Дивен Бог во святых Своих. Часть 1

Стихи Марии
Пролог. Праздник Покрова.
               
В последние тяжкие дни — времена,
Когда с умноженьем грехов
На плечи людские легли бремена:
Отмщение! Божьего гнева волна!
От сродников беды, от внешних война,               

И вдруг над главой возникает Она!
И чудный распахнут Покров. 

Знамение это в защиту дано
От глада, от мора. От ран
Видение то, во Влахерне давно
Впервые, в десятом столетье - одно!
Случилось во храме Пречистой оно
И было то в Константинополе - Но!
Но помним во все времена.

На всенощном бденье, во время молитв,
За полночь в четвёртом часу,
Народ многочисленный скорбно молчит
И запах от ладана всюду разлит.
Андрей, Христа ради, юродивый спит.
А может не спит! Просто делает вид,
Взирая на Божью красу.

И видит Царицу Небесную он,
На воздухе будто стоит!
- Скажи Епифаний – дружище. - Не сон?
Но вижу твой взор, как и мой восхищён.
Повсюду сияющий Ангельский сонм
И Лик Боговидный Её освещён,
В молитве слезами облит.

Вот рядом с Пречистой, святой Иоанн.
А с ним и Креститель в мольбе.
Два девства - они, как охранная грань,
Кивот же златой - этот девичий стан,
Он первой зари - золотистая рань,
В порфире, как в светлом столпе!

И долго молитву шептали Уста,
Слезой согревая сердца.
И, вдруг, сквозь открытые настежь Врата,
С великим Собором святых на алтарь
Сложила молитвы, как чистый янтарь,
И словно в пустыне безводной, Агарь,
Молила  о детях Отца:

«Небесный мой Царь! Приими и прости!
Того, кто прославит Тебя.
И место, где имя Моё, освяти!
Пусть знают, что Матерь Твоя посетит,
Подвижника верного в трудном пути,
Того кто обетам себя посвятил,
Упрячу, покрою любя!»

И смотрит юродивый: Вот с головы
Своей Покрывало сняла.
А то покрывало, как солнце горит,
И, кажется, молнией Плат перевит,
Но этим Покровом скорбящий покрыт!
И всякого кто в покаяньи стоит,
Покроет то облако - мгла.          
Зачем? Почему? Ты Пречистая Мать,
Себя уподобила мгле?!
И облаком-тучей Себя называть
Позволила Та, что и солнцу подстать!
Да! Ты одождила воды благодать,
Христа подаривши земле!

Но мы, во грехах!
                И от гнева Его,
Кто даст нам защиту и кров?
Ты - облако, белый туман над землёй
И звери упрятаны все от ловцов,
Мы хуже зверей!
                Увлеклись суетой!
И видно по этой причине простой,
От гнева нас прячет Покров.   

Покров-это плачь и молитвы святых,
(Чтоб полчища вражии гнать)
Покров-это подвиги их и посты,
Покров-это к небу молящийся скит,
И к Богу моленье монахов простых,
Покров - на верхушках церквушек кресты,
Покров - это Божия Мать!

И чтобы украсить Покров тот щедрей,
Как звёздное небо в ночи,
Подвижники - как во Влахернах Андрей,
Как малое стадо на этой земле,
Молитвой мерцают и верой своей,
Как жемчуг бесценный в коронах царей,
Как блеск золотистой парчи.
 
И Матери Божьей Великий Покров
Узором страданий расшит
Он в тон Плащаницы Туринской
                И кровь,
Как алое поле неравных боёв.
Там море цветов для победных венцов
И путь на  Галгофу, где много крестов,
Но только Христов-победит!   


 
Первый век существования града Соль Галичская.

Летопись Воскресенского монастыря. «Погодинский список».
 
«В лето 6841 (1332) году приехали из Орды вьси князи русти и досталось в удел князю Семёну Ивановичу Кострома да Галич. И князь жил год и преставился. И остались два сына: князь Фёдор да князь Андрей. Князю Фёдору Семёновичу достался Галич, а князю Андрею досталась Кострома.

