3 тур. Оценки и комментарии. Зимний Кубок

Кубок Стихиры
Оценки:

01. .Йегрес Вокашу   оттенки осени  vs  Ольга Старушко  Сотрясение
воздуха 0:5

02. .Людмила Другая   В такие минуты  vs   Владимир Цюпин  Юго-
Восток  …0:5

03. .Любовь Левитина   Гербарий неисполненных желаний  vs   Янкель   Мурынкель Брожу…3:2
(Рита Круглякова,Алёна Лёшина, Тейт Эш vs Татьяна Комиссарова, Psyna)

04. .Юлия Александровна Михайлова   Он пришёл из-за гор  vs   Марина Намис Немощь…3:2
(Алёна Лёшина, Татьяна Комиссарова, Psyna vs Рита Круглякова, Тейт Эш)

05. .Владимир Сорочкин   Кто  vs  Кирилл Головин Вечернее….1:4
(Алёна Лёшина vs Татьяна Комиссарова, Psyna,Рита Круглякова, Тейт Эш)

06. .Юрий Рехтер Зимняя ночь vs   Марина Намис Быть яблоку…0:5

07. .Ольга Хворост  В поезде  vs  Камшицкая Ирина   Учительница…4:1
(Алёна Лёшина, Татьяна Комиссарова, Psyna,Рита Круглякова vs Тейт Эш)

08. .Ольга Альтовская  Предзимья грустные страницы  vs    Алексей Кузнецов  Коридор …0:5

09. .Гражданин России  Старый пёс    vs  Владимир Цюпин  Промысел…1:4
(Psyna vs  Алёна Лёшина, Татьяна Комиссарова, Рита Круглякова, Тейт Эш)

10. .Ольга Альтовская   И вдребезги рассыпался колосс   vs    Вячеслав Лобанов-Конкурсный  Стоя у окна…2:3
(Рита Круглякова, Тейт Эш  vs  Psyna,  Алёна Лёшина, Татьяна Комиссарова)

11. .Римммристая  Мир прорастает   vs  Брат Зюззика   Если бы да кабы…5:0

12. .Гражданин России   Маленький странник vs  Юрий Октябрёв  Костры на полянах…4:1
(Рита Круглякова, Тейт Эш,  Psyna, Татьяна Комиссарова vs   Алёна Лёшина)

13. .Ирина Ломовцева Спб  Январь 1987  vs  Юрий Октябрёв   Рушник…0:5

14. .Тимофей Бондаренко  В пределах круга темноты  vs  Сергей Пахомов Станиславович   Трапеза…1:4
((Алёна Лёшина vs Татьяна Комиссарова, Psyna,Рита Круглякова, Тейт Эш)

15. .Ольга Домрачева   утренняя страшилка   vs  Сергей Пивовар  цыть…4:1
((Psyna,  Алёна Лёшина, Тейт Эш ,Татьяна Комиссарова vs  Рита Круглякова)

16. .Ольга Домрачева   когда сползает с неба кисея.. vs  Сергей Пахомов Станиславович   Я видел, как любят. Я видел, как ждут…..4:1
(Psyna , Алёна Лёшина, Татьяна Комиссарова, Рита Круглякова vs Тейт Эш)



Комментарии

01. .Йегрес Вокашу   оттенки осени  vs  Ольга Старушко  Сотрясение воздуха

Татьяна Комиссарова: 0:1
В этой почти равной паре я – несмотря на давнее уважение к творчеству Сергея - выбрала всё же стихотворение Ольги. За что? За, как ни странно, меньшую прямоту высказывания – не словесного, а содержательного. Жовто-блакитная осень и незалежная погода, конечно, задают направление мысли, но слишком уж, на мой взгляд, прямолинейно.  Финал мне показался неожиданно вялым. А вот второе стихотворение – мускулистое, упругое до конца. Очень понравилось ритмическое оформление. Выбираю «Сотрясение воздуха».

Psyna: 0:1
"Сотрясению воздуха" трудно противостоять. Концентрированный, глубокий смысл. В "Оттенках осени" и идея гораздо проще и форма менее затейлива.

