«Хлеба и зрелищ»
Собственно, именно в этом направлении развиваются современные медийные искусства: борьба за зрителя ведут их по пути императора Нерона, который поджег Рим, чтобы воспроизвести грандиозный сценический эффект воображаемой пьесы. Воспитанный в эстетике блокбастеров и компьютерных спецэффектов, на скоростях и смене картинок, современный продукт урбанизма исключает как устаревший весь культурный слой прошлого, скучает в пространстве традиционного искусства и не в состоянии переварить взаимодействие семантических слоев сложного произведения.
Его нужно ошеломить и захватить зрелищем космического размаха, сразить нетрадиционной трактовкой. Чтобы зритель остался в зале и пришел снова, нужен «взрыв мозга», разрыв шаблона, удар в пах и солнечное сплетение. Словом, искусство должно быть построено на простейших знаках и понятных архетипах, должно играть на человеческих страстях и иллюзиях, и обладать качествами сродни сеансу гипноза. Переутомленый избытком информации и агрессией мегаполиса, дезориентированный темпом жизни, массовый зритель воспринимает только «дорожные знаки»: упрощенные схемы, пастозные и яркие краски, и базовые реакции на уровне инстинктов. Таким образом, проявляется парадокс потребления: неприятие цивилизационного, набившего оскомину продукта и – вместе с тем потребность в понятном и традиционном, потребность в простейшей системе образов – только одетых в вычурные, грандиозные и шокирующие одежды, опрокидывающие нормы, набившие оскомину. Ну и – очередной парадокс! - некая сумма пафосных идей. Вот тогда успех. Очеловечивание вампиров и киборгов, адаптация и героизация «темной стороны», а главное, ни капли заумного. Интеллектуализм вышел из моды. В моде интерпретация старых идей, и лучше – трактовка поскандальней, чем скабрезней, тем лучше. Sex – главная ось мира, под этим соусом прокатит все, посему любая тема должна быть подана именно через призму секса, и чем желтее призма – тем лучше. Вот формула успеха. Все, что не вписывается в эти рамки – отстой, для высоколобых маргиналов.
Ну, ок. Добро пожаловать в реальность.