И княжил каждый во своих владеньях.
Андрей приметил юную жену,
Женился вскоре, взяв благословенье
На то у тестя.
                И повёл войну!
И тесть его Иванович Никита,
С Андреем зятем, вместе воевал
На брата Фёдора.
                Их Галич как магнитом,
Притягивал! Покоя не давал!
 К Московским или Киевским Правилам
На примиренье ездили не раз.
В те времена и встретил князь Данилу
Игумена.
            И слушая рассказ
О том, как много мест святых по свету,
Князь Фёдор сердцем к Богу пламенел.
Просил он у игумена совета,
Как освятить свой Галицкий удел

Данила, видя веру не прелестну,
Благословил его и старцев дал,
Двоих - своих учеников Печерских,
А Афанасия главой послал.

Феодор принял их с великой честью,
Устроив им у княжеских ворот
Свой монастырь
                И в нём молились вместе
За вотчину и галицкий народ.

Игумен Афанасий жил у «Спаса»,
Он был духовным пастырем для всех.
Вот в третий год на праздник Светлой Пасхи,
В дали в ночи возник Великий Свет!

На западной стране явился чудно,
И небеса склонились над землёй.
Как яркая заря, как свет полудня,
Сияющий костёр во тьме ночной.

- Что это ?
              Князь воскликнул в изумленьи.
И глас ответил громом с небеси:
О, княже!
              Видит Бог твоё горенье.
Создай на месте то, о чём просил!

И страх объял смотрящих то знаменье.
Игумен Афанасий прошептал:
- Тебе Господь даёт благословенье,
Чтоб лес тот благодатью воссиял.

А на святой неделе повторилось
Виденье князю.
                В огненном столпе
Та сторона до неба осветилась
И князь взмолился Богу о судьбе
Пред образом Христа в большом смятеньи:
«Владыко Мой, и Царь!
                Направь меня
Исполнить точно это повеленье,
Найти то место чудного огня.

Отец духовный, князи и бояре
Призвали люд, который жил окрест.
Но крестиане слёзно уверяли,
Что в тех краях пустой великий лес.
Феодор Божьим Промыслом водимый,
Нашёл Чудское озеро и люд
Иной.
         Их говор будто незнакомый.
Зовутся - чудь!
                И в том лесу живут.
И дальше шли.
               И вышли к человеку,
Который жил в лесу семнадцать лет.
Он указал им на большую реку
И место то, где тоже видел свет

И вскоре той неведомой рекою
Отправил князь людей,
                (кто храбр и смел)
В ладейце, вниз,
                И выведал такое:
Течёт река ко граду Костроме.

И Фёдор сам,
                бояре все и князи
Рубили лес на месте том святом.
Им помогал игумен Афанасий
Познанием молитвой и постом.

Распространилось место!
                Хвойный ладан
Благоухал на чудные места.
Боголюбивый князь с друзьями сладил
Здесь церковь Воскресение Христа.

Ко дню Ильи пророка «вельми чудну»
Украсили иконами, резьбой,
И скорый слух прошёл о них повсюду,
И потянулся люд в удел святой.

Здесь повеленье Бога исполнялось,
И не по дням, а чудно, по часам.
Обитель для монахов устроялась
При церкви той.
                А князь Феодор-сам
В удел монастыря дарует сёла
И волости любимые свои.
Христову веру держат новосёлы,
Идут в обитель ту - с иной земли.

От Галицкого озера им дарит,
От Чудского - две трети отдаёт,
А в реках рыба плещет и играет
И накормляет весь честной народ.

Но вскоре разболелся князь Феодор
И на руках у братии почил!
Он иноческим чином, как аккордом
Последним,
                жизнь земную завершил.
Как «инок Феодосий», похоронен
Он в этих Соли Галицких краях.
Начало наше,
                наш бессмертный корень,
Прекраснейший узор на Покровах!

