О святой мученице Татиане

Вера Ивановна Ольгина
   
          
Мученица Татиана Римская, диакониса
ДНИ ПАМЯТИ:

25 января

ЖИТИЕ

КРАТКОЕ ЖИТИЕ МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ РИМСКОЙ, ДИАКОНИСЫ

Свя­тая Та­ти­а­на бы­ла до­че­рью бо­га­то­го рим­ля­ни­на и бы­ла вос­пи­та­на им в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ко­гда Та­ти­а­на до­стиг­ла со­вер­шен­но­ле­тия, она ста­ла рав­но­душ­на к бо­гат­ству и иным бла­гам и воз­лю­би­ла всем серд­цем ду­хов­ный об­раз жиз­ни. Она на­все­гда, от­ка­за­лась от су­пру­же­ской жиз­ни и за доб­ро­де­тель­ную жизнь бы­ла на­зна­че­на диа­ко­нис­сой Рим­ской церк­ви. В этой долж­но­сти она с усер­ди­ем уха­жи­ва­ла за боль­ны­ми, по­се­ща­ла тем­ни­цы, по­мо­га­ла неиму­щим, ста­ра­ясь по­сто­ян­но уго­дить Бо­гу мо­лит­ва­ми и доб­ры­ми де­ла­ми.

При им­пе­ра­то­ре Алек­сан­дре Се­ве­ре (222-235 гг.) свя­тая Та­ти­а­на за ис­по­ве­да­ние Иису­са Хри­ста при­ня­ла му­че­ни­че­ское стра­да­ние от рим­ско­го гра­до­пра­ви­те­ля Уль­пи­а­на (око­ло 225 г.) Со­глас­но древ­не­му рас­ска­зу, свя­тую Та­ти­а­ну, по­сле раз­ных ис­тя­за­ний, бро­си­ли на аре­ну цир­ка (Ко­ли­зея), чтобы сви­ре­пый лев рас­тер­зал ее для за­ба­вы зри­те­лей. Но вме­сто это­го лев стал крот­ко лас­кать­ся к ней. То­гда свя­тую Та­ти­а­ну усек­ли ме­чом. Во­семь слуг гра­до­пра­ви­те­ля, му­чив­ших свя­тую, уве­ро­ва­ли в Иису­са Хри­ста, ви­дя над ней си­лу Бо­жию, — и они то­же бы­ли по­сле мук усе­че­ны ме­чом.

