Свежие впечатления о конкурсе репортажа и др

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2014/10/13/2277  - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2015/01/13/4530  - Итоги конкурса

С 15 октября 2014 года на  странице «Творческая мастерская Ликбез» был открыт  прием заявок на конкурс «По свежим впечатлениям». За два с лишним месяца мне удалось собрать (с миру по нитке) только 63 заявки, из чего я могу сделать вывод, что тема не заинтересовала. Совсем не так, как происходит сейчас с  приемом заявок на другой мой конкурс «Про погоду»: за 12 дней приема уже собрано 97 заявок и это еще не предел: поток желающих высказаться на эту животрепещущую тему все еще не иссякает.


Несколько не относящихся к теме статьи, но важных для меня размышлений.

Вода - основная составляющая  нашего физического тела, определяющая свойства человеческой природы, как известно, течёт вниз. Она всегда выбирает самый легкий путь, просачиваясь через малейшие щели и избегая  усилий. Вода не имеет  даже собственной формы, она текуча и, подстраиваясь под  формы других, её потоки всегда стремятся только вниз - по течению. Так и мы, люди, состоящие на 90% из воды, как бы горделиво  ни заявляли о высоких идеалах, чаще всего предпочитаем простые и легкие решения, требующие наименьшие затраты сил. Мы  любим делать то, что нам нравится и что увеличивает наш личный потенциал, и ищем оправдания нашему «пофигизму», если приходится вкладываться на других без видимой пользы для себя. Если мне кто-то на это возразит - не поверю:  не только жизнь, но даже наши конкурсы, голосование в них и даже наши стихи (не будем лукавить!) убедительно это доказывают. Вода течет вниз.   

Кворума голосующих на данном конкурсе  не было. Несколько членов  жюри, получившие пакет заранее, в течение трех недель не смогли найти возможности  его прочтения: праздники и личные обстоятельства оказались важнее данного согласия проголосовать. Поэтому и итоги конкурса можно считать недействительными. 
 
Не лучше обстоят дела и с третьей моей конкурсной серией «Твердые формы».  Желающих в ней участвовать мало - сорока человек на каждый тур не набрать! Тут ведь не удастся отыскать в своих закромах что-то старое и многократно посылавшееся на другие конкурсы! Кому захочется писать новые стихи по чужому заданию?

Аналогично с судьями. Предполагалось, что всю туры (последовательное знакомство с написанием ВСЕХ старинных форм) будет судить постоянная команда членов жюри - самых опытных, грамотных и самых ответственных. Именно для того, чтобы приобретаемый опыт из тура в тур делал оценку конкурсных стихов все более объективной. Подключать новых людей в середине серии сложно: и без того мало желающих читать мои статьи с разбором ошибок и с выяснением особенностей каждой формы (проникновением в ее особый дух!), а уж просить новых членов жюри познакомиться с «содержанием предыдущих серий» и вовсе несбыточно: всем не до меня! Между тем моя первоначальная восьмерка энтузиастов тает на каждом этапе: напрягаться над трудными пакетами никому не хочется. То ли дело судить тематические конкурсы с заданием «любые стихи с использованием указанного словосочетания»! Или конкурсы со свободной темой! И просто, и можно быстро выбрать любые десять, особо не заморачиваясь поиском в них несоответствия жанру.

И что же в остатке? Да ничего. Если я в самое ближайшее время не смогу заново укомплектовать крепкую команду искренне заинтересованных в сохранении русской культуры членов жюри, то буду вынуждена свою конкурсную работу прекратить. За отсутствием команды жюри. Одна я просто не справляюсь. Я ведь тоже состою из воды - вот и теряю и форму, и дальнейшее желание течь против общего потока.


А теперь вернусь к обещанному разбору конкурса репортажа. Тема его была и проста и трудна одновременно.

