Бегство и скитания Иакова

Игорь Плохатнюк
Сегодня, друзья, я предлагаю вам для чтения следующую (17-ю) главу вестницы Божьей - Елены Уайт,
из книги под общим названием "Патриархи и пророки".

В этой главе на примере Иакова мы ясно увидим, что как бы плохо не складывались обстоятельства в
в жизни какого-то конкретного верующего в Бога человека (а таким человеком может в какой-то
момент оказаться любой из нас!), Бог всегда поможет ему найти выход и спасёт от надвигающихся
на него опасностей! Важно только полностью доверять Богу, раскаяться во всех совершённых
прежде грехах и начать действовать исключительно в рамках Закона Божьего!

Итак, читаем: 

(Эта глава основана на книге Бытие 28-31 главах).

"Спасаясь от гнева Исава, угрожавшего ему смертью, Иаков оставил дом отца и бежал, но с собой он уносил отцовское
благословение. Исаак произнёс над ним завет обетования и повелел ему как наследнику взять себе жену из семьи его
матери в Месопотамии. Всё же Иаков отправился в путь с сердцем, переполненным мучительными опасениями. С одним
посохом в руке ему предстояло пройти сотни миль по стране, населённой дикими разбойничьими племенами. Измученный
угрызениями совести и страхом, он старался избегать людей, чтобы разгневанный Исав не напал на его след. Иаков
опасался, что навсегда лишился того, что обещал ему Бог; а сатана уже был тут как тут, чтобы терзать его душу
искушениями.

На другой день вечером он был уже далеко от шатров своего отца. Иаков чувствовал себя изгнанником, но сознавал, что
все свои тревоги он испытывает по собственной вине. Мрак отчаяния окутал его душу, и он едва осмеливался молиться.
Он был совершенно одинок и как никогда раньше чувствовал, что нуждается в защите Божьей. Рыдая и глубоко сокрушаясь,
он исповедал свой грех и умолял Господа подать ему какой-либо знак, подтверждающий, что Он не оставил его. Его
удручённое сердце не находило покоя. Он потерял всякую уверенность в себе и боялся, что Бог отцов отвергнет его.

Но Бог не оставил Иакова. Его милость всё ещё простиралась над заблудшим, сомневающимся слугой. Сострадательный
Господь явил Иакову именно Того, в Ком он так нуждался, - Спасителя. Иаков согрешил, но сердце его наполнилось
благодарностью, когда он увидел путь, следуя которым он мог возвратить милость Божью.

Измученный странствиями, скиталец лёг на землю, положив под голову вместо подушки камень. Уснув, он увидел во сне
ослепительно сияющую лестницу, основание которой покоилось на земле, а вершиной своей она достигала неба. По этой
лестнице восходили и нисходили ангелы. Над лестницей восседал Господь славы, и Иаков услышал с неба Его голос:
"Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака!" (Бытие 28,13).

Земля, на которой он спал как изгнанник и скиталец, была обещана ему и его потомству с обетованием: "И благословятся
в тебе и в семени твоём все племена земные!" (Бытие 28,14). Это обетование дано было некогда Аврааму и Исааку,
и теперь Бог повторил его Иакову. И чтобы ещё более ободрить и утешить Иакова, удручённого и одинокого, Бог сказал
ему: "И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя,
доколе не исполню того, что Я сказал тебе!" (Бытие 28,15).

Господь знал, что Иаков окажется в дурном окружении и ему будут грозить опасности. В Своём сострадании Он открыл
кающемуся беглецу будущее, чтобы тот смог понять Божественные намерения относительно себя и приготовиться преодолеть
искушения, которые неминуемо настигнут его, когда он окажется один среди язычников и лукавых людей. Перед ним всегда
будет возвышенный образец, которому надо следовать, а сознание того, что Бог воспользовался им, чтобы осуществить
Свои намерения, неизменно будет побуждать его к верности.

