Экспертный обзор. Анна Маркина. Декабрь-2014

Большой Литературный Клуб
Как читатель от стихотворения я жду, прежде всего, точности. Точности технической, то есть глубокого внимания к подбору слов, к выбору тропов и технических приемов. Я ищу выдержанности выбранного стиля и отсутствия всякого рода необязательности языковой, соблюдения стилевой и попросту грамматической нормы. Но лонг-лист приличного конкурса на то и лонг-лист, что в него редко попадают стихи уж совсем неумелые. Что же тогда становится основным критерием выбора? Быть может, узнаваемость авторского стиля? Или новизна самого языкового подхода? Или серьезность содержания? Или сама тематика? Одному хочется читать про одно, другому про другое, весьма субъективный параметр. Все перечисленное влияет в определенной степени. Но главное, тот неуловимый критерий, который заставляет меня остановится на каком-либо стихе, это точность отображения жизни, не столько техническая, сколько эмоциональная. Мудрость, особенность авторского взгляда, возможность мне как читателю обжить созданный автором языковой материал. Я не люблю стихи, которые слишком в этом смысле закрыты, которые занимаются одному автору ведомым стихоплетением или уходом в какие-то далекие от обычного человеческого переживания темы, равно как и не люблю стихов, которые написаны так, что они ожидаемо нравятся всем, потому что и в этом своя неправда.

Художественное творение ценно тем, что приоткрывает завесу над самой сутью жизни, оглашает бытие, которое обыкновенный взгляд зацепить не может. Помните, по Хайдеггеру, храм – не потому произведение искусства, что он эстетически значимо выражен в некоем материале, а потому что храм и есть Бог. Потому что при входе в него человеку открывается нечто бОльшее, нежели внешняя красота, но сама онтологическая суть. Так и хорошее стихотворение – это не просто слово, которое трогает, но слово, которое приоткрывает великую тайну.

Не могу сказать, что в этот раз мной было найдено много стихов, которые бы удовлетворяли этому подходу и выдерживали требования, предъявляемые по гамбургскому счету. Тем не менее, шорт-лист, я, изрядно помучившись, составила следующим образом.


АНДРЕЙ МОИСЕЕВ «Обратный отсчет»
http://www.stihi.ru/2009/03/01/373  квота Главной редакции

Стихотворение, которое я сразу включила в свой топ.  Казалось бы, сама композиционная структура, выраженная в форме обратного отсчета человеческих лет, не нова. Как минимум, можно вспомнить стихотворение Кудряшевой «Мама на даче, ключ на столе…». Но дело ведь не в архитектонике. Дело только в том, насколько правдивым и близким ощущается текст. Символично обрываются листья как этапы жизни. Перегорают серьезные чувства, теряются друзья, уходят родители, а потом «все» заканчивается. Хотя стихотворение ценно тем, что ответ на тревожный вопрос: «А зачем тогда все это было и что там дальше?» далеко не однобоким оказывается. «Все» - это только на текущий момент, на момент осени, а впереди весна и опять рост и расцвет. Невольно вспоминается блоковское «и повторится все, как встарь». В «обратном отсчете» внешней закольцованности нет, но внутренне, содержательно она подразумевается.
Также хотелось бы обратить внимание на то, что автора ведет звук, однако никогда не уводит в дальние дали. Звук служит автору, но не главенствует. Посмотрим на многочисленные красивые и не давящие аллитерации: «Как мы попали – из пламени в полымя» - ол\ал, «Куст на дороге стоит семисвечником – Семеро листьев последних горят» - строки свистят, как осенний ветер, «родиТели! Тонкая ниТочка – как ТеТива»…  И очень подходяще выбран размер, с ударением на счете. Повторы усиливают ритмическое ощущение. Словом, отлично исполнено по всем параметрам.


СЕРГЕЙ БОГОМОЛОВ "Ещё одна волна"
http://www.stihi.ru/2014/10/05/311 Отборочный тур для резидентов БЛК (квота Ирины Зиновьевны)

Тоже сразу включила в топ. Несколько тематически схоже с «обратным отсчетом». Но, как я уже говорила, дело не во внешней схожести сюжета или настроения, а дело только в том, насколько в стих веришь и насколько он тебя касается. Формально исполнено достаточно просто. Восемь ямбовых строк, графически разбитых автором на большее количество для создания «волнового» ритма. Простоватая точная рифмовка без затей. Лирический герой смотрит одновременно в будущее, ведь и он, как старик, как волна, скоро пропадет с поверхности, смешается с чем-то большим, и в прошлое – туда, где он еще совсем мальчик. Печаль, ощущение увядания и проходящести, но ощущение это спокойное и чистое, без надрыва и истерик, заставляют верить в себя и сопереживать.


СТОЛЕТОВ «Тень отца»
http://www.stihi.ru/2014/09/27/6011 номинатор «Термитник поэзии»

А вот здесь совсем другая история. Не то, что бы стих сильно значителен содержательно. Скорее, он просто хорошо написан. Обыгрывание великого сюжета в ироническом тоне. Немного даже циничное. Тем и ценно. Легкость, ироничность задается уже лексически – солнце прячется «слегонца», герой «из записных дубин», никого не «колышет» судьба страны... Неожиданен и удивителен такой просторечный словоподбор, когда дело касается шекспировских разборок. И далее появляется «Датская правда», фотограф велит говорить «чиз», учитываются рейтинги – словом, это стяжение современного взгляда и сюжета трагедии, оставляет ощущение удивления, новизны и общей незашоренности.


