Психология. Карен Хорни

Николай Василевский
                Психология.  Карен Хорни
    Карен Хорни, –  представитель нового  направление в психоанализе –неофрейдизма. В отличие от представителей и последователей фрейдизма оно расширяет перед нами рамки психоанализа. Оно учитывает при психоанализе культурные и социальные факторы в деятельности людей. Неофрейдизм возник в начале 30-х годов в результате неприятия отдельных теоретических положений психоаналитического учения Фрейда. Очень многое в этом связано с приходом к власти Гитлера. Дело в том, что многие учёные, в том числе и Карел Хорни, переезжают в Америку. В Америке в это время бурными темпами набирает мощь «Сексуальная революция»
   Исследуя жизнь, Карел Хорни приходит к совершенно другим выводам, чем Фрейд. Первое, что она сделала, отмстила Фрейду, чисто по-женски, утверждавшему неполноценность женщины. Она пришла к выводу, что именно культура сделала женщину неполноценной. Искусство и религия выдумали миф о женской неполноценности. На самом же лее – это вздор Имея значительные средства Карел Хорни создаёт институт для исследований с собственными печатными органами. И вскоре её книги покоряют весь мир. Ими зачитываются. О чём же пишет в них Карел Хорни? Она задаётся извечно мучившими человека вопросами: что такое человек? В чём его сущность, природа? До появления неофрейдистов., существовали две теории, что такое человек. Первая, «библейская», утверждала, что человек не зверь и не ангел. Человек нечто среднее, то есть полузверь и полуангел.
Вторая говорила, сущность человека прекрасна, но реализоваться ей мешают какие-то обстоятельства. Что же изменит человека?
В эпоху просвещения верили в разум. Он вытащит человека из всех бед и улучшит его жизнь. Карл Маркс писал, изменим общество – изменится человек.  Неофрейдисты говорят – это неприемлемо, потому что суть человека – это свобода духа, и добро является утверждением жизни. Они говорят, человек, это открытая система и перед ним всегда  встаёт дилемма: зачем ты живёшь? Для одних цель жизни любовь к природе, для других – любовь к богу, третьи жаждут построить коммунизм. Неофрейдисты говорят: всё это утопия. Истинной сутью человека является свобода духа. Человек не должен создавать догмы, он постоянно должен сомневаться. Он постоянно должен думать – правильно ли я поступил? Основное его состояние это состояние тревоги – это норма.
В чём же наш смысл жизни? Его нет! Зато у нас есть судьба, (как это по-женски! Прим. Авт.) и как бы ни старались её перехитрить, она всегда будет вести к чему-то. Что же такое судьба? От чего она зависит? Она зависит от постоянной открытости миру и основная тяжесть этого ложится на интеллигенцию. Почему, например, крестьянину легче? Да потому что он знает и делает своё дело, он постоянно с природой, он чувствует уверенность в своём будущем. Интеллигенция открыта всему человеческому страданию. Однако судьба у них более интересная и жестокая. Всегда интеллигенция выдвигает какие-то идеи и при их провале все шишки сыплются на неё. Однако интеллигенция движущий рычаг общества. Она постоянно находится в состоянии неспокойствия. И это главное. Ведь покой по неофрейдистам, это граница, после которой возникает нечеловеческое общество. Человек реализует себя в творчестве. Если это не получается, мы заканчиваем неврозом. Все идеи человечества Ио счастье – утопия. Создание гармоничного общества – абсурд. Только человек, который ищет, есть настоящий человек.
Изучая своих больных неврозом, Карел Хорни задалась вопросом: кто такой невротик? И пришла к парадоксальному выводу – его нет! Мы его не можем определить, потому что всё зависит от культуры. Например, если женщина в начале века изменила и после свадьбы испытывает муки совести – это норма. Если женщина сделала то ж е самое в наше время и испытывая муки совести, страдает печенью, что мы должны о ней думать? Конечно же, невроз! Следовательно, спасение в движении человеческого духа, постоянном изменении. Исследуя дальше невротиков, Карел Хорни выявила критерии, приводящие к невротической личности. Их – пять. Первая, угроза невроза, это оценка себя как комплекс неполноценности. Второе – это страх перед людьми, перед контактами с ними. Страх, например, перед молодёжью. Третье –  это отношение к жизни. Человек понимает, что не может построить себе лучшую жизнь и отрекается от всего. Он не движим никакими стремлениями и его девиз: «Не бери ничего в голову – живи как есть!».
Четвёртое, это агрессивность. Чем больше страха у человека, тем больше агрессивности.
   Пятое. Это секс. Это самая последняя крайность. Не зная за что ухватиться в жизни, человек хватается на секс. Секс, как спорт. Как  возможность самоутверждения среди других. Как же выделить таких людей? Очень просто. Прежде чем что-то сделать, вы, прежде всего, подумайте. Предрасположенный к неврозу или невротик будут действовать с заведомой ему позиции. Во-вторых, у таких людей вечное несоответствие реальности и замыслов. Он всегда всем, в том числе и себе портит жизнь. Следовательно, можно сделать вывод: невротик, это человек, который стоит у себя на дороге. Какие же основные невротические тенденции?  Это отношения с людьми. Невротик ставит себя в определённые позиции.
   Первое, привязанность. Любовь, как символ. Человек боится потерять другого и себя выдаёт очень частым повторением какой-то фразы. Например, «Я тебя люблю». Этим человеком постоянно движет страх потерять объект поклонения.
Вторая позиция – подчинение. Таким человеком движет страх. Ему приходится постоянно себя успокаивать. Если подчиняюсь ему, если я делаю для него, значит, я ему нужен.
Третье—власть. Создавая властную натуру, такие люди как бы укрываются от своего страха перед другими. Среди них много тиранов. Побуждающий мотив—опять страх.
Четвёртое, уход от людей. Это происходит, когда не получается контакт с людьми. И люди уходят от настоящей жизни, например, в монастырь.
Как не допустить такие состояния? Обычно от этих тенденций спасает защитный механизм. Что же это такое? Например, у вас есть враг. Постоянно у вас накапливается к нему ненависть. Она растёт, растёт и тут…Срабатывает защитный механизм. Да, в конце концов, чего я к нему привязался? Нормальный человек. Тебя не понимают на работе. Не ценят. Что же делать? И снова включается защитный механизм. В идеальном варианте посетует, они меня не понимают. Пустит слезу. Пожелает, что нет возможности совершить подвиг. Вот если бы была, тогда бы размахнулся. Или вот еще ситуация. Пошла девчонка на дискотеку. Ждёт, вот-вот её пригласят… Вот идёт один. Ан, нет, пригласил подружку. И это повторяется, раз, второй, третий…Состояние у неё ужасное. Что же делает девчонка? Она решает, что только дураки ходят на дискотеку. Надо работать. Надо заниматься. Надо учиться и приобретать профессию. Надо читать книги. Вот так думает защитный механизм. Однако он не всегда срабатывает. Поэтому мы должны помогать друг другу. Один из пунктов лечения – моральная поддержка. А так как это основная задача психоанализа помогать страждущим, изучайте психоанализ. Почему человек идёт на самоубийство? Это когда страх соединяется с чувством вины. Для профилактики духа больше нужно читать Шекспира, Бальзака, Достоевского. Ведь свобода духа – это как вы сможете сориентироваться в жизни, соразмеряя свои потребности и возможности.
 Подготовил Николай ВАСИЛЕВСКИЙ.