Сто часов счастья Вероники Тушновой

Наиля Ахунова
На фото: поэтесса Вероника Тушнова (27.03.11, Казань - 7.07.65, Москва)

17-й Открытый Фестиваль поэзии и авторской песни "Галактика любви"-2015 им. В.Тушновой состоялся в Казани и Альметьевске (автор идеи и куратор Наиля Ахунова).
Казанский турнир чтецов поэзии Вероники Тушновой "Сто часов счастья" под эгидой ЛИТО "Белая ворона" (рук. Наиля Ахунова).


Вероника ТУШНОВА

О счастье

Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,
обнимающей плотно и бережно тело,
и чтоб чайка в то время над морем летела,
чтобы облако таяло в высоте?
Ты когда-нибудь в зной
добредал до ключа,
что коряги и камни
обегает журча,
что висящие корни толкает и лижет
и на мох серебристые шарики нижет?
Ты ложился и пил этот холод взахлёб,
обжигая им пыльные щёки и лоб?
Ты когда-нибудь после
очень долгой разлуки
согревал своё сердце
о милые руки?
Ты когда-нибудь слышал,
в полутьме, в полусне,
дребезжащий по крышам
первый дождь по весне?
И ребячья ручонка тебя обнимала?
И удача большая в работе бывала?

Если так, я почти согласиться готова -
счастлив ты...
Но ответь на последний вопрос :
ты когда-нибудь
сделал счастливым другого?
Ты молчишь?
Так прости мне жестокое слово -
счастья в жизни
узнать тебе не довелось.

 ***

 А знаешь, всё ещё будет!
 Южный ветер еще подует,
 и весну еще наколдует,
 и память перелистает,
 и встретиться нас заставит,
 и еще меня на рассвете
 губы твои разбудят.
 Понимаешь, все еще будет!
 В сто концов убегают рельсы,
 самолеты уходят в рейсы,
 корабли снимаются с якоря...
 Если б помнили это люди,
 чаще думали бы о чуде,
 реже бы люди плакали.
 Счастье - что онo? Та же птица:
 упустишь - и не поймаешь.
 А в клетке ему томиться
 тоже ведь не годиться,
 трудно с ним, понимаешь?
 Я его не запру безжалостно,
 крыльев не искалечу.
 Улетаешь?
 Лети, пожалуйста...
 Знаешь, как отпразднуем
 Встречу!

 ***

 Не отрекаются любя.
 Ведь жизнь кончается не завтра.
 Я перестану ждать тебя,
 а ты придешь совсем внезапно.
 А ты придешь, когда темно,
 когда в стекло ударит вьюга,
 когда припомнишь, как давно
 не согревали мы друг друга.
 И так захочешь теплоты,
 не полюбившейся когда-то,
 что переждать не сможешь ты
 трех человек у автомата.
 И будет, как назло, ползти
 трамвай, метро, не знаю что там.
 И вьюга заметет пути
 на дальних подступах к воротам...
 А в доме будет грусть и тишь,
 хрип счетчика и шорох книжки,
 когда ты в двери постучишь,
 взбежав наверх без передышки.
 За это можно все отдать,
 и до того я в это верю,
 что трудно мне тебя не ждать,
 весь день не отходя от двери.

 Вероника Тушнова (1911-1965)

---------------------------------------------------

15 января 2015 года в 16 часов в казанской библиотеке на Профсоюзной, 15 в рамках 17-го Открытого фестиваля "Галактика любви" им. В. Тушновой под эгидой ЛИТО "Белая ворона" (рук. Наиля Ахунова) состоялся Городской турнир чтецов "Сто часов счастья", где прозвучали стихи Вероники Тушновой, уроженки Казани, в котором приняли участие все желающие прочитать её произведения, а также эссе о ней.
В этом году исполняется 50 лет со дня её смерти, но поэзия замечательной поэтессы до сих пор волнует сердца и любима многими. Кроме того, она много переводила: Габдуллу Тукая, Мусу Джалиля, Порумбаку и др. А песни на стихи В.Тушновой исполняют многие барды и звезды отечественной эстрады: Алла Пугачева, Александр Градский, Тамара Гверцители, Ирина Отиева, София Ротару и др.

