О Миссии Поэта. Из письма поэту Ф. Джамалю

Марина Северина
О МИССИИ ПОЭТА
Из письма поэту Фатхуле Джамалю

(Рецензия на «Глава 4. Поэзия», автор: Фатхула Джамаль, из книги "Астральный Посох")

Добрый день, уважаемый автор!

Позвольте выразить огромную благодарность за публикацию
на данном сайте Вашего философского произведения, говорящего об высоком предназначении Поэта,
об его ответственности
перед Словом, Читателем и, не побоюсь излишнего пафоса,
перед Весностью.

На мой взгляд, Вы совершенно правы, говоря о том, что истинная Поэзия - это проявление Божественного Духа, бесконечного творческого
процесса нашей Вселенной.

И для авторов данного сайта Ваши мысли послужат,
без всякого сомнения, отправной точкой, критерием и
ориентиром творчества.

*
Что касается главной мысли Вашего сочинения, очень рада
встретить в Вас единомышленника.

Но, если говорить об отдельных, частных моментах
Вашей книги, мне хотелось бы с Вами их обсудить,
если Вы не возражаете.

*
Разрешите заметить, что раздел 39-й данной статьи, где Вы упомиаете о религии, как "хранительнице культурной
традиции", и о том, что "без религии общество дичает",
является довольно спорным.

Возьму на себя смелость не согласиться с подобным
утверждением, т.к. считаю, что именно без ВЕРЫ, а вовсе не без религии, человек теряет свою духовность.

Потому что ВЕРА - и есть суть, СОДЕРЖАНИЕ, а религия играет лишь роль ФОРМЫ.

Истинная гармония, как известно, состоит в единстве ФОРМЫ и СОДЕРЖАНИЯ.

Это - универсальный закон природы.
К такому выводу пришли
многие философы различных стран и эпох.

Совершенное СОДЕРЖАНИЕ испытывает потребность в совершенной ФОРМЕ.
А ФОРМА теряет всякий смысл без СОДЕРЖАНИЯ.

К тому же, как показывает история и события современной
эпохи, религия далеко не всегда играла и играет позитивную и прогрессивную роль в обществе.

Достаточно вспомнить крестовые походы в Европе, средневековые костры инквизиции, где церковь уничтожала инакомыслящих.

А ВЕРА спасала и спасает людей в самых сложных коллизиях
земного бытия.

*
А теперь, если позволите, давайте перейдем к обсуждению некоторых нюансов других параграфов данной главы.

Если я правильно поняла Вашу мысль, то Поэзия - это "не догма и не идол, а развивающаяся живая система"

То есть Ваши мысли, высказанные в данной главе и
в книге "Астральный посох" не являются раз и навсегда
"застывшей доктриной", и способны развиваться, "эволюционировать", если так можно выразиться.

Именно поэтому я пишу эти строчки, потому как Вы, судя по мыслям, которые  выражены в Ваших книгах, Вы человек, способный к диалогу и обсуждению.

*
Пункт 56 Вашей статьи.

То, что Поэзия - это проявление Божественного Духа, несомненно.

Многие великие мыслители разных стран приходили к
подобному выводу.

Но, позвольте заметить, что проявление Божественного Духа
многогранно и бесконечно, и одной лишь Поэзией, пусть даже высокой, истинной и одухотворенной, оно не ограничивается.

Творческий Дух Вселенной проявляет себя в полной мере - и в большой литературе, в классической музыке и танце, живописи великих Мастеров, скульптуре, в архитектуре, в шедеврах театра и кино, во всех видах творческой деятельности, искусства,  науки.

Творческий Дух Вселенной проявляет себя во всех видах человеческой деятельности.
Можно талантливо и творчески сеять пшеницу, печь хлеб, шить костюм, возводить здание и т.д.

Во всем этом Божественный Дух, несомненно проявляет себя.

*
Вы утверждаете, что ПОЭЗИЯ - это "не искусство, потому как стоит выше всех видов искусства", и, в то же время, указываете в начале данной главы, что "Поэзия - это светило, от которого исходят протуберанцы других видов искусства".

Поэтому, следуя логике Вашей мысли, ПОЭЗИЯ, все-таки, является одним из видов искусства?

На мой взгляд, ПОЭЗИЯ - это один из видов искусства, но искусство более понятное и доступное человеку.

*
ПОЭЗИЯ, как Вы верно отметили, это - "Слово, Речь, Язык".

Каждый человек ежедневно, так или иначе, имеет дело с перечисленными атрибутами.

Хотя далеко не каждый человек - поэт, пусть даже "второстепенный", к которым скромно относил себя великий Гете.

Слова, поставленные в определенном порядке, наполненные мыслью и духовностью, являются ПОЭЗИЕЙ.

И уже дело поэтов, великих Мастеров Слова, этот "порядок" или искусство обнаружить.

*
Когда Вы пишите о ПОЭЗИИ с большой буквы, то Вы имеете в виду ИСТИННУЮ ПОЭЗИЮ.

Это именно та Поэзия, которая пережила их авторов, прославив на века их имена:
Гомер, Катулл, Овидий, Шекспир, Гете, Гейне, Пушкин, Лермонтов, Петрарка, Джами, Хайям, Басё..

Их произведения и есть именно та Поэзия, которая "сеет разумное, доброе, вечное", как говорил Лев Толстой.

И произведения этой Поэзии принадлежат всему миру.

Именно в подобной Поэзии, говорящей о вечных нетленных ценностях, следуя высокому слогу, и проявляет себя Высший Дух.

И поэты, как чудесные проводники  этого Божественного Духа, передают Вечные Мысли и Вечную Мудрость - в поэтической форме - всему человечеству. 

Поэтому, если Вы не возражаете, буду следовать Вашему примеру, т.к. полностью разделяю Вашу точку зрения о делении поэзии на ОБЫКНОВЕННУЮ и ИСТИННУЮ.

*
А определить, какая Поэзия является истинной, могут, на мой взгляд, лишь два строгих судьи.

Это - Его Величество Время и Его Высочество Читатель.

февраль 2015- февраль 2020

*
По мотивам главы 4 "Поэзия" книги "Астральный посох",
автор Фатхула Джамаль
http://stihi.ru/2009/11/14/1959

*
Иллюстрация: "Окно", 1905,
Анри Матисс (1869-1954)