История Кадма. Часть 22. Гор Младший

Светлана Каплун
  «Во времена Древнего Царства Исида почиталась как жена или помощница умершего фараона. Из-за важной роли в похоронах, её имя упоминается в Текстах Пирамид более восьмидесяти раз. Образ Исиды как жены фараона связывался с её ролью супруги Гора, бога-защитника фараона, а затем и с ней как с божественным олицетворением фараона…

    Ко времени Нового Царства во многих местах Исиду почитали больше, чем её супруга. Она рассматривалась как мать фараона и часто изображалась кормящей его грудью. В связи с возвышением культа Ра, он стал идентифицироваться с Гором. В некоторых регионах Хатхор считалась матерью Ра. Так как Исида ассоциировалась с Гором, а Гор идентифицировался с Ра, Исида была объединена с Хатхор. Она стала матерью и женой Гора, но позже роль матери вытеснила роль жены, и в Гелиопольской теологической системе освободилось место для её супруга. Им стал Осирис…» (Википедия).

   Итак, всё вертится вокруг имени Гора… Есть «око Гора»… Фараон – живое воплощение не кого-нибудь, а именно Гора… Невозможно просто так вычеркнуть его имя из истории! Зато оказалось возможным другое: встроить новых «персонажей», чтобы изменить представление людей о Горе. Здесь мои выводы полностью совпадают с утверждением Википедии о том, что Исида с Осирисом путем сложных «ассоциативных слияний» заняли место Хатхор и Гора.

     Оговорюсь, мне неизвестен ни один миф, утверждающий, что Хатхор – мать Ра. Наоборот, многие мифы называют её дочерью Ра. Понятно, что она не может быть и дочерью Гора – только его женой. Само имя Хатхор указывает на её связь с Хором (Гором). Однако, в мифах об Исиде, Осирисе и Горе такая связь отсутствует. А это уже достаточное основание для того, чтобы заподозрить, что что-то здесь не ладно. Вот только полностью вычеркнуть имя Хатхор из памяти народа не удалось. И в эпоху Нового царства появилось новое ухищрение: Хатхор стало семь! Расчленёнка…но очень красиво обставленная:

Рождение и предсказание судьбы

«Когда новорожденный появляется на свет и издаёт свой первый крик, к его колыбели спешит богиня Месхент — молодая женщина в головном уборе из разноцветных перьев. Добрую богиню сопровождает её свита: мохнатые уродцы-карлики Бэсы и богиня Та-урт — самка бегемота с человеческими волосами и зубами крокодила. Месхент, Бэсы и Таурт пускаются в радостный пляс вокруг запенёнутого малютки.

Однако слишком долго плясать и радоваться нельзя! Услышав громкий плач малыша, к нему со всех сторон слетаются злые демоны. Если их вовремя не прогнать, они напустят на ребёнка хворь, и радость в доме египтянина сменится безысходной печалью…

Напуганные гримасами Бэсов грохотом бубнов и лязганьем крокодильих зубов Таурт, скорпионы, гады, демоны и вся прочая злая нечисть — кидаются наутёк.

Тем временем Месхент и её супруг бог Шаи отправляются к Небесному Дереву. Небесное Дерево растёт в заоблачной вышине среди звёзд. На его ветвях живут семь молодых богинь, увенчанных коронами в виде коровьих рогов. Эти богини зовутся Семь Хатхор. Они наделены пророческим даром и могут предсказывать судьбу.

Семь Хатхор объявляют Месхент и Шаи, какая судьба уготовлена новорожденному: будет он беден или богат, будут ли у него дети, сколько лет он проживёт и отчего умрёт. Месхент и её супруг внимательно слушают прорицательниц. Ведь бог Шаи должен отныне стать покровителем человека. Он будет следить за его поведением всю его жизнь и на Загробном Суде Осириса расскажет, добрый это был человек или злой, есть ли у него на сердце грехи,— и, когда Суд оправдает умершего, Шаи проводит его к месту вечного блаженства — в Поля Камыша…»

   Ещё интереснее второй вариант:

   Мешент, бэс, Таурт, Шаи и Семь Хатхор

«Как только у роженицы начинаются схватки, к ней на помощь вместе с Хатхор и Исидой спешит богиня Мёшен(и)т, покровительница рожениц и помощница повитух; красивая молодая женщина в головном уборе из разноцветных перьев. Добрую богиню сопровождает её свита: мохнатые уродцы-карлики Бэсы, их жёны - богини Бэсит и богиня Таурт (греч. Тоэрис) - беременная самка гиппопотама с женскими грудями, руками и волосами и с зубами крокодила. Когда младенец появится на свет и заголосит, Мешент и её свита от радости пускаются в пляс вокруг колыбели новорожденного. Но слишком долго плясать и радоваться нельзя!..