Проста, потому что в мире сейчас происходит много того, о чем нормальный человек, любящий свою родину (я имею ввиду Россию, ибо сайт создан для тех, кто именно Россию считает своей родиной), не может не думать и не переживать, оставаясь равнодушным потребителем маленьких житейских радостей. Наш сайт активно откликается на все происходящее зарифмованными посланиями человечеству - стихами по «свежим впечатлениям». Так почему бы, - подумала я, - мне не направить это в творческое русло, предложить оставить заявки на участие подобных творений в конкурсе, тема которого полностью отвечает душевному порыву?

Но тема конкурса была трудна, потому что это - конкурс Ликбеза, а значит,  предполагалась попытка проникнуть еще и в особенности жанра написания. Жанр конкурса - РЕПОРТАЖ. Он хорошо знаком прозаикам и журналистам, а как пишутся стихи в этом жанре? Как сделать их одновременно и информативным (интересным и ярким) рассказом о событии со своим авторским взглядом, личным отношением к происходящему и, в то же время, произведением, написанным поэтическим языком гражданской лирики, от первого лица, проникновенно, искренне?

Как вообще пишется  журналистский репортаж, изложено мною в ликбезовской статье -подборке найденных в интернете материалов об этом жанре. Читали ее, конечно, не все, да и - зачем??  А я и не настаиваю. Действительно, ни к чему. Тем более, что мнения у всех свои. Получила одно интересное мнение о репортаже от одного из членов жюри данного конкурса: «Передавая эмоции участников события, репортёр вполне может их спутать, переврать, поэтому «беспристрастность», более важна, чем какой либо другой признак…  мне ближе «событийный», «познавательный» репортажи, а вот «проблемный», где идёт комментарий, анализ события, авторские обобщения и выводы, я отвергаю как таковой. Нравятся репортажи в передаче «Постскриптум», где «переданные» с места событий сведения комментирует не репортёр, а сам ведущий…».

Мнение интересное. Только я с ним не согласна. Нейтральный и доскональный пересказ событий без комментариев - это блок новостей, а репортаж - это авторский жанр. К тому же, если события комментирует не репортер (очевидец события), а ведущий телепередачи (уж точно, не очевидец!!!), то что же в этом хорошего?

Репортаж - это не вовсе не пересказ фактов, а особое литературное произведение. Мне, например, и в стихах, и в прозе всегда интересен именно авторский взгляд: только он делает произведение живым, искренним, ярким. Поэтому стихи (здесь и далее комментирую только номинированные произведения!!!):

№1
Наш город накрыла зима!
И снежной пурги кутерьма!
Вчера дорожил бабьим летом,
Сегодня – в меха разодетый.
Укрыт одеялом пуховым,
В морозные цепи закован.

Не стоит на зимушку злиться,
На труженицу, мастерицу!
Без устали пишет картины
На окнах, трамваях, витринах.
Сюжеты в её вернисаже –
Морозного леса пейзажи.
Не жаль ей серебряной краски
Для новой Рождественской сказки!

может, и хороши для номинации в другом конкурсе, но это не репортаж. Репортаж, как минимум, должен повествовать о неординарном случае, о событии из жизни гражданского общества, которым автор репортажа делится с нами как очевидец или как виртуальный участник… Мне так кажется…

Или это:
№2
Ты мне напомнило Байкал:
среди холмов синеет чаша,
а дальше вижу гряды скал,
красивый вид, чем выше - краше.
Манишь прохладою к себе,
оттенки волн меняют краски,
я вижу Langbathsee здесь -
в душе покой, любовь и ласки.
Вода у берега чиста,
волна бежит легко, лениво;
природа девственна, проста,
здесь все так нежно и красиво!

Пейзажная лирика, а еще точнее - пейзаж, но при чем тут репортаж?

№3
В моей стране – в огромном жилмассиве –
Есть всё и вся, что даже и не снится.
Ты, «лапотная», «нищая» Россия,
Богаче и щедрее заграницы!

Бесценный дар поныне и вовеки
По щучьему веленью нам-Емелям:
Алтай, Байкал, моря, тайга и реки –
На зависть разным ниццам-куршевелям.