И это место стало пуповиной -
Наш Солигалич зародился там.
А Галицкие Соли и до ныне
Вещают о подвижниках Христа!



* * *

«И остася у него сын именем Андрей 12 лет. И князь Фёдор Семёнович велел велию веру держати сыну своему Андрею. И князь Андрей  Фёдорович часто ездя в монастырь молиться и милостыню довольну давати!»

Оставшись без отца Андрей
Лишился вотчины своей.
Прибрали сродники к рукам
Часть Галича.
                И тут и там -
Князь Костромской,
                Ветлуский князь
Набег вершили не стыдясь.
Но возмужал наш князь Андрей,
Побил их в праведной борьбе.

Сам Бог его благословлял.
И Божьей Матери Покров -
Окутывал и сохранял
От ядовитых стрел врагов.

И поняла тогда родня,
Что князя им не победить.
Вот дума подлая одна
Им стала душу теребить.

Объединиться бы сейчас
С татарским войском янычар.
С Ветлуги князь Никита - свой
Да Юрий Суздальский, лихой
Васильич князь,
                Да Елдигей,
И Албердай (седлай коней).
Да с черемисой луговой -
Все сговорились на разбой.

Одни за Галич бой вели -
Другие - Унжею пошли,
Из Унжи, как ворьё в кусты,
Под Воскресенский монастырь.

А монастырь тот был богат,
Острогом крепко огражден.
«Бой огненный» имел «снаряд»,
Мог дать отпор со всех сторон.

И бились - ночи три и дня,
Но велика поганых рать.
И стало ясно, что огня
Смертельного не избежать.

Как жён, и как детей спасать?
Решили дар врагу послать
Стремясь разжалобить его,
Умаслив «сладким пирогом».
И князь Никита принял дар
(хитрее хитрых янычар),
И повелел идти с детьми
Из города, навстречу им.

Прознал игумен сей обман,
И братьям повелел собрать
Под свод церковный горожан.
И начал так увещевать:

«Господь наш Иисус Христос
Своею волей пострадал,
Крест тяжкий на Голгофу нёс
И казнь позорную принял.
За ради грешных смерть вкусил,
На поругание готов.
И ко кресту Он пригвоздил
Рукописание грехов.

Постраждем братия и мы,
Коль смерти нам не миновать,
Уйдём из временной тюрьмы,
Прославив Божью благодать.

Пусть в муках встретим свой конец,
В терпеньи души сохраним.
И Господу из роз венец
Мы поднесём, коль устоим!

Здесь пенье Ангельских хоров
Слилось с молитвами людей,
А Божьей Матери Покров -
Упрятал души от страстей.

И возлагали на себя
Монахи схиму и кресты.
Миряне вознесли персты,
В молитве деток осеня.

В последний раз пред алтарём
Вкушали плоть и кровь Христа,
И к небу огненным столпом
Их сонм великий улетал.

И сквозь поток летящих стрел,
Сквозь пламя алых языков
Хор Воскресенской церкви пел
В пол миллиона голосов.


Вы - миру Свет,
                Вы - соль земли!
У Бога пажить обрели.
А если соль не солона?
На что такая нам нужна!


      
* * *
      
Андрей за Галич воевал.
Но весть как чёрная стрела,
О том, что враг обитель взял,
Его сознанье обожгла.

Со свитой близких верных слуг
Мчал на пожар, коней загнал!
Пред взором пепелище вдруг
Предстало.
                И на землю пал!
Он начал плакать и кричать,
И сил лишился, наконец.
Слуг к «Спасу» повелел послать,
И мчал к игумену гонец.

Священники и дьякона,
Собрали мёртвые тела.
И в трауре была страна

Убивцев же - беда нашла!

Господь без боя вражий стан
И Хлынов град опустошил:
От неисцельных смертных ран
Убийца дух свой испустил.