В том сновидении Иакову также был открыт план спасения, хотя и не полностью, но в той мере, в какой это было
необходимо для него тогда. Таинственная лестница, показанная ему во сне, была той самой лестницей, на которую
ссылается Христос в Своей беседе с Никодимом, говоря: "Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божьих
восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому!" (Евангелие от Иоанна 1,51). До тех пор, пока человек не восстал
против Божьего правления, он мог свободно общаться с Богом. Но грех Адама и Евы отделил небо от земли, и человек
не мог больше иметь общения со своим Творцом. Однако мир не был оставлен в безнадёжном состоянии. Лестница
символизирует собой Иисуса, как предопределённый путь к Богу. Если бы Он Своими заслугами не перебросил мост через
пропасть греха, тогда ангелы Божьи не смогли бы общаться с падшим человеком и служить ему. Христос подводит человека,
слабого и разочаровавшегося, к Источнику безграничной силы.

Всё это было показано Иакову во сне. Хотя ему и сразу открыли часть плана спасения, но великие и таинственные истины
он изучал всю свою жизнь, и они всё более полно открывались его уму.

Иаков проснулся... Его окружало глубокое безмолвие ночи. Чудесные картины видения исчезли. Он видел только неясные
очертания сиротливо возвышавшихся холмов, а над ними небеса и сияющие звезды. Но торжественное ощущение присутствия
Бога не покидало его. Всевышний незримо был рядом с ним в этом уединённом месте.

"Истинно Господь присутствует на месте сём; а я не знал! ... Это не что иное, как дом Божий, это врата небесные!"
(Бытие 28,16-17).

"И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником; и возлил
елей на верх его" (Бытие 28,18).

Согласно обычаю увековечивать важнейшие события, Иаков поставил памятник милости Божьей, чтобы всякий раз, когда он
окажется в здешних краях, можно было остановиться на этом священном месте и поклониться Богу. Он назвал это место
"Вефиль", или "Дом Божий". С чувством глубокой признательности он повторил обетование, что Бог будет с ним, и затем
дал торжественный обет. "Если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сём, в который я иду, и даст мне хлеб есть
и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом: то этот камень, который я
поставил памятником, будет домом Божьим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть!" (Бытие 28,20-22).

Иаков не ставил здесь Богу никаких условий. Господь ещё до этого обещал охранять его и помогать ему, и теперь
принесённый им обет свидетельствовал только о сердечной благодарности, какую он испытывал к Богу в ответ на уверения
в любви и милости. Иаков чувствовал, что Бог имеет к нему определённые требования и что он должен признать их,
ответить чем-то на особые проявления Божественного благоволения. Так каждое благословение, излитое на нас, побуждает
нас к благодарности Источнику всех наших благ. Христианину следует почаще окидывать взором свою жизнь,
с благодарностью вспоминая чудесные случаи избавления, происшедшие по воле Господа, поддерживавшего в испытании,
открывавшего пути, когда всё, казалось, было покрыто беспросветной тьмой, ободрявшего, когда угасала надежда.
Всё это человек должен воспринимать как проявление заботы охраняющих его небесных ангелов. И сознавая, сколь
бесчисленны Божьи благословения, он должен почаще спрашивать себя со смиренным и благодарным сердцем: "Что воздам
я Господу за все благодеяния Его ко мне?" (Псалом 115,3).

Своё время, таланты, имущество следовало бы посвятить Тому, Кто вверил нам все эти благословения. Всякий раз, когда
Бог особенно чудесным образом избавляет нас или когда мы получаем новые и неожиданные доказательства Его благоволения,
нужно признавать доброту Божью, выражая свою благодарность не только словами, но, подобно Иакову, принося Ему дары.
Мы постоянно принимаем благословения Божьи и поэтому должны постоянно жертвовать Ему свои дары.

"Из всего; что Ты, Боже, даруешь мне, - сказал Иаков, - я дам Тебе десятую часть!" (Бытие 28,22).

Разве мы, которые радуемся полным светом и преимуществами Евангелия, будем довольны, давая Богу меньше, чем те, кто
жил в прежние, менее благоприятные времена? Нет, если мы пользуемся большими благословениями, то не возрастают ли
соответственно и наши обязанности? Но как ничтожна цена, как тщетны попытки измерить при помощи математических
расчётов времени, денег и нашей любви такую неизмеримую любовь и столь непостижимо ценный дар. Десятина для Христа!
О, ничтожные гроши, сколь это низкая плата за то, чему нет цены! С Голгофского креста Христос призывает к полнейшему
посвящению. Всё, что мы имеем, всё своё естество нам следует посвятить Богу.

