Аппассионата ЧГ, - Геонавтика

Натэлла Климанова
  « Аппассионата Чёрного Георга , -  Геонавтика »

Приступая к первому чтению " Геонавтики  для начинающих"  Чёрного   Георга  зримо и явственно ощущаешь мощь и силу таланта автора, некоторую оторопь и восхищение от панорамного, космического, поэтически образного воссоздания, как будто читатель совместно с автором обозревает вид планеты из глубин космоса, потрясающего воображение, нечеловеческого восприятия ауры и эона Земли.
По этому поводу вспоминаются слова пролетарского вождя В.И.Ленина сказанные им о "Аппассионате" Бетховена:

*Ничего не знаю лучше "Аппассионаты", готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут творить люди!*

Действительно, можно согласиться с дедушкой Лениным, что такие чудеса в музыке есть и известны с прошлого века, любимы многими поколениями людей, но подобные чудеса в поэзии, пожалуй, до сих пор в высокой поэзии не наблюдались.

Известный поэт символист 20 века, Макс. Волошин пишет о окружающей нас действительности:

« Действительность – это несовершенное зеркало иной действительности.
Действительность – это кристаллизация возможного. Осаживаясь, как бы в некоей влаге, объемлющей мироздание образами, призреваемых гениями миров.»

Ещё Макс. Волошин предупреждает, что « Горе, если художник узнает о своём гении.
Бог – художник, и суд его будет судом художника, его осудительный взор – взглядом мастера, обманутого в своих ожиданиях ленивым и недаровитым учеником»
Поэтому очень опасно признавать творение Чёрного Георга гениальным, дабы не навредить художнику, но другого выбора у критика, - нет. Вся надежда на то, что автор защищён от суда Бога, своей многолетней физической и нравственной практикой в сфере даосских наук , а так же, собственным, отстранённым от себя, самосознанием.

Итак, в чём же самобытность и оригинальность выдающегося произведения  Чёрного   Георга  "  Геонавтика  для начинающих" ?

С первых строк, читатель вместе с автором погружается в трансфиксию сознания, в созерцание миров, где невольно замечаешь, как перекликается, независимо от автора, мысль и образ с поэтом-символистом Волошиным о "объемлющей мироздание образами", где ничем не ограниченный, ритмичный поток сознания превращается в образное Слово мироздания, которое похоже на "колоссальный земляной океан, пронизанный солнцем":

Удивительно наблюдать, как испарения влажной земли
поднимаются кверху, согретые отражённой радиацией и энергией магмы,
и образуют океан, – колоссальный земляной океан, пронизанный солнцем.
Описывается ли движение его потоков уравнениями Навье-Стокса?
Справедливо ли для реакций в нём уравнение Гиббса-Гельмгольца?
Как можно вообще его исследовать, изучать какие-то процессы и строить модели?
Не стой, не раздумывай, – считай: раз, два, три... – бултых!
Бросайся в него – сразу, головой вниз, головой вверх, головой в разные стороны –
и плыви, плыви... – или что там ещё получается?.. – Всё равно плыви.

Для сравнения приведу отрывок их 11 главы *Космос" Макс. Волшина, в которой поэт 20 века, в высочайшем откровения сознания созерцал панораму космоса:

Созвездьями мерцавшее чело,
Над хаосом, поднявшись отразилось
Обратной тенью в безднах нижних вод.
Разверзлись два смежных глаза ночью -
и брызнул свет.
Два огненных луча,
Скрестясь в воде,
Сложились в гексаграмму.
немотные раздвинулись уста,
И поднялось из недр молчанья
Слово.

Заметим различия в подходе созерцания панорамных видов космоса у Волошина И Чёрного Георга.