След. этапы 17-го фестиваля им.В.Тушновой "Галактика любви-2015":

1 марта в 15 часов в музее Е.Боратынского состоится Праздник поэзии "Не отрекаются любя": творчество казанских поэтесс";

6 марта в 17 часов - в музее Е.Боратынского состоится Поэтический вечер "Здесь времени потерян счет: стихи о войне В.Тушновой, Ю.Друниной и Н.Шук".
Ведущие вечера: Кристина Гизатулина и Наиля Ахунова;

21 марта в 14 часов - состоится очередной тур фестиваля в Альметьевске, на ул.Гафиатуллина, 28 (вечерняя школа №1, куратор Елена Кильдюшева);

29 марта в 15 часов в музее Е.Боратынского - финал фестиваля им.В.Тушновой и Гала-концерт с участием лауреатов и дипломантов разных лет. Вход свободный.

---------------------------------------------------------------
 
 Городская хроника

В Казани может появиться улица Дэрдменда

В Казани появятся три новые улицы. Информация опубликована на сайте правительства Татарстана.

Улица имени поэта Николая Заболоцкого появится в Приволжском районе. В поселке Салмачи появится новая улица в честь классика татарской литературы Мухамметзакира Рамиева. Топонимическая комиссия предложила наименовать ее «Дэрдмэнд урамы – улица Дэрдменда» (псевдоним Мухамметзакира Рамиева), сообщает «Эфир 24». Другая новая улица в поселке Салмачи будет носить имя советской поэтессы Вероники Тушновой.

Арина Королева
 16 февраля 2015 г. (Из Интернета)

***

Ура! Благодаря и усилиям нашего ЛИТО, в Год литературы-2015 в Казани появилась новая улица - имени Вероники Тушновой, рядом с улицами, названными в честь поэтов Николая Заболоцкого и Дэрдменда. Радуемся!!!

 
***
Вероника Михайловна Тушнова родилась 27 марта (14 с.с.) 1911 года в Казани в профессорской семье, а дед её водил суда по Волге. Там же окончила школу. С детства писала стихи,любила музыку и живопись, но по желанию отца поступила в медицинский институт. В музеях  КГМУ и Академии ветеринарной медицины сохранились раритеты, связанные с семьёй Тушновых. Мединститут в Казани не окончила, так как семья переехала в Ленинград, из-за отца, академика ВАСХНИЛ. Там она продолжила учебу и занятия живописью, любила делать зарисовки животных, тогда же началось серьезное увлечение поэзией.

 В 1941 поступила в Литературный институт им. М.Горького, по совету Веры Инбер, но учиться не пришлось. Началась война, и она стала работать в госпиталях Казани и Москвы, имея на руках маленькую дочь Наташу и больную мать. Продолжает писать стихи. В Казани работала в госпитале с 1941 по 1942 год.

  В 1945 издательство "Молодая гвардия" выпустило первый поэтический сборник Тушновой, который она так и назвала - "Первая книга". Одним из первых редакторов ее был изв. поэт Павел Антокольский. В 1950-е Тушнова публикует поэму "Дорога на Клухор", "Пути-дороги". Но социальная и гражданская темы ее не увлекли.

 По-настоящему дарование Вероники Тушновой раскрылось в последний период ее творчества: сборники "Память сердца" (1958), "Второе дыхание" (1961) и "Сто часов счастья" (1965). Любовь - сквозная тема в её стихах, с ней связаны горе и радость, утраты и надежды, настоящее и будущее. Она во весь голос говорила о любви, призывала к подлинно человеческим отношениям между людьми.
Вероника Тушнова была на редкость гармоничным человеком: красота внешняя в ней сочеталась с красотой внутренней, искренностью и добротой; её любили близкие и друзья, читатели, а больные и раненые в годы войны называли "сестрой милосердия".  Но личная жизнь поэтессы сложилась трагично...
 Вероники Михайловны Тушновой не стало 7 июля 1965 года после тяжелой и продолжительной болезни, на 55-ом году жизни.


История великой любви.
 
"Нет повести печальнее на свете..."
Шекспир


ДВЕ ЗВЕЗДЫ. ВЕРОНИКА ТУШНОВА и АЛЕКСАНДР ЯШИН
 
  Хмурую землю
  стужа сковала,
  небо по солнцу
  затосковало.
  Утром темно,
  и в полдень темно,
  а мне всё равно,
  мне всё равно!

  А у меня есть любимый, любимый,
  с повадкой орлиной,
  с душой голубиной,
  с усмешкою дерзкой,
  с улыбкою детской,
  на всём белом свете
  один-единый.

