Заметки киномана. 2. Микаэлян

Игорь Карин
     При соучастии Ирины Сотниковой (см.ниже)

«Влюблен по собственному желанию» -
Новосибирская кинонеделя, 1982, № 45, с. 4.
   (Сергей Микаэлян о своем фильме, фрагмент):
«Часто приходится поражаться, сколько фанатического труда затрачивают, например, артисты цирка, балета, мастера спорта, чтобы достичь чудес совершенства, сколько времени затрачиваем мы на приобретение знаний, на выполнение той или иной работы. И в то же время, как правило, не прикладываем никаких усилий для того, чтобы улучшить свое настроение, характер, мироощущение. В результате область чувств и психики остается, если можно так выразиться, безнадзорной, формируется сама собой под влиянием всего многообразия окружающей жизни».
   Сегодня намерен уверенно заявить, что главное в  любом фильме – мастерство режиссера. И если зритель-ценитель это твердо усвоил, то он и выбирает фильмы по режиссеру, а не по актерам или по фабуле. Мне повезло уже давно сделать для себя такой вывод, и обожаемых режиссеров у меня много, десятка два-три. И прежде всего – наши, родимые  с детства – советские!
   Вот и о Сергее Микаэляне хочется говорить и говорить, изливать мои восторги… Зашел я в Кинопоиск, набрал родимое имя, а там - и названный фильм. И поразился  - отзывам поразился! Прочел с десяток, и в основном – женских.
    И как же умно, проникновенно написали, хоть все цитируй. Но они доступны – при желании… Так, одна ценительница назвала свой отзыв «Гениальное всё просто». Ага! - воскликнул я – не я один так высоко ценю тот фильм! И еще поразило, как тонко пишут о героях и актерах – Олеге Янковском и Евгении Глушенко, особенно о ней, так как об Олеге «все сказано»: красавец, секс-символ, талант, трагический талант.
    А вот про Глушенко, которую вроде плохо знают, - столько душевного восторга, что прямо-таки плакать хочется: без всякого грима, одним телом и ликом подает себя вначале как дурнушку, а потом – как красавицу, и без каких-либо костюмных преобразований!   Спасибо, милые женщины – это мне самый большой подарок на 23-е!
    Глушенко я обожаю тоже. Кажется, впервые влюбился в нее в «Горе от ума», где она – Лизанька. Да такая милая, такая влекущая, девушка в теле, как и положено для того времени, и понимаешь товарища Фамусова – Царева, что ему «уж замуж невтерпеж», когда он пристает к ней. И я бы пристал, будь я барином, а она Лизанькой. Вот и понятно, откуда ее Мастерство: Малый, постановка Царева, Чацкий – Витя Соломин, который врывается, как буря, к своей Софье: Чуть свет уж на ногах, И я у Ваших ног! – и едет по полу к ней, сидя! (это я по телеспектаклю)
   Но - к Микаэляну. Узнал сегодня, что у него аж 18 фильмов. Посчитал по памяти – смотрел семь из них, и от всех – в Восторге! Ну вот самые-самые: «Иду на грозу» (Лановой, Александр Белявский – мир праху его: прочел, что погиб). Фильм – потрясение! Шедевр от Гранина и Микаэляна.
      Еще одно чудо – "Премия"!! Это о рабочей бригаде во главе с Евгением Леоновым по пьесе великого – не побоюсь этого слова! – Гельмана! А набор великих же актеров повергает в культурный шок! Кстати, партсекретаря стройки играет – кто бы вы думали?  - Олег Янковский! Да так, что всякое партийное сердце вздрагивало от восхищения и веры. Моё – тоже!
    Есть и просто диво-дивное, особливо на фоне наших теперешних отношений с великой Америкой, - «Рейс 222». Кажется, и сценарий тоже Микаэлена. Сюжет – ачуметь! Кратко: некто честолюбивый, спортсмен, находит, что его мало  ценят на родине, и соблазняется остаться в Штатах, где это трактуют как побег из-за железного занавеса..  А молодая жена, красавица из ансамбля танца, вскоре приехала в ту же страну. И мужик ейный хочет добиться «воссоединения семьи». Рвется к ней на свидание. А наши дипломаты и прочие хороши ребята из посольства предлагают не выпускать эту жену из самолета. Да и она не хочет сама встречаться с мужем… Вот и стоит самолет, а ЦРУ прилагает титанические усилия, чтобы женщину выпустили…
    Динамизм фильма – куда там янкесам! А главное - народ в большом  самолете нашем - злой и единый.  Цереушники пытаются проникнуть в салон, так наши – крепкие ребята, спортсмены здоровенные - перекрывают могучими торсами проход в самолет, не вставая, а сдвигаясь вплоть. И  дяди штатные не могут нарушать международное право, ибо самолет – территория СССР. 
    А еще шедевр – «Гроссмейстер»! Об Алехине, которого играет Михайлов, а жену его – Гундарева. Для мало-мальски петрящих в шахматах – упоение и горестное сожаление…
    И последний фильм моего РЕЖИССЕРА – «Звездочка моя ненаглядная»,  о войне в Афгане и наших чинодралах – сердце разрывается, я – честно скажу – несколько раз принимался рыдать и матерился так, что соседи возмущались.
    Простите, великодушные дамы, но это я узурпировал ваше внимание в счет Праздника. Если скажете:  «И я того же мнения!» – это будет мне а-громадным подарком!
    К сему – киноман Карин.
 
       Ирина Сотникова:
     И я того же мнения!
   Считайте меня хоть ослицей ИА (на нужную букву начинаюсь, вполне прокатит), хоть дамочкой экзальтированной и какой-то там еще, но фильм "Влюблён по собственному" один из моих любимых.
    Еще с тех пор, когда вышел. И приехал в наш городок провинциальный, в один из трех тогда кинотеатров, премьерой.
    Глушенко люблю безумно. Янковского тоже, со времен "Мюнхгаузена".
Сцена финала, когда часы показывали - 0:00, время отановилось, чтобы потом пойти иначе, высоко, полетно, и было чувство, что герои - новые Адам и Ева - до сих пор настолько врезана, встроена в память, куда там микрочипам всех мастей!

       Игорь Карин:
     Ну вот, у нас чистый дуэт получился на одну тему. И как же ты высоко и поэтично написала, сразу видно, что вела первую партию по красоте слога и передаче своего настроя и восприятия фильма - скажу в сотый раз, Сотни-кова!
Очень порадовала, Ирина!
 Спасибо, дорогая, за твою Партию!