Зовёт родной земли разнообразье
Увидеть сонм экзотик: срубы, юрты;
Кубанский хор, лезгинку на Кавказе;
Как вятичи живут, живут удмурты.

И русский дух, до нового охочий,
Летит к истокам – в Новгород и Кижи.
Кто хочет море, пальмы – едет в Сочи,
Кто  в Приэльбрусье смазывает лыжи.

Ничуть не пострадали мы от санкций.
У нас свои Ривьеры и Пальмиры.
Мы ждём вас: приезжайте, иностранцы!
Но только уговор – с добром и миром!

Стихи с выражением своего мнения, с гражданской тематикой, но где здесь взволновавшее автора конкретное событие, о котором написано стихотворение?

№4
На скамейке в парке городском
томик Евтушенко. Номер третий.
Эх, была бы книжка кошельком -
унесли давно бы! Но не встретил
томик Евтушенко знатока.

Потянулась к томику рука,
гладят пальцы старую обложку.
Книга, словно брошенная кошка,
жаждущая крынку молока,
на колени села. Цветоножка

рано облетевшего цветка
тоненькой закладкой между строчек,
осыпаясь пылью многоточий,
оставляет цепи ДНК.
Голос Евтушенко - позвоночник,

стержень доброй силы, блик зеркал,
отразивший век двадцатый точно,
словно впрямь "какой-нибудь вандал
совесть сквозь столетья передал" -
в том числе и нам, с пометкой "срочно".

На скамейке в парке городском
томик Евтушенко. Номер третий.
Мчится двадцать первое столетье,
грозным потрясая кулаком.
Что же мы оставим нашим детям

на сегодня, завтра...На потом?

Отличная философская лирика. Но репортаж ли?

№5
Она уронила пульт из холёных рук.
Поёжилась зябко. Качнулись в ушах серёжки.
А между ресниц, метнувшись, притих испуг:
опять в репортаже: "Азов", геноцид, бомбежки.

Движением пальца может прервать она
кошмар на экране - зачем ей страшилки к ночи?
О чём горевать? Ведь там не её война.
И ей не знакомы погибшие мама с дочкой.

Диктант не проверен, кончился блеск для губ,
сценарий пора написать к новогодней ёлке,
подарки купить...а ночью - с друзьями в клуб.
Здесь взрывы не бухают и не визжат осколки.

Но завтра придётся снова смотреть в глаза
мальчишке, который не хочет никак учиться!
"Я еду домой! - с утра он спешит сказать. -
Здесь всё мне чужое: учебники, стены, лица.

Наш дом от фашистов папа, наверно, спас.
Не смог позвонить, телефон потерял на фронте.
Компьютер там есть, и пёс во дворе - Джульбарс,
и Васька, сбежавший во время обстрела котик.

Когда нас бомбили, очень хотелось жить!
Казалось, вот-вот, и меня никогда не будет.
И я не просил у мамы ни есть, ни пить, -
а вдруг не вернётся? Я видел, как гибнут люди."

Попросит она: "Давай подождём чуть-чуть,
пока твой отец от фашистов очистит город.
До летних каникул с нами ещё побудь.
Ты будешь учиться, и папа приедет скоро."

Мальчишка согласен. Так же, как в прошлый раз.
Неделю назад соглашался учиться тоже.
Уже не с экрана, прямо из детских глаз,
недетской тоской проникает война под кожу.

А ей говорят, что там не её война.
Советуют: лучше своими займись делами.
- Да мне и не надо! - хочет сказать она, -
но ходит чужая война по пятам за нами.

Живая история. Пусть не по единичному событию, но зато по вполне конкретной жизни конкретных - реальных - людей, с болью и авторским отношением к происходящему.

№6
Застенчивый мальчишка из Донецка.
Он слышал взрывы бомб, снарядов, мин,
Он видел – поседевшая соседка
Рыдала над убитыми детьми.