  Он мне и воздух,
  он мне и небо,
  всё без него бездыханно
  и немо…

  А он ничего про это не знает,
  своими делами и мыслями занят,
  пройдёт и не взглянет,
  и не оглянется,
  и мне улыбнуться
  не догадается.

  Лежат между нами
  на веки вечные
  не дальние дали —
  года быстротечные,
  стоит между нами
  не море большое —
  горькое горе,
  сердце чужое.

  Вовеки нам встретиться
  не суждено…
  А мне всё равно,
  мне всё равно,
  а у меня есть любимый,
  любимый!

  Вероника Тушнова

  Вероника Михайловна Тушнова, известная советская поэтесса, родилась 27 марта 1911 года в Казани в семье профессора медицины Казанского университета Михаила Тушнова и его жены, Александры, урождённой Постниковой, выпускницы Высших женских Бестужевских курсов в Москве.

  Переехав в Ленинград, она закончила учёбу в медицинском институте, начатую ещё в Казани, вышла замуж за известного врача Юрия Розинского и родила в 1939 году дочь Наталью. Второй муж Тушновой — Юрий Тимофеев.

  Подробности семейной жизни Вероники Тушновой неизвестны — многое не сохранилось, потерялось, родственники тоже хранят молчание.

  Она рано начала писать стихи и после окончания войны, во время которой ей пришлось работать в казанских и московских госпиталях, навсегда связала свою жизнь с поэзией.

  Неизвестно, при каких обстоятельствах и когда точно познакомилась Вероника Тушнова с поэтом и писателем Александром Яшиным (1913–1968), которого она так горько и безнадежно полюбила и которому посвятила свои самые прекрасные стихи, вошедшие в её последний сборник «Сто часов счастья». Безнадежно — потому что Яшин, отец семерых детей, был женат уже третьим браком. Близкие друзья шутя называли семью Александра Яковлевича «яшинским колхозом».

  «Неразрешимого не разрешить, неисцелимого не исцелить…». А исцелиться от своей любви, судя по её стихам, Вероника Тушнова могла только собственной смертью.

  Они встречались тайно, в других городах, в гостиницах, ездили в лес, бродили целыми днями, ночевали в охотничьих домиках. А когда возвращались на электричке в Москву, Яшин просил Веронику выходить за две-три остановки, чтобы их не видели вместе.

  Но вскоре тайное становится явным. Друзья осуждают его, в семье настоящая трагедия. Разрыв с Вероникой Тушновой был предопределён и неизбежен.

  Вот такая предыстория появления последних стихов Вероники Тушновой — пронзительных и исповедальных — ярчайшего образца женской любовной лирики.

  Я стою у открытой двери,
  я прощаюсь, я ухожу.
  Ни во что уже не поверю, —
  всё равно напиши, прошу!
  Чтоб не мучиться поздней жалостью,
  от которой спасенья нет,
  напиши мне письмо, пожалуйста,
  вперёд на тысячу лет.
  Не на будущее, так за прошлое,
  за упокой души,
  напиши обо мне хорошее.
  Я уже умерла. Напиши!

  ***

  Бывало всё: и счастье, и печали,
  и разговоры длинные вдвоём.
  Но мы о самом главном промолчали,
  а может, и не думали о нём.
  Нас разделило смутных дней теченье -
  сперва ручей, потом, глядишь, река...
  Но долго оставалось ощущенье:
  не навсегда, ненадолго, пока...
  Давно исчез, уплыл далёкий берег,
  и нет тебя, и свет в душе погас,
  и только я одна ещё не верю,
  что жизнь навечно разлучила нас.

  ***
  В чём отказала я тебе, скажи?
  Ты целовать просил — я целовала.
  Ты лгать просил, — как помнишь, и во лжи
  ни разу я тебе не отказала.
  Всегда была такая, как хотел:
  хотел — смеялась, а хотел — молчала...
  Но гибкости душевной есть предел,
  и есть конец у каждого начала.
  Меня одну во всех грехах виня,
  всё обсудив и всё обдумав трезво,
  желаешь ты, чтоб не было меня...
  Не беспокойся — я уже исчезла.
 
