Победа Эрдогана и история Турции

Прудников Владимир
Введение:

10 августа 2014 года, Реджеп Тайип Эрдоган одержал победу на президентских выборах. Премьер-министру хватило одного тура, чтобы стать двенадцатым главой турецкого государства.
Можно объяснять результат выборов личной популярностью харизматика Эрдогана, значительными успехами его партии или слабостью оппозиции и все это будет верно. Однако этих факторов будет недостаточно. Стремительный взлет Реджепа Тайипа Эрдогана стал логическим итогом важнейших процессов. Чтобы понять суть этих процессов нам придется обратиться и к новейшей истории Турции и для начала вернуться на 90 лет назад.


Ататюрк и ислам

3 марта 1924 года, по инициативе первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, был упразднен халифат. Турецкий султан, помимо светской власти лишился и титула лидера правоверных. Это был последний гвоздь в крышку гроба Османской империи. Последовавшие за этим события можно сравнить с Петровскими реформами в России или революцией Мэйдзи в Японии. Ататюрк планомерно уничтожал османскую Турцию, его реформы коснулись: алфавита, одежды, социального уклада, политического строя и что самое важное- религии. Турция была провозглашена светским государством, духовенство лишилось своих земель, исчезли шариатские суды и религиозные ордена. Положение о лаицизме было даже включено в конституцию нового государства.
Однако исламская Турция не сдавалась. Из всех реформ Ататюрка, именно эта вызвала наибольшее сопротивление общества. Тем не менее, пока Ататюрк был у власти, религиозная оппозиция не имела шансов на успех. Сменивший великого реформатора на посту президента Исмет Иненю, хранил верность принципам кемализма и был этатистом в экономических вопросах. Этот мудрый политик сумел сохранить нейтралитет Турции во время Второй мировой войны, но уже вскоре после ее окончания, Турция вступила в полосу нестабильности.


50-ые годы. Триумф и крах оппозиции

Как только Иненю ослабил политический режим, оппозиция вступила в борьбу за власть. Лидером несогласных стал последний премьер-министр Ататюрка Джеляль Баяр, сторонник либеральной экономики. Созданная им Демократическая Партия одержала победу над Народно-республиканской партией кемалистов. Баяр стал президентом, а его соратник Мендерес возглавил правительство. Поначалу дела шли хорошо, но после убедительной победы на парламентских выборах 1954 года, демократическая администрация столкнулась с экономическим кризисом. Засуха привела к нехватке зерна, в городах начался товарный дефицит. Исмет Иненю реорганизовал республиканце и готовился взять реванш. Ответом власти стало закручивание гаек. Премьер-министр Мендерес ввел в стране цензуру, но недовольство продолжало нарастать. Тогда премьер, стремясь вернуть былую популярность, обратился к сфере религии. Правительство разрешило строительство мечетей, призывы к молитвам вновь зазвучали на арабском языке, религиозные праздники и обряды возрождались по всей стране. Мендерес хотел лишь завоевать голоса консервативно настроенного населения, но последствия его действий оказались куда более значительны. Мендерес реабилитировал ислам и он постепенно начал превращаться в политическую силу. Впрочем это не спасло демократов. В 1960 году генерал Джемаль Гюрсель осуществил военный переворот. Во главе Турции встала военная хунта, а Мендерес был повешен. Следующие 40 лет турецкой истории можно назвать эпохой военных переворотов.


60-ые годы. Кризис продолжается

Уже в 1961 году демократия была восстановлена, правда новым президентом стал все тот же генерал Гюрсель. Ему досталось трудное наследство в виде разваливающейся экономики, к экономическому кризису вскоре присоединился и перманентный политический. Все 60-ые годы Турцию сотрясали смены правительств. Правительственная чехарда дала шанс демократам. Переименовавшись в Партию Справедливости и обретя нового лидера - Сулеймана Демиреля, они вернули себе власть. Но  армия не дремала и угроза военного переворота уже в 1971 обрушила правительство. Таким образом, шестидесятые годы закончились для страны также, как и пятидесятые.