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ РИМСКОЙ, ДИАКОНИСЫ

Свя­тая му­че­ни­ца Та­тья­на ро­ди­лась в древ­нем Ри­ме от знат­ных ро­ди­те­лей. Отец ее, три­жды быв­ший кон­су­лом был тай­ным хри­сти­а­ни­ном и от­ли­чал­ся бо­го­бо­яз­нен­но­стью. Свою дочь, свя­тую Та­тья­ну, он вос­пи­тал в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жьем, и на­учил ее Бо­же­ствен­но­му Пи­са­нию. Ко­гда свя­тая Та­тья­на до­стиг­ла со­вер­шен­но­лет­не­го воз­рас­та, она вос­хо­те­ла про­во­дить жизнь свою в дев­стве и це­ло­муд­рии; неве­стой бы­ла она Хри­сту; пла­ме­нея к Нему лю­бо­вью, она ему еди­но­му слу­жи­ла День и ночь, мо­лит­вою и по­стом умерщ­вляя плоть свою и по­ра­бо­щая ее ду­ху. За свою доб­ро­де­тель­ную жизнь она спо­до­би­лась по­слу­жить Церк­ви: она бы­ла по­став­ле­на диа­ко­ни­сой и, по­доб­но бес­те­лес­ным ан­ге­лам она слу­жи­ла Бо­гу во пло­ти. И Хри­стос Бог вен­чал неве­сту Свою му­че­ни­че­ским вен­цом. Она по­стра­да­ла сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Ко­гда был убит сво­и­ми же рим­ля­на­ми нече­сти­вый царь Ан­то­нин Ге­лио­га­бал[1], и те­ло его, вле­ко­мое по гра­ду с по­ру­га­ни­ем бы­ло бро­ше­но в ре­ку Тибр[2], на цар­ский пре­стол был воз­ве­ден Алек­сандр[3], юный шест­на­дца­ти­лет­ний от­рок. Он имел ма­те­рью — хри­сти­ан­ку, име­нем Мам­мею; от нее он на­учил­ся по­чи­тать Хри­ста, но несо­глас­но с ве­рою Хри­сто­вою, ибо в то же вре­мя он про­дол­жал слу­жить идо­лам и по­кла­нял­ся им как древним бо­гам рим­ским. В его двор­це бы­ли изо­бра­же­ния Хри­ста и по­чи­та­е­мо­го языч­ни­ка­ми Апол­ло­на[4], вет­хо­за­вет­но­го Ав­ра­ама и язы­че­ско­го Ор­фея[5] и мно­гих дру­гих. Сам Алек­сандр, как сын хри­сти­ан­ки, не пре­сле­до­вал хри­сти­ан, но на­мест­ни­ки его, пра­ви­те­ли об­ла­стей и кон­су­лы, силь­но при­тес­ня­ли хри­сти­ан. Так как сам Алек­сандр был слиш­ком мо­лод, то управ­ле­ние го­су­дар­ством бы­ло по­ру­че­но неко­то­рым из чле­нов со­ве­та; глав­ным(!) сре­ди них был го­род­ской епарх[6] Уле­пи­ан, жест­кий нра­вом и ве­ли­кий враг хри­сти­ан. Эти со­вет­ни­ки от име­ни ца­ря управ­ля­ли всем. Они то и разо­сла­ли по­всю­ду по­ве­ле­ние, чтобы га­ли­ле­ян (так они на­зы­ва­ли хри­сти­ан) всю­ду при­нуж­дать по­кла­нять­ся рим­ским бо­гам, угро­жая им, в слу­чае непо­ви­но­ве­ния, лю­ты­ми му­че­ни­ям и да­же смер­тью. На­блю­дать же за тем, ис­пол­ня­ет­ся ли хри­сти­а­на­ми это по­ве­ле­ние, бы­ли из­бра­ны сле­ду­ю­щие лю­тей­шие(!) вра­ги хри­сти­ан и вер­ные слу­ги дья­во­ла: ко­мит[7] Ви­та­лий, ку­ви­ку­ля­рий[8] Васс, до­ме­стик[9] Кай. То­гда и в Ри­ме и во всех об­ла­стях рим­ско­го го­су­дар­ства, по­ли­лась кровь хри­сти­ан по­доб­но во­де. Их не ща­ди­ли, но под­вер­га­ли му­че­ни­ям и пре­да­ва­ли смер­ти.

В то вре­мя и свя­тая де­ва Та­тья­на бы­ла схва­че­на языч­ни­ка­ми и при­ве­де­на в храм Апол­ло­на. Ее хо­те­ли при­ну­дить по­кло­нить­ся это­му идо­лу. Она же по­мо­ли­лась ис­тин­но­му Бо­гу, и вдруг про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние: идол Апол­ло­на упал и раз­бил­ся на ча­сти, об­ру­ши­лась так­же часть хра­ма и при­да­ви­ла мно­гих языч­ни­ков и жре­цов. Дья­вол, оби­тав­ший в идо­ле, с гром­ким кри­ком и ры­да­ни­ем бе­жал от то­го ме­ста, при­чем все слы­ша­ли вопль его и ви­де­ли тень, про­нес­шу­ю­ся по воз­ду­ху.

