Учитель!

Магда Кешишева
   Посредственный учитель - излагает.
   Хороший учитель - объясняет.
   Выдающийся учитель - показывает.
   Великий учитель - вдохновляет.
   Так считал американский писатель Уильям Артур Уорд.
   Великая профессия! Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончается его влияние.
   

   Это будет рассказ о великом учителе, который, хочется верить, заставит задуматься и тех, кто взял на себя почётную миссию учить и воспитывать, и тех, кто переступил порог школы и вступил во взрослую жизнь, и тех, кто только собирается посвятить жизнь школе и детям.

   В начале 40-х годов 20 века в Центральной начальной школе города Чилливак, в канадской провинции Британская Колумбия, первоклашек обучала некая миссис Мелла. Это была невысокая полноватая женщина с пучком тщательно уложенных на макушке волос. На ногах - чёрные туфли. Одета была  миссис Мелла в неизменную синюю юбку и белую блузку. От учительницы веяло необыкновенным спокойствием

   Это был прекрасный педагог, которого обожали  дети и любили родители. Директор был в затруднительном положении, т.к. все родители, хотели, чтобы их дети,  поступающие в школу, попали в класс миссис Мелла. Она славилась на весь округ как лучший наставник в первых шагах приобщения к знаниям.

   Учительница не посещала ни педсоветов, и никаких иных собраний учителей. Когда к ней обращались за советом или за помощью, она говорила, что разработала метод, дающий хорошие результаты у неё, и советовала разработать свой метод, который будет столь же полезным. А когда у неё спрашивали, почему её ученики начинают читать через пару недель, а у других на это уходят месяцы, она отвечала:
  - Потому что мой метод лучше.

   Пришёл как-то в школу новый учитель, ставший впоследствии знаменитым писателем. Его очень заинтересовала личность необыкновенной учительницы. К моменту знакомства с ней у учительницы был уже 45-тилетний  опыт преподавания. По неизвестной причине миссис Мелла пригласила молодого коллегу в свой класс и поделилась своими идеями. Первое же посещение её уроков, как писал он позже. "...убедило меня, что я имею дело с гением".

   В течение двух лет собирал он материалы о ней и понял, что такое хорошо
продуманная и воплощённая в жизнь программа обучения детей.

   Когда миссис Мелла  только приступила к преподаванию, в этих краях не было ни детских садов, ни каких-либо учреждений дошкольного  воспитания. Так что на её долю выпало познакомить детей с азами ученической жизни. Едва дети усаживались и замирали в ожидании первого урока, она вешала большой плакат с изображением трёх яблок. Затем она объясняла:
  - Сейчас вы выучим стихи об этих яблоках.
   И дальше медленно, нараспев:
  - Ты внимательно смотри и считай - один , два, три.
   Затем весь класс дружно повторял за ней эти стихи, а она рукой отбивала ритм. Убедившись, что все дети включились в игру, учительница переворачивала плакат, на котором теперь большими буквами были написаны выученные стихи и проставлены цифры - 1, 2, 3,  - над яблоками. Указывая на каждое слово, она привлекала к нему внимание в тот самый момент, когда дети произносили его, продолжая декламировать стихи под удары её ладоней. К концу урока учительница раздавала детям листочки с текстом тех же стихов. Повторяя их самостоятельно, они видели, как выглядит каждое слово. Счастливая ватага покидала школу в тот первый день, и дома были поражены, как это их отпрыски, с первого дня правильно научились распознавать слова при "чтении" стихов о яблоках.

   Миссис Мелла поясняла, что -"... не начинает со знакомых детям слов и предметов. Самое сложное, чему ребёнок обучается в своей жизни, - умение говорить на родном языке. И постигает он это без специально придуманных наставников. Звуки, которыми передаётся понятие "яблоко", ничего общего не имеют с яблоком. И буквы не похожи на яблоко. Если ребёнок умеет произносить слово, не должно быть трудности и в том, чтобы прочитать его. Поэтому я учу детей произносить слова и тут же им эти слова показываю"

   Постепенно стихи становились длиннее, а отдельные слова из них переходили в другие рифмованные тексты. С первого дня дети учились читать и быстро продвигались вперёд. Они радовались своим успехам, и когда дело доходило до чтения обязательных текстов, они справлялись с ними вдвое быстрее положенного времени и стали осваивать немало дополнительного материала.

   Программа была рассчитана на последовательное усвоение каждым учеником всех необходимых навыков чтения, письма и счёта. Миссис Мелла обладала выдающейся способностью замечать самое малое достижение ребёнка. Ни один ученик её класса не не попадал в отстающие, т.к она умела заметить, когда ему трудно, и помочь, чтобы трудности не нарастали. Она говорила: - "Глаз учителя прибавляет знаний ученику".

   Миссис Мелла решительно отклоняла просьбы продемонстрировать свой метод другим учителям. Но в последний год перед выходом на пенсию она сдалась.

   Официальные руководители системы образования выставили бы ей весьма низкие оценки за её поведение, за неумение сотрудничать с коллегами, за то, что она не хотела думать о карьере, не использовала новую  аудиовизуальную технику обучения, не применяла одобренных методов преподавания, не делилась опытом с другими, но факт остаётся фактом: ..."вопреки всем её выкрутасам она принадлежала к числу тех избранных, имя которым - "учителя-звёзды".

   Коллеги миссис Мелла признавали, что её ученики мчались в школу с радостью, читали больше и лучше, чем все остальные первоклашки.