   Тем временем Мешент и её супруг - бог Шаи - отправляются к Небесному Дереву. Небесное Дерево, или Дерево Хатхор, растет в заоблачной вышине, среди звёзд. В его пышной кроне живут Семь Хатхор - семь молодых богинь с коровьими рогами и солнечными дисками на головах. Богини играют на тамбуринах и - систрах, кормят в Загробном Царстве души умерших и предсказывают людям судьбу. Шаи и Мешент приходят к Семи Хатхор, чтобы узнать судьбу новорожденного…» - http://world-of-legends.su/egipet/egipet_mif/id1193.


   Кстати, преуспела Исида и в соперничестве с Астартой. Это отражено в мифе о странствиях Исиды. С полным его изложением можно ознакомиться здесь - http://world-of-legends.su/egipet/egipet_mif/id1205.  А рассказывается в нём, как в поисках сундука с телом Осириса Исида попадает в город Гебал, где правит царь  Малакандр, и царица Астарта берёт её на службу нянькой своего сына. Пожелав сделать младенца бессмертным, Исида прибегает к магии и каждую ночь кладёт ребёнка в зажженную печь, чтобы там «сгорела его смерть до тла…». Однажды Астарта застала её за этим занятием и подняла крик. Тогда Исида вынуждена была предстать во всём своём величии богини. Астарта, которая оказалась всего лишь царицей, была жестоко наказана:

«…А Исида, увидев сундук, встала перед ним на колени, обняла его, прижалась лицом и закричала от горя.
Её крик был таким громким, что маленький царевич не вынес его и умер на руках у матери.
Так судьба наказала Астарту за то, что она помешала Исиде сделать царевича бессмертным…»

  Миф о странствиях Исиды известен в греческом изложении. А значит, это уже позднейшая история Древнего Египта.  Итог, так сказать, развития процесса. Напомню, что эллинистический период – это 332 – 30 гг до н.э. Далее Египет становится провинцией Римской империи.

   И что же мы видим? Греки, оказывается, в курсе противостояния богини Исиды и богини Астарты. Кстати, само противостояние не удивительно:  по угаритским мифам мы знаем о противостоянии Анату и Асирату. Мы также знаем о великой люби девы Анату к Балу.  Она не побоялась спуститься за ним в царство мёртвых и победить могучего Муту, чего не сумел сам Балу-бык. Не сомневайтесь: дева Анату – это та же Исида! По логике выходит, что Муту – это никто иной, как Сет…

Что мы ещё можем почерпнуть из этого мифа? Информацию о том, что прежде, чем обзавестись собственным ребёнком и оживить убитого мужа, Исида попыталась произвести какие-то магические манипуляции с дитём своей соперницы Астарты. Грубо говоря, она его бросала в огонь! Такой магический ритуал напоминает о птице Фениксе, возрождающейся в огне из пепла (а Феникс имеет египетское происхождение и связан с культом цапли и солнца).  Также уместна информация о том, что у финикийцев (особенно прославился этим Карфаген) наиболее угодным богам считалось человеческое жертвоприношение, а именно – сжигание младенцев. Здесь я оговорюсь, что археологически это ещё очень спорная информация. Не исключена и посмертная кремация. Что, кстати, практиковали и наши предки. Вспоминается и баба Яга – любительница сажать гостей с русским духом на лопату, да и в печь!

   Теперь несколько слов об именах и названиях. Город Гебал – это финикийский Библ (на его месте сейчас находится  город  Джебейль) в Ливане. Царь Малакандр: сирийское «malka» означает «царь, император»; также «Мелькарт, Меликерт» -  эллинизированое финикийское Milk-Qart («царь города») -  бог-покровитель мореплавания и города Тира, отождествлявшийся греками с Гераклом.