  ***
  Гонит ветер туч лохматых клочья,
  снова наступили холода.
  И опять мы расстаёмся молча,
  так, как расстаются навсегда.
  Ты стоишь и не глядишь вдогонку.
  Я перехожу через мосток...
  Ты жесток жестокостью ребёнка —
  от непонимания жесток.
  Может, на день, может, на год целый
  эта боль мне жизнь укоротит.
  Если б знал ты подлинную цену
  всех твоих молчаний и обид!
  Ты бы позабыл про всё другое,
  ты схватил бы на руки меня,
  поднял бы и вынес бы из горя,
  как людей выносят из огня.

  Письмо

  Просто синей краской на бумаге
  неразборчивых значков ряды,
  а как будто бы глоток из фляги
  умирающему без воды.
  Почему без миллионов можно?
  Почему без одного нельзя?
  Почему так медлила безбожно
  почта, избавление неся?
  Наконец-то отдохну немного.
  Очень мы от горя устаём.
  Почему ты не хотел так долго
  вспомнить о могуществе своём?

  ***
  Мне говорят: нету такой любви.
  Мне говорят: как все, так и ты живи!
  Больно многого хочешь,
  нету людей таких.
  Зря ты только морочишь
  и себя и других!
  Говорят: зря грустишь,
  зря не ешь и не спишь,
  не глупи!
  Всё равно ведь уступишь,
  так уж лучше сейчас уступи!
  ...А она есть. Есть. Есть.
  А она - здесь, здесь, здесь,
  в сердце моём
  тёплым живёт птенцом,
  в жилах моих жгучим течёт свинцом.
  Это она - светом в моих глазах,
  это она - солью в моих слезах,
  зренье, слух мой, грозная сила моя,
  солнце моё, горы мои, моря!
  От забвенья - защита, от лжи и неверья - броня...
  Если её не будет, не будет меня!
  ...А мне говорят: нету такой любви.
  Мне говорят: как все, так и ты живи!
  А я никому души
  не дам потушить.
  А я и живу, как все когда-нибудь будут жить!

  ***

  Я прощаюсь с тобою
  у последней черты.
  С настоящей любовью,
  может, встретишься ты.
  Пусть иная, родная,
  та, с которою - рай,
  всё равно заклинаю:
  вспоминай! вспоминай!
  Вспоминай меня, если
  хрустнет утренний лёд,
  если вдруг в поднебесье
  прогремит самолёт,
  если вихрь закурчавит
  душных туч пелену,
  если пёс заскучает,
  заскулит на луну,
  если рыжие стаи
  закружит листопад,
  если за полночь ставни
  застучат невпопад,
  если утром белёсым
  закричат петухи,
  вспоминай мои слёзы,
  губы, руки, стихи...
  Позабыть не старайся,
  прочь из сердца гоня,
  не старайся,
  не майся -
  слишком много меня!

  ***

  Не сули мне золотые горы,
  годы жизни доброй не сули.
  Я тебя покину очень скоро
  по закону матери-земли.
  Мне остались считанные вёсны,
  так уж дай на выбор, что хочу:
  ёлки сизокрылые, да сосны,
  да берёзку - белую свечу.
  Подари весёлую дворняжку,
  хриплых деревенских петухов,
  мокрый ландыш, пыльную ромашку,
  смутное движение стихов.
  День дождливый, темень ночи долгой,
  всплески, всхлипы, шорохи во тьме...
  И сырых поленьев запах волглый
  тоже, тоже дай на память мне.
  Не кори, что пожелала мало,
  не суди, что сердцем я робка.
  Так уж получилось, - опоздала...
  Дай мне руку! Где твоя рука?

  ***

  - Ты сам виноват, - сказал Маленький
  принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе
  было больно, ты сам пожелал, чтобы я
  тебя приручил...
  - Да, конечно, - сказал Лис.
  - Но ты будешь плакать!
  - Да, конечно.
  - Значит тебе от этого плохо.
  - Нет, - возразил Лис, - мне хорошо.
  Сент-Экзюпери

  ***

  Сто часов счастья... Разве этого мало?
  Я его, как песок золотой, намывала,
  собирала любовно, неутомимо,
  по крупице, по капле, по искре, по блёстке,
  создавала его из тумана и дыма,
  принимала в подарок от каждой звезды и берёзки...
  Сколько дней проводила за счастьем в погоне
  на продрогшем перроне,
  в гремящем вагоне,
  в час отлёта его настигала
  на аэродроме,
  обнимала его, согревала
  в нетопленном доме.
  Ворожила над ним, колдовала...
  Случалось, бывало,
  что из горького горя я счастье своё добывала.
  Это зря говорится,
  что надо счастливой родиться.
  Нужно только, чтоб сердце
  не стыдилось над счастьем трудиться,
  чтобы не было сердце лениво, спесиво,
  чтоб за малую малость оно говорило «спасибо».