А Воскресенский монастырь
Не раз, а многожды страдал.
Но Бог, то место покрывал,
Где пел монах свою псалтирь

И многовековая жизнь,
Среди набегов и огня,
Летела бесконечно ввысь,
Непобедима как броня!



* * *
Каменные храмы бывшего Воскресенского монастыря строились постепенно, начиная с 1660 года. Воскресенский собор, первый храм обители, строился 9 лет, когда, наконец, поднялись барабаны, увенчанные пятью главами с узорными крестами.

Престолы в Воскресенском храме:
а) в честь Воскресения Христова.
б) во имя пророка Илии.

Через столетия дошли до нас образцы резьбы по камню, вместившие в себя узоры древнего зодчества и искусство вышивки отличающие солигаличскую архитектурную школу: своеобразная компоновка двух ярусов кокошников.

Кладбище в ограде закрыто много веков назад около здания интерната. При разделывании сада находили большое количество человеческих останков, которые собирались в одно место и на этом месте были посажены розы.


И Матери Божьей великий Покров
Узором страданий расшит.
Он в тон Плащаницы Туринской
                И кровь,
Как алое поле неравных боёв,
Там море цветов для победных венцов
И путь на Голгофу, где много крестов,
Но только Христов - победит!


* * *

В от время (время первой гибели Воскресенской обители) уже возносятся к небу с земли Соли Галицкие молитвы преподобного Александра Вочского (Память 30 августа/12  сентября).
Он был основателем и игуменом Александровой пустыни на реке Воче, (левый приток реки Костромы), близ города Солигалича.

Вдали горели Соли Галичские,
Над лесом расстилался дым.
И жёг глаза простого мальчика,
Что к небу руки возводил.

Тот мальчик, Александр Воческий
Ушёл в леса от юных лет
И от «младых пелен» пророчески
Он видел только в Боге Свет.

Ещё безусым юным отроком
В тот Воскресенский Божий скит
Пришёл за иноческим постригом.
И вот! Обитель вся горит!

Молился юный странник Господу
Не зная, как ещё помочь
В огне пылающему городу,
И чем поганство превозмочь?

И Дух Святой теплом от пламени
Вдруг Александра осенил.
И в той глуши, в палатке каменной
На многие лета сокрыл.

Негоже нам сдаваться бесищу,
Негоже падать ниц лицом!
Один - под одиноким месяцем,
А лес, как страж, вокруг кольцом.

Что было там, и что он видывал?
Молва не сохранила нам.
Возможно, он на камне выдавил
Коленами, не мало ям.

Возможно, лес тот, кровью политый,
Раздвинулся от топора.
Переосмыслена и понята,
Пуста, житейская игра.

И прилепившись к Богу накрепко,
Он молча нёс Господень крест,
Пока к нему стекались за реку
Подвижники из разных мест.

И в том лесу за Вочей-речкою,
От центра в десяти верстах,
Пустынька осветила свечкою
Забытые людьми места.

В пустыньке этой Александровой -
Преображенский монастырь.
И там за каменной оградою,
Молитва иноков простых.

Он в царских - патриарших грамотах-
Упоминается «святым».
И в рукописных книгах памятных,
О нём заполнены листы.

Он выписан на древней фреске,
Сравнён с Зосимой Соловецким,
Но «уже борода».
                Монах!
И схима на плечах в крестах.

Доныне, Александра Вочского,
Могильный крест у этих мест
Целебным славится источником.
И кладезем его чудес.

Селу Коровново начало положила монастырская слободка Коровья, возникшая при Александровой (Преображенской) пустыни, основанной преподобным  Александром Вочским.



Иона митрополит Киевский и всея России.
               
В селе с названьем Одноушево,
Здесь, в Солигаличском краю.
Обретена людьми жемчужина,
Пред ней, я в трепете стою.

С  чего начать и как описывать
Такой великий Божий дар?
С какого мне конца нанизывать?
И млад – он свят,
                и чуден - стар!
Но знаем мы, то Богу ведомо:
Кому в какой земле взойти,
Какой дорогой с детства следовать
И что в конце приобрести.

