, ну...

  Прошло три дня. В город приехала на гастроли известная американская певица. Она давала всего два концерта. Герман через друзей достал билеты. Утром, провожая  мужа на работу, Марина напомнила:
  - Гера, сегодня концерт, постарайся вернуться чуть раньше, чтобы успеть поесть, спокойно одеться ... ну ты понимаешь.
  - Хорошо, если получиться пораньше выйду.

  Вечером, перепрыгивая через ступени, Герман спешил домой. Вдруг навстречу спускается соседка. На ходу он с ней здоровается и бежит дальше.
  Марина встретила мужа словами:
  - Молодец, рано пришёл! Давай, мой руки, поедим и соберёмся.
  Сели кушать и Герман говорит:
  - Сейчас встретил на лестнице нашу артистку, поздоровался, а она как-то странно на меня посмотрела и усмехнулась.


  Марина передала свой недавний разговор с соседкой. Герман округлил глаза:
  - Марин, ты так и сказала!? С ума сошла! Она  же из старинного дворянского рода, ей в обед сто лет! Она, наверное, возмутилась!
  - Герочка, расслабься, пожалуйста. Ей, конечно, не 25 и даже не 75,но тётка она с юмором и всё нормально восприняла.

   На следующий день в 11 часов утра кто-то позвонил в дверь Марины. Она открыла - на пороге стояла артистка.
  - Ой, здравствуйте, проходите, пожалуйста, - сказала Марина.
  - Нет, нет, я тороплюсь. Деточка, я видела, как вчера ваш муж бежал по лестнице, перепрыгивая через ступени... Пусть он поёт! Будьте счастливы, деточка.
   С этими словами соседка повернулась и медленно стала спускаться по лестнице, а Марина, немного грустно улыбаясь,  провожала её взглядом.

   Всё это женщина вспомнила через много лет, когда по радио зазвучали звуки арфы. Это было что - то непередаваемо красивое... И всплыл в памяти образ старой арфистка. Марина силилась вспомнить её имя, но не смогла. Но она помнила давний рассказ мужа о ней. Во - первых, её тогда удивило, что фамилию соседки надо произносить с ударением на первый слог - ЭРдели. Второе - венгерское происхождение арфистки. Вечером, во время, ужина Марина спросила мужа:
 - Герочка, ты не помнишь, как наша Эрдели оказалась в Тбилиси?
 - А с чего это ты её вспомнила?
 - Сегодня днём передавали концерт ... и так красиво звучала арфа, что мне вспомнилась наша Эрдели.
 - Всего я не знаю, но кое - что мне известно. Знаю, что она из династии известных арфисток, которые учились и работали в Москве, в самом начале 20 века. Одна из них закончила Московскую консерваторию, потом там преподавала, была профессором ... Что ещё ... Да, для неё - она сама рассказывала маме - специально писали  свои произведения композиторы. И, представь себе, не какие - то малоизвестные музыканты, а, например, Кюи и Ипполитов - Иванов. А в Тбилиси она оказалась банально: вышла замуж за консерваторского студента - грузина.
 - Да, муж у неё был - что надо! Настоящий аристократ! ... Эта его шляпа ... трость...
 - Верно. Но и она: рост, ровная спина, походка, скупая жестикуляция красивых рук и сдержанная улыбка...
 - У неё и вправду были очень красивые руки: узкая ухоженная кисть, длинные тонкие пальцы. А маникюр - всегда свежий, цвета луковой шелухи. Всё говорило о том, что она голубых кровей.
 - Я не могу с уверенностью сказать, но, вроде, и сейчас в Московской консерватории работает кто - то из её родственников. Тоже арфистка, которая долго была солисткой Симфонического Оркестра Радио и Телевидения и работала с известными дирижёрами - Гауком, Глиэром и Мравинским.
 - Герочка, знаешь ли ты, что прекрасной пианисткой и арфисткой была сестра Грибоедова, Мария?
 - Честно говоря, впервые слышу. Она была его старшей или младшей сестрой?
 - Мария на три года старше брата. Кстати, они были очень близки и именно Мария первая узнала о том, что брат пишет "Горе от ума".

  P.S. Дорогие мои читатели, настоятельно прошу вас прочесть книгу Владимира
       Зисмана "Путеводитель по оркестру и его задворкам". Книга настолько 
       нетривиальна, написана таким ярким языком, со своеобразным юмиром и
       представляет собой кладезь познавательных музыкальных знаний, что
       невозможно найти аналогий. Читать будете, не отрываясь. Это я вам обещаю,
       но, посколько речь шла об арфе, обратите внимание на главу - "Ниша арфы в
       в оркестре", которая, по словам автора несёт "образ райского блаженства,
       неги, любви и прочих положительных эмоций".