Интервью Елены Асеевой с Николаем Диком

Николай Дик
 

         Труд, приносящий радость
     (Интервью с членом Союза писателей России и ТО «Серебро слов» Н.Ф. Диком)


   Добрый день дорогие читатели. Продолжаем знакомить вас с членами Южно-Российского Творческого Объединения «Серебро слов».

   Сегодня азовский педагог, публицист, прозаик и поэт Николай Францевич Дик согласился дать нам интервью.

   Е.А. Николай Францевич Дик – педагог, публицист, прозаик, поэт. Если расставить приоритеты по степени значимости, какая из этих областей деятельности особенно близка вам?

   Н.Ф.Дик. Всё-таки — педагогическая. Именно ей я начал заниматься с 16 лет, проработав вожатым в пионерском лагере, и до сегодняшнего дня, возглавляя литературно-молодёжное объединение «Ростки Азова». Общаясь больше сорока лет с педагогами, учащимися, студентами и их родителями, все остальные увлечения возникали и развивались во мне сами по себе в этом едином педагогическом пространстве.

   Е.А. Как прозаику, какой жанр литературы вам особенно интересен?

   Н.Ф.Дик. По душе приключенческий жанр. Мне довелось исходить с рюкзаком почти все союзные республики бывшего СССР, неоднократно побывать в горах Кавказа и Крыма, поэтому романтика дорог и приключений осталась в душе и поныне.

   Е.А. Что значит, для вас, быть писателем? Как вы считаете писательское ремесло – это тяжелый труд, на который затрачиваются определенные усилия, или все-таки это любимое занятие, приносящее радость?

   Н.Ф.Дик. Это у каждого индивидуально. Кто-то может ожидать сюжета месяцами, а кто-то его замечает каждый день. Если это ремесло – то нужен и труд, и образование, и время, и вдохновение, и самое главное – талант. А если это призвание, то всего вышесказанного просто не замечаешь. Для меня вначале возникла потребность поделиться с коллегами своим педагогическим опытом, поэтому и появилась в 2003 году первая учебно-методическая книга «Классные часы в 3-4 классах», а потом за десять лет книг по педагогике, теории и методике воспитания было написано более восьмидесяти. На это уходило не менее пятнадцати часов в сутки. Затем появились сказки для детей и историческая проза. Для того чтобы написать две художественных книги об историческом прошлом донского края, мне пришлось четыре года проработать в архивах и встречаться со старожилами, учёными и литераторами. Конечно же, это тяжёлый труд, но приносящий радость, после того, когда увидишь благодарные глаза своих читателей и прочитаешь первые позитивные отзывы.

   Е.А. В каком году вышел ваш первый поэтический сборник. Безусловно, за это время, что-то изменилось в вашей жизни, в мыслях и во взглядах. Как вы думаете, достаточно насущными остаются темы, поднятые в первом сборнике?

   Н.Ф.Дик. Первый поэтический сборник «Занимательная книжка для девчонок и мальчишек. Развивающие стихи для детей дошкольного и младшего школьного возраста» вышла в издательстве «АзовПечать» в 2009 году. Тираж был небольшим, поэтому она и разошлась по библиотекам школ и детских садов города Азова. Сборник был интересен стихотворным алфавитом и счётом до десяти. Через год вышел второй сборник для детей «Радуга жизни. Стихи, загадки, сказки, басни и игры со словами для младших подростков».
    Первый же сборник стихов для взрослых «Мысли вслух» вышел в ростовском издательстве «Феникс» в 2012 году. До выхода десятого поэтического сборника в 2014 году в личной жизни изменилось немногое, но в корне изменился подход к поэзии – я стал более требователен к себе, больше интересуюсь теорией стихосложения, перечитываю стихи классиков и своих друзей. Темы, поднятые в поэзии десять лет назад, мало чем изменились в наши дни. Думаю, они останутся актуальными ещё долгие годы.

