Париж

Виктория Левина 2
Париж

Недалеко от парковых фонтанов
и роскоши гламурного Версаля
летят машины по бетонным банам, -
проложены прямые магистрали.

В субботу удирают из Парижа
французы семьями в предчувствии вик-энда:
одни - в Нормандию, другие - чуть поближе,
зависит от сезона и момента...

Летят, чтобы сменить монументальность
на деревенский хутор отдалённый,
на горных рек хрустальную сакральность,
на стадо коз на живописных склонах...

А я б не уезжала из столицы,
из милого парижского эдема,
где вязь мостов над Сеной серебрится,
связуя острова и замков стены...

Латинского квартала дух кофейный,
сады Тюильри, гроздья магазинов,
и на Монмартре чашечка глинтвейна,
и Елисейские поля вовсю в витринах!

А я б не покидала замок белый
с оконцем стрельчатым на лестничном пролёте,
где паж придворный песни королевы
под сводами старинными поёт мне...

Джоконда

Тогда, в невзаправдашних семидесятых,
простаивать долго пришлось на морозе, -
в огромное стадо собрались ягнята,
в преддверии чуда носами елозят...*

И - чудо свершилось! - по двое, по трое
нас всех пропускали под глаз кагэбэшный,
чтоб строем вобрать и отчётливым строем
пролить на снега в переулок Столешников.

Незрелый мой мозг, оглядевший Джоконду,
сукном мавзолейным, как гроб, обрамлённую,
отметил критически взгляд анаконды
и женскую сущность, весьма утомлённую...

И вот я сейчас пред тобой, пережившая
войну и предательство, боль и измену,
высокую цену за честь заплатившая,
за право любить - непомерную цену!

Какою же юной под кисть Леонардо
позировать Вы согласились, играя, -
морщинка одна меж бровями... не надо
стремиться во взрослую жизнь, дорогая!


* в середине семидесятых в Москву привезли шедевр Леонардо Да Винчи - Мону Лизу, "Джоконду".

Лувр

Ещё на подступах, усвоив,
что он - лишь айсберга вершок,
себя в преддверии настроив
на избирательный прыжок

лишь к тем картинам и скульптурам,
что для меня готовил гид,
боялась выпяченных хмуро
и в стойку вставших пирамид*,

боялась затеряться в гуще,
уйти в астрал, сойти на нет,
там, где струился всемогущий
со лба Джоконды тихий свет!

Меня в полотна Ботичелли
влёк неустанный магнетизм,
и пальцев кончики немели,
когда кончался классицизм

и на пикник фривольной дамы
внезапно приводил Сезанн,
и абрисом кафешантана
целил Дега и лил бальзам...

Там, где встречаются туристы –
у призмы, вставшей на зеро, -
цепь обвивает как монисто
её прозрачное бедро.

Уже ступни стремят наружу,
уже пристало уходить
и перевёрнутую душу,
как пирамиду, закрепить…


*Стеклянная пирамида Лувра во дворе Наполеона служит главным входом в Лувр и является одним из символов Парижа. Строилась с 1985 г. по 1989 г., проект создал знаменитый американский архитектор китайского происхождения Бэй Юймин. Вокруг большой пирамиды расположены три пирамиды поменьше, грани пирамид полностью состоят из стеклянных сегментов. В романе Дэна Брауна «Код да Винчи» упоминается эта пирамида. Также там упоминается другая пирамида Лувра — Перевёрнутая пирамида, под которой скрыта гробница Марии Магдалины или Священный Грааль, в трактовке автора книги.

Версаль

Версаль -
сон королей и королев.
Как жаль,
что сквозь года, преодолев
разрыв
между короной и толпой,
без крыл
предстал кокетливый Король!
Погряз
в войне клозетов* и интриг, -
без дрязг
ни дня не прожил! Ни на миг
не снял
чулок затейливых с гульбы;
не внял
намёкам знати и судьбы,
что то,
что тратил на брильянтов нить, -
лет сто
придётся Франции платить!


*Король-Солнце (Людовик XIV, 1638 - 1715), как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши.