02. .Людмила Другая   В такие минуты VS   Владимир Цюпин  Юго-Восток 3

Алёна Лёшина: 0:1 Владимир Цюпин

На мой взгляд, в этой паре встретились  совершенно разные жанру и весу  произведения. Стих Людмилы – воздушный, музыкальный, скользящий по поверхности восприятия и слегка касающийся чувств, рождает гармоничный настрой и легкую , скоро проходящую печаль .  После его прочтения остается приятное послевкусие,  и это, пожалуй, все. Стих Владимира при всей его сбивчивой разговорной ритмике  захватывает  восприятие  четко видимыми читателю образами, создающими объем и глубину. Стих уже закончился, а церквушка в белом все еще крестит округу, крестит…  С этой точки зрения  «Юго-Восток 3» (кстати, откуда у стиха такое название?)  более весОм, что и обусловило мой выбор в этой паре.
 
Татьяна Комисарова: 0:1
Нет смысла скрывать: стихотворение Владимира – для меня один из лидеров в конкурсе. Рядом с ним практически любое покажется мне более слабым. Можно считать, что Людмиле с парой не повезло.
Если говорить о том, что конкретно вызвало у меня сомнение, то это, в первую очередь, прямая цитата – на мой вкус, для такого заимствования должно быть чуть больше оснований.  Затем романтический набор: старинная мансарда, таинственная гальярда, пируэт и киноварь. Ну, и еще шелест дождя, фонарные тени и сожаление об ушедшем лете. Еще смутил испитый чай. В общем, я выбираю стихотворение Владимира

Psyna: 0:1
"В такие минуты..." мне кажется, несёт меньше индивидуальности, и не только из-за цитаты.

03. .Любовь Левитина   Гербарий неисполненных желаний VS  Янкель  Мурынкель Брожу

Алёна Лёшина: 1:0 Любовь Левитина
 «Брожу» мне симпатичен своими словообразами, и вот что интересно – слова кажутся совершенно бессмысленными, но образы при этом в восприятии создаются. Безусловная находка автора.  Жаль расставаться с этим стихом, если ему по воле жребия выпадет выбыть.
Свой балл отдаю «Гербарию», поскольку на мой взгляд, он просто «повыше этажом», и по замыслу, и по мастерству исполнения.

Psyna: 0:1
Как и в предыдущей паре, мой выбор прежде всего опирается на наличие индивидуальности в стихотворении.
04. .Юлия Александровна Михайлова   Он пришёл из-за гор VS  Марина Намис Немощь

Psyna: 1:0
Оба текста для меня одинаково хороши, лишь немного более нравится "Он пришёл из-за гор.."
Рита Круглякова: 0: 1
Победитель – Марина Намис
В этой паре сложно выбирать. Оба стихотворения можно характеризовать коротко: «о чуде».  К  сожалению, чудо  Юлии так и осталось для меня «непонятным почти и понятным на треть», то есть на уровне ассоциаций и многовариантности, чем-то слабо уловимым и как будто только намеком на чувство, но не самим чувством.   В то время как чудо Марины является в конце стихотворения как открытие. Всего два слова, две характеристики этого дня: «Первый. Зимний.» И сразу все становится понятным : и выпавший снег, и изменившийся пейзаж, и ставшее совершенно другим  настроение. Свой голос  в этой паре я отдаю Марине.

Алёна Лёшина: 1:0 Юлия Александровна Михайлова
При оценке этой пары стало очевидно, что на Кубке  наступает период, когда выбор дается ценой нелегких переживаний.
Эмоциональный градус обоих стихов достаточно высок, стихи состоялись ритмически. Ритм "Немощи" вообще завораживает, включает какую-то внутреннюю музыку.  Однако при чтении этого стиха мое "эстетствующее" восприятие спотыкалось о "язвы", "теней нагноенных рать" и "гнилую лузгу" и как будто ударялось, ранилось о них. Финал, несомненно, хорош, но болезненного впечатления от третьей-четвертой строф  он не компенсирует (даже принимая во внимание идею самого стиха). Для меня ноябрьское предзимье при всей его угрюмости обладает большей привлекательностью, что ли. Кроме того, не упомянутые образы ("теней нагноенных рать", например) не считываются, не складываются в картинку.
В целом Марина как автор для меня открытие на этом  Кубке, в первую очередь, как автор "Быть яблоку".