То­гда нече­сти­вые по­влек­ли свя­тую де­ву на суд и му­че­ния. Сна­ча­ла они ста­ли бить ее по ли­цу и тер­зать очи ей же­лез­ны­ми крю­чья­ми. По дол­гом му­че­нии, са­ми му­чи­те­ли из­не­мог­ли, ибо те­ло Хри­сто­вой стра­да­ли­цы для на­но­сив­ших ей ра­ны бы­ло твер­до, как бы на­ко­валь­ня, и боль­ше при­ня­ли му­ки са­ми му­чи­те­ли, чем свя­тая му­че­ни­ца. И ан­ге­лы неви­ди­мо сто­я­ли око­ло свя­той и на­но­си­ли уда­ры тем, кто му­чил свя­тую Та­тья­ну, так что му­чи­те­ли взы­ва­ли к без­за­кон­но­му су­дье и про­си­ли его, чтобы он при­ка­зал пре­кра­тить му­че­ния; они го­во­ри­ли, что са­ми они боль­ше стра­да­ют, чем сия свя­тая и невин­ная де­ва. Та­тья­на же, му­же­ствен­но пре­тер­пе­вая стра­да­ния, мо­ли­лась за сво­их му­чи­те­лей и про­си­ла Гос­по­да, чтобы Он от­верз им свет ис­ти­ны. И мо­лит­ва ее бы­ла(!) услы­ша­на. Небес­ный свет оза­рил му­чи­те­лей, и ду­хов­ные очи их от­верз­лись. Они уви­де­ли че­ты­рех ан­ге­лов окру­жа­ю­щих свя­тую, услы­ша­ли глас с небес быв­ший к свя­той де­ве, и па­ли пред нею на зем­лю и ста­ли мо­лить ее:

— Про­сти нас слу­жи­тель­ни­ца ис­тин­но­го Бо­га, про­сти, ибо не по на­шей во­ле мы при­чи­ня­ли те­бе му­че­ния.

Все они (их бы­ло чис­лом во­семь че­ло­век) уве­ро­ва­ли во Хри­ста и вос­при­я­ли кре­ще­ние в сво­ей соб­ствен­ной кро­ви, ибо их за ис­по­ве­да­ние Хри­ста же­сто­ко му­чи­ли и, на­ко­нец, усек­ли им гла­вы.

На дру­гой день непра­вед­ный су­дья, вос­сев на су­ди­ли­ще, опять при­ка­зал при­ве­сти на му­че­ние свя­тую Та­тья­ну. Она же пред­ста­ла пред сво­им му­чи­те­лем со­вер­шен­но здра­вой. Ли­цо ее бы­ло спо­кой­но и ра­дост­но. Су­дья стал убеж­дать свя­тую де­ву, чтобы она при­нес­ла жерт­ву идо­лам, но ста­ра­ния его оста­ва­лись тщет­ны­ми. То­гда он при­ка­зал об­на­жить свя­тую и брит­ва­ми ре­зать ее. Дев­ствен­ное те­ло ее бы­ло бе­ло, как снег и ко­гда ста­ли ре­зать его, то из ран вме­сто кро­ви, ис­те­ка­ло мо­ло­ко, при­чем рас­про­стра­ни­лось ве­ли­кое бла­го­уха­ние, как бы от со­су­да с аро­ма­та­ми. Свя­тая же, воз­зрев на небо, мо­ли­лась сре­ди сих му­че­ний. За­тем ее кре­сто­об­раз­но рас­про­стер­ли на зем­ле и дол­гое вре­мя би­ли жез­ла­ми, так что му­чи­те­ли из­не­мо­га­ли и ча­сто сме­ня­лись. Ибо, как и преж­де, ан­ге­лы Бо­жьи неви­ди­мо сто­я­ли око­ло свя­той и на­но­си­ли ра­ны тем, кто при­чи­нял уда­ры свя­той му­че­ни­це. Слу­ги му­чи­те­ля из­не­мо­га­ли, за­яв­ляя, что им кто-то на­но­сит(!) уда­ры же­лез­ны­ми пал­ка­ми. На­ко­нец де­вять из них умер­ло, по­ра­жен­ные дес­ни­цею ан­гель­ской, а осталь­ные упа­ли на зем­лю еле жи­вы­ми. Свя­тая же об­ли­ча­ла су­дью и его слу­жи­те­лей и го­во­ри­ла, что бо­ги их — без­душ­ные идо­лы. Так как уже при­бли­жал­ся ве­чер, то свя­тую вверг­ли в тем­ни­цу. Здесь она про­ве­ла всю ночь, мо­лясь Гос­по­ду и вос­пе­вая Ему хва­лы. Небес­ный свет оза­рил ее. Уви­дев свя­тую му­че­ни­цу вполне здо­ро­вой, с ли­цом еще бо­лее пре­крас­ным, чем преж­де, все бы­ли изум­ле­ны и удив­ле­ны. Сна­ча­ла ста­ли лас­ко­во и льсти­во уго­ва­ри­вать, чтобы она при­нес­ла жерт­ву ве­ли­кой бо­гине их — Ди­ане[10]. Свя­тая де­ва по­ка­за­ла вид, что со­глас­на по­сле­до­вать их со­ве­ту. Ее по­ве­ли в храм Ди­а­ны. Бес, оби­тав­ший в идо­ле Ди­а­ны, по­чув­ство­вал при­бли­же­ние свя­той де­вы и стал гро­мо­глас­но взы­вать:

