Она любила!

Зарина Морская
Васильково-синие глаза
в обрамленьи золотых кудрей…
Она любила! вовсе не таясь,
старалась быть с ним ласковей, нежней…
О, сколько раз она его спасала
от пьяных драк в московских кабаках,
и сердцем, в упоении читала
волшебные слова его стихов!
Она любила! И потому прощала
его поступки, сумасшедшие порой…
О, если б знал кто – как она страдала,
когда он женщин приводил домой,
когда была очередная свадьба,
потом очередной запой,
и водопад стихов, как снега замять,
что посвящал другим… Она ж была изгой….
Она…. Чья жизнь ему принадлежала
ещё тогда, когда он был живой…
Уже потом … она в себя стреляла,
обняв его могилу всей душой…..


      
    Галина Артуровна Бениславская…. Кто не знает её имени, так тесно связанное с именем Сергея Есенина!
    Она познакомилась с ним 19 сентября 1920 года, когда в один из вечеров, проходивших в Политехническом музее, она услышала, как он читает свои стихи. И он сам, и его стихи, покорили её безвозвратно. В «Воспоминаниях» Бениславская писала:
     "Вдруг выходит тот самый мальчишка: короткая, нараспашку оленья куртка, руки в карманах брюк, совершенно золотые волосы, как живые. Слегка откинув назад голову и стан, начинает читать:
                Плюйся, ветер, охапками листьев, –
                Я такой же, как ты, хулиган.
       Он весь стихия, озорная, непокорная, безудержная стихия, не только в стихах, а в каждом движении, отражающем движение стиха…
       Что случилось после его чтения, трудно передать. Все вдруг повскакивали с мест и бросились к эстраде, к нему… Опомнившись, я увидела, что я тоже у самой эстрады. Как я там очутилась, не знаю и не помню. Очевидно, этим ветром подхватило и закрутило и меня…... С тех пор пошли длинной вереницей бесконечные радостные встречи. Я жила вечерами – от одного до другого. Стихи его захватывали меня не меньше, чем он сам!"
        Они сходились и расставались. Есенин встречался с другими женщинами, Галина страдала. Когда он улетел за границу с Айседорой Дункан,  Бениславская попала в  психиатрическую больницу с сильнейшим нервным расстройством. И всё же она верила, что он еще вернется к ней! И он вернулся! Не найдя счастья за границей, тоскуя по Родине, разочаровавшись в "Дуньке", как поэт звал Дункан, он поселился у Бениславской, доставив ей огромную радость и надежду на счастливую совместную жизнь…
      " Его любила Галя Бениславская, девушка с пламенными глазами, с огненным взглядом и значком Ленина на груди. Она была ему предана и верна как друг и женщина, ничего за это не требуя, ничего. У нее была жалкая комната и много обязанностей: дела и партийные нагрузки. Но во имя своей любви она была готова забросить все." – так писала подруга Галины, поэтесса Лика Стырская.
       И действительно, Галина делала всё, что было в её силах, для своего любимого. Для поэта этот период жизни оказался, пожалуй, самым тяжелым. Постоянные выпивки с друзьями, конфликты с имажинистами... Его хватали по любому поводу, волокли в ближайшее отделение милиции и стряпали там материалы по обвинению в антисемитизме и хулиганстве. И всегда Галина Бениславская, выручавшая любимого из беды, являлась для него ангелом-хранителем: пристраивала по редакциям его стихи, выбивала гонорары, разыскивала поэта по дешевым пивным, беспокоилась о его здоровье, хлопоча о путевке в хороший санаторий...Но Есенин не оценил преданности Галины. Женившись на Софье Толстой, внучке "великого старца", он жестоко написал Галине:"Милая Галя! Вы мне близки, как друг, но я Вас нисколько не люблю как женщину!»
        В последние годы жизни поэта Галина целиком посвятила себя его издательским делам. Известие из Петербурга о трагической кончине поэта потрясло Галину.. На похоронах Есенина её не было, ей нездоровилось. Но меньше, чем через год, она стрелялась на могиле поэта, которого любила горячо и верно всю свою недолгую жизнь.
   Это было 3 декабря 1926 года.  В кармане одежды у Галины нашли записку:
" Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина... Но ему и мне это будет все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое…"
         Похоронили Галину 7 декабря 1926 года рядом с поэтом – торопливо, чтобы не вызвать лишних разговоров. Раньше на ее могиле была надпись: «Верная Галя». Теперь – другая, более официальная –
               
                Бениславская Галина Артуровна
                1897 год - 3 декабря 1926 года