05. .Владимир Сорочкин   Кто VS Кирилл Головин Вечернее..

Psyna: 0:1
Мне интереснее узнавать чужие ответы на вечные вопросы, чем чужие загадки, поскольку на свои загадки я себе отвечаю сам.
Татьяна Комиссарова: 0:1
Нельзя сказать, что к стихотворению Кирилла у меня нет претензий, но выбираю его – за цельность картинки, гармоничность образов и интонации.
У Владимира первые две строчки невольно увели меня в сторону: не к месту вспомнился мультфильм про страуса). Надо бы избегать возможности таких аллюзий. Основное же - стихотворение меня не зацепило: ни заложенной мыслью, ни исполнением. Скажу прямо: местами текст весьма неуклюж. Ну, на мой взгляд).
Второе стихотворение  более ловкое и – повторю – цельное.


06. .Юрий Рехтер Зимняя ночь VS Марина Намис Быть яблоку

Psyna: 0:1
Люблю насыщенность смыслов, чувств и смысловых оттенков, поэтому выбираю "Быть яблоку".
Татьяна Комиссарова: 0:1
На мой взгляд, оба стихотворения грешат излишними красивостями. Всё это, конечно, чистой воды вкусовщина, но всё же в мужском стихотворении множественные украшательства ощущаются мной как заметный перебор.
По деталям. Не поняла, что за кабала, да еще и неизбывная, у ясного зимнего вечера. Автор предпочел старомодные отсвЕты современным Отсветам – не вижу иного смысла, кроме желания попасть в размер. Единичный архаизм – это скорее минус. Ладони полей с линией жизни – где-то я это уже встречала. В стихотворении два финала – это тоже для меня не айс. Простите, Юрий, за прямоту – если выбираешь одно стихотворение из двух, нужно обосновывать выбор.



07. .Ольга Хворост  В поезде  vs Камшицкая Ирина   Учительница

Psyna: 1:0
Не вижу особой я красоты в унылой морали "Учительницы", и индивидуальности в стихотворении маловато.

Алёна Лёшина: 1:0  Ольга Хворост

С «Учительницей» Ирины стихирская жизнь меня сводит не впервые, мы встречались на отборочном туре БЛК, и я помню свое «нет», и помню положительные отзывы, которые получило это произведение.  Да простит меня автор, разумеется, ничего личного, но отношения с этим стихом у меня не сложились, ни тогда, ни теперь, по каким-то внутренним причинам. Стих не производит на меня глубокого впечатления, несмотря на глубину тематики, и безусловное  эмоциональное присутствие автора внутри строк. Меня этот стих не впустил, и почему-то эмоционально не затронул, а в чем-то вызвал внутреннее несогласие.  Перечитав, нашла для себя ключ в этих строчках: «она осталась в тех гулких классах в иной поре». В иной поре, да! Статичность, неизменяемость  лирической героини – именно это создает какое-то психическое напряжение, да и сам стих как будто  выдержан в стилистике той эпохи (по моему ощущению, 70-80 годов XX века), в которой она до сих пор живет. Это само по себе ни плохо, ни хорошо, но картинка, созданная пространством стиха, не оживает, не движется, - она слишком хрестоматийна, что ли.
Вот почему свой балл в этой паре я отдаю простому, бытийному, «резво мчащемуся поезду»  Ольги. 
 

08. .Ольга Альтовская  Предзимья грустные страницы  vs   Алексей Кузнецов  Коридор

Psyna: 0:1 Победитель – Алексей Кузнецов
Одной банальной метафоры "дождь это слёзы" мне мало для того, чтобы впечатлиться текстом.
Рита Круглякова   0:1
Победитель – Алексей Кузнецов
Понравились оба стихотворения. Отдаю должное Ольге: стихотворение получилось очень атмосферным. Но я выбрала «Коридор»  Алексея, потому что автору удалось  удачно обыграть тему: в  коридоре Алексея мне увиделось два измерения, если можно так выразиться -   «свет в конце туннеля» и  небезызвестная «зеленая миля».  В общем, ход мыслей на протяжении чтения  этого стихотворения мне понравился.)

