Женитьба Исаака

Игорь Плохатнюк
Сегодня, друзья, я предлагаю вашему вниманию следующую (15-ю) главу из книги
вестницы Божьей - Елены Уайт, под общим названием "Патриархи и пророки".

Она важна тем, что в ней ясно показано - какой по замыслу Господа Бога должна быть
семейная жизнь человека и как не ошибиться в выборе спутника жизни.

Итак, читаем:

(Эта глава основана на книге Бытие 24-й главе).

"Авраам состарился и ожидал скорой смерти, но ещё оставалось дело, которое ему нужно было завершить в интересах
своего потомства для исполнения обетования. По Божественному определению Исааку предстояло вместо Авраама стать
хранителем Закона Божьего и отцом избранного народа. Но он ещё не был женат. Жители Ханаана были идолопоклонниками,
и Бог запретил Своему народу смешиваться с ними посредством брачных союзов, зная, что такие браки ведут
к отступничеству. Патриарх опасался за своего сына, окружённого пагубным влиянием. Неизменная вера Авраама и его
покорность воле Божьей сказались на характере Исаака, который имел чуткое любящее сердце, уступчивый нрав. Если бы он
женился на женщине, не боящейся Бога, тогда ради мира в семье он мог бы пожертвовать и принципами своей веры.
Для Авраама выбор жены для сына был делом огромной важности. Он очень беспокоился о том, чтобы женщина, с которой
свяжет свою жизнь сын, не совратила бы его с истинного пути.

В древнее время брачные договора совершались родителями, и это также было обычаем и народа Божьего. Никого
не принуждали жениться или выйти замуж за нелюбимого человека, но в избрании друга жизни молодые люди обращались
за советом к опытным богобоязненным родителям. Если же кто-либо поступал по-своему, это считалось бесчестием
для родителей и даже преступлением.

Исаак, полагаясь на отцовскую мудрость и его любовь, был рад поручить ему это дело, веря в то, что Сам Бог поможет
сделать соответствующий выбор. Мысли патриарха обратились к родне его отца, проживавшего в Месопотамии.
Хотя и не совсем свободные от идолопоклонства, они всё же сохраняли истинное познание о Боге и служили Ему.
Исааку не следовало оставлять Ханаан и идти к ним; но вероятно, в их среде можно было найти ту, которая покинула бы
свой дом и объединилась вместе с ним в святом служении святому Богу. Авраам поручил это важное дело своему старшему
рабу, благочестивому, опытному и здравомыслящему человеку, который уже долгое время честно и верно служил ему.
Он заставил слугу дать торжественную клятву перед Господом, что тот не возьмёт для Исаака жены из хананеянок,
но изберёт для него девицу из дома Нахора, живущего в Месопотамии. Он также повелел ему не брать Исаака вместе с собой.
Если же слуга не найдёт девицы, которая согласилась бы оставить дом своего отца, тогда он будет свободен от клятвы.
Патриарх ободрил слугу в этом трудном и деликатном деле, уверив его, что Бог увенчает его миссию успехом.

"Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего... Он пошлёт Ангела Своего пред
тобою" (Бытие 24,7).

Без промедления слуга отправился в путь. Он взял с собой десять верблюдов, и для своих людей, и для свадебной свиты
на обратном пути, приготовил подарки для будущей жены Исаака и её подруг и отправился в долгое путешествие к Дамаску,
а оттуда далее, к плодородным равнинам, граничащим с великой рекой Востока.

Прибыв в Харран, "город Нахора", он остановился за городскими стенами у колодца, куда вечером женщины приходили
за водой. Настал решительный час, от которого зависело не только семейное благополучие его господина, но и будущее
последующих поколений. А как он мог сделать разумный выбор среди совершенно незнакомых ему людей? Вспоминая слова
Авраама, что Бог пошлёт Ангела Своего пред ним, он сердечно молился о помощи. В семье своего господина он привык
к постоянной учтивости и гостеприимству и теперь умолял, чтобы проявление вежливости отличило девицу, избранную
Богом.
Едва он окончил молиться, как уже получил ответ. Среди собравшихся у колодца женщин одна привлекла его внимание
своими учтивыми манерами. Как только она отошла от колодца, незнакомец подошёл к ней и попросил немного воды
из кувшина, который она держала на плече. Девушка радушно откликнулась. Она вызвалась также начерпать воды и для его
верблюдов - обычно дочери князей сами поили скот, принадлежавший родителям. Итак, знак, которого ждал слуга, был ему
подан. Девица была весьма прекрасна собой, и её вежливая готовность услужить свидетельствовала о добром сердце и
энергичной, живой натуре. До сих пор Божественная рука направляла слугу. Преподнеся ей богатые подарки в знак
признательности за её доброту, он расспросил девицу о её родителях, и узнав, что она дочь Вафуила, племянника Авраама,
"преклонился" человек тот "и поклонился Господу".