Если у Волошина чувствуется немного, какая то надуманность, декларативность и торжественность описываемого комического образа, то у автора 21 века, Чёрного Георга, ни малейшего намёка на декларативность и торжественность.
Наоборот, живая человеская речь и озорство человека, купающегося сознанием ребёнка, в благоприятной космической купели и получающего от этого счастье, красоту и здоровье:

Не стой, не раздумывай, – считай: раз, два, три... – бултых!
Бросайся в него – сразу, головой вниз, головой вверх, головой в разные стороны ...

В следующей строфе созерцание космических панорам плавно и игриво, красочно-образно переходит в трансфиксию озарения ярких чувств ребёнка, получающего удовольствие от купания в "вязких волнах", космической купели, где "Упругие тёплые вихри медленно разворачивают свои кольца,
их концентрические круги складываются, пересекаются – образуя стоячие волны", сравниваемой автором с искусством живописи, с космическими картинами художника Марка Шагала:

Чувствуешь, как он заполняет туземные миры, где нет чувства печали?
Вязкие волны качают тебя, подбрасывают – в такт шагам.
Ты шагаешь по этой земле не ступнями, а всем телом.
Упругие тёплые вихри медленно разворачивают свои кольца,
их концентрические круги складываются, пересекаются – образуя стоячие волны.
Солнечные зайцы отбрасывают вверх и вниз светлые тени...
А ты идёшь, ты плывёшь, зависаешь – окутанный парами земли,
очередной шаг-прыжок-нырок в гиперпространстве сделав.
Так вот каким образом ощущал мир влюблённый Марк Шагал!..

Для сравнения, так же приведу строки Волошина, в которых мы не найдём авторской трансфиксии, выраженной в великлепных, ярких, цветных метафорах и эпитетах, как у поэта начала 21 века, Чёрного Георга.
Во времена Волошина понятия не было о трансгрессии и составной её части, - поэтического озарения,- но это нисколько не мешает оценивать и, так же, восхищаться произведением Волошина с художественной стороны.
Хотя стоит заметить, что в теме о Космосе Волошину не удалось избежать назидания и декламации, навязывая читателю в своём произведении не своё личное видение космоса, а библейское содержание:

И сонмы духов вспыхнули окрест
От первого вселенского дыханья.
Десница подняла материки,
А левая распределила воды,
от чресл размножилась земная тварь,
От жил - растения,
От кости,- камень,-
И двойники -
небесный и земной -
соприкоснулись влажными ступнями.
Господь вдохнул на преисподней лик,
И нижний оборотень стал Адамом.
Адам был миром,
Мир же был Адам.
он мысли небом.
думал облаками,
он глиной плотствовал...

В следующем катрене,  Чёрный   Георг ,следуя законам и принципам трансфиксии, совсем незаметно и, как бы, ненавязчиво для читателя, переходит к осмыслению своей основной темы и подаче основной символисткой темы и Идее произведения,-  Геонавтики  - человеческой науки "землеплавателя" для путешествия по космическим и земным мирам, не боясь никого и ничего в "парном молоке земли", а только с человеческим, ясным любопытством и любознательностью ребёнка, наблюдая " бесчисленное множество существ",которые "тебе ничуть не мешают":

 Геонавтика  – это когда плывёшь по земле, сквозь землю, – когда её замечаешь.
В парном молоке земли – бесчисленное множество существ обитает,
но они тебе ничуть не мешают – двигаться сквозь земляные приливы.
Геонавигация – это когда приближаешься к земле, а не от неё убегаешь.

Для сравнения, опять привожу отрывок Волошина, который по своему созерцал Космос, а именно не с позиций человека-наблюдателя, а с позиций человека, глубоко раненого в сознание устрашающими библейскими образами с навязываемой, многие века, человечеству Библейским пугающим морализаторством, подавляющей волю и живую человеческую мысль:

Сгустилась ночь. Могильником земли
Извергли кости праотца Адама
И Каина. В разрыве облаков
Был виден холм и три креста - Голгофа,
Последняя надежда бытия.
Земля была недвижным тёплым шаром.
Вокруг неё вращались семь небес,
над ними небо звёзд и первосилы,
И всё вкулючал престветлый Эмпирей.
Из под Гологофы внутрь земли - воронкой -
Вёл Дантов путь к сосредоточью зла.
Бог был окружностью,
А центр - дьявол,
распяленный в глубинах вещества...