09. .Гражданин России  Старый пёс  vs   Владимир Цюпин  Промысел
Без комментария.

10. .Ольга Альтовская   И вдребезги рассыпался колосс vs   Вячеслав Лобанов-Конкурсный  Стоя у окна

Рита Круглякова 1:0 – победитель Ольга Альтовская
Эта пара интересна тем, что в ней оказались стихи о расставании, написанные от мужского и женского лица.   Здесь я выбираю стихотворение Ольги, потому что стихотворение «Стоя у окна» показалось мне немного циничным,  да и откровенно грубоватым. Понимаю, что автор хотел  этой показной резкостью замаскировать душевное смятение и отчаяние ЛГ, но нежности, сожаления и того самого чувства щемящей грусти, когда человек осознает, что теряет самое дорогое, что у него было,   как раз в стихотворении не прослеживается. Много  эмоций, но вот глубины, на мой взгляд,  недостаточно. Я, безусловно, не сомневаюсь, что она все-таки есть, но автору не удалось донести ее так, чтобы у читателя ёкнуло сердце.

Тейт Эш: 1:0


11. .Римммристая  Мир прорастает VS  Брат Зюззика   Если бы да кабы…

Рита Круглякова: 1: 0
Победитель – Риммиристая
В этой паре мне нравятся оба стихотворения, но я выбираю «Мир прорастает», несмотря на свою нелюбовь ко всякого рода «прорастаниям» в стихах.) В этом стихотворении образ прорастающего мира  выглядит по-настоящему   «голограммным» и  кажется запечатленным на пленку в замедленном воспроизведении. Второе стихотворение  тоже по-своему интересно и,  на мой   взгляд, достойно двигаться дальше, к следующему туру, но здесь все-таки сыграл фактор субъективного восприятия.

Тейт Эш: 1:0


12. .Гражданин России   Маленький странник VS Юрий Октябрёв  Костры на полянах
Без комментария

13. .Ирина Ломовцева Спб  Январь 1987 VS Юрий Октябрёв   Рушник

Рита Круглякова  0:1 Победитель – Юрий Октябрев
У Ирины очень хорошее стихотворение: зарисовка  живая, узнаваемая, динамичная, скользящая. У меня нет абсолютно никакого желания искать в ней изъяны и недочеты. Лучше  скажу,  за что я выбрала  стихотворение «Рушник».) Знаете, есть хорошие стихи, а есть поэзия. Для меня стихотворение Юрия -  это поэзия, потому что в нем нет ничего необычного, никаких изысков и «цеплялок», ничего такого, что выдумано автором «для пущего эффекта».) А вот читаешь и выдыхаешь: «Ах!»).

Тейт Эш: 0:1


14. .Тимофей Бондаренко  В пределах круга темноты VS Сергей Пахомов Станиславович   Трапеза…

Алёна Лёшина: 1:0 Тимофей Бондаренко
Еще один случай, когда выбор для меня оказался труден. Казалось бы, оба стиха "не мои", и, таким образом, я могу быть абсолютно беспристрастна. С другой стороны, стихи еще и абсолютно не схожи между собой  жанрово, стилистически, мировоззренчески и пр. 
Степень насыщенности "Трапезы" сочными (я бы даже  сказала, сочащимися) образами зашкаливает. Но стих оставляет читателя в горьком /горестном послевкусии с перспективой быть съеденным в ближайшее время. Этакая вампирская сага, или вампирский гимн, если хотите. Предвижу возражения автора – такова реальность, мог бы сказать мне он. Согласна, конечно, это реальность, вернее одна из реальностей (мир многослоен),  и это - один из ее пластов, где все едят друг друга. Другой вопрос, в какой реальности пребывать  – дело выбора каждого, а уж виртуальная, стихотворная реальность, которую можно создавать самостоятельно – тем более. 
В стихе «В пределах круга…»  материальная и тонкая реальность как будто  имеют четкую видимую границу, отгорожены друг от друга дверью, замками и прочими материальными атрибутами: «В пределах круга темноты открою шире двери в ложь», и пр. С одной стороны, с помощью такого приема  тонкая реальность становится «груба, зрима», но с другой – она утяжеляется и теряет свою невесомость, что затрудняет, на мой взгляд,  ее чувственное восприятие. Все становится слишком буквальным, слишком видимым, - и ядовитый дым камней, и словесный дым окольных врак, и «лютня темноты», и создается впечатление, что смотришь в калейдоскоп, где стеклышки складываются после встряхивания совершенно причудливым образом, и вроде бы, картинка есть, но отчетливо видно, что она состоит  из ровных таких ограненных кусочков…  И отдельные кусочки, например «лютня темноты»  или «мед окольных врак» сомнительны как образы, они не считываются, не воспринимаются зрением, остаются темными пятнами.
В целом, ни тот , ни другой стих , что называется,  «не легли». Единственным критерием,  благодаря которому я смогла сделать выбор, и с которым мое восприятие согласилось, стал концепт «Искусство возвышает душу».  Присвоение балла стиху  «В пределах круга…» связано именно с тем, что в нем этот вектор, эту направленность я хоть в какой-то степени  уловила .
 

