К вопросу о воспитании

Анатолий Цвик
Вопрос о воспитании детей, в настоящее время, стоит очень остро. Родители, дедушки и бабушки выросли и воспитывались в Советском  Союзе.  Это явление оставило глубокий след в их взгляде на отношение с детьми. Большой след остался в их памяти о переходном периоде в лихие 90-ые годы. И как результат, дети растут сами по себе, мы взрослые, тоже сами по себе. В итоге дети становятся чужими. Мы разговариваем на разных языках, мы не понимаем друг друга.
 
Что же происходит?

Пребывание детей в семье я разделяю на два варианта. Дети являются членами семьи, и дети живут в семье. Постараюсь остановиться на этих понятиях более подробно.

Вдаваться в подробности: полная, неполная семья, благополучная, неблагополучная пока не буду. Остановлюсь на средне – статистическом формировании, где есть папа, мама, дедушки и бабушки. И самая маленькая ячейка общества – семья, состоит из трёх человек. Дедушки, бабушки живут отдельно.

Итак, рассмотрим обычный день семьи. Утро. Все заняты своими делами. Мама на кухне, бегает по квартире, собирает чадо в школу. Папа в кровати, ему к 9-00. Мама: «ты можешь быстрее кушать, папу задерживаешь!» Вытолкнули чадо в школу, в лучшем случае, мама вышла проводить, и побежала на работу.

Встретились вечером. Ужин. Мама: «ешь быстрее и иди, займись своим делом, дай нам с папой поговорить».  И так целая неделя. Папа с мамой одно звено семьи, ребёнок – другое.

Выходной день почти ни чем не отличается. Мама с папой решают семейные проблемы, у чада уроки и компьютерные игры (войнушки). На улицу ни-ни, может попасть под дурное влияние, а то, чего доброго, могут побить. Пусть играет дома.
 
Единственное звено в быту семьи, когда все могут собраться вместе, это приём пищи, но и по выходным ребенка выпроваживают из-за стола. В такой семье ребёнок растёт чужим, ненужным и единственный его друг это компьютер. Он всё своё свободное время отдаёт ему, компьютеру. В рамках монитора он находит ответы на все вопросы, которые, с взрослением  у него возникают. Повзрослев, он находит через всемирную паутину таких же неприкаянных, ненужных детей в своём городе, посёлке с кем и проводит всё свободное время. Отсюда наркомания, детская проституция, пропавшие дети, преступность.
 
А что родители?  Я не буду перечислять способы совместного проведения свободного времени по рекомендациям советской школы (кино, спортзал, походы на природу и т. д.) Раскрывать и детализировать  ни к чему. Через это мы прошли все.

Почему же тот маленький промежуток времени совместного приёма пищи вечерами и по выходным дням не используется для создания и укрепления семьи?
 
Ребёнка нельзя выпроваживать из-за стола, его надо вовлекать в обсуждение и решение семейных проблем. Дети, если с малолетства будут втянуты в семейные дела, они раньше взрослеют, понимают и помогают родителям. Проявляют заботу о маме в домашних хлопотах. Сбегать в магазин за хлебом, молоком и др. продуктами таким детям в радость – им доверяют! Они нужны родителям, они члены семьи! А участие родителей в решении проблем чада, не наскоком, на ходу, окриком: «как дела в школе?» и ответ пропустить мимо ушей? Надо спокойно, за столом, ненавязчиво и внимательно обсудить школьные дела и чадо поймёт, что внимательнее и заботливее родителей никого нет. Дети любят, чтоб уважали их мнение, уважали их как личность. После ужина они, такие дети, не побегут на улицу гонять собак, а посидят дома с родными.

И последнее, такие, доверительные, внимательные отношения в семье должны быть нормой, а не эпизодически.