на площадях богемного Монмартра

Рождались строки пламенные Сартра
и Пикассо цветные акварели
на площадях богемного Монмартра.
Их голоса простуженно хрипели

в бесчисленных кафешках на вершине
холма, где Храм соседствует с Искусством,
а блуд - с любовью. Там живут поныне
те, для кого важнее денег чувства.

Какие были имена, какие лица!
Над каждым домом - ореол преданий,
над каждым столиком в кафе струится
шлейф полуправды и недосказаний...

И мы с тобой на этот холм богемы,
взобравшись высоко фуникулёром,
сползая вниз, рукой погладим стены,
овеянные тайны лёгким флёром...

Глинтвейн опробовав гранатового цвета, -
в такую стужу грех не подкрепиться! –
фотографируем картины и мольберты,
чтобы сюда однажды возвратиться!

Наполеон

Мне сказал провожатый: "Подумай сначала,
прежде чем приближаться к роскошной могиле:
ты склоняешь чело - и сие означает,
что ты честь отдаёшь узурпатору мира!"

Тот, который смешал все народы и страны,
карты мира и царства, людей и дороги,
возлежал в драгоценном прибежище странном,
как гроссмейстер великий… в опальном чертоге...

Он последние битвы проигрывал рьяно,
в горе гордость и честь сохранял человечью;
он покоится в Госпитале Ветеранов,
где французских солдат современности лечат.

Прикоснуться к орудиям прошлых столетий,
что когда-то палили со стен бастионов…
Так случилось, что бог его славой отметил
и судьбою диктатора - Наполеона.

Было много побед и завидного фарта,
было много любви к Жозефине, и к детям...
Я склоню свою голову пред Бонапартом –
величайшим стратегом последних столетий!

Эйфелева башня

Красавицей известной и кумиром
стоит она - воздушна и легка!
На башню Эйфеля взбирается пол-мира,
чтобы Париж увидеть свысока.

Есть башни и повыше, - облаками
на шпиле верхнем мир не удивишь!
И башня Эйфеля стальными кружевами
украсила подоблачный Париж.

Нежна конструкция, а шпилем тучку тронет –
оттуда круглою покажется земля...
Мне с башни Эйфеля Париж - как на ладони,
и по пути на Елисейские поля.

Ключи с замков влюблённые бросают
со всех мостов известных в мире рек, -
а башня Эйфеля всегда напоминает,
что век романтики в Париже взял разбег.

Мне бы хотелось здесь пожить пол-года,
когда дела другие разрулю...
Я с башни Эйфеля, как с птичьего полёта,
влюблённо-преданно на Францию смотрю…

Тюильри

Я встретилась с скульптурами Майоля*
в Ганновере, в Германии саксонской –
глаза вбирали тело девы зрелой,
позирующей вольно в стиле "ню"...
И вновь знакомый стан на фоне поля,
стреноженного зеленью газона,
приковывал разнузданностью смелой
и взор, и мысль, и чувственность мою.

В Париже, под нагими небесами,
припрятанные в зелени Тюильри**,
на пьедесталах вольно возлежали
зелёной окисью прикрытые тела...
Взлетела девушка спортивными ногами, -
и афродизиаки воспаряли,
фривольность поз и сцен изображая, -
фантомом откровенности тепла!

Роскошествам Тюильри и богатству
я предпочту родства прямые гены
с той девушкой, с той юной маркитанкой,
что отдала всю молодость свою,
позируя талантливому братству
богемного Парижа предвоенного,
в минуте до того, как грянут танки
и расстреляют всю её семью...


*Аристид Майоль (1861-1944), родился на юге Франции, в городке Баниель-сур-Мер. Его работы украшают сады Тюильри. Интересно, что известный скульптор завещал все свои работы Дине Верни - своей музе, коллекционеру, исполнительнице русских блатных песен. Она же безвозмездно передала Франции произведения Майоля.
Дина Верни (урождённая Дина Яковлевна Айбиндер) 1919, Кишинёв - 2009, Париж - французская натурщица и галеристка, искусствовед, муза скульптора Аристида Майоля. Кавалер ордена Почётного легиона (1991).
** Тюильри - центральный сад Парижа, расположенный между улицей Риволи, площадью Согласия, Сеной и Лувром. Общая площадь этого парка — 25,5 гектаров. Сегодня сад Тюильри является одними из самых больших регулярных (так называемых «французских») парков.
На ровных улицах сада Тюильри можно найти множество статуй, которые появлялись тут во второй половине 20 века.