Тейт Эш: 0:1

15. .Ольга Домрачева   утренняя страшилка  VS  Сергей Пивовар  цыть…

Тейт Эш: 1:0


Алёна Лёшина: 1:0 Ольга Домрачева

Стих Ольги я «распробовала»,  наконец, - видимо, он,  раскрывается (или раскрылся для меня)  не сразу. «Ранний месяц-жиголо оттанцевал с вечером, ночи одной тесно»… Это напоминает легкую, тонкую японскую живопись (хотя надо заметить , что слово «жиголо» здесь кажется несколько чужеродным).  Не ложится и слово «трудоголик» в следующей строфе, оно утяжеляет , переводит внимание в другое измерение.  Да  и название совсем не отражает сути стиха , но в целом – стих очень изящен, и рядом с ним крепкий  стих Сергея Пивовара моему восприятию кажется более простым и менее объемным.  Этот стих – один из трех  конкурсных стихов, наряду с  «Рушником» и «Юго-Востоком-3», схожих по тематике и тематике и пространственной  энергетике,  написан он  мастерски, несет довольно сильный эмоциональный заряд, однако  «Утренняя страшилка» перевешивает своей редкостью, необычностью стилистики и своеобразным смыслом.   Это и обусловило мой выбор.



16. .Ольга Домрачева   когда сползает с неба кисея..VS Сергей Пахомов Станиславович   Я видел, как любят. Я видел, как ждут.

Алёна Лёшина: 1:0 Ольга Домрачева

Я думаю, стихи - соперники стихов Ольги Домрачевой в обеих парах чувствовали себя  не очень комфортно: ее стихи в соперничестве очень неудобны, в первую очередь, за счет нетрадиционной (даже для нее самой) стилистики, метрики  и ритмики.  «Я видел, как любят…»  написан как раз в традиционном ключе, с  четко выверенным ,  декларативным ритмом, и его месседж, его посыл кажется слишком прямолинейным, слишком «в лоб» на фоне негромкого  мягкого голоса «Кисеи…» . Портит стих, на мой взгляд, и большое количество повторений «Я видел…», «как падает оземь убитый солдат»  , хотя, не скрою, я сама зачастую  пользуюсь этим приемом для усиления эмоционального накала (и, может быть, напрасно). Здесь накала настолько много, что этому с определенного места в стихе перестаешь верить, градус страдания как-то рафинируется в сознании и начинает казаться искусственным, манипулятивным, особенно это касается финала.  К слову сказать, не звучит и не читается  как образ «снег кровеносный», не смогла себе это представить.
У Ольги образы тоньше и легче. Вместе с тем, к стиху тоже есть вопросы, например, также сложно воспринимается кисея, сползающая с неба, кисея - легкая, прозрачная  ткань полотняного переплетения, но как это соотносится с замыслом первой строфы? Если имеется в виду, что уходит день, то почему сползает, а не наползает? В общем, что-то здесь в моем восприятии не сложилось.    
Несмотря на вопросы, склоняюсь в выборе к стихотворению Ольги.

Тейт Эш: 0:1



P/ S. Комментарии  Тейт Эша  будут опубликованы позднее.
===Лариса Котовская===