В заключительном катрене  Геонавтики ,  Чёрный   Георг , как автор и мудрый собеседник, беседующий и наставляющий своего читателя в незнакомом. для читателя мире Космоса и Земли, трансформирует Идею  Геонавтики  таким образной метафористичностью, что последние следы недоверия к автору  Геонавтики  бесследно исчезают и остаётся только немое восхищение от предпринятого чудесного путешествия по парному океану Земли и Космоса "многомерных пространств", от которого можно получить столько удовольствия "всей кожей", "отдавая ему себя целиком, всецело ему отдаваясь.." и, чувствуя, как "Почвенные моря с растворённым дыханием звёзд раскрывают объятия человеку":

Землеплаватели не боятся гнева потревоженных духов земли, – поскольку
измеряют земляной океан всем своим существом, – мнут его не подошвами,
а всей кожей; – в него погружаются, как Архимед в свою ванну, – как в нирвану, –
отдавая ему себя целиком, всецело ему отдаваясь, – превращаясь в зоопланктон.
В земляном супе плавают клёцки многомерных пространств.
Почвенные моря с растворённым дыханием звёзд раскрывают объятия человеку.

Заключительные строчки  Чёрного   Георга  в его выдающемся произведении " Геонавтика  для начинающий"можно расценивать и рассматривать, как доброе послание и напутствие для каждого человека "найти свой вектор" на своей земле, ценить и любить свою жизнь и жизнь на всей планете, не оставливаться в своих достижениях, не быть безвольным, а вместившись в Космосе земли и сохраняясь в ней "двигаться вечно": ...

Они – субстанция, погрузившись в которую, нельзя оставаться безвольным,
но, вместившись в неё, сохраняясь в ней, – можно двигаться – почти вечно...
А теперь – не хочешь ли попытаться – найти в них свой вектор?

Таким образом, перед читателем явлено уникальное явление современной поэзии,- " Геонавтика  для начинающих"  Чёрного   Георга , где автор применяет методы и приёмы неотранссимволизма, которые были неведомы поэту-классику 20 века Макс. Волошина, которому не удалось, не смотря на то, что поэт считается символистом, избежать декламации и навязывания своего мнения для читателя.

В произведении Чёрного Георга автором сфокусирована и трансформируется методом трансфиксии, основного метода неотранссимволизма, основная, первичная символистская Идея Любви и Добра к человеку и миру, в котором человек живёт.
Человек не должен бояться мира, в котором он живёт, а должен "вместиться" в нём и "двигаться" вечно!

В заключение приведу восторженные отклики читателей, прочитавших произведение Чёрного Георга:

Удивительно суггестивное стихотворение. В него и вправду надо погружаться - и ему отдаваться, читать не глазами, а как-то иначе, внутренним зрением.

И воспринимается текст именно как стихи - несмотря на кажущуюся белизну (потому что поддерживающие приблизительные рифмы всё-таки есть). Ты нашёл какую-то необыкновенно удачную форму для воплощения такого необычного содержания. Кстати, многочисленные повторы, на которых строится стих - тоже средство скорее поэтическое, нежели прозаическое. А внутренняя рифма "ванна - нирвана" - просто чудо!

Смарагда 31.10.2007 10:11

Удивительное стихо, Георг!
Транс, медитация...роскошный Символ облечённый в Идею Геонавигации.
Это и не проза. и не белый стих.
Это,- неотранссимволизм.
Благородный, прекрасный, полный любви к Земле, Космосу, человеку и его непостижимому Духу.
Ненавязчиво и без каких-либо декламаций и поучений возвышающий читателя и дающий ему пример и образец возвышения Духа.
Текст воздействует как мантра, на уровне подсознания, шокирующее, но безболезненно, очищая внутренний взор от всего ненужного, наносного, всей шелухи бытия, оставляя главное,- Любовь...
Потрясающе, Георг!