Слуга Авраама осведомился, нельзя ли будет ему переночевать в доме её отца, и, выражая благодарность, рассказал
о своей принадлежности к дому Авраама. Возвратившись домой, девица рассказала обо всём случившемся, и Лаван, брат её,
немедленно вышел навстречу к тому человеку и его спутникам, чтобы пригласить их в дом.

Елиезер не проглотил ни крошки до тех пор, пока не поведал о своём поручении, о своей молитве у колодца и обо всём,
что произошло далее. Затем он сказал: "И ныне скажите мне, намерены ли вы оказать милость и правду господину моему,
или нет; скажите мне, и я обращусь направо или налево!" (Бытие 24,49).

Ответом было: "От Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого ни доброго. Вот Ревекка пред
тобою; возьми и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь!" (Бытие 24,50-51).

После того как было получено согласие семьи, позвали Ревекку спросить, согласна ли она отправиться в такую далекую
от дома отца своего землю, чтобы стать женою сына Авраама. Обдумав всё происшедшее, Ревекка поверила, что Бог избрал
её в жёны Исаака, и ответила: "Пойду".

Слуге, предвидевшему радость своего господина при таком счастливом исходе его миссии, не терпелось отправиться домой.
С наступлением утра караван тронулся в обратный путь. Авраам жил в Вирсавии, и Исаак, который присматривал за стадами
своего отца, пасущимися на соседних полях, возвратился домой, ожидая прибытия слуги из Харрана.

"При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить; и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка
взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идёт по полю
на встречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало, и покрылась. Раб же сказал Исааку всё, что сделал.
И ввёл её Исаак в шатер Сарры, матери своей; и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился
Исаак в печали по матери своей" (Бытие 24,63-67).

Авраам сравнивал последствия браков тех, кто боялся Бога, и тех, кто не знал страха Божьего, начиная со дней Каина
и до его времени. Последствия его брака с Агарью, женитьбы Измаила и Лота были очевидны для него. Неверие Авраама
и Сарры окончилось рождением Измаила - смешением праведного семени с нечестивым. Отцовское влияние на сына встречало
резкое сопротивление со стороны языческих родственников матери и неверующих жён Измаила. Ревность Агари и жён,
которых она избрала для Измаила, возвела вокруг его семьи стену, которую Авраам тщетно пытался преодолеть.

Воспитание, полученное Измаилом в раннем детстве в доме отца, не прошло бесследно, но под влиянием своих жён он
допустил идолопоклонство в семье. Разобщённый с отцом и удручённый постоянными спорами и разногласиями в доме, где
отсутствовала любовь к Богу и страх Божий, Измаил стал предводителем шайки разбойников в пустыне, ведя дикий образ
жизни. "Руки его на всех, и руки всех на него" (Бытие 16,12). Впоследствии он раскаялся в своих беззакониях
и возвратился к Богу отца своего, но черты его характера унаследовали его потомки. Могущественный народ, происшедший
от него, обладал буйным нравом, это были язычники - постоянный источник несчастья и беспокойства для потомков Исаака.

Жена Лота была себялюбивой неверующей женщиной, под её влиянием Лот отделился от Авраама. Если бы не она, Лот
не остался бы в Содоме, лишённый советов мудрого и богобоязненного патриарха. Влияние жены и жителей нечестивого
города привело бы его к отступничеству от Бога, если бы не святые наставления, которые он в своё время получил
от Авраама. Женитьба Лота и его переселение в Содом явились первыми звеньями в цепи событий, в течение многих
поколений обрекавших мир на многочисленные несчастья.

Никто из боящихся Бога не может связать свою жизнь с тем, кто не боится Его, не подвергая при этом свою душу
опасности. "Пойдут ли двое вместе, не сговорившись?" (книга пророка Амоса 3,3). Счастье и благосостояние семейного
союза зависят от единства взглядов обеих сторон. Между верующим и неверующим - огромная разница в наклонностях,
вкусах, стремлениях. Они служат двум господам, между которыми нет ничего общего. Как бы святы и справедливы ни были
принципы одного супруга, влияние неверующего спутника жизни постоянно будет отдалять его от Бога.

