Герои не нашего времени

Ольга Муравьёва
* * *
На днях я была в гостях у своего большого друга - Вадима Ивановича Туманова. 85-летний Вадим Иванович, основатель первых золотодобывающих артелей в СССР, близкий друг Высоцкого, при Сталине ещё мальчишкой ни за что попал в лагерь и провёл в страшных колымских лагерях восемь с половиной лет. Боксёр и задира, он несколько раз пытался бежать. Но главное - ни перед кем не пресмыкался. Главное - выжил и сохранил себя, его не сломали ни администрация, ни уголовники.

Десять лет назад вышла книга воспоминаний Вадима Ивановича. Добрая половина книги посвящена лагерному времени. И вы можете представить себе, как общаются люди в лагере? Дома, за чашкой чая, рассказывая какую-нибудь историю и десять раз извинившись, Вадим Иванович тоже может выдать такую семи-восьмиэтажную матерную конструкцию, которой вы не найдёте ни в одном словаре. Но знаете, сколько матерных слов в его книге? Ни одного.

В годы революции, на фронтах Великой Отечественной, в ГУЛАГе жизнь не была легче нашей, сегодняшней. И люди выражались соответственно моменту. И это понятно. Но посмотрите фильмы тех лет. Почитайте книги о войне. Люди того времени потому и выстояли и выдержали все выпавшие на их долю испытания, что сила - это отчасти и умение сдержать себя. И мужчины старались сдерживать себя при женщинах (мой дед прошёл всю войну, и никто не слышал от него в доме ни одного грубого слова), писатели сдерживали себя в книгах, режиссёры - в фильмах. Да, была цензура на уровне государства. Но прежде всего была цензура внутренняя.

Сегодня не сдерживает себя никто и нигде. Ругаются не только мальчики при девочках, но и девочки при мальчиках. Ругаются в общественных местах. А теперь ещё потоки мата полились с экранов. Не только в России, это общая "болезнь нашего времени". Я не ханжа. И сама могу ругнуться в стрессовой ситуации. Но такое обилие мата в жизни и в искусстве, мне кажется, говорит об общем падении - не нравов нет, нравов во вторую очередь - внутренней энергетики. Люди в массе своей стали хуже "держать удар". А художники, режиссёры не находят (и просто ленятся искать) другие средства художественной выразительности. И это тоже не от большого таланта.

И только 85-летний Вадим Иванович, прошедший лагеря и ссылки, но стесняющийся ругаться при женщинах, остался человеком и героем. Не нашего времени.