Демон в постановке Геликон. Скорее нет, чем да

Зера Черкесова Новеллы
илл.:
Врубель. Демон и Тамара.

2 февраля 2015 Трансляция телеканалом Культура концертной постановки оперы Рубинштейна "Демон".

Московская государственная академическая филармония и Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана
АНТОН РУБИНШТЕЙН — «ДЕМОН» (semi-stage)

Либретто П. Висковатого по одноименной поэме М. Лермонтова
Сценическая фантазия
Дмитрий Хворостовский (баритон)
Режиссёр-постановщик Дмитрий Бертман
Сценограф — Ласло Бордос (Венгрия)
Солисты — Асмик Григорян (сопрано) /Литва/,
и др. Хор Московского музыкального театра «Геликон-опера»
-------------
Вообще-то это не совсем подходит под определение "концертное исполнение":если на сцене хотя бы минимальный реквизит, декорации. В данном случае:балаган с подушками и звездными глобусами(очевидно, символизирующие лермонтовские "надзвездные края"!) на сцене Концертного зала имени Чайковского.

Осталось только режиссеру придумать для вящей "зрелищности", чтобы певцы еще и пух из подушек выбивали в сторону зрительного зала и прыгали по матрасам!
Когда спросили Елену Васильевну Образцову, рассказывавшую про настоящую тигрицу, которую использовали во время постановки оперы, какие звери самые опасные на сцене, она ответила:
-Режиссеры! Со своими выдумками опошляющие и извращающие благородное искусство классической оперы.

Я не ханжа. Пусть стриптиз на сцене осуществляют, кривляются, паясничают.
Только при этом пусть помнят в КАКОМ сравнении себя выставляют.
Асмик Григорян в партии Тамары была, очень мягко говоря, неубедительна.
У нее красивый голос, местами напоминает Г.Вишневскую, в нижнем регистре.
Но мне нужно предельно напрячь воображение, чтобы представить себе, чтобы грузинка, тем более кавказская княжна(так по сюжету Лермонтова), в 19-ом или более отдаленных веках, ушедшая в монастырь после гибели жениха, возлежала в келье монастыря среди пуховых подушек(во мн. ч.), словно в парижском будуаре. И чтобы при этом ее ночная рубашка была выше колен, из-за лямок виднелся бюстгальтер, а на непокрытой голове монашки растрёпывались короткие волосы в современной стрижке. И все время босая.  Даже на поклонах труппы после окончания спектакля выбежала в той же коротенькой ночнушке и босая. Было неловко на это взирать. См. ссылку в ю тьюб 5 и 6 внизу. Какая Тамара должна быть с позиций реалистического высокого искусства(п.5) и Тамара в "модерновой" версии (6)среди подушек, полуобнаженная-босая и в фривольных позах. Хворостовский, впрочем, великолепен даже в таких декорациях и с любыми партнерами по сцене...

Непонятен христианский крестик на шее Хворостовского в партии Демона(?!). Хотя несмотря на концертную постановку, надел парик, чтобы создать образ роли Демона.  Тамара-А.Григорян прыгала босая по келье, строя разнообразные гримасы вместо того, как подобает себя вести в храме и в монастыре монахине и женщине. Психологическая неубедительность трактовки роли - это еще сказать деликатно. Даже Виолетта из вердиевской Травиаты, появись в таком виде в оперной постановке, вызвала бы протест и смятение, несмотря на то, что Виолетта - дама парижского полусвета, то есть куртизанка.

И вот этой босоногой растрепанной провинциалке с не самыми изысканными манерами, в коротенькой ночнушке прилетал Демон и шептал необыкновенной красоты строки:


Лишь только ночь своим покровом
Верхи Кавказа осенит,
Лишь только мир, волшебным словом
Завороженный, замолчит;
Лишь только месяц золотой
Из-за горы тихонько встанет
И на тебя украдкой взглянет, -
К тебе я стану прилетать;
Гостить я буду до денницы
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать...
---------------------------
Тебя я, вольный сын эфира,
Возьму в надзвездные края;
И будешь там царицей мира,
Подруга вечная моя!
И будешь ты царицей мира,
Подруга вечная моя!

НЕ ВЕРЮ!
ВЫ НЕ ТАМАРА.
И не Вы пели в тишине кельи в горах Грузии:

Ночь тепла, ночь тиха,
не могу я уснуть, неотвязной мечтой занята:
Кто б он был?