Если же кто вступил в брак ещё до своего обращения, то, став верующим, он этим самым принимает на себя ещё большую
ответственность сохранять супружескую верность, как бы ни была велика разница в их религиозных воззрениях. Но всё же
требования Божьи должны быть выше всех земных привязанностей, даже если испытания и гонения последуют за этим.
Любовное, кроткое обхождение со стороны верующего мужа или жены может обратить к Богу неверующее сердце. Но брак
верующих людей с неверующими запрещён в Библии. Божье повеление гласит: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными!"
(2-е Послание к Коринфянам 6,14).

Исаак был удостоен особенной чести от Бога, став наследником обетовании, которые несли миру благословение. И хотя
ему было уже 40 лет, он покорился воле своего отца, доверившего выбор жены для него опытному и богобоязненному слуге.
Результат этого брака, как свидетельствует Священное Писание, - трогательная прекрасная картина семейного счастья.
"И ввёл её Исаак в шатёр Сарры, матери своей; и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился
Исаак в печали по матери своей" (Бытие 24,67).

Какая разница между поведением Исаака и современных молодых людей! Даже так называемых христиан! Молодые люди очень
часто думают, что избрание друга жизни, - это такой вопрос, который может быть решён только ими самими, вопрос,
в который ни Бог, ни родители не должны вмешиваться. Ещё задолго до того, как юноши и девушки достигают зрелого
возраста, они считают себя вполне взрослыми, чтобы самостоятельно сделать выбор, не прибегая к помощи родителей.
Обычно достаточно нескольких лет супружеской жизни, чтобы они поняли свою ошибку, но зачастую бывает уже слишком
поздно, чтобы предотвратить пагубный исход. Ибо то же отсутствие мудрости и самообладания, которое толкнуло их
на поспешный выбор, усугубляет совершённую ошибку, пока наконец семейная жизнь не превращается в непосильное иго.
Многие таким образом потерпели полное крушение в этой жизни и утратили всякую надежду на жизнь вечную.

Если существуют вопросы, требующие самого тщательного обдумывания и советов старших, более опытных людей, - то это
вопрос о браке. Если возникает потребность в помощи Библии, если необходимо искать в молитвах Божественного
руководства - так это прежде всего в то время, когда люди намерены сделать шаг, который свяжет их на всю жизнь.

Родители всегда должны сознавать свою ответственность за будущее счастье детей. Уважение Исаака к мнению его отца
было плодом воспитания, научившего сына послушанию. Авраам требовал от своих детей признания родительского авторитета,
а его повседневная жизнь свидетельствовала о том, что власть отца основывалась не на эгоизме и жестокости,
но на любви, ищущей их благословения и счастья.

Отцам и матерям необходимо чувствовать возложенную на них ответственность руководить чувствами своих детей, чтобы
они могли избрать для себя достойных спутников жизни. Они должны считать своим долгом посредством наставлений и
личного примера с помощью благодати Божьей так формировать характер своих детей с ранних лет, чтобы они были чисты
и благородны и чтобы только всё доброе и истинное привлекало их внимание. Подобное стремится к подобному, равный
уважает равного. С ранних лет воспитывайте в сердцах ваших детей любовь к истине, чистоте и доброте, и когда они
вырастут, то будут искать общества тех, кто обладает такими же качествами.

Пусть родители стремятся своей семейной жизнью и своим характером показать любовь и доброту Небесного Отца.
Пусть дом будет полон солнечного света. Это будет дороже для ваших детей, чем деньги и земли. Пусть любовь, которую
они видели в своей семье, всегда сохраняется живой в их сердцах, чтобы они могли вспомнить дом своего детства как
самое счастливое место, лишь немного уступающее нашей вечной отчизне. У каждого в семье свой характер, а это уже
основа для постоянной тренировки таких качеств, как терпение и снисходительность; пусть любовь и самообладание
явятся теми нежнейшими узами, которые свяжут всех членов семьи воедино.

Истинная любовь - это возвышенное и святое чувство, не имеющее ничего общего с минутным порывом, тотчас угасающим
при тяжёлых испытаниях. Верность в исполнении обязанностей в родительском доме приготовляет молодых людей для их
собственного очага. Пусть здесь они научатся самоотречению, вежливости, участливости и христианскому состраданию.
Тогда любовь никогда не угаснет в сердце, и тот, кто выходит из такого семейства, чтобы обзавестись собственной
семьёй, уже будет знать, как сделать счастливой ту, кого он выбрал другом своей жизни.
И тогда брак, вместо того чтобы оказаться концом любви, станет её началом."

                *********