Нателла Климанова 31.10.2007 12:40

В этом стихотворении я брела за вами как лунатик до самой последней строчки.

Антонина Петрова 31.10.2007 17:47


...мать!.....*?*%?%;№?:№У:;Ш?:ЩШ?З*?%?;?:))))!!!!!!!

с ув. АРТЭ

Артемона Иллахо

таким образом, замечательное и выдающееся произведение Чёрного Георга,- это есть его Аппассионата в русской поэзии начала 21 века.
Изумительная, нечеловеческая поэзия, переданная через поэта, наверно самим богом.
Потому что, "видимый мир создан словом Божьим, а воистину он только слово" (с)

Потому что связь бога и поэта нераздельна и существует.
Потому что "поэзия разоблачает тайну Слова.
потому что" Поэт причастен к вечному, бесконечному и единому" (Перси Б Шелли)

Потому что "Никто не заслуживает называться Творцом, кроме Бога и
Поэта" (Тассо)


 Геонавтика  Для Начинающих
 Черный   Георг
Удивительно наблюдать, как испарения влажной земли
поднимаются кверху, согретые отражённой радиацией и энергией магмы,
и образуют океан, – колоссальный земляной океан, пронизанный солнцем.
Описывается ли движение его потоков уравнениями Навье-Стокса?
Справедливо ли для реакций в нём уравнение Гиббса-Гельмгольца?
Как можно вообще его исследовать, изучать какие-то процессы и строить модели?
Не стой, не раздумывай, – считай: раз, два, три... – бултых!
Бросайся в него – сразу, головой вниз, головой вверх, головой в разные стороны –
и плыви, плыви... – или что там ещё получается?.. – Всё равно плыви.

Чувствуешь, как он заполняет туземные миры, где нет чувства печали?
Вязкие волны качают тебя, подбрасывают – в такт шагам.
Ты шагаешь по этой земле не ступнями, а всем телом.
Упругие тёплые вихри медленно разворачивают свои кольца,
их концентические круги складываются, пересекаются – образуя стоячие волны.
Солнечные зайцы отбрасывают вверх и вниз светлые тени...
А ты идёшь, ты плывёшь, зависаешь – окутанный парами земли,
очередной шаг-прыжок-нырок в гиперпространстве сделав.
Так вот каким образом ощущал мир влюблённый Марк Шагал!..

Слышны обволакивающие звуки, – это текут земляные струи.
Раньше ты их воспринимал, как глухой шум, приходящий откуда-то снизу,
а теперь чувствуешь внутри вибрации толстых струн – когда раздвигаешь плечами
потоки хлюпающей земли... Расплавленные шоколадные стены
образуют колодцы расходящихся воронок... Земляной бульон дышит солнцем.
 Геонавтика  – это когда плывёшь по земле, сквозь землю, – когда её замечаешь.
В парном молоке земли – бесчисленное множество существ обитает,
но они тебе ничуть не мешают – двигаться сквозь земляные приливы.
Геонавигация – это когда приближаешься к земле, а не от неё убегаешь.

Землеплаватели не боятся гнева потревоженных духов земли, – поскольку
измеряют земляной океан всем своим существом, – мнут его не подошвами,
а всей кожей; – в него погружаются, как Архимед в свою ванну, – как в нирвану, –
отдавая ему себя целиком, всецело ему отдаваясь, – превращаясь в зоопланктон.
В земляном супе плавают клёцки многомерных пространств.
Почвенные моря с растворённым дыханием звёзд раскрывают объятия человеку.
Они – субстанция, погрузившись в которую, нельзя оставаться безвольным,
но, вместившись в неё, сохраняясь в ней, – можно двигаться – почти вечно...
А теперь – не хочешь ли попытаться – найти в них свой вектор?


http://www.stihi.ru/2007/10/31/470