А если не согласны:послушайте снова романс Тамары в бесчисленных исполнительских версиях:Е. Катульская, Г. Вишневская, Т. Милашкина, Т.Талахадзе, М. Биешу, И. Архипова, несть числа. И взгляните на портрет Тамары кисти Врубеля. С Вас ли, Асмик Григорян, писал эти очи, полные огня?!Хотя Вы как будто по корням или даже и вовсе из Кавказа. Пристало ли тем более Вам опускаться до подобных "трактовок"?! Да еще в партии лермонтовской Тамары!
...
Интересно использование в постановке в партии солиста хора ангелов вместо меццо-сопрано-настоящего контртенора! Это модный штрих. Артист интересный, голос напоминает икону контртеноров-Андреаса Шолля.
 
Дмитрий Хворостовский-Демон...

НИКОМУ ИЗ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ДЕМОНА НЕ ИЗБЕЖАТЬ СРАВНЕНИЯ С Ф.И.ШАЛЯПИНЫМ.
Ибо каноническое исполнение этой партии-шаляпинское.

Когда молодой Георг Отс начал готовиться к партии Демона, многие выразили сомнение, но сильной стороной Г.Отса всегда была высокая исполнительская и человеческая культура, тонкий артистизм, сдержанные краски бархатисто-красочного, хотя и не очень большого голоса. Трактовка Демона Г.Отсом стала событием. О ней много писали.

Дмитрий Хворостовский в великолепной вокальной и артистической форме. В расцвете своего огромного дарования. Тем обиднее, что пришел он не в свое время-ибо я не помню ни одной из его оперных работ, которые были бы в достойных спектаклях. Даже в этом спектакле, созданном "под него". Все постановки, которые канал Культура показывал в прежние годы с участием Д.Хворостовского это всякий раз извращения режиссерами классических опер. Мода, пришедшая с Запада. Его могучий талант просто теряется. Он не находит воплощения в полноценных постановках. Вместе с тем, отсутствие достойной режиссуры в спектаклях, где он исполняет ведущие партии, не раскрывает драматической составляющей его таланта, а ведь оперный певец должен быть и актером. Тем более раздражения уже вызывает отбор телеканалом "Культура" оперных постановок, раз за разом все более "постмодернистских". Чего стоил хоть недавний "Трубадур" Верди, и еще много в таком роде. Не лучше вместо сомнительных экспериментальных версий демонстрировать действительно выдающиеся образцы из истории мирового оперного искусства? Ведь есть из чего выбирать!

Пишут об особом ноу-хау сценографа из Венгрии. Да не возмещает все это отсутствие главного:прочтения великого произведения на уровне, достойном предшественников и слаженного ансамбля солистов и всех участников Мистерии Театра. Единения Оркестра, Сцены и Публики в этой мистериальности подлинного Театра.

Видно невооруженным глазом, что все эти постановки-скороспелки съехавшихся артистов, что это не спектакли как Творение таинства театра, а что-то очень далекое от самой сути театра. Убогие  декорации, напоминающие то, как мы в детстве играли, собирая из подручных домашних вещей то корабль, идущий в плавание из простынь, то театр с куклами из-за занавесок...

По окончании трансляции оперы Рубинштейна "Демон", я тут же заново послушала версии. Я помню то впечатление, которое на меня в детстве произвело шаляпинское "На воздушном океане...", "Не плачь, дитя..." И сейчас, сравнивая с Г.Отсом, Д. Хворостовским, П.Лисицианом я ПРИКОСНУЛАСЬ К ТАЙНЕ ШАЛЯПИНСКОГО ГЕНИЯ! Старая акустическая запись 1925 года сквозь треск и шип доносит неповторимый шаляпинский тембр, мужественный и теплый одновременно, а нюансировка по прежнему пробирает, как и в детстве! Ставлю снова Отса...Слабовато, конечно, против Шаляпина, хотя и нежно-проникновенно, но Г.Отс был лирический баритон, не драматический.

Ставлю снова Хворостовского. Какой баритон! Я не погрешу против истины, сказав, что и сейчас Хворостовский лучший баритон мира. Какой тембр, сила, филировка звука. Техническая безупречность. Но чего-то мне не хватает. Снова Шаляпин
"На воздушном океане...", "Не плачь дитя...", "Я тот, которого ты..."