Век двадцать первый пишет правила,
Но слышу я рассказ простой.
Вчера, как будто, мать отправила
Мальца за ключевой водой.

И он молился над водичкою,
С ладошки брызгая в лицо.
За шесть столетий стало притчею
Всё, что случилось с тем мальцом.

Отец его благочестивый
И строгий - Фёдор Одноуш.
Пошто так, люди окрестили,
Теперь не разберёшься уж.

Однако и село названье
Такое носит до сих пор.
А тот родник священным станет,
И не затихнет разговор:

- Убёг мальчишка! Домолился!
- Куда убёг-то? В монастырь!
Водички ключевой напился
В двенадцать лет.
            И след простыл!

А как случилось это чудо?
В двенадцать лет, совсем дитя,
Пришёл, сказал: - Монахом буду!
И принял постриг, не шутя.

В монастыре, для нас знакомом,
Где Фёдор князь когда-то жил,
В честь Воскресения Христова,
В той веси веру воскресил.

Здесь Фёдор, Фёдору доверил,
И сына на алтарь принёс.
В иную жизнь - иные двери
Распахнуты!
                А мальчик рос.

Он Господом одним ведомый
В Московский монастырь пришёл,
И там, блаженного Иону
Все помнят очень хорошо.

Мы снова слышим случай чудный.
Когда в пекарне он уснул,
Уставши от работы трудной.
Святейший Фотий заглянул
И видит, что рука согнута,
И от усиленных трудов,
Он держит пальцы так, как будто,
Благословить народ готов.

И Фотий предсказал смотрящим
Святительский Ионин крест.
И так случилось!
                Много спящих
Иона пробудил окрест.

И вот по царскому желанью
Собором был поставлен он
В Епископы.
                И жил в Рязани
И Муроме!
                Там на поклон
Не к Богу, к идолам ходили
Селения донских племён.

Там муромы, мордвы, мещеры,
Не знали христианской веры,
Святой Иона их крестил
И в храм Пресветлый приводил.

Вот Фотий, поминальным звоном,
Отправлен в путь последний свой!
И бывший наш малец Иона
Пошёл святительской стезёй.

Великий русский князь Василий
Собрал епископов совет.
И по согласию, просили
Царьград – на это дать ответ.

Но хитрый Исидор, из греков,
В Митрополиты посвящён.
(И ехал грека через реку)
В чужую землю править он.

Потом отправился на запад,
На Флорентийский злой собор.
И через года, назад он
Отступником пришёл, как вор.

Распространять своё ученье!
Но князь Великий рассмотрел
Те козни!
             Прочим в наученье,
Упрятать в монастырь велел
Отступника,
                И обличённый
не облачённый Исидор,
С позором и душою чёрной
В Рим убежал, на папский двор.

А на Российском на престоле,
Воссевший вновь митрополит
Иона,
        Галицкою Солью
Россию щедро осолил.



          Дар чудотворения

Чем выше рост, тем больше подвиг!
Он прилагал к трудам труды.
Как пастырь истинный,
                Под своды
Христовы, принося плоды.

От Бога дар чудотворенья
Святой Иона получил.
Княжну, болящую смертельно,
Молитвой слёзной исцелил.

По дьявольскому наущенью,
Один неверный человек
На улицах кричал в сомненьи:
«- Я не поверю и во век...
Молитва исцелить не может...
Прошла болезнь сама собой...»
Иона же сказал:
                «- Негоже,
Хулу нести на Дух Святой.
По вере родичей державных
Бог снизойти благоволил,
И ради их молитв заздравных,
Отроковицу исцелил.

Но тот Ионе не поверил!
Усилил богохульный срам
И нагрешивши выше меры,
Вдруг онемел и умер сам.


* * *
Был инок у митрополита,
Назначен погреб охранять,
Бодрящий медовой напиток
Всем приходящим подавать.

