Кидекша. Искры костра

Ольга Королева
Мелко на песок сухого мыса
Теплый летний дождик моросит.
Здесь привал был – Глеба и Бориса,
В Киев путь державших по Руси.

Раньше полноводней было русло.
В Волжскую Булгарию купцы
Мех везли и воск под пенье гуслей.
В Русь назад – арабские ларцы.

Позже, на артель казну истратив,
С запада подсыпав косогор,
Юрий-князь* построил в память братьев
Первый белокаменный собор.

Окна – в виде скважины замочной.
Крыша колоколенки – шатром.
Пусть стоит на спорных землях прочно
В крепость превращенный княжий дом.

Вечером прозрачней, мягче краски.
Месяц, натянув потуже лук,
Бродит тюркским воином из сказки.
Тише топора извечный стук.

Завтра с первым криком петушиным
Ехать во Владимир нам пора.
Слушая предания долины,
Дремлем у туристского костра.


* Юрий Долгорукий



Оставила для себя историческую справку
Село Кидекша. В переводе с финно-угорского название Кидекша означает «Каменка».

Основание Кидекши связано с легендой о встрече на этом месте двух братьев - князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского, ехавших по зову отца, князя Владимира Красное Солнышко. Впоследствии суздальский князь Юрий Долгорукий, получивший дружину мастеров-зодчих в подарок от Галицкого князя, за короткое время построил к 1152 году несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в том числе и в Кидекше, Борисоглебская церковь которой была центром княжеского двора-резиденции, окруженной земляной насыпью. Отправившийся на Киевское княжение Юрий Долгорукий, а также его наследники, занятые кровавыми междуусобицами, уже больше никогда не возвратятся в Кидекшу, и это место надолго останется далеким и заброшенным.

На долю храма вблизи речки Каменки выпало немало испытаний. Он пострадал еще во время нашествия монголов, затем пришел в запустение. Впервые церковь начали приводить в порядок в начале XVII века. Благодаря этому храм и сохранился до наших дней. Теперь же он обрёл былое величие и красоту и подарил учёным ряд интересных находок.

Здесь располагалось укрепленное городище дьяковской культуры, ныне являющееся памятником археологии федерального значения, а по легенде, и становище святых князей Бориса и Глеба. В частности, «Степенная книга» сообщает, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома».


Русские князья, как и многие западноевропейские правители, веками боялись своих бояр и тем более народного веча, поэтому нередко строили свои резиденции вне городов. Кидекша – пример такой резиденции рядом с Суздалем по типу Вышгорода рядом с Киевом или более позднего Боголюбово рядом с Владимиром или еще более поздней Опричной слободы в Александрове под Москвой. Отчасти этими же причинами (боязнью народа) вызваны неоднократные переносы столицы русского государства. В 1125 году Юрий Долгорукий перенес свою столицу из Ростова в Суздаль, а его сын Андрей Боголюбский – в 1157 во Владимир.

Борисоглебская церковь, возможно, была центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. Поступок Юрия Долгорукого – строительство княжеского двора вдали от столицы на стратегически важном месте речного пути – почти через десять лет повторил его сын Андрей Боголюбский, построив Боголюбов-город. Но в отличие от Боголюбова, в Кидекше не сохранилось дворцовых строений, а только сама церковь. Пробыл в Кидекше князь недолго: в 1155 г. он сел на княжение в Киеве, где вскоре умер.