Время преодоления бесстыдства безучастности

Виктория-Надежда
С  Владимиром Микушевичем познакомилась заочно на полях форума, посвященного фильму «Левиафан», кажется на сайте СЦЕНАРИСТ.РУ.
Поток ничем не примечательных высказываний (сразу оговорюсь, что смотрела выборочно, и возможно, пропустила шедевры), и вдруг «Бесстыдство безучастности» Владимира Микушевича: «… В нападках творческой интеллигенции бесстыдство безучастности, а в самом фильме «Левиафан» - бесстыдство безнадежности…».
Нападки – это даже слабо сказано. И не только со стороны творческой интеллигенции.

Однако, просветление в умах состоялось. Андрей Звягинцев получил «Золотого Орла» за лучшую режиссерскую работу.
А вот в отношении самого Бесстыдства Безучастности… Можно было бы сказать «Да», если бы творческая интеллигенция была знакома с глубинкой.

Так, например, Никите Михалкову понадобился специальный выезд в глубинку для того, чтобы убедится в том, что земли на самом деле находятся в запустении и не обрабатываются, о чем он поведал в своем фильме. И надо отдать ему должное: сработало творческое чутьё. Как-то вот засела в голове фраза из клипа, в котором с его разрешения использовались фрагменты его же творческих находок. В результате на эту тему был снят документальный фильм.

Существует не очень тонкая прослойка людей, которые эту глубинку никогда не видели и не знают, и многих явлений, показанных в фильме «Левиафан» тоже не замечали или считали их не типичными, хотя сами иногда играли по этим правилам. Это не характеризует их как бесстыдных и безучастных, просто все события фильма воспринимаются ими как небылица или что-то крайне незначительное в жизни страны.
Несколько лет назад в книжной лавке на вокзале одного из прекраснейших городов Европы мне в руки попал журнал «GEO», и даже на русском языке (По крайней мере, я почему-то хорошо поняла текст.) У меня был шок и обида. «Кляузники! Да как они смеют!» В тексте говорилось: «Всего в 90 километрах от Москвы такая вот жизнь». Сейчас помнится только фотография мужика, сидящего в бочке по горло. «Такая вот баня». А ведь это даже совсем несравнимо с «Лефиафаном».

Не исключаю того варианта, что многие из творческой интеллигенции и власть предержащих на самом деле искренни в своем неприятии «Левиафана» по той причине , что «этого не может быть никогда». А если где-то и есть, то нетипично.
Андрею Звягинцеву удалось хотя бы частично снять пелену с глаз, и кто-то дальновидный и мудрый решил: «Да, надо признавать, награждать и показывать!»

Бесстыдство Безучастности преодолено.
На очереди – Бесстыдство Безнадежности. И не в фильме, а наяву.
Мы все верим в то, что мы НЕБЕЗНАДЕЖНЫ.

**************
http://www.stihi.ru/2015/01/18/11366
Бесстыдство безучасности
Владимир Микушевич
"Самоубийство Свидригайлова, - писал Эрнст Юнгер, - представляет собой крайнюю степень русского бесстыдства". В романах Достоевского бесстыдство страдания. В нападках творческой интеллигенции на "Левиафан" Звягинцева бесстыдство безучастности, в самом фильме "Левиафан" бесстыдство безнадёжности. А Тютчев отличался божественной стыдливостью страданья...

2015
(Из книги "Синхрония безвременья")