  Сто часов счастья,
  чистейшего, без обмана...
  Сто часов счастья!
  Разве этого мало?

  ***

  Всё в доме пасмурно и ветхо,
  скрипят ступени, мох в пазах...
  А за окном - рассвет и ветка
  в аквамариновых слезах.
  А за окном кричат вороны,
  и страшно яркая трава,
  и погромыхиванье грома,
  как будто валятся дрова.
  Смотрю в окно, от счастья плача,
  и, полусонная ещё,
  щекою чувствую горячей
  твоё прохладное плечо...
  Но ты в другом, далёком доме
  и даже в городе другом.
  Чужие властные ладони
  лежат на сердце дорогом.
  ...А это всё - и час рассвета,
  и сад, поющий под дождём, -
  я просто выдумала это,
  чтобы побыть с тобой вдвоём.

 А вот такой предстает Тушнова в описаниях знавших ее людей:

  «У Вероники — красота жгуче-южная, азиатская (скорее персидского, чем татарского типа)» (Лев Аннинский)

  «Ошеломляюще красива» (Марк Соболь)

  «Красивая, черноволосая женщина с печальными глазами (за характерную и непривычную среднерусскому глазу красоту её называли смеясь «восточной красавицей»)»

  «Вероника была потрясающе красива! Все мгновенно влюблялись в неё… Не знаю, была ли она счастлива в жизни хотя бы час… О Веронике нужно писать с позиции её сияющего света любви ко всему. Она из всего делала счастье…» (Надежда Ивановна Катаева-Лыткина)

  «У моего стола присаживалась Вероника Тушнова. От неё заманчиво пахло хорошими духами, и как ожившая Галатея, она опускала скульптурные веки…» (Ивинская О.В. «Годы с Борисом Пастернаком: В плену времени»)

  «…У неё с детства сформировалось язычески восторженное отношение к природе. Она любила бегать босой по росе, лежать в траве на косогоре, усыпанном ромашками, следить за спешащими куда-то облаками и ловить в ладони лучики солнца.

  Она не любит зиму, зима у неё ассоциируется со смертью» («Русская жизнь»)

  Когда Вероника лежала в больнице в онкологическом отделении, Александр Яшин навещал её. Марк Соболь, долгие годы друживший с Вероникой, стал невольным свидетелем одного из таких посещений:

  "Я, придя к ней в палату, постарался её развеселить. Она возмутилась: не надо! Ей давали злые антибиотики, стягивающие губы, ей было больно улыбаться. Выглядела она предельно худо. Неузнаваемо. А потом пришёл — Он! Вероника скомандовала нам отвернуться к стене, пока она оденется. Вскоре тихо окликнула: «Мальчики…». Я обернулся — и обомлел. Перед нами стояла красавица! Не побоюсь этого слова, ибо сказано точно. Улыбающаяся, с пылающими щеками, никаких хворей вовеки не знавшая молодая красавица. И тут я с особой силой ощутил, что всё, написанное ею, — правда. Абсолютная и неопровержимая правда. Наверное, именно это называется поэзией…"

  В последние дни перед смертью она запретила пускать Александра Яшина к себе в палату — хотела, чтобы он запомнил её красивой, весёлой, живой.
  ... Поэтессы не стало 7 июля 1965 года. Яшин, потрясённый смертью Тушновой, опубликовал в «Литературной газете» некролог и посвятил ей стихи — своё запоздалое прозрение, исполненное болью потери.

  Думалось, всё навечно,
  Как воздух, вода, свет:
  Веры её беспечной,
  Силы её сердечной
  Хватит на сотню лет.

  Вот прикажу —
  И явится,
  Ночь или день — не в счёт,
  Из-под земли явится,
  С горем любым справится,
  Море переплывёт.

  Надо —
  Пройдёт по пояс
  В звёздном сухом снегу,
  Через тайгу
  На полюс,
  В льды,
  Через «не могу».

  Будет дежурить,
  Коль надо,
  Месяц в ногах без сна,
  Только бы — рядом,
  Рядом,
  Радуясь, что нужна.