ВИКТОР МАЙНА  "обовсёмное"
http://www.stihi.ru/2014/12/11/5000 номинатор Татьяна Лернер

Стихотворение, ценное индивидуальностью взгляда, а также красивой, цепляющей метафорикой. Оно, действительно, вроде бы и ни о чем, разделению на составляющие не поддается, даже по настроению неровное. Но отзывается. У Чуковского луну гвоздями приколачивали, а тут, наоборот, немного в Маяковском ритме бригада «тащит солнце из болот». «Шагреневый переплет» невольно наводит на ассоциации с бальзаковской кожей. Отлично автор чувствует слово. Он не говорит «теплые дожди» - это было бы мыльно и не интересно, он слышит «дождей теплые имена». Он не переходит на чью-то сторону, а затевает какую-то только ему ведомую ангельскую революцию, причем ангелы вдруг обращаются в бандюг в масках. Решения онтологического вроде бы никакого не дается. Что тут проясняется? Да непонятно. Но ощущение, что это все вполне серьез, что это о внушительной битве внутри самого человека, остается. А истину и не получится выразить памфлетными утверждениями, ее можно только сколько-то зацепить, когда мировосприятие дуально. И в этом стихе получается.


KOUKKET "Открытие Антарктиды" (первое стихотворение цикла)
http://www.stihi.ru/2014/12/12/2707 Отборочный тур для резидентов БЛК

Казалось бы, зарисовка, ну, что особенного? Почему выносится мною в топ? А потому что ответственность автора перед словом велика, отсюда и сдержанность определенная. Скупыми средствами выражено очень объемное мироощущение. Близость к природе, к миру и вообще ценность того момента, который открывается перед читателем. Мне не особо нравится, что «свеча освещает степь наполовину» - широковато для света свечи, а если свеча не свеча, а метафора, то я не угадываю, что за ней прячется. В остальном же – здесь выражен самобытный взгляд и выражен красиво.

Далее я укомплектовала топ уже не столь уверенно. Следующим стихам, можно сказать, сколько-то повезло.


STERVA (ЯНА ЮШИНА) «Сыновья»
http://stihi.ru/2014/11/19/3393 номинатор Международный поэтический клуб  «Рифма»

Это стихотворение трогательное и мастеровито написано. Я, честно говоря, такое письмо не люблю, оно слишком беспроигрышно и малосамобытно. Не люблю стихов, гарантирующих успех. Но уверена, что у него найдется много почитателей и в финале оно должно присутствовать.


СЕРЖАНТ ТУЗИКОВ «Скучно в армии солдату»
http://www.stihi.ru/2014/10/23/9492  отборочный тур

Ритмически немного напоминает частушку. Это подчеркивается и лексически – грубоватые словечки попадаются и просторечия (все, конечно, художественно оправдано). Не очень мне нравится, что второй катрен предсказуем. То есть ясно заранее, что автор будет тут работать на контрасте – от бытья в армии к теплым воспоминаниям. Но это уже дело авторское. И совсем мне не нравится выход из стиха. Последняя строка несколько все упрощает. Нормально, но я бы хотела, чтобы она была ударной, откровенной, что ли, отличительной. А она все предсказуемо подытоживает… Тем не менее, в целом, стих весьма...


СЕРГЕЙ ТИМШИН МАРТОВСКИЙ «Время синих лошадей»
http://www.stihi.ru/2014/01/09/8929  квота Главной редакции

Кто только эту пегасовскую, лошадно-вдохновенную тему еще не обыгрывал?! В этом смысле стих напоминает скачку на немного потрепанном коне. =) Хотя в целом исполнено симпатично. Но вот новизны и особо взгляда здесь нет. Но я как заядлый лошадник подкупилась на лошадье-поэтскую тему.


ИЗ БУРГОСА «Блюз Эдема»
http://www.stihi.ru/2014/09/19/8223 номинатор «Термитник поэзии»

Мне очень нравится первая часть. И очень не нравится вторая. Я не верю, что поэзия «на дно глухоты идет» и вообще, по мне, невнятно это сказано. Не особо мне нравится «трехсложный йод», сразу приходит в голову «двухсложная зеленка». Не нравится мне, что Герасим «не оспаривал начал»… каких-таких начал? Онтологических? и так ли он был прав? Откуда вдруг плавники взялись? Хотя строки «Ну а твой трёхсложный, сейчас он почём? В медный грош и судьбу цена» отличные. Первая же часть мне нравится целиком и очень. Особо про возвращенное «сиянье». Сразу вспоминается Георгий Иванов: «отблеск нестерпимого сиянья пролетает иногда во мне»… Словом, после долгой борьбы с самой собой, решила я отдать этому стиху место в топе.


ОЛЕГ ЮШКЕВИЧ «если»
http://www.stihi.ru/2010/12/04/8114 номинатор Елена Наильевна

Ну, это, конечно, явно не стих, который займет место в истории литературы. Но меня очень порадовала ирония и самоирония, а также обыгрывание темы «чтения Босха», ведь я тоже на этом споткнулась и посмеялась, когда автор в конце по этому поводу шутканул. Не все ж завесу над истиной приоткрывать, можно иногда в стихе и просто умело повалять дурака. =)


Хочу добавить, что в топ также рассматривались: Светлана Чернышова (слишком высокой мне показалась речевая инерция, в данном стихе, особо во второй половине, многовато лишнего и необязательного), Александр Крупинин  (даже сформулировать не могу нормально, почему нет; как-то мимо меня стих просвистел, но бесы, вплетенные, весьма порадовали), а также Юрий Октябрев, Катя Ахалашвили и Монада «Вот и хватит», но тоже сколько-то не хватило этим стихам.