И как-то в злую непогоду,
Убогая вдова одна.
Немного попросила мёду,
По той причине, что больна.

Но Пимен злом обремененный,
Сказал: «Ещё не время пить».
И скорбная вдова смиренно
Ушла, чтоб зла не ворошить.

О том ,Святитель Божий,
Призвавши инока, спросил:
Почто он, в час тот непогожий,
Вдову святую оскорбил?

«- За унижение убогой,
Ты в наказанье примешь смерть.
Поди, покайся перед Богом,
Чтоб во грехах не умереть».

И скоро инока постригли
В святую схиму, и тотчас,
Он сбросил грешные вериги,
И свет в его очах погас.


* * *
Святитель часто бедным деньги
Через послушников дарил.
Но вот один такой бездельник
Часть подаянья утаил.

Припрятал что-то, и прокушал!
Но с жалобой пришла вдова:
«- Святитель Божий!
                Твой послушник
Мне ничего не подавал!

За то хитрец к ответу позван,
И стал Иона поучать:
Кто ест и пьёт на вдовьи слёзы,
Таких покинет благодать.
«- Я дал ей много!
                Просит больше!
(воскликнул оскорблённо плут,
и пригрозил вдовице божьей)
Ты лжёшь! Но таковые мрут!»

На то святой ответил грозно:
«- Права вдовица. Кончен спор.
Ты - лжец и вор. А плакать поздно.
Сам вынес этот приговор!
В тот час послушник от горячки
Пред всеми умер.
                По делом!
Никто от Господа не спрячет
Во тьме содеянное зло.


* * *
Боярин именем Василий
И по прозванию - Кутуз
Не верил чудотворной силе
Святителя.
                Не преклонюсь!
И не приму благословенье
Я от его простой руки!
Пусть ждут и ищут исцеленье
От человека - простаки!

Боярин тот зубною болью
Страдал и мучился давно.
На службе в церкви охал, стоя,
То был в жару, то бил озноб.
Вдруг подошёл к нему Иона,
И так ударил по лицу,
Что вскрикнул тот Кутуз со стоном,
И приготовился к концу.

«- Ты выбил зубы мне, Святитель!
Ой! искры сыплются из глаз!»
«- Я вас лечил, мой друг,
                простите!
И ваша боль ушла от вас!

И преподавши назиданье,
С любовию благословил
Того Кутуза по прозванью
Да просфорою наградил.


* * *
Когда ж по попущенью Бога
На Русь пошёл ордынский князь
Со множеством татар.
                И вздрогнул
Наш край, поджогами клубясь,

Митрополит святой Иона,
И клир его, и весь народ,
По стенам города родного
Пошли в обход на крестный ход.
И с пением молебных песен,
В слезах молитву вознесли.
Навстречу им поклон отвесил
Антоний, старец той земли.

И попросил святой Иона:
«- О нас Пречистой помолись!
Сын мой и брат ты мой, Антоний,
Чтоб нам от нечисти спастись!

И отвечал согбенный инок:
«- Услышала вас Божья Мать,
И Сына Господа молила,
Агарян лютых тех прогнать.

За ради слов твоих, Святитель,
Сей город будет сохранён.
И только мне близка погибель!
И пал.
        Стрелою поражён.

Но предсказание святого
Заставило не долго ждать.
И вот, июля дня второго,
Смутилась вдруг, татаров рать.

 Напал на них великий ужас
И в бегство бросились...домой,
Увидевши на небе Мужа
В сияющей броне!
                С  Женой!
Пречистой Матерью!
                И ризы

Её, горящие во мгле,
Лишили тех агарян жизни
И разбросали по земле!

Иона повелел поставить
На память о победе той
Красивый храм.
                И ризы славить
Великой Девы Пресвятой.



Перенесение честных мощей святителей Киприана, Фотия,Ионы
Киевских и всея России чудотворцев.
   