  Думалось
  Да казалось…
  Как ты меня подвела!
  Вдруг навсегда ушла —
  С властью не посчиталась,
  Что мне сама дала.

  С горем не в силах справиться,
  В голос реву,
  Зову.
  Нет, ничего не поправится:
  Из-под земли не явится,
  Разве что не наяву.

  Так и живу.
  Живу?

  Александр Яшин


  «Какое огромное впечатление Александр Яковлевич производил везде, где появлялся. Это был красивый, сильный человек, очень обаятельный, очень яркий»

  «Меня немало удивил облик Яшина, который показался мне не очень деревенским, да пожалуй, не очень и русским. Большой, горделиво посаженный орлиный нос (у нас такого по всей Пинеге не сыщешь), тонкие язвительные губы под рыжими, хорошо ухоженными усами и очень цепкий, пронзительный, немного диковатый глаз лесного человека, но с усталым, невесёлым прижмуром…» (Фёдор Абрамов)

  «… Вологодский крестьянин, он был и похож на крестьянина, высокий, ширококостый, лицо лопатой, доброе и сильное… Глаза с хитроватым крестьянским прищуром, пронзительно-умные» (Григорий Свирский)

  Так кто же он — «один единый», который стал воздухом и небом для Вероники Тушновой?

  Яшин (настоящая фамилия — Попов) Александр Яковлевич (1913–1968), поэт, прозаик. Родился 14 марта (27 н. с.) в деревне Блудново Вологодской области в крестьянской семье. В годы Отечественной войны ушёл добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника участвовал в обороне Ленинграда и Сталинграда, в освобождении Крыма.

  Именно Яшину во многом обязаны своим становлением в русской литературе поэт Николай Рубцов и прозаик Василий Белов.

  После выхода рассказов «Рычаги» и «Вологодская свадьба» для лауреата Сталинской премии закрылись двери издательств и редакций. Многие его произведения остались недописанными.
  Жизнь Александра Яшина — и литературная, и личная — не из лёгких. К этому времени относится его полное отчаяния стихотворение:

  Матерь божья, не обессудь,
  По церквам я тебя не славлю,
  И теперь, взмолившись, ничуть
  Не юродствую, не лукавлю.

  Просто сил моих больше нет,
  Всех потерь и бед не измерить,
  Если меркнет на сердце свет,
  Хоть во что-нибудь надо верить.

  Ни покоя давно, ни сна,
  Как в дыму живу, как в тумане…
  Умирает моя жена,
  Да и сам я на той же грани.

  Разве больше других грешу?
  Почему же за горем горе?
  Не о ссуде тебя прошу,
  Не путёвки жду в санаторий.

  Дай мне выбиться из тупика.
  Из распутья, из бездорожья,
  Раз никто не помог пока,
  Помоги хоть ты, матерь божья.

  Его любит удивительная женщина, талантливая, красивая, тонко чувствующая… «А он ничего про это не знает, своими делами и мыслями занят… пройдёт и не взглянет, и не оглянется, и мне улыбнуться не догадается».

  «Не случайны на земле две дороги — та и эта, та натруживает ноги, эта душу бередит», — писал в своём стихотворении Булат Окуджава.

  «Натруживало ноги» Александру Яшину многое — и гражданская позиция, когда он, как мог, утверждал в своих рассказах и стихотворениях своё право на правду, и огромная семья, в которой тоже не всё просто складывалось, и тот образ радетеля народных традиций, которому должен был следовать отец семерых детей, любящий и заботливый муж, нравственный ориентир для начинающих писателей.

  Из дневниковых записей 1966 года:

  «Уже давно у меня появилось желание творческого одиночества — этим объясняется и строительство дома на Бобришном Угоре… Очень уж моя жизнь стала тяжёлой, безрадостной в общественном плане. Я слишком много стал понимать и видеть и ни с чем не могу примириться…

  Переселение на Бобришный Угор… Разложил свои тетрадки и гляжу в окно, наглядеться не могу. Мать и сестра ушли домой под дождём.