— Го­ре мне, го­ре мне! Ку­да бе­жать мне от Тво­е­го Ду­ха, Небес­ный, ибо огонь, воз­го­ра­ю­щий­ся со всех уг­лов се­го хра­ма, го­нит ме­ня?

Свя­тая, при­бли­зив­шись к хра­му, озна­ме­но­ва­ла се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем и, воз­ве­дя свои очи к небу, ста­ла мо­лить­ся. Вдруг раз­дал­ся страш­ный удар гро­ма, и за­бли­ста­ла мол­ния: огонь, упав­ший с неба, по­па­лил храм с идо­лом жерт­вы, жре­цов; мно­же­ство из неве­ру­ю­щих опа­лен­ные мол­нией, за­мерт­во упа­ли на зем­лю. То­гда по­ве­ли свя­тую Та­тья­ну в пре­тор[11], под­ве­си­ли ее там и тер­за­ли же­лез­ны­ми крю­чья­ми и да­же вы­рва­ли ей сос­цы. По­сле се­го, свя­тую за­клю­чи­ли в тем­ни­цу, и сно­ва све­то­зар­ные Ан­ге­лы небес­ные яви­лись к свя­той стра­сто­тер­пи­це, со­вер­шен­но ис­це­ли­ли ее от ран и вос­хва­ля­ли ее му­же­ствен­ное стра­да­ние. На утро свя­тую Та­тья­ну при­ве­ли в цирк[12] и вы­пу­сти­ли на нее страш­но­го льва, чтобы он рас­тер­зал свя­тую. Но сви­ре­пое жи­вот­ное не кос­ну­лось свя­той. Лев лас­кал­ся к ней и по­кор­но ли­зал ее но­ги. Ко­гда же льва хо­те­ли бы­ло уве­сти об­рат­но из те­ат­ра в клет­ку, он вне­зап­но устре­мил­ся на од­но­го знат­но­го са­нов­ни­ка, по име­ни Евме­ния, и рас­тер­зал его. Свя­тую Та­тья­ну сно­ва по­ве­си­ли и сно­ва на­ча­ли стро­гать ее те­ло, но сно­ва Ан­ге­лы неви­ди­мо на­но­си­ли уда­ры ее му­чи­те­лям и те па­да­ли мерт­вы­ми. То­гда свя­тую вверг­ли в огонь, но и огонь не вре­дил ей: си­ла ог­нен­но­го пла­ме­ни сти­ха­ла, как бы по­чи­тая ра­бу Хри­сто­ву. Нече­стив­цы же все сии див­ные зна­ме­ния при­пи­сы­ва­ли не си­ле Хри­сто­вой, а волх­во­ва­нию; они остриг­ли свя­той во­ло­сы, на­де­ясь, что ее ча­ры бу­дут бо­лее недей­стви­тель­ны. Они ду­ма­ли, что в во­ло­сах сво­их свя­тая име­ет неко­то­рую вол­шеб­ную си­лу, так что ни­чем нель­зя по­вре­дить ей. По­се­му они остриг­ли ей во­ло­сы и за­клю­чи­ли ее в храм Зев­са[13]. Без­бож­ные ду­ма­ли, что свя­тая ни­как не мо­жет бо­лее по­вре­дить их бо­же­ству, по­то­му что с по­те­рей во­лос она ли­ши­лась и си­лы волх­во­ва­ния. Два дня про­ве­ла свя­тая за­клю­чен­ной в том хра­ме, Небес­ный свет, ко­то­рый все­гда ее оси­я­вал раз­ли­вал­ся и в хра­ме, и Ан­ге­лы обод­ря­ли и уте­ша­ли ее. На тре­тий День при­шли жре­цы с на­ро­дом, чтобы при­не­сти жерт­ву сво­е­му бо­гу Зев­су. От­во­рив храм они уви­де­ли, что идол их упал и раз­бил­ся, а свя­тая Та­тья­на пре­бы­ва­ла в ра­до­сти о име­ни Гос­по­да Бо­га. То­гда ее при­ве­ли в су­ди­ли­ще. Су­дья, не зная, что еще сде­лать с ней, из­рек ей смерт­ный при­го­вор и свя­тая Та­тья­на бы­ла усе­че­на ме­чем[14]. Вме­сте с нею каз­ни­ли и от­ца ее, ибо узна­ли, что и он хри­сти­а­нин. Сна­ча­ла му­чи­те­ли ли­ши­ли его по­чет­но­го зва­ния, от­ня­ли у него все его име­ние. Осуж­ден­ный на смерть, он умер от ме­ча вме­сте со сво­ею до­че­рью за имя Хри­сто­во. Оба они спо­до­би­лись от Гос­по­да по­лу­чить вен­цы му­че­ни­че­ские от Хри­ста Бо­га, ему же сла­ва во ве­ки. Аминь.