Стоят гробы митрополитов,
Благоухание плывёт,
А рядом Грозный царь со свитой,
И православный весь народ.

Митрополит всея России
Филипп.
              И духовенство вряд.
Князь Иоанн Васильич с сыном,
Сановники, князья стоят.
Бояре здесь, мужи и жёны
Затихли у честных мощей
Поют псалмы, как на амвоне,
Большое множество людей.

Вот гроб святого Киприана
Поставлен в новый свой ковчег.
И Фотий, светом осиянный!
Их ризы-белые как снег,
Нетленны все.
                И омофоры!
Одежды новизну хранят.
И славят мощи мощным хором.
Вот, ставят гроб Ионы в ряд.
Благоговейно открывают...
Святитель цел!
                И облачён!
Нетленно всё, благоухает,
И воздух мирром напоён

И в час соборной панихиды
К мощам был отрок принесён.
Расслаблен.
                Чей-то сын из свиты.
У раки был поставлен он.

С глубокой верою взмолился
И крикнул громко: «- Дождь идёт»
То видно с неба Дух спустился.
И отрок сделал шаг вперёд.

Он побежал от раки к раке!
И целовал Иону в лоб!
Такие знамена и знаки
Открыли чудотворный гроб.
И люди шли к нему потоком
Притронуться к мощам святым.
Вот так прославлен чудно Богом
Тот, кто бежал от суеты!



Война с Наполеоном в 1812году

Нам говорит одно преданье,
Что в дни войны зловещей той,
Ворвавшись во святое зданье,
Враги затеяли разбой

Но сражены загробным звуком!!!
Из раки серебристой им
Святитель наш Иона, руку
Приподнял, и перстом своим
Так пригрозил, что побежали
Французы без оглядки, вон!
И в страхе жутком побросали
Оклады ценные с икон.

Когда же ворог удалился,
Архиепископ Августин
С епископами в храм явился,
И взор печально опустил.

По стенам копоть, клубы пыли,
Обломки от былой красы.
Где сорваны паникадила,
Там приспособлены весы.

У стен Собора горн для плавки,
Иконы и кресты в огне.
И только уцелела рака,
И сам святой Иона в ней.

И с той поры преданье это
Разносится по белу свету.
Земляк святитель наш Иов -
Щит для страны от всех врагов!




О чём рассказывают храмы на земле Солигаличской, и каким святым посвящены престолы в этих храмах.

Я освящаю дом и знаю,
Что ангел прилетит с небес!
Пусть дом разрушит сила злая,
Но ангел не покинет мест,
Куда хранителем он послан
Молитву вечно возносить
За грешных нас пред Богом грозным
О милосердии просить.

Об этом ведает священство
И православный люд простой.
И все стремятся к совершенству,
И всё кропят святой водой.

Вот храмы новые возводят,
Престолы ставят в честь святых.
И с ними в дружном хороводе
Венец плетут из дел своих.
Солёным потом ,алой кровью-
Сто куполов лесных церквей.
На Богородичном Покрове-
Рисунок Галицких Солей.


Что проповедуют названья?
О ком звонят колокола?
О чём вздыхает мирозданье?
Кому возносится хвала?


Рядом с Воскресенским храмом в своё время был построен Богоявленский храм.
Престолы в этих храмах:
      а) в честь Воскресения Христова,
      б) во имя пророка Илии.
 
В Богоявленском:
      в) в честь Богоявления Господня на Иордане,
      г) Введение во храм Пресвятой Богородицы,
      д) во имя вмч. Димитрия Солунского.




О именах

Я вот о чём хочу сказать сегодня:
О именах! Их Бог нам раздаёт.
В них обитает благодать Господня,
В них - Дух Святой спасительный живёт.

Есть слово «именинник» - не «рожденник»,
И именины празднуем свои
И славим ангела мы в день рожденья,
И имя чтим, каким наречены.

