Элоиза и Абеляр

Ле Мур
Принято считать, что это история чистой и светлой любви вопреки общественным и христианским устоям. Но в действительности - это история борьбы с обманом и страстями. Которая закончилась победой добра над злом, хотя и очень дорогой ценой.
16 –летняя Элоиза оказалась жертвой хитрого, коварного, развратного  и жестокого 38-летнего Абеляра. Который искалечил жизнь прекрасной юной девушки.
Элоиза была чистой образованной девушкой, славившаяся красотой, умом и познаниями. 
Пьер Абеляр или Абелар (Abailard, Ab;lard, Petrus Abalardus) (лат. Petrus Abaelardus, 1079— 21 апреля 1142) — знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения.
В 1117 году, увидев юную и необычайно хорошенькую девушку, тридцативосьмилетний каноник весьма фривольных взглядов вздумал соблазнить ее. Зная корыстную натуру дядюшки Фульбера, Абеляр, будучи богат, снял в его доме комнату, а заодно пообещал бесплатно обучить Элоизу нескольким дополнительным иностранным языкам. Коварный план сработал и уроки начались.
«Поручив мне девушку с просьбой не только учить, но даже строго наказывать ее, — признавался впоследствии философ, — он (Фульбер) предоставлял мне удобный случай для исполнения моих желаний и давал возможность склонить к любви Элоизу ласками или же принудить ее угрозами и побоями».
Изящным красноречием и тонкими намеками Абеляр быстро покорил юное доверчивое сердце Элоизы, но неожиданно и сам воспылал страстью, позабыв о своем духовном сане.
Затем он соблазнил и обманул девушку и её семью.
Только после того, как Элоиза забеременела, да еще дядюшка Фульбер вдруг застал любовников в постели, до старика дошло, что случилась беда. Абеляр срочно и тайно похитил и вывез любовницу в Бретань к родственникам, где она и родила сына, которого нарекли Астролябием. В бешенстве Фульбер потребовал от Абеляра, чтобы тот женился на его племяннице. Абеляр, подумав, согласился, но при условии, что брак будет держаться в строгой тайне и не повредит его духовной карьере каноника. Вступить в официальный брак Абеляр не мог, иначе он потерял бы своё положение в церковной иерархии Парижа. Их брак должен был быть тайным. Каково же было их изумление, когда Элоиза наотрез отказалась выходить замуж. Жениху едва удалось уговорить непокорную девицу, и тайное венчание состоялось.
Двусмысленное поведение Абеляра по отношению к Элоизе, которую он держал безвыходно в Аржантельском монастыре, вызвало грязные толки. Он позволил Элоизе в монастыре облачиться в одеяние послушниц, но запретил постригаться. В монастыре они виделись нередко. Абеляр снабжал Элоизу деньгами. Т.е. держал за постыдную содержанку. И где? – в Монастыре!
 Вскоре, однако, Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. Элоиза, оберегая дело жизни Абеляра, смело встала перед любопытствующей толпой и поклялась, что никогда не венчалась с Абеляром и всегда была лишь его любовницей.
Когда их обман раскрылся всеобщим позором, Элоиза покаялась и постриглась в монахини уже по-настоящему. Абеляр был оскоплён.
«Тогда, когда мы предавались прелюбодеянию, жестокость неба нас помиловала, — писала Элоиза, — и вот когда мы узаконили эту незаконную любовь и покрыли свадебной фатой грех прелюбодеяния, гнев Господний обрушился на нас...».
«Говорят, что я целомудренна, — делилась с мужем Элоиза. — Но это только потому, что не замечают, насколько я лицемерна. Люди принимают за добродетель чистоту телесную, тогда как добродетель — свойство не тела, а души».
Абеляр был ошеломлен откровениями аббатисы. В ответных письмах он пытался образумить супругу, называл собственное чувство к бывшей любовнице кощунством, говорил только о Боге и ни слова о любви к Элоизе, отчего причинял той невыносимую боль.  Именно тогда он и попросил Элоизу больше не писать ему, не вспоминать о прошлом, а подумать о спасении Божьем и предаться молитвам. Это был уже смиренный и усталый, с искалеченными телом и душой, пятидесятилетний мужчина. Элоизе едва исполнилось двадцать восемь.
Прошли годы. Элоиза прославилась духовной жизнью, стала настоятельницей монастыря Аржантей, аббатисой монастыря Параклет.
Богословские книги Абеляра и его смелые идеи были осуждены папским клиром, его принудили сжечь все написанные за годы труды. Неугодный и никому не нужный, он тайно покинул Францию и бежал на родину в Бретань. Абеляр и там нашел врагов и яростных недоброжелателей. Не раз его пытались отравить, часто подстерегали в темноте и избивали, слали письма с угрозами. И вот его наказание за безумие и грех:
«Дьявол обрушил на меня такое гонение, — писал Абеляр, — что я не нахожу себе места: подобно проклятому Каину, я скитаюсь повсюду как бродяга».
Собравшись в Рим к папе, чтобы предстать перед ним и оправдать свое учение, на полпути 12 апреля 1142 года, Пьер Абеляр скончался от болезни.
Считается, что остальная знаменитая переписка между Абеляром и Элоизой была целиком сочинена самим Абеляром и является, тем самым, литературным вымыслом.
Как ни странно, но печальная история неудачливых супругов нашла продолжение в современной России, В нынешних утвержденных министерством образования РФ школьных учебниках «Граждановедение» (под редакцией Якова Соколова) отношения между Элоизой и Абеляром представлены как образец для современной российской семьи, в противовес семейным отношениям между престарелыми Львом Николаевичем и Софьей Андреевной Толстыми. Вряд ли можно пошлее и глупее надругаться и над человеческой трагедией, и над смыслом семьи и брака.