Прогулка по Сене

Сегодня, когда мир скорбит о жертвах в Париже, о потерянном Эдеме, -
о Франции, о трогательном сонме дворцов и королев душа болит! -
корабликом по новогодней Сене отправились с тобой в круиз в тандеме,
где весь Париж, как сердце на ладони, неспешно о заветном говорит...

Покажет он тебе дворцы и башни, мосты с скульптурами, танцующими в свете,
сады и парки, с грациею женской кокетливо сбегающих к реке...
И Королевский мост, идущий к Лувру, мост Карузель с трамвайчиком "Navette"*,
мост Сольверино и Лебяжий остров, и мост Согласия с дворцами вдалеке.

Пройдём вверх по теченью, развернёмся, - теперь мы видим Эйфелеву башню,
Дом инвалидов и дворец Бурбонов, где Президент с министрами сидят.
Связала монограмма Бонапарта сегодня с отдалённым днём вчерашним, -
к обедам из Латинского квартала студенты современные спешат.

Задумывать заветное желанье здесь принято перед дворцом Мари, у Санса,
у здания с коническою крышей, которое описывал Гюго, -
здесь Нотр-Дам виднеется в тумане... - мечтание любого иностранца! -
здесь шорох призраков внутри опочивален красавицы по имени Марго.

Ну вот и всё. Закончилась прогулка. Кораблик приближается к причалу.
Париж раскрыл нам новые секреты, что с суши торопливой не видны...
Спасибо, Сена! Плещутся за бортом встревоженные волны. И печально
задумался Париж мостов волшебных о будущем захваченной страны...



* Для речной прогулки по Сене можно сесть на теплоходы трёх различных компаний. Первая (самая известная) – «Navette Batobus». Это своего рода автобус, останавливающийся на 8 остановках, среди которых Эйфелева башня, Музей д'Орсе, Нотр Дам, Лувр, Отель-де-Виль и другие.

Нотр-Дам

Терновые шипы венца Его хранили
святого ДНК легчайшую пыльцу...*
Царей и бунтарей на равных хоронили
на наперти.** Не раз по царскому лицу

волхвов изваянных,*** шизофреничным тиком
промчались и безумство и восторг!
Химер под куполом, с их фантастичным ликом,
взлетает бравый рой под самый потолок!

Сбивали их подчас диктаторам в угоду,
закапывали в грунт поблизости в саду,
чтоб в светлый день потом опять явить народу, -
заложников добра, добытого в аду...****

Колоколам твоим,звучащим в поднебесье,
отмерен долгий век, завидная судьба, -
и слушает Париж серебрянную песню
соборности души подлунного раба...

Вобрав в себя гламур от светскости конфессий
и прямоту готических колонны и окна,
ты выстоишь, Собор! один... с Парижем вместе...
ты понимаешь, что уже давно идёт война...*****

И вот ты предо мной. Я пробираюсь ближе,
чтоб чувствовать и знать, чтоб слышать до конца:
здесь бьётся мысль и пульс мятежного Парижа,
здесь кроются шипы тернового венца!



*Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) - католический собор в центре Парижа, географическое и духовное «сердце» французской столицы. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа.

**Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон.

***Каменные фигуры, выстроившиеся в ряд между порталами и ярусом с окнами-розами, изображают царей из Ветхого Завета. Во время Революции они были скинуты и обезглавлены. Те, что находятся сейчас, выполнены в XIX веке.

****Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

*****В мае 2013 г. известный французский писатель и эссеист Доминик Веннер покончил с собой перед алтарем собора в защиту традиционных ценностей.

