Выбор

Валерий Петрович 2
Дороги, которые мы выбираем!

СОЛО НА ПАМИРЕ
      

 Горы и альпинизм... Для многих – это главное увлечение в жизни. Магнетизм воздействия гор непреодолим. Редко кто, из  увидевших громадные пики и сверкающие ледники, еще хоть раз не возвращался к ним или хотя бы не мечтал об этом. Занятия альпинизмом и горный туризм возможны в самых различных горных районах. В тоже время существуют классические горные страны, известные всему альпинистскому миру. Одна из них – это Памир.
        Как горная страна, Памир интересен, в первую очередь, уникальными природными феноменами, такими, как ледник Федченко – крупнейший горно-долинный ледник мира, обширное Памирское фирновое плато, лежащее на заоблачной высоте в 6000 метров над уровнем моря, Заалайский хребет, на протяжении двухсот километров имеющий среднюю высоту около 6000 метров и другими.
        Красотой своей памирские вершины не уступают любому горному району мира, что же касается спортивной стороны дела, то только маршрутов высшей в альпинизме категорий трудности, здесь около шестидесяти. Гордостью Памира являются три его семитысячника (пики Коммунизма, Ленина, Корженевской ), а также двадцать пять его вершин с высотами более 6500 метров. По всем этим да и другим критериям – Памир первоклассный горный район, пользующийся мировой известностью. Постоянное стремление альпинистов и горных туристов десятков стран побывать на Памире – лучшее тому подтверждение.
         Побывал здесь и Ваш покорный слуга – автор этих строк, реализуя свою давнишнюю мечту – покорить пик Ленина.
         Необыкновенной красоты картина открывается перед человеком, впервые шагнувшим на одну из вершин Памира. Холодный мрачный и враждебный мир открывается перед его взором. Задыхаясь от нехватки кислорода на такой высоте и не осознавая для себя ни пространства, ни времени, ты в оцепенении взираешь вокруг лишь смутно осознавая, что существуешь на самом деле. Что перед тобой – где-то там внизу, застыла Сама Вечность, укрытая вековыми снегами и льдами. Невольно напрашивается мысль, что пройдет еще не одно столетие, прежде чем человечество откроет сюда двери, дабы войти в этот «потусторонний» мир для его освоения.
          Путь сюда чрезвычайно труден и опасен. Единственная дорога, ведущая в этот край – это Памирский тракт. И те 280 километров, чтобы попасть в местечко Ачик-Таш у подножья пика Ленина, преодолеваются через множество ущелий и перевалов, один из которых Талдык, находящийся на высоте  3650 метров с пятнадцатью витками серпантина. Спустившись в Алайскую долину, зажатую с севера Памиро-Алаем, а с юга отрогами Заалайского хребта, эта дорога, как две артерии (одна ветвь уходит в Китай), несет животворную кровь проживающим здесь в долине кочевым племенам: киргизам, таджикам и другим народам.
           По левому берегу Чон-Алайского района дорога еще раз разветвляется и пологим склоном ведет к леднику имени Ленина. Отсюда, от оконечности его пятнадцатикилометрового языка, открывается величественный вид на пик Ленина. Северные склоны гигантской вершины высятся четырехкилометровой стеной, покрытой сплошным снеговым настом; скалы чернеют только на ребрах его северных отрогов, выходящих к верховьям ледника, и вблизи самой вершины, там, где с востока к ней примыкает короткий, но крутой взлет гребня.
             Один из маршрутов восхождения на вершину пролегает среди ледяной и заснеженной пустыни испещренной многочисленными явными и скрытыми       (потому чрезвычайно опасными) бездонными трещинами. Сам процесс
восхождения состоит из нескольких этапов. Этапы необходимы для правильной и обязательной акклиматизации. Горной болезни (гипоксии) в той или иной степени подвержены все, независимо от весовой категории и уровня натренированности. Это как в бане, где все в своем обличии равны. Естественно, очень много зависит от того, насколько горовосходитель эффективно прошел эту акклиматизацию с учетом своих индивидуальных характеристик.
                Самый массовый и апробированный маршрут восхождения на вершину через гору Раздельную (6200 м.), которая так названа потому, что разделяет пики Ленина (7134 м.) и Дзержинского (6713м.). Промежуточных лагерей на маршруте-4 –5. Базовый лагерь «Луковая поляна» (действительно здесь в изобилии растет дикий лук) находится на высоте 3800 м. Лагерь №1 – 4200 м.; лагерь №2 – 5300 м.; лагерь №3 – 6200 м.; лагерь №4 – 6400 м. В некоторых случаях на высоте 6500 м устанавливается лагерь № 5. Если не хватает расчетного времени, перед первым «ножом», с крутым скальным предвершинным гребнем, покрытым чрезвычайно жестким фирном и натечным льдом, делается внеплановая ночевка. Штурм вершины начинают, как правило, из лагеря №4 и, с учетом  безопасности, каждому горовосходителю  необходимо время для экстренного спуска на случай плохих погодных условий или общего самочувствия. В этих условиях необходимо рассчитывать только на свои силы и скрытые резервы.
                В период акклиматизации необходимо в каждом лагере, с набором высоты, провести какое-то время (2-3 суток). После чего опять спуститься в нижестоящий или базовый лагерь для отдыха и восстановления физических сил. Короче говоря, – это целый комплекс тактических мероприятий, требующий от человека максимальной отдачи сил и энергии. Здесь все по максимуму и на пределе независимо подъем это или спуск...
                Рассказывая о всех перипетиях восхождения и, в особой степени, если оно одиночное, когда и питание, и высотное снаряжение, и палатки необходимо забрасывать самостоятельно, обеспечивая при этом себе самостраховку при преодолении различных препятствий, включая ледовые трещины и разломы, хочется отметить, что размер газетной полосы не позволяет мне описать все события и факты, т.е. поведать их читателю. Но, поверьте, – это была, отнюдь, не увеселительная прогулка по аллеям городского парка. 4б категория трудности преодоления склонов на особо сложных участках маршрута может многое поведать людям, владеющим альпинистской классификацией. И, слава Богу, с хорошим финалом в стиле мажор, я закончил свое соло на Памире, пройдя все испытания, многое, узнав об этой чудесной неведомой доселе стране вечного льда, снегов и человеческих судеб, открывающих ее также как и я для себя и своих потомков.

               
                Петрович Валерий
                п. Шушенское