Рецензия на спектакль Гамлет во МХАТ им. Горького

Лиза Лукашина
«ВЕК ВЫВИХНУТ…»

Вчера во МХАТ им. Горького я посмотрела трагедию Уильяма Шекспира «Гамлет». Сюжет великого английского поэта воплотил народный артист России, режиссер Валерий Белякович. Не будет преувеличением сказать, что премьеры «Гамлета» во МХАТе им. Горького, одной из самых знаменитых пьес мировой драматургии, московские зрители ждали с нетерпением. Я также отношусь к их числу.
До начала спектакля я мысленно задавала себе вопрос: «что я ожидаю увидеть на сцене? Будет ли данная интерпретация отвечать моему внутреннему пониманию героев?» Я очень рада, что «Гамлет» предстал передо мной во всей своей полноте, практически исключив преломленное видение режиссера. Действие вместе с антрактом длилось около 4 часов, и все эти 4 часа мое внимание было полностью приковано к сцене.
В постановке Беляковича Гамлет с самой первой минуты появления ведет себя, как безумный. Убитый горем после смерти отца и скорой женитьбы матери, он саркастически высмеивает то, что его окружает. Ему претит светская жизнь, беспрекословное рабское повиновение королю и наплевательское отношение к тому, что происходит в Датском королевстве. После встречи с призраком отца, ситуация усугубляется, и личное горе отягчается желанием мстить.
В какой-то момент мне показалось, что чувства и эмоции Гамлета – гиперболизированы, они неестественны, тоска и досада превращаются в сумасшествие, даже когда Гамлет наедине с самим собой. Гамлет больше не верит друзьям – Гильденстерн и Розенкранц, по мнению принца, лишь купленные Клавдием предатели. Любовь Офелии больше не услаждает его душу. Белякович вводит дополнительную, очень символичную, сцену, где Офелия и Гамлет объясняются. Гамлет помогает Офелии говорить ее текст, то есть, произносит его до Офелии, зная наперед каждое слово. Мне кажется, это значит лишь одно: Гамлет не верит ни вздохам, ни «искренним» признаниям, которые произносят люди вокруг. Все для него потеряло смысл и ничего не ново, как заученный текст. В последнем акте происходит развязка, умирают все действующие в сцене герои, и сердце зрителя придавливает тяжелый камень. Трагедия датского принца неразрешима, поэтому самые последние слова, прозвучавшие в спектакле: «Теперь молчание». Произносит их Гамлет в полной темноте и тишине – лишь луч света направлен на его фигуру.
Спектакль «Гамлет» дал мне повод для многих размышлений, в частности, о том, как все в мире перевернуто и извращено. В борьбе за справедливость и правду погибают достойнейшие, и это не исключение из правил, это жизнь в современном обществе. Белое подменяется черным, черное – белым, один грех влечет за собой тысячи других, отбрасывающих длинные тени из прошлого в настоящее и даже будущее. Без напоминаний, которые часто звучат со сцены театра, без изображения и отражения жизни каждого отдельного человека, зрителю будет очень трудно, ведь история циклична, и мы, люди, проживаем одни и те же испытания и горести – только в разных степенях.
Я считаю, что режиссером и актерами был проделан тектонический труд. Особой заслугой я считаю то, что сюжет не был изменен или отражен с домыслом и/или вымыслом. Поскольку я знакома с произведением, мне было легко на душе от того, что герои трагедии оживают и предстают передо мной в том виде, в каком задумал их автор произведения.
Если говорить о недостатках, я считаю необходимым сказать о том, что в последнее время многие театры экономят, как мне кажется, на декорациях и костюмах. Мне не хватило королевского убранства, которое отличает короля от слуги (все герои носили костюмы одного кроя и фасона, практически не отличавшиеся друг от друга). Такие недочеты отдаляют зрителя от событий, не чувствуется атмосфера времени. Декорация была одна – 14 перпендикулярно висящих труб, которые в зависимости от ситуации приходили в движение. Что касается музыки, она не всегда логически соответствовала моменту. К примеру, когда Гамлет был на пике эмоционального напряжения в одной из сцен, была включена очень спокойная и даже игривая музыка. Возможно, таков был замысел режиссера.
И все-таки я очень счастлива, что смогла посмотреть трагедию «Гамлет» во МХАТ им. Горького, поскольку не смогла попасть на постановку с первого раза. Спектакль заставляет задуматься, будоражит кровь, хочется кричать от несправедливости, от потерянных надежд и погубленной молодости и ума. Теперь мне хотелось бы еще раз перечитать «Гамлета», а также посмотреть постановку в других московских театрах.

10.01.2015