В подвале мрачном он сидел ночами,
Храбрился: «Ты не плачь, не бойся, мам!
Прислушайся – грохочет не над нами,
А где-то дальше, за «железкой», там…»

Со школьным рюкзачком (в нём пара маек,
Кроссовки да спортивные штаны)
Он с грустною растерянною мамой
В автобусе поехал от войны.

Петлял «УАЗик» по дорогам узким,
Искал к границе безопасный путь…
И каждый помнил – он донецкий, русский,
А, значит, мы прорвёмся как-нибудь!

Граница, лагерь, поезд в глубь России…
Жизнь заново так трудно начинать.
Мальчишка из Донецка, ты ведь сильный,
Утешь свою заплаканную мать:

«Всё будет хорошо. Здесь близко школа,
И тихо – слышно как поёт скворец,
И ты не бойся мама – очень скоро
Приедет к нам сюда живым отец».

И здесь ярко и с личным отношением изложена реальная и конкретная история, которая не оставила автора равнодушным. Это - репортаж.
 
Самое странное, что когда я прихожу на сайт просто почитать чужие стихи, я все время натыкаюсь на стихотворные отклики на реальные общественные события. Тема эта - вовсе не редкая. Пусть она не всегда изложена поэтическим языком, пусть - с ошибками речи и стихосложения, но по жанру - репортаж. Как, например, это:

№7
Санкт–Петербург, автобус триста семь.
И если бы «час пик» - вполне свободно.
Но мест сидячих не хватило всем,
Как и людей достойных, благородных.

Стоял старик – лет семьдесят ему,
Лишь поручень подставил деду плечи.
У пассажиров - будто по бельму,
Увидеть старика, здесь рядом, нечем.

Ничем непримечательный маршрут,
Народ простой в своей привычной массе,
Не просто так сиденья люди трут,
Путь ежедневный, стоя, чуть опасен.

Сидели все, кто только захотел:
Ребёнок лет семи, с ним мама рядом;
Держал малышку молодой отец,
А с ним жена, в плену своих нарядов;

На первом из седений -«инвалид»
Лет тридцати пяти – красавец просто,
Он - азиат(таджик, узбек) на вид…
Красавец внешне – на душе короста;

Девица на высоких каблуках;
Парнишка, что-то ищущий в планшете.--
Их поднимать? – Как можно, что вы, как!–
Стоять придётся неужели детям!

Автобус триста семь, Санкт-Петербург –
Культурная российская столица…
Стоял старик…сидели все вокруг…
А может быть, кошмар мне этот снится?

Язык - не блеск, есть много того, к чему можно придраться и не совсем правильно было это номинировать, но здесь хотя бы жанр соответствует заданному!!!


На моих ликбезовских конкурсах часть моих судей почти не обращают внимания на жанр написания. Вот и в этот раз стихи все отобрали хорошие, грамотные и даже пригодные для номинации НА ДРУГОМ КОНКУРСЕ!!!, но далеко не все - репортаж. Судьям плевать на конкурсное задание. Им некогда на эту тему думать, поскольку у большинства нас критерий отбора гражданских стихов один: «согласен я с мнением автора или не согласен». Если согласен, плюс еще и все рифмы на месте, да набор слов богатый - можно номинировать.

Но ведь это же - конкурс Ликбеза!!! Конкурс для тех, кто хочет не просто удивлять читателей богатством сложных рифм, но и постигает культуру письма!!! Кто искренне хочет разобраться в литературном ремесле, на которое все мы здесь замахнулись! Все: и участники наших конкурсов, и судьи, согласившиеся оценивать других, и я - самоучка, судорожно пытающаяся понять, что такое русская литературная школа! Мы все здесь учимся, помогая друг другу, мы пришли сюда (мне хочется в это верить!) не за количеством побед и приобретением виртуальных званий и стихобаллов, а за мастерством и за стимулом к новому творчеству! Но вода нашего тела вновь и вновь течет только вниз, туда, где легче и где нам веселее.

С теплом, АлКора, Председатель Жюри конкурса.