Латинский квартал

Я бралась прочувствовать Париж
в улочках Латинского квартала*, -
чтоб со мной студенчество гуляло,
из Сорбонны выбежав! Стоишь

перед Нотр-Дамом, а направо,
площадь перейдя, - зависнешь в барах,
пабах, ресторанах и сигарах,
в лавках антикваров... Создавало

вольное студенческое братство
дух богемы, торжество мольберта,
революционной веры ветры
и - пренебрежение богатством!

В комнатах простуженных под крышей
жили Робеспьер, Гюго и Сартр...
Улочки легендами богаты, -
"Марсельезы" дух отсюда вышел!

А дождя со снегом прибывало...
В церкви Северена** у ограды
постигала, спрятавшись от града,
волшебство Латинского квартала!


*Латинский квартал - традиционный студенческий квартал в 5-м и 6-м округах Парижа на левом берегу Сены вокруг университета Сорбонна.

**Музей средневековья, церкви Сен-Северен и Сен-Жюльен-ле-Повр - все они находятся в Латинском квартале.

Елисейские Поля

Здесь российских гусаров, драгунов постой
повернул представленье Европы
о России медвежьей, о дядьке с сохой*.
А французские барышни вскопе,

обрядившись чепцами и облаком лент,
шли гулять на Поля в день погожий,
и ловили изысканнейший комплимент
под бряцание шпор на сапожках...

А потом ряд торговый засел на века
в этом Поле, - цвели магазины,
звёзды "кафешантан" оголяли бока
и садились затем в лимузины.

Буржуа, появляясь с тугим кошельком
в бутиков современной засаде,
представляется мне записным дураком,
что расстратился здесь, моды ради...

Но Садов красота покорила меня,
заглушив бережливости шёпот, -
мириады гирлянд голубого огня
оправдают безудержный шопинг!

Под дождём, под неона аккомпанемент,
под витринами с флуоресцентом
мы бродили, стараясь запомнить момент,
под зонтами, напуганы ценами...

Ресторанов и брендов гламурных престиж
защищаю от дум фарисейских:
Триумфальною аркой венчает Париж
эксклюзивность Полей Елисейских!


*Елисейские поля находятся в 8 округе Парижа, на северо-западе города, протянувшись с востока на запад между площадью Согласия, там, где возвышается Луксорский обелиск, и площадью Звезды (или площадью Шарля де Голля), в центре которой установлена Триумфальная арка, на холме Шайо. Елисейские поля – это одна из самых популярных достопримечательностей Парижа, куда ежедневно приходят сотни тысяч людей.
Свои временные лагеря — бивуаки казаки русского императора Александра I разбили именно здесь.

В музее духов Фрагонар

В прекрасный особняк на улице парижской,
где вечерами слышится звонок Grand Opera*,
за парочкой духов французских для престижа
туристская орда беспошлинно вошла.

Нас повели смотреть футляры и флаконы
(в преддверие духов - мистических помад...),
когда рождались в мир алхимии законы
и привносили в жизнь цветочный аромат.

Из тысячи веществ рождает мастер марку
(присутствует в духах очищенный навоз!):
пикантность придаёт смола сосновых парков,
а лилий аромат уносит в область грёз...

Затем туристов рать спустилась в магазины,
где предлагался им фасованный товар.
Поэмою в стихах, торговым муэдзином
психолог-консультант товары предлагал!

И если бы не пыл красавца-консультанта,
флаконов бы полста, поверьте, набрала.
Но издавна бегу от мантры маркитанта...
Увы, ни пузырька с собой не унесла!

Теперь, открыв буклет с тончайшим, эфемерным
намёком о духах, немного стыдно мне...
Куда, как не в Париж, - к изыскам парфюмерным,
к легендам и к духов чарующей волне?


*На улочке Скриб вблизи Гранд Опера расположен Музей парфюмерии «Фрагонар» —самый знаменитый музей духов в мире. Это настоящий храм запахов, который основала фирма Parfumerie Fragonard. Именно здесь вам представится возможность узнать историю создания духов, о главном назначении перегонных аппаратов и всяческих флакончиков.