  Я остался и рад. Удивительное чувство покоя. Пожалуй, сейчас я понимаю отшельников, старых русских келейников, их жажду одиночества… Из-за одной этой лунной тихой, правда ещё холодной, ночи стоило строить мою избу… Мне такое заточение в глуши лесов, снегов дороже славы и наград — ни униженья, ни оскорбленья, ни гоненья. Я тут всегда в своём дому, в своём лесу. Здесь родина моя…» («Первое сентября»)



  Друзья Яшина вспоминали, что после смерти Вероники он ходил, как потерянный. Большой, сильный, красивый человек, он как-то сразу сдал, словно погас внутри огонек, освещавший его путь. Он умер через три года от той же неизлечимой болезни, что и Вероника. Незадолго до смерти Яшин написал свою «Отходную»:

  О, как мне будет трудно умирать,
  На полном вдохе оборвать дыханье!
  Не уходить жалею -
  Покидать,
  Боюсь не встреч возможных -
  Расставанья.

  Несжатым клином жизнь лежит у ног.
  Мне никогда земля не будет пухом:
  Ничьей любви до срока не сберег
  И на страданья отзывался глухо.

  Сбылось ли что?
  Куда себя девать
  От желчи сожалений и упреков?
  О, как мне будет трудно умирать!
  И никаких
  Нельзя
  Извлечь уроков.


  На Угоре, согласно завещанию, его и похоронили. Яшину было всего пятьдесят пять лет.

  http://www.zavtra.ru/denlit/102/81.html
  http://www.vilavi.ru/sud/270806/270806.shtml
  http://er3ed.qrz.ru/tushnova.htm

 Лариса Бабуркина


-----------------------------

Яшин Александр Яковлевич

Родился в деревне Блудново Вологодской губернии в крестьянской семье. Первыми наставниками поэта стали учителя школы-семилетки и педагогического техникума в районном городе Никольске, который Александр Яшин окончил в 1931 году. Печататься Яшин начал в 1928 в районной газете «Никольский коммунар», в уездной газете Великого Устюга «Советская мысль» и в центральной периодической печати. Будучи ещё учащимся педтехникума, он становится участником Первого губернского съезда писателей в Великом Устюге. По окончании техникума Яшин учительствовал в деревне, много читал, писал стихи, сотрудничал в Вологодских и Архангельских газетах.

С 1932 года Яшин жил в Вологде, затем в Архангельске, где в 1934 году увидел свет первый сборник его стихотворений «Песни Северу». После участия в Первом Всесоюзном съезде писателей Яшин в 1935 переезжает в Москву и поступает в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1941 году.

В годы Великой Отечественной войны уходит добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника участвует в обороне Ленинграда и Сталиграда, в освобождении Крыма. В 1942 — 1943 изданы его сборники стихов «На Балтике было» и «Город гнева».

В послевоенные годы Яшин много ездит по стране, совершает поездки по Северу, на Алтай, на строительство гидроэлектростанций, на целину. Впечатления от увиденного нашли отражение в сборниках стихов Яшина «Земляки» (1946), «Советский человек» (1951), в поэме «Алёна Фомина» (1949). Также Яшин начинает писать прозу, выходят его рассказы «Рычаги» (1956), «Вологодская свадьба» (1962), повестей «Сирота» (1962), «Угощаю рябиной» (1965) и другие прозаические произведения.

В 1960-е выходят поэтические сборники «Босиком по земле», «День творения», «Бессонница». Перу Яшина принадлежат также прозаические произведения: повести «Сирота» (1962) и «Вологодская свадьба» (1965), рассказы «Угощаю рябиной» (1965) и др.

Многие произведения остались незавершенными. Посмертно, в 1972, вышли два тома «Избранных произведений» Александра Яшина. Яшину во многом обязаны своим становлением в русской литературе поэт Николай Рубцов и прозаик Василий Белов.

Особенное место в жизни Александра Яшина занимала его любовь к поэтессе Веронике Тушновой, разлука для них оказалась смертельной...

Умер Александр Яшин спустя 3 года и 3 дня после ее смерти, 11 июля 1968, от рака, в Москве. Похоронен в Блуднове.

Материал взят с сайта www.ouc.ru

***
   Две книги рядом в комнатной тиши...
   Как два плеча, прижатые друг к другу.
   Две нежности, два сердца, две души,
   И лишь любовь одна, как море ржи,
   И смерть одна, от одного недуга...

   Но что такое смерть или бессмертье?!
   Пусть стали тайной и она, и он,
   И все же каждый верен и влюблен
   И посейчас, и за чертою смерти!

   Две книги рядом, полные тепла,
   Где в жилах строк — упругое биенье.
   Две книги рядом, будто два крыла,
   Земной любви живое продолженье.


   Эдуард Асадов