С новой твёрдой верой в Божественные обетования и уверенностью в присутствии небесных ангелов Иаков продолжал своё
путешествие к "земле сынов востока" (Бытие 29,1). Но как резко отличалось его появление здесь от прибытия слуги
Авраама почти сто лет тому назад! Тот приехал с караваном верблюдов, с людьми, с богатыми подарками золота и серебра.
А сын Исаака, одинокий путник со стёртыми ногами, не имеющий ничего, кроме посоха, сел у колодца, как некогда слуга
Авраама, и здесь он впервые встретил Рахиль, младшую дочь Лавана. Теперь Иаков первый предложил свои услуги: отвалил
камень у колодца и напоил скот. Рассказав о своём родстве, он был приглашён в дом Лавана. Хотя он пришёл без всякого
имущества и один, но за несколько недель все убедились в его старательности и умении, и настойчиво просили его
остаться. Была достигнута договоренность, что за Рахиль ему придётся отслужить Лавану семь лет.

В древнее время обычай требовал, чтобы перед заключением брачного договора жених внёс отцу невесты определенную
сумму денег или равные ей по стоимости другие ценности согласно обстоятельствам. Эта традиция являлась как бы
гарантией брака. Родители считали небезопасным доверять судьбу своих дочерей тем женихам, которые не могли
материально обеспечить семью. Если они не были в достаточной мере экономны и энергичны в ведении хозяйства,
в приобретении скота и земель, это вызывало опасения, что в своей жизни они ничего не достигнут. Но для тех, кто
не имел ничего, чтобы уплатить за жену, были предусмотрены другие условия. Им позволялось отработать необходимую
сумму денег, трудясь для отца полюбившейся девушки. Когда такой молодой человек проявлял себя честным и достойным
во всех отношениях, девушку отдавали ему в жёны, а выкуп, который отец получал за дочь, он, как правило, вручал ей
перед свадьбой. С Рахилью и Лией получилось иначе. Лаван корыстно удержал приданое, которое они должны были получить;
именно это при своём выходе из Месопотамии они имели в виду, говоря: "Ибо он продал нас и съел даже серебро наше!"
(Бытие 31,15).

Этот древний обычай, которым люди иногда, подобно Лавану, злоупотребляли, в сущности, был весьма хорош. Когда
от молодого человека требовалось, чтобы он отрабатывал за невесту, тогда брак откладывался, и это давало возможность
испытать глубину его чувств, а также и способность обеспечить семью. В наше время совершается много зла потому, что
поступают как раз наоборот. Часто получается так, что до брака молодые люди имеют очень мало возможности узнать
что-либо о привычках и склонностях друг друга, о том, как представляет себе избранник обыденную жизнь, они остаются
фактически незнакомыми до дня бракосочетания. Слишком поздно многие приходят к выводу, что они не подходят друг другу,
и результатом их союза является несчастье длиной в жизнь. Часто жёны и дети страдают от лености и неумелости или
от порочных привычек мужа и отца. Если бы согласно древнему обычаю характер молодых людей был испытан до брака, тогда
можно было бы избежать многих несчастий.

Семь лет Иаков верно служил за Рахиль, и те годы "показались ему за несколько дней, потому что он любил ее" (Бытие 29,20).
Но корыстолюбивый, алчный Лаван, желая удержать при себе такого ценного работника, жестоко обманул его, подменив
Рахиль Лиею. От того, что Лия принимала участие в этом обмане, Иаков чувствовал, что не сможет любить её.

На негодующие упрёки Иакова Лаван ответил предложением служить ещё семь лет за Рахиль. При этом отец настоял на том,
чтобы и Лия осталась его женой, дабы не навлечь бесчестия на свою семью. Иаков оказался в невыносимо мучительном
положении. В конце концов он решил оставить у себя Лию и жениться на Рахили. Рахиль всегда была единственной любимой;
но предпочтение, оказанное ей, возбуждало зависть и ревность, и жизнь его была отравлена соперничеством между
жёнами-сёстрами.