   Этот миф перекликается с греческим мифом о Персефоне, на основании чего делается вывод, что сюжет «Странствий Исиды» - это полное заимствование и выдумка, поскольку сами Египтяне такого не говорили… Я предлагаю вам вкратце ознакомиться с греческим мифом:

   Аид похищает и уводит в подземное царство мёртвых Персефону. Её мать – богиня плодородия Деметра – всюду разыскивает свою дочь, но безуспешно. Бог солнца Гелиос («всевидящее око Зевса») сообщает Деметре имя похитителя. Здесь уместна аналогия с угаритским мифом: в поисках убитого и находящегося в царстве мёртвых Балу деве Анату помогает богиня солнца Шапаш. А вот Исиде помогает её сестра - Нефтида.

   Деметра, понимая, что Зевс сам уступил свою дочь Аиду, предавшись своему горю, скитается по свету. В Элевсине возле источника её увидели дочери царя Келея. В итоге царица доверяет неузнанной Деметре уход за своим сыном Демофонтом (по Гигину – Триптлолемом). В течение нескольких ночей младенец повзрослел на год. Деметра, желая сделать ребёнка бессмертным, заворачивала его в пелёнки и клала в пылающую печь. Царица Метанира однажды увидела это, подняла крик, велела отдать ребёнка. По одной из версий ребёнок погиб (сгорел в огне). Тогда Деметра предстала перед жителями дома в своём божественном обличии и повелела построить ей храм в Элевсине, а у родника (колодца) Анфион за городской стеной — алтарь, взамен пообещав научить их секретам земледелия… (Очевидно, эта версия описывает появление в Греции Элевсинских мистерий. А ритуалы всё те же!)

     Окончание мифа гласит, что Аиду пришлось отпустить Персефону  из царства мёртвых, чтобы вернуть Деметре радость, а земле – плодородие. Но она должна была периодически возвращаться к мужу - также как и Осирис, воскреснув, не покинул царства мёртвых. Балу в этом плане повезло больше – у него титул властелина земли. Но угаритский миф и наиболее загадочен: Балу воскресает, когда Анату убила и «сквозь сито пропустила тело» Муту. Балу возвращает свой титул царя земли. Но через несколько лет неизвестно как воскресает Муту. И между «братьями от одной матери» разворачивается битва за власть. (В египетской мифологии с Сетом-Муту бьётся сын Исиды-Анату Гор Младший.) Отсюда вытекает, что Балу – это одновременно и возлюбленный Анату, муж Исиды - Осирис, и сын Исиды -  Гор Младший. Не удивляйтесь! Поскольку в Египте разыгрывалась следующая комбинация:

   Изначально почитались Гор Бехдетский и Хатхор. Исида (Анату) постепенно занимает место Хатхор. Место мужа Хатхор, Гора Бехдетского, занимает Осирис (Балу). Но почитание Гора в Египте настолько велико, что его невозможно просто так "выкинуть". Выход - сдвинуть. Так появляется миф о Горе Младшем. Нет никакого Гора Младшего! Не было непорочного зачатия Исидой посредством святого духа от мёртвого Осириса-Балу! Есть только Балу-Осирис-Ваал, занявший место Гора-Хръса. А после этого началась битва за власть между Муту-Сетом и Балу-Осирисом-"Гором". Силы Муту и Балу оказались примерно равны, рассудил их отец времён Илу. Балу досталась во власть земля. А Муту служат Шапаш, князья земли, боги, что под землёй и Пригожий-и-Мудрый (ещё одна загадка угаритских мифов). В египетских мифах есть варианты: "Гор" либо убивает Сета, либо их тяжбу судит Ра. И тогда "Гор" становится властителем Та-кемет, но и Сет остаётся жив…

   Последний штрих. Имя Демофонт из греческой версии мифа… Особо ни о чём не говорит. А вот имя Демарунт – совершенно другое дело!  Итак, «Демарунт — западно-семитское божество. Сын бога неба и его любимой наложницы, которая во время битвы богов была отнята Элом и отдана Дагону, в доме которого родила. Приёмный сын Дагона. Сочетавшись с Астартой стал отцом Мелькарта.»

    Несколько пояснений:

    Западно-семитская мифология – мифология народов хананейско-аморейской (угаритяне и финикийцы, иудеи и израильтяне во время отступления от монотеистического культа Яхве, моавитяне, аммонитяне, эдомитяне) и  арамейской групп, населявших с IV-III-го тыс. до н. э. Сирию и Палестину.

   Эл – он же Илу.

   Дагон – о нём я планирую свой следующий рассказ.

   А пока у меня созрел вопрос: врут ли греки, связывая египетские мифы со своими? (Учитывая, что и те, и другие происходят из общего источника – угаритского. Более того, там явный шумерский след…)