Во святцах каждый день имеет имя,
И в книгу Жизни вписано оно.
Прославленно великими святыми,
Для каждого из нас - своё дано.

И неспроста такое ударенье,
Такую важность имени воздал
Сам Бог Господь, когда при сотвореньи,
Адам животным имена давал.

По сути их по их предназначенью,
Всё то, что из земли образовал,
Сам Бог - Творец Адаму в подчиненье
И попеченье Он передавал.

А это значит : Тот, Кто именует,
Он знает нашу суть и наш удел.
И жизнь образует нам такую,
Каков талант вложил для добрых дел.
 
Он наш Защитник! Только нету проку
Нам от того, коль предадим Его
За чашку с чечевичною похлёбкой
Лишаясь первородства своего.

Мы видим имена святых в Писаньи:
«Пришёл Креститель в духе Илии»
Но имя свыше дадено! Не сами
Младенца Иоанном нарекли.

Всем Божья благодать, но Дух разнится.
Какой же дар имел Илья пророк?
В огне Любви душа, как колесница,
И колесницей этой правит Бог!

Живя средь смертных - смерть он побеждает,
И верой обличает мир во зле.
Он огнь с неба сводит, попаляя
Всю нечисть на измученной земле.

Дождю он запрещает на три года
«три с половиной» - образы творя,
Для нынешних времён и для народов,
Не знающих Небесного Царя.

Святое имя, как зеницу ока,
Как Божий Дар, я бережно храню.
И мне Господь - Помощник!
                Выйдут сроки,
Я имя на число не заменю!




Напрестольный крест с мощами князей Феодора и Константина Ярославских. Составлял главную местную святыню. 

Святый блаженный князь Феодор,
По преставлении отца,
Обижен Михаилом гордым
Ушёл от братова лица.
В удел свой в городе Мажайске
И правил там смиренно он.
А за свою большую ласку
Был Ярославским наречён.
А вышло так, что он удачно
Взял в жёны дочерь их князей
И город Ярославль в придачу
Наследие жены своей.

А над родною Русью бремя
Нависло.
             Правила Орда!
И к хану все князья в то время
Ходили на поклон туда.

И вот блаженный князь Феодор,
Как все, отправился в Орду
С дарами, по умерив гордость,
Чтоб не привлечь на Русь беду.

Он с ханским дружен был семейством.
И очень хану ублажил.
И хан с супругою- в невесту,
Вдруг, князю дочку предложил.

Случилось так ,что в Ярославле,
Скончалася его жена.
А княжить - сын его поставлен.
И Фёдору - стезя одна
От Бога выпала, наверно:
Дочь ханскую в супруги взять.
Но как жениться на неверной?

А ханше полюбился зять.
И тёща мужу всё открыла!
Чтоб за Феодора отдать
Родную дочь она крестила
В Орде.
           И Анной стала звать.
И жил в Орде почётно Фёдор,
Он был за добрый нрав любим.
В дворце своём весёл и добр,
И голову не возносил!

Не отвлекала слава мира,
От Господа семью его.
И Анна князю народила
Сынов: Давида, Константина,
И веру нашу сохранила.
А сыновей своих крестила
И всей душею возлюбила
Святого мужа своего.

Но вскоре вести из России
Нарушили житейский склад.
Их в Ярославль-град просили
На княжество вернуть назад.

Хан отпустил их с сожаленьем,
И дочь, и зятя, и детей.
Почтил он их венцом княженья
Над градом, до скончанья дней.

Феодор княжил в Ярославле
С любовью, до последних дней
И заболел.
                Совсем расслаблен,
Призвал супругу и детей.

Жить завещал в любви и мире.
Себя ж велел он отнести
К монастырю.
                И принял схиму,
И сам прощён и всех простил!

Перекрестился, смежил веки,
Всем назиданье преподал.
И в руце Божии на веки
Он тихо душу передал.

А позже ,над его гробницей,
Захоронили сыновей.
И до сих пор народ стремится
Там исцелиться - у мощей.