По Юбилейному 90 Большому Конкурсу

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2014/12/10/8670  - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2015/02/25/10983 - Итоги конкурса

Эта статья для начинающих авторов сайта - тех, у кого пока еще менее 1500 читателей. Хотя и не только для них: для всех людей, не равнодушных к проблемам падения русской культуры.

Только что завершился 90-ый Большой конкурс Фонда - Юбилейный. Итоги его подведены, в первую пятерку мест вышли вполне достойные произведения, которые получили наибольшее количество очков. Приведу примеры не призеров, а тех трех произведений, которые мне понравились больше всего: все три написаны в разных жанрах, но они - одни из немногих, которые  производят впечатление написанных профессионально.

№1 (В жанре эпистолы):
          
Дрожит рука, когда тебе пишу...
И сердце в горло бьёт, как у мальчишки,
В себе теперь уверен я не слишком,
Боюсь. И в голове какой-то шум...

Давление, наверно. Мой лимит,
Что жизнь когда-то щедро мне давала -
Почти уже исчерпан. Жалко, мало.
А только вспомню - и в груди щемит.

Сто лет прошло. Я так и не женат.
Вот напишу - и снова не отправлю,
Опять займусь самокритичной травлей,
Что долго был глупцом... что виноват....

Всё правильно. Но кто же знал тогда!
Тогда казалось, что ещё найду я...
Красавицу-невесту молодую...
Прозрел. Но поздно. Ладно, ерунда.

Живу, скорее - доживаю век,
Меня бы ты, наверно, не узнала,
В страстях давно нет прежнего накала,
Да и волос почти на голове...

А мысли окаянные долбят!
И надо было жизнь прожить мне эту,
Чтоб вдруг понять простую вещь - ведь нету
Кого-то ближе и родней тебя.

Ты можешь не поверить, не взыщи -
Но только... ты в мечтах со мною рядом!
Моя и боль... и лучшая отрада...
Подвоха в откровенье не ищи.

Мой крест, мой приговор, моя беда -
На склоне лет оплакивать пропажу...
И, может быть, когда-нибудь отважусь
Тебе отправить... главные слова.

Скажу тебе (за пафос не сочти) -
Теперь всегда со мной твой образ светлый!
И знаешь, я не посыпаюсь пеплом,
А вдруг мы... всё же... