Сиф и Енох

Игорь Плохатнюк
Дорогие друзья! Сегодня я предлагаю вам для чтения следующую (уже 6-ю) главу из книги
вестницы Божьей - Елены Уайт, под общим название "Патриархи и пророки".

Хочу напомнить вам о том, что вся ниже приведённая информация не является плодом
воображения этой удивительной писательницы, но была получена ею непосредственного
от Бога, Создавшего наш удивительный мир!

Итак, читаем:

(Эта глава основана на книге Бытие 4,25 - 6,2).

Адаму был дан другой сын, который должен был стать наследником Божественного обетования и духовного
первородства. Его назвали Сиф, что означает "назначенный" или "вознаграждение", ибо, говорила его мать,
"Бог положил мне другое семя вместо Авеля, которого убил Каин"(Бытие 4,25).

Внешностью Сиф был гораздо величественнее Каина и Авеля и походил на Адама больше всех его сыновей.
Своим благородством он напоминал Авеля. Однако добрых качеств он унаследовал не больше, чем Каин.
Относительно сотворения Адама сказано: "по образу Божию сотворил его", но после грехопадения человек
рождал детей "по подобию своему и по образу своему". Несмотря на то, что Адам был сотворён безгрешным,
по образу Божьему, Сиф, подобно Каину, унаследовал грешную природу своих родителей. Но он также узнал
об Искупителе и был наставлен в праведности. Благодатью Божьей он служил Богу и прославлял Его.
Обращаясь к грешникам, как это делал бы Авель, будь он жив, Сиф учил их чтить Бога и повиноваться
своему Творцу. "У Сифа также родился сын, и он нарёк ему имя: Енос; тогда начали призывать имя
Господа"(Бытие 6,26).

Прежде верные поклонялись Богу, но по мере увеличения населения на Земле разница между двумя группами
людей становилась всё заметнее. Одни открыто исповедовали свою преданность Богу, другие выражали
презрение и не повиновались Ему.

До грехопадения наши прародители соблюдали субботу, установленную в Едеме, и после своего изгнания
оттуда продолжали святить её. Вкусив от горьких плодов непослушания, они узнали, что всякий, попирающий
заповеди Божьи, рано или поздно узнает, что Божественные установления святы и незыблемы и что наказание
за их нарушение неизбежно. Суббота почиталась всеми детьми Адама, оставшимися верными Богу. Но Каин и
его потомки не соблюдали этот день, в который покоился Сам Бог. Они по собственному усмотрению установили
дни отдыха и работы, не считаясь с повелением Создателя.
Проклятый Богом Каин оставил дом своего отца. Вначале он занялся возделыванием земли и построил город,
который назвал по имени своего старшего сына. Он отвернулся от лица Божьего, искоренил из души обетование
о возвращении в Едем, погрузившись в поиски богатства и наслаждений на земле, проклятой за грех, и таким
образом положил начало большой группе людей, поклоняющихся богу века сего (дьяволу).

Потомки Каина достигли выдающихся успехов в делах, в обретении земных благ, но к Богу они были равнодушны
и противодействовали Его намерениям относительно человека. К преступному убийству, совершённому впервые
Каином, Ламех, пятый в его поколении, прибавил ещё и многожёнство. С вызывающей надменностью он признавал
Бога только из-за личной выгоды, поскольку проклятие, преследующее всякого убившего убийцу, обеспечивало
ему личную безопасность (см. Бытие 4,23).

Авель вёл кочевой образ жизни, обитая в палатке, и потомки Сифа следовали тому же примеру, почитая себя
"странниками и пришельцами на земле", стремясь "к лучшему, то есть, к небесному" (Послание к Евреям 11:13,16).

Некоторое время потомки Каина и Сифа жили раздельно. Каиниты, удаляясь от места своего первого поселения,
рассеялись по равнинам и долинам, где обитали дети Сифа, а последние, желая избежать их пагубного влияния,
ушли в горы и там раскинули свои палатки. И ведя такой обособленный образ жизни, сифиты сохраняли служение
Богу во всей чистоте. Но постепенно, с течением времени, они стали смешиваться с жителями долин, что и
привело к гибельным последствиям. "Тогда сыны Божьи увидели дочерей человеческих, что они красивы"
(Бытие 6,2). - (Здесь сынами Божьими названы люди, верные Богу; а дочерями человеческими названы женщины
из рода восставших против Бога каинитов! - примечание редактора).

Дети Сифа, увлечённые красотой дочерей каинитов, огорчая Господа, брали их себе в жены. Многие поклоняющиеся
Богу были вовлечены в грех различными искушениями, постоянно соблазнявшими их, и утратили свою особую
праведность. Смешавшись с нечестивыми, они уподобились им по духу и в поступках; не считаясь с ограничениями
седьмой заповеди, они "брали их себе в жены, какую кто избрал"(Бытие 6,2).

Дети Сифа пошли "путём Каиновым" (Послание Иуды 1,11). Они устремились к земным богатствам и наслаждениям
и пренебрегли заповедями Божьими. Люди, познав Бога, не прославили Его, но "осуетились в умствованиях своих,
и омрачилось несмысленное их сердце". Поэтому и "предал их Бог превратному уму - делать непотребства"
(Послание к Римлянам 1:21,28). И вскоре грех, подобно смертельной проказе, охватил всю Землю.

Почти тысячу лет Адам жил среди людей как свидетель последствий греха. Он искренно пытался приостановить
поток зла. Ему было повелено воспитывать своих потомков в истине Божьей, и он тщательно сохранял и
передавал последующим поколениям то, что Бог открыл ему. Адам рассказывал своим детям и детям детей вплоть
до девятого поколения о святой и счастливой жизни человека в раю. Он повторял историю своего падения,
рассказывая о страданиях, на которые Господь обрёк его, убеждая в необходимости точного исполнения Своего
закона. Адам раскрывал перед своими потомками милосердие Бога, заботящегося об их спасении. Однако только
немногие прислушались к его словам. Часто ему приходилось слышать горькие упреки (в свой адрес)
за совершённый им грех, который принёс столько горя его потомкам.

Жизнь Адама была исполнена скорби, смирения и раскаяния. После изгнания из Едема мысль о смерти приводила
его в ужас. Он первым из людей соприкоснулся с реальностью смерти, когда его первородный сын Каин стал
убийцей своего брата. Снедаемый сильнейшими угрызениями совести за свой грех и глубоко потрясённый смертью
Авеля и отвержением Каина, Адам испытывал жесточайшие страдания. Он видел, что развращённость людей всё
увеличивается и в конце концов приведёт мир к потопу. И хотя вначале смертный приговор, вынесенный ему
Творцом, казался слишком страшным, но потом, наблюдая в течение почти тысячелетия последствия греха,
он понял, что со стороны Бога было милостью положить конец жизни, исполненной страдания и скорби.

Несмотря на беззаконие допотопного мира, то время не было эпохой невежества и первобытности, как часто
предполагают многие. Люди имели блестящие возможности достигнуть наивысшей ступени нравственного и
умственного развития. Они обладали недюжинной физической силой и незаурядным умом. Возможности приобретения
духовных и научных знаний были беспредельны. Неправильно было бы думать, что если люди того времени так долго
жили, то их умственное взросление наступало позже. Их интеллектуальные способности развивались рано, и те,
кто боялся Бога и жил согласно Его воле, возрастали в познании и мудрости на протяжении всей своей жизни.
Если бы можно было сопоставить прославленных учёных нашего времени с их сверстниками допотопного мира,
какими ничтожными показались бы они по сравнению с ними в умственном и физическом отношении.

С сокращением жизни человека снижались и его физические силы и умственные способности. Есть люди, которые
учатся от двадцати до пятидесяти лет своей жизни, и мир изумляется их успехам; но какими ограниченными
покажутся их знания по сравнению со знаниями тех, чьи способности развивались на протяжении столетий!
Справедливо, что наши современники получили преимущества благодаря достижениям своих предшественников.
Люди выдающегося ума, которые исследовали, изобретали и писали, оставляли своё наследие последователям.
Однако преимущества людей древнего мира были несравненно больше. Среди них на протяжении столетий жил тот,
кто был сотворён по образу Божьему, о ком Сам Бог сказал "весьма хорошо", - человек, которого Бог наставил
всей мудрости этого мира. Адам узнал от Творца историю творения; он собственными глазами видел события,
разворачивавшиеся в течение девяти столетий, и передавал свои познания грядущим поколениям. Допотопные люди
не имели письменности и, следовательно, книг, но обладали огромными способностями, прекрасной памятью и
безошибочно передавали свои познания потомкам. В течение столетий одновременно жили семь поколений, которые
имели возможность делиться своей учёностью и опытом.

Люди того времени обладали неповторимыми преимуществами приобрести Божественные познания через Его творение,
равного которому не было. То время было временем великого света, а не религиозной тьмы. Весь мир имел
возможность познать истину от Адама, а жившие в страхе Божьем люди, кроме этого, учились у Иисуса Христа и
Его ангелов. На протяжении многих столетий перед их глазами находился немой свидетель истины - сад Божий.
У врат рая, охраняемых херувимами, являлась слава Божья, и туда приходили молящиеся. Здесь они воздвигали
алтари и приносили жертвы. Здесь совершали жертвоприношения Каин и Авель, и Бог сходил с Небес, чтобы общаться
с ними.

Скептики не могли отрицать существование Едема, пока он находился на виду у всех и вход его охранялся ангелами.
Последовательность сотворения, сад, история двух деревьев, так тесно связанная с судьбой человека, - всё это
являлось неоспоримым фактом. Пока Адам был жив, мало кто пытался оспаривать бытие Бога, Его верховную власть
и требования Его закона.

Несмотря на умножающееся беззаконие, в то время существовала династия святых мужей - они, облагороженные и
вдохновлённые общением с Богом, жили на Земле словно на Небе. Они обладали могучей силой разума и
удивительными знаниями. Перед ними стояла великая и святая цель - сформировать в себе праведный характер и
оставить пример благочестия не только своим современникам, но и всем грядущим поколениям.

На страницах Священного Писания упоминаются имена только немногих, самых выдающихся из них; но на протяжении
всех веков Бог всегда имел Своих верных свидетелей и искренних приверженцев.

О Енохе говорится, что он жил шестьдесят пять лет и родил сына. После этого он ходил с Богом триста лет.
Уже в раннем периоде своей жизни Енох любил Бога, боялся Его и соблюдал Его заповеди. Он принадлежал
к династии тех святых мужей, которые сохраняли истинную веру и являлись прародителями обетованного семени.
Из уст Адама Енох узнал о мрачной истории грехопадения, а также радостную весть об обетовании Божьем, и он
положился на грядущего Искупителя. Но рождение первенца принесло Еноху глубочайшие переживания; он ещё теснее
сблизился с Богом. Как дитя Божье он ещё глубже осознал свои обязанности и ответственность. Наблюдая
привязанность ребёнка к себе, его простодушную веру в могущество отца и сам испытывая глубокую нежность
к своему первенцу, Енох понял чудесную любовь Бога к людям, даровавшего им Своего Сына, и научился доверию,
с каким дети Божьи должны относиться к Небесному Отцу. Безграничная, непостижимая любовь Божья, проявленная
в Иисусе Христе, стала предметом его непрерывных размышлений, и со всей пылкостью души он стремился проявить
ту же любовь к окружающим его людям.

"Енох ходил пред Богом" не в состоянии экстаза или видения, но во всех повседневных обязанностях своей жизни.
Он не стал отшельником, не ушёл от людей, потому что должен был в мире трудиться для Бога. И в своей семье,
и в обществе он был стойким, непоколебимым слугой Божьим.
Его сердце гармонично откликалось на волю Божью, ибо "пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?"
(книга пророка Амоса 3,3). И этот святой союз с Богом длился триста лет. Найдётся мало христиан, которые
не сделались бы гораздо серьёзнее и посвящённее, если бы знали час своей смерти и близкое время пришествия
Христа. Вера же Еноха становилась всё твёрже, а любовь - крепче даже с течением столетий!

Енох обладал сильным, незаурядным умом и обширными познаниями. Он был удостоен особенных откровений от Бога.
Но несмотря на своё беспрерывное общение с Небом и никогда не оставлявшее его чувство Божественного величия
и совершенства, он был самым смиренным человеком на Земле. Чем теснее становилась его связь с Богом, тем
глубже он проникался сознанием собственного несовершенства и слабости.
Подавленный растущим беззаконием богоотступников и опасаясь, чтобы их неверие не ослабило его благоговейного
отношения к Богу, Енох избегал постоянного общения с людьми и много времени проводил в одиночестве,
предаваясь размышлению и молитве. Так Енох полагался на Бога, стремясь всё глубже познать Его волю, которую
надлежало исполнить. Для него молитва была дыханием жизни, он жил в атмосфере самого Неба.

Через святых ангелов Бог поведал Еноху своё намерение уничтожить мир потопом, а также открыл ему более полно
план искупления. С помощью Духа пророчества Он показал ему все грядущие поколения после потопа и великие
события, связанные со Вторым пришествием Христа в конце времён.

Еноха волновал вопрос относительно мёртвых. Ему казалось раньше, что и праведник, и нечестивец сойдут в могилу,
и на этом окончится всё. Он не мог постичь того, что ожидает человека за чертой смерти. Ему было дано
пророческое видение относительно смерти Христа, он увидел Его пришествие во славе, с тьмами всех святых ангелов
для освобождения своего народа из могил. Он также видел развращённое состояние мира перед Вторым пришествием
Христа, видел хвастливое, своенравное, самонадеянное поколение людей, отвергающих Единого Бога и Господа Иисуса
Христа, попирающих ногами Его закон и отвергающих Его спасение. Он видел праведников, увенчанных славой и честью,
а беззаконников, бегущих от присутствия Господа, - уничтожаемых огнём.

Енох стал проповедником праведности, рассказывая людям о том, что Бог открыл ему. Жившие в страхе Божьем искали
общения с этим святым мужем, чтобы выслушать его наставления и помолиться вместе с ним. Он проповедовал Божью
весть всем, кто стремился принять слова предостережения. Он проповедовал не только сифитам. В земле, куда убежал
Каин, чтобы скрыться от лица Господнего, пророк Божий рассказывал о чудесных событиях, прошедших перед ним
в видениях. "Вот идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между
ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие!" (Послание Иуды 14-15).

Он был бесстрашным обличителем греха. Проповедуя любовь Божью, открытую во Христе, своим современникам и
умоляя их оставить пути порока, Енох порицал умножающееся беззаконие и предостерегал, что суд Божий не замедлит
совершиться над нечестивыми. Дух Иисуса вещал устами Еноха. Этот дух проявляется не только в словах любви,
сострадания и мольбы - святые мужи призваны говорить не только приятное. Бог влагает в уста и сердца Своих
вестников и истины, сокрушающие подобно обоюдоострому мечу.

Слушающие Еноха чувствовали силу Божью, действовавшую в Его слуге. Некоторые приняли его предостережения и
оставили прежний греховный образ жизни, но большинство глумились над грозной вестью и с ещё большим упорством
продолжали идти по пути зла. В последние дни слуги Божьи будут провозглашать подобную весть, которую отвергнут
с тем же неверием и глумлением. Допотопный мир отринул слова и предостережения того, кто ходил с Богом.
Так и последнее поколение легкомысленно отнесётся к предостережениям вестников Божьих.

Неустанно проповедуя, Енох ни на шаг не терял связь с Богом. Чем тяжелее и неотложнее были его труды, тем
искреннее и настойчивее были его молитвы. Порой он порывал всякое общение с людьми. Потом, оставаясь некоторое
время среди людей, наставлял их, помогая им словом и примером, и снова удалялся, чтобы в одиночестве
почувствовать и утолить жажду тех Божественных истин, дать которые может только один Бог. Пребывая в таком
общении с Господом, Енох всё больше и больше уподоблялся Творцу. Его лицо светилось тем святым светом, который
сияет на лице Иисуса. После того как он общался с Богом, даже беззаконники с благоговейным страхом смотрели
на его лицо, на котором покоилась печать Неба.

Беззаконие мира достигло такого предела, что гибель его была предопределена. Проходили годы, поток человеческих
преступлений ширился, и всё мрачней и мрачней сгущались тучи Божественного мщения. Однако Енох, свидетель веры,
неутомимо шёл вперёд по избранному пути, предостерегая, моля, уговаривая, стремясь всеми силами сдержать поток
преступлений и стрелы возмездия. Хотя его предостережения и были отвергнуты грешным, легкомысленным народом,
но, ободряемый Господом, он продолжал преданно бороться с умножающимся злом, пока Бог не взял его с грешной
Земли в святые обители Неба.

Современники Еноха считали этого человека безумным, ибо он и не помышлял о золоте, серебре и других
драгоценностях здесь - на земле. Сердце Еноха стремилось к вечным сокровищам. Он взирал на небесный град.
Он видел Царя во славе, восседающего посреди Сиона. Его разум, сердце, все его помышления принадлежали Небу.
Чем больше распространялось нечестие, тем сердечнее стремился он в дом Отца. Ещё будучи на Земле, Енох верой
уже обитал в обителях света.

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят!"(Евангелие от Матфея 5,8). На протяжении трёхсот лет Енох стремился
к душевной чистоте, чтобы быть в гармонии с Небом. Он ходил с Господом в течение трёх столетий. Изо дня в день
он стремился всё к более тесному единению с Богом: всё более и более близким становилось общение, пока Бог
не взял его к Себе. Он стоял на пороге вечности, только один шаг отделял его от обетованной земли, и вот ворота
отворились, и тот, кто постоянно ходил с Богом на Земле, первым из людей вошёл во святой град.

Отсутствие Еноха остро ощущалось на Земле. Голос, который каждый день предостерегал и наставлял, умолк.
Некоторые из верующих, а также и беззаконники, заметив его отсутствие, думали, что он, по обыкновению, уединился.
Друзья Еноха потом долго и старательно разыскивали его, подобно тому как ученики искали Илию, но всё было
напрасно. Потом они рассказывали другим, что его нигде не оказалось, ибо Бог взял его к Себе (живым!).

Вознесением Еноха на Небо Бог желал преподать людям важный урок. Существовала опасность, что люди, видя ужасные
последствия грехопадения Адама, впадут в безысходное отчаяние. Многие готовы были воскликнуть: "Что пользы
от того, что мы живём в страхе Божьем, соблюдаем Его заповеди?! Все равно ужасное проклятие тяжёлым бременем
лежит на человечестве, и смерть является уделом для всех!". Но истины, открытые Богом Адаму, а затем переданные
Сифом и воплощённые в жизни Енохом, рассеяли мрак и тьму и дали людям надежду, что как через Адама смерть вошла
в мир, так и через обетованного Искупителя придут жизнь и бессмертие!

Сатана пытался внушить людям, что непорочная жизнь не вознаграждается, а грех не наказывается, и что вообще
человеку невозможно соблюсти Божественные установления. Но в случае с Енохом Бог утверждает, что "Он есть, и
ищущим Его воздаёт!" (Послание к Евреям 11,6).

Господь показал, что Он сделает для тех, кто соблюдает Его заповеди. Таким образом, человек в состоянии
повиноваться Закону Божьему; даже живя среди греховного развращённого мира, благодатью Божьей люди могут
противостоять искушениям и стать святыми и непорочными. На примере Еноха они увидели благословенность подобной
жизни! Его вознесение явилось для них доказательством истинности его пророчества относительно будущего:
для исполняющих волю Божью - увенчанного славой и радостью вечной жизни, а для противящихся Ему - несущего горе,
осуждение и смерть.

"Верою Енох переселён был так, что не видел смерти! И не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде
переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу!" (Послание к Евреям 11,5).

В обречённом на погибель мире Енох жил в таком близком общении с Богом, что ему не было позволено оказаться
во власти смерти. Благочестивая натура этого пророка олицетворяет собой святость жизни "искупленных от земли"
(книга Откровение 14,3) во время Второго пришествия Христа. Как и перед потопом в мире будет умножаться
беззаконие. Следуя влечениям своего испорченного сердца и обманчивой мудрости мира сего, люди восстанут против
власти Неба. Но, подобно Еноху, дети Божьи будут стремиться к чистоте сердца и исполнению Его воли, дабы их
жизнь уподобилась Христовой. Как и Енох, они будут проповедовать миру о Втором пришествии Христа, о судах,
которые постигнут грешников. Собственным примером, святостью своих слов они осудят грехи беззаконников.

Как Еноха взяли на Небеса перед потопом, уничтожившим мир, так и живые праведники будут взяты с Земли перед
окончательным уничтожением её огнём. Апостол говорит: "Не все мы умрём, но все изменимся; вдруг, во мгновение ока,
при последней трубе...". "Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей, сойдёт
с Неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем
на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем! Итак, утешайте друг друга сими словами!"
(1-е Послание Коринфянам 15,51-52; 1-е Послание к Фессалоникийцам 4,16-18).

                *********