70-ые годы. Волна террора

Рост цен на нефть в 1973-1974 добил национальную экономику. Оккупация Северного Кипра добавила к череде кризисов еще и внешнеполитический. Радикальные группировки: ультраправые и ультралевые вырастали в благодатной почве кризиса, как грибы после дождя. Но главным событием 70-ых стало появление первой исламской партии. Подпольные исламские группировки вышли на свет, объединившись в Партию национального порядка. Ислам удивительным образом синтезировался с идеями коммунизма и находил отклик в сердцах социально незащищенных слоев населения, жаждущих перемен. Но час триумфа исламистов пока не наступил. И без них, хватало желающих опрокинуть здание турецкой государственности. Ультралевые радикалы избрали своим методом террор. Последователи "Красных бригад" нападали на полицейских, а создание неофашистских группировок привело к кровавым столкновениям на улицах турецких городов. Волна политического насилия унесла 5 000 жизней. Тем временем, парламентский кризис на 6 месяцев оставил страну без правительства. Партии не могли прийти к согласию, а политические убийства уносили десятки жизней каждый день. Оставался лишь один выход. Генерал Кенан Эврен установил власть армии. Уже третье десятилетие заканчивалось военным переворотом.


80-ые годы. Репрессии и курдский вопрос

Переворот 1980 оказался самым жестким из всех. 50 человек были казнены, тысячи подвергались пыткам и пропадали без вести, несколько сотен тысяч отправились в тюрьмы. Тем не менее экономика начала восстанавливаться, как и политическая стабильность. Принятая в 1982 году конституция существует и по сей день. Однако новое десятилетие принесло и новые проблемы. Вторая половина 80-ых ознаменовалась курдским сепаратизмом. В ряды РПК встали тысячи вооруженных повстанцев. В 1989 президентом Турции стал Тургут Озал. Его президентству суждено будет стать самым эффективным за последние 60 лет.


90-ые годы. Время перемен

"Я люблю богачей" говорил Тургут Озал. Поклонник рыночной экономики и эффективный руководитель, он вывел экономику страны на уровень Османской империи 1908 года. Озал предложил новые подходы и к внешнеполитическим проблемам. Под знаменем пантюркизма он стремился увеличить роль Турции в Средней Азии и на Балканах. Казалось, Озалу суждено привести Турцию к новым рубежам, обновив наследие Ататюрка, но в 1993 он скоропостижно скончался. Два года назад в останках политика было обнаружено сразу 4 вида вредных веществ — америций, полоний, кадмий и инсектицид ДДТ.
Но жажда перемен не умерла вместе с Озалом. Правда теперь общество обратилось к другим реформаторам. В 1995 относительное большинство в Меджлисе получила исламистская Партия Благоденствия, а уже через год Неджметтин Эрбакан стал первым исламистом в кресле главы правительства Турции. Эрбакан также выдвинул свою внешнеполитическую концепцию, предложив создать "Мусульманскую восьмерку", но уже в 1997 "мягкий" военный переворот лишил его власти."Партия Благоденствия" была распущена, а Эрбакану запретили заниматься политикой из-за "нарушения светского режима". Нужно заметить, что ему все же удалось сыграть важную роль в истории Турции. Эрбакан привел в политику Реджепа Эрдогана.