Двадцать лет прожил Иаков в Месопотамии, работая для Лавана, который, всячески пренебрегая узами родства, старался
извлечь всё что только возможно из их договора. Четырнадцать изнурительных лет тяжёлого труда он потребовал за своих
двух дочерей, а в остальные годы он десять раз менял награду Иакова. Однако Иаков трудился усердно и верно. Слова,
с которыми он обратился к Лавану при их последней встрече, живо рисуют ту неусыпную бдительность, с которой он
оберегал интересы своего сурового господина: "Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали;
овнов стада твоего я не ел; растерзанного зверем я не приносил к тебе; это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днём
ли что пропадало, ночью ли пропадало. Я томился днём от жара, а ночью от стужи; и сон мой убегал от глаз моих!"
(Бытие 31,38-40).

Пастух должен был днём и ночью сторожить стадо от разбойников, а также от многочисленных диких зверей, которые смело
нападали на стадо и зачастую производили большое опустошение, если животных плохо охраняли. У Иакова было много
помощников, охранявших большие стада Лавана, но вся ответственность лежала на нём. Временами он должен был неотлучно
находиться при стаде; в сухие месяцы следил, чтобы скот не погибал от жажды, а в самые холодные месяцы - от сильных
ночных морозов. Иаков был старшим пастухом. Всякая потеря в стаде взыскивалась со старшего пастуха, а он, в свою
очередь, строго спрашивал с подчинённых ему пастухов, если стадо было плохо досмотрено.

Жизнь пастуха исполнена забот и тревог. Нежное сострадание к беспомощным существам, доверенным его попечению,
послужило иллюстрацией самых драгоценных истин Евангелия, - этот образ охотно использовали те, кого Святой Дух
вдохновил написать Священное Писание.
Христос, заботящийся о Своём народе, сравнивается с пастырем. После грехопадения Он увидел, что овцы Его осуждены
на погибель в мрачной пустыне греха. Для того чтобы спасти этих заблудших, Он оставил честь и славу Отцовского дома.
Он говорит: "Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю!". "Я спасу овец Моих,
и они не будут уже расхищаемы!" и "полевые звери не будут пожирать их!" (книга пророка Иезекииля 34:16,22,28).

Христос призывает их в Свою обитель, и "будет шатёр для осенения днём от зноя и для убежища и защиты от непогод и
дождя" (книга пророка Исайи 4,6). Он неутомимо заботится о Своих овцах. Он поддерживает слабых, помогает страдающим,
берёт на руки ягнят и прижимает их к груди. Его овцы любят Его. "За чужим же не идут, но бегут от него, потому что
не знают чужого голоса" (Евангелие от Иоанна 10,5).

Христос говорит: "Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец; а наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит
приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их; а наёмник бежит, потому что наёмник,
и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня!" (Евангелие от Иоанна 10:11-14).

Христос - Старший Пастырь - доверил заботу о Своём стаде служителям, младшим пастырям. Он повелел им трудиться с тем
же вниманием, с каким работал Он Сам, чувствуя священную ответственность за порученное дело. Он торжественно призвал
их быть верными, питать стадо, поддерживать слабых, ободрять усталых и оберегать от хищных волков.

Христос отдал жизнь для спасения Своих овец, и эту действенную любовь Он предлагает младшим пастырям взять за образец.
Но "наёмник, не пастырь, которому овцы не свои", не имеет настоящего интереса к стаду. Он трудится только ради денег
и заботится только о себе. Преследуя лишь свою личную выгоду, не заботясь о стаде, он во время трудностей и опасностей
оставит стадо и убежит.
Апостол Пётр увещевает младших пастырей: "Пасите Божье стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно
и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия. И не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду!"
(1-е Послание Петра 5,2-3).
Павел говорит: "Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь
Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моём войдут к вам лютые волки,
не щадящие стада!" (книга Деяния апостолов 20,28-29).

Всех, кто считает труды и тяготы, выпадающие на долю верного пастыря, досадным бременем, апостол порицает:
"Пасите Божие стадо... не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия" (1-е Послание
Петра 5,2).
Всех таких неверных слуг Старший Пастырь охотно освободит от работы. Церковь Христова искуплена Его кровью, и каждый
пастырь должен понимать, что за овец, доверенных ему, принесена безграничная жертва. Он должен обращаться с каждой
из них, как с бесценным сокровищем, и неутомимо трудиться, чтобы они были здоровы. Пастырь, проникнутый духом Христа,
будет подражать Его самоотверженному примеру, неустанно заботясь о благосостоянии своего стада, которое будет
благоденствовать под его опекой.