 

При­ме­ча­ния

[1] Ан­то­нин Ге­лио­га­бал, рим­ский им­пе­ра­тор, цар­ство­вал с 218-222 го­ды; был крайне раз­вра­щен­ным че­ло­ве­ком по­че­му ско­ро на­влек на се­бя пре­зре­ние сол­дат. Он усы­но­вил сво­е­го дво­ю­род­но­го бра­та, бла­го­род­но­го Алек­сандра Се­ве­ра, но ко­гда он в этом рас­ка­ял­ся и стал по­ку­шать­ся на жизнь по­след­не­го, был умерщ­влен сол­да­та­ми.

[2] Тибр — ре­ка, вы­те­ка­ю­щая из Апен­нин при ко­то­рой рас­по­ло­жен го­род Рим.

[3] Алек­сандр Се­вер цар­ство­вал с 222-235 год.

[4] Апол­лон — один из наи­бо­лее по­чи­та­е­мых гре­ко-рим­ских язы­че­ских бо­гов; являясь(!) бо­гом солн­ца и ум­ствен­но­го про­све­ще­ния, а так­же об­ще­ствен­но­го бла­го­по­лу­чия и по­ряд­ка, охра­ни­те­лем за­ко­на и бо­же­ством пред­ска­за­ния бу­ду­ще­го.

[5] Ор­фей — пе­вец-ге­рой гре­че­ских ми­фов си­ла пе­ния ко­то­ро­го, по ве­ро­ва­нию(!) гре­ков бы­ла столь ве­ли­ка, что он при­во­дил в дви­же­ние де­ре­вья и ска­лы и укро­щал ди­ких зве­рей.

[6] Епарх — об­ла­сте­на­чаль­ник; ино­гда же под этим име­нем ра­зу­мел­ся на­чаль­ник кре­по­сти, ко­мен­дант. — Уль­пи­ан был од­ним из при­бли­жен­ней­ших к ца­рю вель­мож.

[7] Ко­ми­та­ми на­зы­ва­лись пер­во­на­чаль­но спут­ни­ки выс­шей чи­нов­ной осо­бы в про­вин­ции, а позд­нее спут­ни­ки им­пе­ра­то­ров, со­став­ляв­шие их при­бли­жен­ней­шую сви­ту.