   Е.А. Как вам кажется, насколько необходима, в нынешнее время активного развития компьютерных технологий, современному, молодому человеку поэзия? Чего, по вашему мнению, в ней не хватает, чтобы увлечь юное поколение или все же дело не в поэзии, а в самих читателях?

   Н.Ф.Дик. Конечно же, дело не в поэзии, а в самом читателе. Поэзия всегда была элитарным делом, а отсюда и читателей был определенный круг. Но век информационно-коммуникативных технологий меняет не читателя, а подход к чтению. Могу утверждать, что аудиокниги не менее популярны у молодежи, чем бумажные. Может быть, изменились интересы и приоритеты молодых читателей, но ведь и это закономерно. А молодых авторов не стало меньше! Да загляните в Интернет, на десятках литературных порталах сотни молодых поэтов! Да и музыкальный речитатив совершенно не вышел из моды. Молодежь не только читает, но и сама пишет. Естественно, не так талантливо, как классики, но важно их увлечение поэзией и поиски новых путей в литературу. Да, читают и пишут не все… Повторюсь — поэзия всегда была делом элитарным.

   Е.А. Николай Францевич, вы пишите не только для взрослых, но и для самых маленьких членов нашего общества, детей. Для кого вам все-таки интереснее писать — для взрослых, или детей?

   Н.Ф.Дик. Трудно поспорить с Константином Станисловским, что «для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше». Многим кажется, что писать для детей легко, но это совершенно не так. Здесь, кроме законов стихосложения и правописания, существуют свои негласные законы детства – простота и доступность, яркость и впечатлительность, образность и отражение внутреннего мира ребёнка. Не заигрывание и подражание, а именно проникновение в душу ребёнка. А когда услышишь, как в детском саду или в начальной школе твои стихи наизусть с восторгом читают дети, то начинаешь понимать, что писать для детей куда интересней.

   Е.А. Дети оставляют отзывы о ваших книгах, стихах, рассказах, историях? И если, да, то какой из отзывов самый запоминающийся?

   Н.Ф.Дик. Интересный вопрос. Мне неоднократно доводилось встречаться в библиотеках и в начальных классах с литературными эссе и анализами моих стихов юными читателями. Приходилось слышать их впечатления при встречах со школьниками. Конечно же, это очень приятно. Не стал бы выделять какой-то один отзыв – для меня важно, что они есть! А значит, ребятам интересно читать мою поэзию и прозу. Чего ещё надо любому из пишущей братии?

   Е.А. Творчество, каких современных авторов, поэтов, прозаиков, вы можете отметить?

   Н.Ф.Дик. И ещё один интересный вопрос. Трудно определиться с приоритетами. Нравится историческая проза Бориса Акунина, поэзия Ларисы Рубальской и Татьяны Снежиной. Но и не изменяю классикам – так и остаются в числе любимых Владимир Высоцкий и Сергей Есенин, Артур Конан Дойл и Роберт Стивенсон.

   Е.А. И последний вопрос: Вы читаете электронные книги? Если нет, то почему? И как считаете, вытеснят ли они бумажную продукцию?

   Н.Ф.Дик. И аудио, и электронные книги, если честно, читаю очень редко. Просто времени не хватает, да и старомоден немного – лучше слышать шелест страниц, чем обаятельный голос артиста. Нет, в ближайшее время ни аудио, ни электронные книги не вытеснят типографские, но время летит быстро и бумажным книгам придется идти в ногу с новыми электронными носителями.

   Спасибо, дорогие друзья, за столь интересные вопросы и такое пристальное внимание к моему творчеству. Буду и впредь стремиться вас не разочаровывать.

   Интервью с удовольствием взяла Асеева Елена,
   член Союза Писателей России, член ЮР ТО «Серебро слов»
                ****

    Интервью опубликовано на "Блоге о доме и семье" Натальи Гегер (г. Краснодар) 11 января 2015 года.
   Прямая ссылка на сайт -