Зимняя Сказка

Сергей Кунцевич
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО

Пояснительная записка, краткое обоснование и цели мероприятия

(Педагогика)

*****

          Сценарий "Зимней сказки" написан в октябре 2001 года и стал основой коллективного творческого дела (КТД) в 5-Б классе МОУ СОШ №2 г. Ханты-Мансийска в рамках плановой работы классного руководителя по сплочению классного коллектива. Работа посвящена празднованию Нового года и дней рождения детей, появившихся на свет в декабре месяце. День Именинника в классе отмечается каждый месяц, но со временем в нем появилось много однообразия. На этот раз решено провести его по-новому.
          Творческое дело начиналось с идеи и создания необходимых сценарных материалов, потом провели ролевую дифференциацию и начали подготовку (репетиции). Заключительной частью было проведение праздника на общешкольном новогоднем вечере (альтернативный вариант) и подведение итогов.
          Главным же и самым продолжительным в деле было, имеющим к тому же максимальную воспитательную ценность, сотворчество всех участников нашего новогоднего мини-спектакля, проявившееся в процессе ежедневных репетиций, внеучебного общения. Большое значение при этом имело представление ребенку широких возможностей для поведенческой, игровой и творческой самореализации. Из личного педагогического опыта и из опыта других педагогов знаю, что если в этом возрасте не дать школьнику шанса проявить себя, попробовать в творчестве разного рода, то в старших классах, окончательно пущенная на самотек активность и инициативность ребенка катастрофически снижается, и организовать их даже на подготовку какого-нибудь отдельного пятиминутного сценического номера к школьному празднику чрезвычайно сложно. А если это неимоверными усилиями и удается, то, разучившись творить, ненаученные сценической грамоте, они представляют в итоге довольно блеклые номера, главными "достоинствами" которых часто бывают пошлость и примитивизм.
          В период подготовки, проведения КТД дети живут одной концентрированной целью, что совершенно необходимо для сплочения классного коллектива, существующего по своим законам и традициям. Каждый ученик вносит частичку своего труда в общий труд, и это обстоятельство, когда происходит не по принуждению, а по доброй воле, не может не радовать, ибо все мы, в коллективе, узнаем себя через других людей, через их отношение к нам и делам нашим:

" Радуюсь я -
                это мой труд
  Вливается в труд
                моей Республики".

               В.В.Маяковский

          Принадлежность (не формальная!) к коллективу и зависимость успешности и зрелости коллектива от каждого в нем приучает к обдумыванию поступков, собранности и ответственности. Одновременно давая ощущение значимости, нужности. Эту значимость и нужность ребенок часто ищет на улице... А школа должна давать позитивную альтернативу. Привлечение участников из старших классов продолжает добрые традиции шефства, с передачей опыта и знаний. У сверстников дети учатся, порой, охотнее, чем у взрослых: нет возрастных преград, проблем в мироощущении и понимании. А вот взрослые, даже педагоги, могут не понимать друг друга, и это настораживает. "Это мои дети!" - ответили некоторые из классных руководителей на просьбу об участии их учеников в постановке. Что за обособленность? Разве мы не делаем общее дело - ради воспитания и развития ребенка? Какая здесь может быть личная выгода? Если дети (разных возрастов) показывают нам пример сотворчества, то и труд взрослых должен быть совместным. Взрослые не имеют права создавать и разжигать конфликты там, где это непосредственно касается детей. Мы можем многое потерять в их глазах. Важно видеть общую позитивную цель и полностью сдерживать свои нездоровые амбиции.
         Любое дело должно иметь логическое завершение. В нашем деле это - выход на зрителя, даже если он будет (как и планировалось вначале) состоять только из концерта ребят одного класса и их родителей. "Мы не будем выступать? - Тогда зачем все это было?!" - типичная реакция детей в том случае, когда КТД по каким-то причинам не состоится. Одно из главных условий успешности педагогических действий по воспитанию - их обязательная завершенность. Бросать начатое - нельзя! Это отбивает всякую инициативу и желание делать что-нибудь (особенно трудное и продолжительное) в дальнейшем. Не надо забывать и о том, что каждый "артист" мечтает о самоутверждении, старается преодолеть волнение; выступить перед полным залом и заслужить аплодисменты для него - равнозначно стать лучше, способнее, сильнее - и кто из подростков не мечтает об этом? Часто так решаются какие-то свои личные психологические проблемы, появляется уверенность, уменьшается тревожность. В этом я убедился, когда на главные роли просились дети, у которых далеко не все в порядке во взаимоотношениях как дома, с родителями, так и с одноклассниками в школе. Таким образом, включаясь в КТД и выходя на активные позиции в социальной жизни классного коллектива, они частично устраняют внутренний дискомфорт, стабилизируют свое внутренне состояние.
          КТД содействует сплачиванию всех участников учебно-воспитательного процесса: детей, их родителей и учителей. Родители рады видеть своих детей в новом свете, в необычных ролях. Они, где это особенно необходимо, способны изменить оношения с собственным ребенком и значительно гармонизировать их.
          Через содержание "Зимней Сказки", наполненной Новогодним теплом и светом, на детей оказывается положительное воспитательное воздействие, резонируя с изначальным восприятием душой ребенка извечных вопросов добра и зла.

ЦЕЛИ:

1. Сплочение классного коллектива 5-Б класса через совместную творческую
   деятельность;

2. Развитие креативности в сценической деятельности;

3. Нравственное воспитание через содержание;

4. Модификация традиций;

5. Творческий отчет перед родителями;

6. Достойное чествование именинников и празднование Нового года;

7. Создание аудио- и видео- версии проекта.

*****

Продолжение следует:

           Далее будут представлены все материалы, необходимые для подготовки и проведения КТД "Зимняя Сказка" в вашей школе. Материал рассчитан для классных руководителей 5-7 классов и может быть использован для организации Новогоднего представления для родителей, или на школьной сцене на елке в  младших или средних классах.


2001 год