[8] Ку­ви­ку­ля­рий — цар­ский по­стель­ни­чий, спаль­ник.

[9] До­ме­сти­ки — охран­ная стра­жа рим­ских им­пе­ра­то­ров.

[10] Ди­а­на ина­че Ар­те­ми­да — гре­че­ская бо­ги­ня лу­ны и охо­ты.

[11] Пре­тор — су­деб­ное ме­сто, где за­се­дал на­чаль­ник рим­ский, или су­дья.

[12] Цир­ком на­зы­ва­лась пло­щадь, ого­ро­жен­ная ря­дом ска­мей или сте­ною. Там про­ис­хо­ди­ли со­стя­за­ния бой­цов меж­ду со­бою и со зве­ря­ми. На эту пло­щадь или аре­ну бро­са­ли и хри­сти­ан и по­том вы­пус­ка­ли хищ­ных зве­рей, ко­то­рые со­дер­жа­лись при цир­ке в осо­бых клет­ках.

[13] Зевс или Юпи­тер — гре­ко-рим­ский бог по­чи­тав­шей­ся языч­ни­ка­ми вла­сти­те­лем неба и зем­ли, от­цом всех бо­гов и лю­дей.

[14] Св. му­че­ни­ца Та­тья­на по­стра­да­ла во вре­мя го­не­ния, воз­двиг­ну­то­го на хри­сти­ан в чет­вер­том го­ду цар­ство­ва­ния Алек­сандра Се­ве­ра, в 226-м го­ду.

МОЛИТВЫ

Ин тропарь мученице Татиане
глас 4
Агнцу Пречистому и Пастырю последуя,/ агнице словесная Татиано,/ мысленных зверей не убоялася еси, / но знамением крестным вооружившися,/ до конца тех низложила еси,/ и вошла еси в Небесную ограду,/ идеже помяни и нас, мученице Христова многомудрая.
Кондак мученицы Татианы
глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице,/ от кровей твоих преиспещрена/ и, яко красная голубица,/ к Небеси возлетела еси, Татиано,// темже моли присно за чтущия тя.
КАНОНЫ И АКАФИСТЫ

КАНОН МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ

глас 2
Песнь 1

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу БоГ(!)у, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.
Мученическими озарена светлостьми, чистому предстоиши, мученице, Жениху твоему, душетленных прегрешений просящи избавится хвалящим тя.
Богатство тленное, мученице, совершенно пренебрегла еси, на Небесех нетленное и пребывающее ищущи усердно, и, радующися, прошла еси мученическое страдание.
К ранам, к болезнем и биением многовидным безбоязненно, мученице, отлучилася еси: споспешествующую бо имела еси благодать Спасову и укрепляющую тя.
Богородичен: Источник безстрастия рождшая, уязвеннаго страстьми, Отроковице, исцели и огня вечнаго (избави)(!)
РАЗВЕРНУТЬ
АКАФИСТ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЕ ТАТИАНЕ

Кондак 1

Избранней невесте Христа, Вседержителя твари, похвальная(!) пения восписуем, чистоту жития твоего девственнаго восхваляюще и лобызающе честная страдания Твоя; ты бо ныне ликуеши в чертоге небеснем твоего Жениха Христа. Поминай прославляющих тя пении сими, да зовем ти:
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
Икос 1

Ангелов Творец избра тя из древняго Рима, да песнопоеши житием твоим святое имя Божие, от лет детства твоего воспитана бысть в страсе Божии и добродетелех, сего ради зовем ти:
Радуйся, юнице сладкоблагоуханная; радуйся, Божественное Писание возлюбившая.
Радуйся, благочестие в себе воспитавшая; радуйся, богобоязненному родителю внимавшая.
Радуйся,... Далее см.http://azbyka.ru/days/sv-tatiana-rimskaja
материал из Википедии

знаками (!) отмечены исправленные  мной описки в тексте Википедии