О сущности стихотворений

Лорд Колвин
Что представляет собой стихотворение?
Об этом задумывается каждый, для кого стихи являются призванием, а не чем-то второстепенным.
Что скрывается за этими строками? Как смысл в них вложен?
Давайте подумаем вместе.

Итак, из чего состоят стихотворения?

Первое, без чего их не может быть - это язык, на котором они написаны.
А также все свойственные языку особенности написания, произношения и смысловых сочетаний.
Язык задает большую часть грамматических, синтаксических и стилистических правил.
Также язык задает общий фон с присущей ему культурой, собранной минимум за несколько десятков веков.

Вторым компонентом является синтаксис.
Каждый шаг в сторону от принятых правил языка порождает вопросы - почему так?
И если в некоторых случаях это просто безграмотность или неумение выразиться иначе, или банальная лень при поиске решения, то в других - вполне конкретный акцент автора на данном месте.
Отход от правил, как правило, цепляет взгляд грамотного человека.
Возможно, именно этим способом автор указывает на скрытый смысл.

Третьим компонентом является рифма.
Она не всегда обязательна, но всегда значима.
Рифма может быть как формой, так и акцентом.
Отказ от рифмы в некоторых строчках может также служить акцентом, причем не только акцентом на строчках.
Что если отходом от правил автор усиливает свой внутренний протест против правил?

Четвертое - ритм.
Иногда ритм угадывается легко по ходу чтения, особенно в случае со строгой рифмой.
В большинстве случаев ритм строгий и последовательный, с равными промежутками.
Но иногда встречаются более изощренные виды ритма, с разными промежутками.
Иногда, в частности для песен, величина паузы между словами является частью ритма.
В этом случае стихотворение лучше предлагать в устной форме, а не в письменном виде.
Либо явно указать паузы диалектическими знаками или знаками препинания, если они неочевидны (например, многоточием).

Следующим пунктом является набор слов.
Слова часто тоже выбираются не случайно.
Часто набор слов задает общую тематику стихотворения.
Также сменой набора слов можно менять атмосферу и эмоциональную окраску.
Набор слов может косвенно указывать на какие-то события или другие аналогии.

Далее - ключевые слова.
Ключевые слова - очень простой и мощный механизм.
Ключевые слова привязываются к конкретным объектам, узнав которые читатель сможет практически полностью восстановить точку зрения автора.
Если используются специфические ключевые слова, то стихотворение на самом деле может быть адресовано узкой группе лиц, которые смогут понять его правильно - для остальных видимость будет совершенно иная.

Седьмым пунктом является вложенный смысл.
Если все предыдущие элементы являются формой, то смысл уже относится к содержанию.
В стихотворении может содержаться несколько смыслов, а также могут быть явные и неявные ветки.
Более того - явные ветки могут быть обманчивы, на что явно укажет скрытый смысл.
Выражение всех этих смыслов через различные формы - это настоящее искусство.

Восьмым пунктом идут эмоции.
Каждое стихотворение через образы вызывает в читателе эмоциональный отклик.
Поэтому передача оттенков эмоций в различных сочетаниях является еще одним видом содержания.
Эмоция - это не форма, т.к. она передает отношение автора к вложенной смысловой нагрузке.
Если смысл является отражением взаимосвязей, то эмоции - это система оценки этих взаимосвязей.
Без эмоционального содержания теряется связь стихитворения с его автором.

И, наконец, последний пункт.
Каждое стихотворение имеет цель.
Это может показаться неочевидным, в том числе и автору.
Но цель всегда есть.
Цели могут быть самые разные: выплеск эмоций, передача знаний и скрытых посланий, выражение собственной точки зрения, передача атмосферы читателю и т.д.
Но каждая цель имеет две неотъемлемые составляющие: влияние на автора и влияние на читателя.
Нельзя написать стихотворение, чтобы оно не поменяло тебя самого и твоих читателей.
Поэтому взявшись за написание стихотворения, помните: именно этими строками Вы меняете окружающий и внутренний мир.
В какую сторону - решать Вам.