Слеза душит и наконец неудержимо стекает по щекам. Шаляпин! Все вдруг ничто и никто! Нет, не зря навеки осталось сравнение:"второй Шаляпин"-высшее признание, каким награждают тех, кому удалось потрясти. Даже женщин-певиц.Ты снова и снова слушаешь Шаляпина и вдруг понимаешь:небожитель.
И ты чувствуешь себя Тамарой. И ты готова пойти за этим зовущим голосом, пугавшим и влекущим благочествую Тамару, куда угодно. А вот другие исполнители. Ты просто слушаешь и оцениваешь, но Тамарой себя не чувствуешь и никуда за ними не пойдешь.

Когда Шаляпин пел Демона, беспорядки выливались на улицы из зрительного зала, а критик писал:"Осталось Демону только разбрасывать прокламации". Ибо в партии Демона он был Буревестник Революции. Его Демон был Свергатель Мироздания, его исполнение звало к восстанию. И публика именно так воспринимала шаляпинского Демона, голос и трактовка великого Артиста, энергетика роли попадали в наэлектризованную среду предреволюционной России. Это показывает тонкую связь Театра и Времени. По сути, Время диктует и выдвигает тех, кто обладает нужными качествами и дарованиями и соответствующим психотипом, а артисты лишь подчиняются его велениям и ожиданиям Публики. Как жаль, что мы можем ныне только ощущать все это, слушая Шаляпина с архивных записей начала 20 века и никогда не видев его игру на сцене.

Нужно бы помнить режиссерам и о том, что лермонтовского Демона наизусть в нацистской тюрьме читала перед подругами-молодогвардейками Ульяна Громова. Помнить! 

Невозможно не видеть и не слышать, сколь велико различие между режиссерскими "изысками" и бесстрастным исполнением и вульгарными ужимками-от истинного духа великих произведений. Пожалуй, закономерно равнодушие к опере нашего времени, она совершенно выродилась, а все эти "изыски" постмодернизма не более чем гальванизация мертвой лягушки, дрыгающей лапками. И даже хай-тек технологии в финале оперы, когда проигравший Демон с бессильной яростью сжимает кулаки:ультрамариновые разряды на больших экранах-того же сорта, что и звездные глобусы.

Все познается в сравнении.
Слушать Шаляпина и всю ушедшую великую эпоху Драматического и Оперного Театра.
Стремиться возродить былое величие.
 
03/02/2015
Сразу после трансляции.
 
http://www.stihi.ru/2015/06/28/1430
Мой любимый певец. Дмитрий Хворостовский навсегда.

 
 Из оперы Рубинштейна "Демон" в исполнении Дмитрия Хворостовского:
 
1.https://www.youtube.com/watch?v=an713BUMGUo

Дмитрий Хворостовский. Ария Демона из оперы "Демон"-ария "На воздушном океане...Лишь только ночь своим покровом верхи Кавказа осенит".
Оперный бал в честь Елены Образцовой.
Большой театр 28 октября 2014 год


2.https://www.youtube.com/watch?v=xUXDzga004A

3.A. Rubinstein. The Demon. Dmitri Hvorostovsky. 30.01.2015, Moscow,
Tchaikovsky Concert Hall
 

 https://www.youtube.com/watch?v=x5E42UDszwA
 Ария На воздушном океане в исп Ф.И. Шаляпина.

4.Anton Rubinstein. Demon's romance (for baritone).
Опера "Демон" (1872) по одноименной поэме М. Лермонтова (1841).
Романс Демона (На воздушном океане), II акт.
Тамара(не указано)

5.https://www.youtube.com/watch?v=8HF4Fl0zoio
ария На воздушном океане в исп. Георга Отса. Роскошно.
Посмотрите на Тамару!!

Сравните кавказскую княжну в кавказском одеянии "фащэ", и с взором полным смятения, но держащаяся с достоинством, сравните с Тамарой-А.Григорян.

6.https://www.youtube.com/watch?v=wj9zwcwYAlc
Тамара-А. Григорян.

7.Есть также телевизионный фильм
Из фильма-оперы "Демон" (телевизионная версия).
1960 г. Музыка А. Рубинштейн, слова П. Висковатый.
Демон-Г. Отс.
 
03.02.2015 02:30

 https://zera-cherkesov.livejournal.com/128188.html