2000-ые годы. Триумф исламистов

Имя выходца из бедного района Стамбула, убежденного исламиста Эрдогана прогремело на всю страну в 1994, после его победы на выборах  мэра Стамбула. Когда военные сместили "крестного отца" Эрдогана, мэр Стамбула попал в тюрьму, но выйдя на свободу он стал фигурой национального масштаба. Учрежденная им Партия Справедливости и Развития в 2002 выиграла парламентские выборы, а Эрдоган вскоре возглавил правительство. После этого, вот уже 12 лет, он не знал поражений на выборах. Экономика страны вступила в полосу роста, правительство победило гиперинфляцию и получило от журнала Economist звание "лучшего правительства за последние 50 лет". Эрдоган начал диалог с курдами и выдвинул амбициозные цели во внешней политике. Демонстративно покинув Давосский форум во время выступления Шимона Переса и послав в сектор Газа "Флотилию свободы", Эрдоган стал героем арабской улицы. Он вернул исламу ключевую роль в турецком обществе и нанес сокрушительный удар по армии. Эрдоган сполна отплатил за свое тюремное заключение, отправив за решетку военную элиту, обвиненную в заговоре. Армия перестала быть субъектом политики. Кроме того  началось преследование организаторов предыдущих переворотов. Совсем недавно получил срок генерал Кенан Эврен. Эрдоган не выглядит поклонником Ататюрка. Его идеал- Османская Империя эпохи расцвета. Неслучайно внешнеполитическая доктрина Эрдогана и его министра иностранных дел - блестящего интеллектуала Ахмеда Давутоглу получила название "неоосманизм".


2010-ые. Черная полоса для Эрдогана

Конфликт с Египтом и Сирией из-за поддержки местных исламистов привел к провалу политики "ноль проблем с соседями", а 2013 год стал особено неудачным для Эрдогана. Вырубка парка Гези в центре Стамбула привела к многолюдным протестам на площади Таксим. Аресты людей из окружения премьер-министра по обвинению в коррупции и подозрения в адрес него самого и его сына ударили по престижу ПСР и показали, что у Эрдогана появился новый противник- богослов Фетхуллах Гюлен имеющий многочисленных сторонников внутри силовых структур. Тем не менее партия власти выиграла муниципальные выборы в мае 2014. Новая волна критики обрушилась на главу правительства после трагедии на шахте в Соме. Его попытки ввести регулирование Интернета и взять под контроль судебную систему насторожили часть общества.  Но Эрдоган подтвердил свою репутацию "тефлонового политика", выиграв президентские выборы 2014 года.


Заключение:

Реформы Мустафы Кемаля Ататюрка не были доведены до конца. В результате них появилось две Турции: вестернизированная Турция западного побережья и консервативная Турция на остальной территории страны. Преемники Ататюрка не смогли должным образом распорядиться его наследием, что и привело страну к 50-летнему кризису. Страна жаждала перемен и только армия могла удержать статус кво. Ренессанс турецкого исламизма привел к победе ПСР в 2002 году, после чего Турция Ататюрка начала проигрывать в борьбе с Турцией Сулеймана Великолепного. Победы Эрдогана это реванш тех, кто тоскует по Турции до реформ, но протесты на площади Таксим и 48% полученных оппозиционными кандидатами на минувших выборах показывают, что светская оппозиция не сдастся без боя. Нескорые эксперты говорят, что победа Эрдоган на выборах 10 августа подвела черту под его неудачами, но так ли это? Удастся ли амбициозному экс-премьеру изменить конституцию и превратить Турцию в президентскую республику? Реджепа Тайипа Эрдогана подстерегает целый ряд сложностей. Он может потерять контроль над ПСР. Его партия может проиграть выборы 2015 года. В обоих случаях Эрдоган рискует оказаться церемониальной фигурой, лишенной рычагов влияния. Амбиции и характер Эрдогана не дадут ему стать надпартийной фигурой и наладить контакт со всеми политическими силами. Но удастся ли ему стать "новым султаном"? "Новым фараоном" называли Хосни Мубарака, чья судьба ни для кого не секрет. Последнего человека, который не принадлежа к армии пытался стать диктатором Турции звали Аднан Мендерес и его путь закончился на виселице. С другой стороны, Турция уже не та, что была в 60-ых. Сможет ли Эрдоган окончательно уничтожить Турцию Ататюрка и создать Турцию Эрдогана или же он падет жертвой внутрипартийных конфликтов или удара воскреснувшей старой гвардии? Время покажет.