Все должны будут дать подробный отчёт о своей работе. Хозяин спросит у каждого пастыря: "Где стадо, которое было
дано тебе, прекрасное стадо твое?" (книга пророка Иеремии 13,20).

Кто окажется верным, получит большую награду. "И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы"
(1-е Послание Петра 5,4).

Когда Иаков, измученный службой у Лавана, намеревался возвратиться в Ханаан, он сказал своему тестю: "Отпусти меня,
и пойду я в своё место и в свою землю; отдай жён моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду; ибо ты знаешь
службу мою, какую я служил тебе!" (Бытие 30,25-26).

Но Лаван, настаивая, чтобы он остался, сказал: "Я примечаю, что за тебя Господь благословил меня". Он видел, что
состояние его увеличилось именно благодаря заботам зятя.

И сам Иаков засвидетельствовал так: "Ибо мало было у тебя до меня, а стало много!" (Бытие 30,30). Но шло время,
и Лаван начал завидовать большому состоянию Иакова, который стал "весьма богатым, и было у него множество мелкого
скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов" (Бытие 30,43).

Сыновья Лавана разделяли ревность своего отца, и их злобные разговоры дошли до Иакова. "Иаков завладел всем, что
было у отца нашего, и из имения отца нашего составил всё богатство сие. И увидел Иаков лицо Лавана, и вот, оно
не таково к нему, как было вчера и третьего дня" (Бытие 31,1-2).

Иаков давно бы покинул своих лукавых родственников, но он боялся встречи с Исавом. Теперь он почувствовал опасность
со стороны сыновей Лавана, которые смотрели на его богатство, как на своё собственное, и могли попытаться отнять его
силой. Пребывая в сильном замешательстве и тревоге, Иаков не знал, что ему предпринять. Но, помня милостивые
обетования в Вефиле, он обратился к Господу со своей бедой и просил Его о помощи. Во сне он получил ответ на свою
молитву: "Возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою!" (Бытие 31,3).

В отсутствие Лавана представился удобный момент отправиться в дорогу. Наскоро собрали скот и отправили его вперёд,
а сам Иаков вместе со своими жёнами, детьми и слугами переправился через Евфрат, двигаясь к Галааду, находящемуся
на границе Ханаана. Спустя три дня Лаван узнал об их бегстве и, бросился за ними в погоню и настиг их на седьмой день.

Разгневанный Лаван готов был силой возвратить беглецов, что, конечно, он мог бы сделать, ибо сила была на его стороне.
Иакову угрожала большая опасность.
Только благодаря вмешательству Бога, Который защитил Своего слугу, враждебные замыслы Лавана не осуществились.

"Есть в руке моей сила сделать вам зло, - сказал Лаван, - но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал:
"берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого!" (Бытие 31,29), - это значило, что он не должен был силой
возвращать его или сманивать лестными обещаниями.

Лаван не отдал своим дочерям их приданого и всегда обращался с Иаковом лукаво и жестоко. И теперь, со свойственным
ему лицемерием, он упрекал зятя за тайный побег, который лишил его, отца, возможности устроить прощальный обед или
хотя бы проститься с дочерьми и внуками.

В ответ Иаков недвусмысленно изобличил чёрствость и алчность Лавана, заставив его признать свою верность и честность.

"Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, - сказал Иаков, - ты бы теперь отпустил меня
ни с чем! Но Бог увидел бедствие моё и труд рук моих, и вступился за меня вчера!" (Бытие 31,42).

Лавану нечего было возразить, и он решил покончить дело миром. Иаков согласился на это предложение, и вскоре сложили
холм из камней как памятник их союзу. Это сооружение Лаван назвал Мицпа, что значит "сторожевая башня". И сказал Лаван:
"Да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга!" (Бытие 31,49).

"И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою. Этот холм свидетель,
и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдёшь ко мне за этот холм и за этот
памятник, для зла. Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их! Иаков поклялся страхом отца своего
Исаака" (Бытие 31,51-53).

Заключив союз, они устроили пиршество. Ночь прошла в дружеском общении. На заре Лаван со своими людьми отправился
в обратный путь. На этом прекращается всякая связь между детьми Авраама и жителями Месопотамии."

                ********