Марина и Герман полюбили друг друга с первого взгляда. Произошло это случайно, у общих знакомых, куда они были приглашены. Марину пригласил Саша, сын хозяйки дома, с которым она училась в одном институте, а Германа - двоюродного брата Саши - позвала мама Саши, тётя Сусанна.
Марина не очень хотела тот вечер проводить вне дома и поэтому сказала, что у неё дела и не обещает, но постарается зайти.
Герман же сразу отказался от визита, т.к. накануне весь вечер просидел со школьными друзьями, а этот хотел провести с родителями. Но мама его уговорила веским доводом - нельзя отказывать близким людям без видимой причины.
Герман уступил просьбе мамы и, купив красивый букет сирени, к семи вечера позвонил в дверь Саши.
Марина долго колебалась, потом решила пойти. Она очень быстро привела себя в порядок, забежала в магазин, купила коробку "Зефира в шоколаде" и позвонила в ту же дверь, но в восемь часов вечера.
Герман и Марина посмотрели друг на друга и этого оказалось достаточно. От гостей они вышли вместе и Герман пригласил её на следующий день, как он сказал,- "пройтись по городу и поболтать о том, о сём."
Встретились, прошлись, поболтали. Им было хорошо вместе, комфортно, интересно.
Через четыре месяца молодые люди решили пожениться. Дальше было всё, как полагается: свадьба - весёлая, шумная, вкусная, с тостами, песнями, танцами, криками "горько!"
Молодожёны жили в однокомнатной квартире Германа. За стеной, в большой трёхкомнатной квартире жила известная в республике арфистка. Она, уже пожилая женщина, всё ещё преподавала в консерватории, присутствовала на концертах своих бывших студентов, давала мастер - классы и возвращалась домой к полуночи. Конечно, утром ей хотелось высыпаться, но ей мешал...Герман.
Герман очень любил петь, знал много песен и голос у него был "очень приличный", как говорили друзья. "Репертуар" у него был богатый - мелодичные украинские народные песни, русские романсы, арии из опер, эстрадные песни, песни военных лет...
До женитьбы Герман чаще ночевал у родителей. Женившись, жил в своей квартире. У него была привычка петь везде и всегда. Причём, он именно пел, в полный голос, а не напевал себе под нос.
Утром, только проснувшись, он затягивал:
- Счастье моё я нашёл в этой встрече с тобой...
или - Не уходи, тебя я умоляю...
Вдруг раздавался стук в стенку. Это сердитый муж арфистки призывал к порядку.
Марина просила Германа петь потише, но он считал, что хорошая песня, хорошо исполненная, не может мешать.
Однажды Марина встретила соседку. Та, интеллигентно улыбаясь, очень мягко сказала:
- Деточка, ваш муж прекрасно поёт! Но, понимаете, у меня такая работа, что я вынуждена задерживаться и потому ложусь не раньше полуночи. Я прошу вас, попросите его не так громко петь, пожалуйста.
Марина сначала смутилась, затем улыбнулась и несколько смело и неожиданно ответила:
- Это же хорошо, когда мужчина с утра поёт! Значит у него была замечательная ночь, он с настроением поработает, а вечером с радостью будет спешить домой!
Женшина мягко улыбнулась, покачала головой и как-то странно произнесла:
- Ну, ну...
Прошло три дня. В город приехала на гастроли известная американская певица. Она давала всего два концерта. Герман через друзей достал билеты. Утром, провожая мужа на работу, Марина напомнила:
- Гера, сегодня концерт, постарайся вернуться чуть раньше, чтобы успеть поесть, спокойно одеться ... ну ты понимаешь.
- Хорошо, если получиться пораньше выйду.
Вечером, перепрыгивая через ступени, Герман спешил домой. Вдруг навстречу спускается соседка. На ходу он с ней здоровается и бежит дальше.
Марина встретила мужа словами:
- Молодец, рано пришёл! Давай, мой руки, поедим и соберёмся.
Сели кушать и Герман говорит:
- Сейчас встретил на лестнице нашу артистку, поздоровался, а она как-то странно на меня посмотрела и усмехнулась.
Марина передала свой недавний разговор с соседкой. Герман округлил глаза:
- Марин, ты так и сказала!? С ума сошла! Она же из старинного дворянского рода, ей в обед сто лет! Она, наверное, возмутилась!
- Герочка, расслабься, пожалуйста. Ей, конечно, не 25 и даже не 75,но тётка она с юмором и всё нормально восприняла.
На следующий день в 11 часов утра кто-то позвонил в дверь Марины. Она открыла - на пороге стояла артистка.
- Ой, здравствуйте, проходите, пожалуйста, - сказала Марина.
- Нет, нет, я тороплюсь. Деточка, я видела, как вчера ваш муж бежал по лестнице, перепрыгивая через ступени... Пусть он поёт! Будьте счастливы, деточка.
С этими словами соседка повернулась и медленно стала спускаться по лестнице, а Марина, немного грустно улыбаясь, провожала её взглядом.
Всё это женщина вспомнила через много лет, когда по радио зазвучали звуки арфы. Это было что - то непередаваемо красивое... И всплыл в памяти образ старой арфистка. Марина силилась вспомнить её имя, но не смогла. Но она помнила давний рассказ мужа о ней. Во - первых, её тогда удивило, что фамилию соседки надо произносить с ударением на первый слог - ЭРдели. Второе - венгерское происхождение арфистки. Вечером, во время, ужина Марина спросила мужа:
- Герочка, ты не помнишь, как наша Эрдели оказалась в Тбилиси?
- А с чего это ты её вспомнила?
- Сегодня днём передавали концерт ... и так красиво звучала арфа, что мне вспомнилась наша Эрдели.
- Всего я не знаю, но кое - что мне известно. Знаю, что она из династии известных арфисток, которые учились и работали в Москве, в самом начале 20 века. Одна из них закончила Московскую консерваторию, потом там преподавала, была профессором ... Что ещё ... Да, для неё - она сама рассказывала маме - специально писали свои произведения композиторы. И, представь себе, не какие - то малоизвестные музыканты, а, например, Кюи и Ипполитов - Иванов. А в Тбилиси она оказалась банально: вышла замуж за консерваторского студента - грузина.
- Да, муж у неё был - что надо! Настоящий аристократ! ... Эта его шляпа ... трость...
- Верно. Но и она: рост, ровная спина, походка, скупая жестикуляция красивых рук и сдержанная улыбка...
- У неё и вправду были очень красивые руки: узкая ухоженная кисть, длинные тонкие пальцы. А маникюр - всегда свежий, цвета луковой шелухи. Всё говорило о том, что она голубых кровей.
- Я не могу с уверенностью сказать, но, вроде, и сейчас в Московской консерватории работает кто - то из её родственников. Тоже арфистка, которая долго была солисткой Симфонического Оркестра Радио и Телевидения и работала с известными дирижёрами - Гауком, Глиэром и Мравинским.
- Герочка, знаешь ли ты, что прекрасной пианисткой и арфисткой была сестра Грибоедова, Мария?
- Честно говоря, впервые слышу. Она была его старшей или младшей сестрой?
- Мария на три года старше брата. Кстати, они были очень близки и именно Мария первая узнала о том, что брат пишет "Горе от ума".
P.S. Дорогие мои читатели, настоятельно прошу вас прочесть книгу Владимира
Зисмана "Путеводитель по оркестру и его задворкам". Книга настолько
нетривиальна, написана таким ярким языком, со своеобразным юмиром и
представляет собой кладезь познавательных музыкальных знаний, что
невозможно найти аналогий. Читать будете, не отрываясь. Это я вам обещаю,
но, посколько речь шла об арфе, обратите внимание на главу - "Ниша арфы в
в оркестре", которая, по словам автора несёт "образ райского блаженства,
неги, любви и прочих положительных эмоций".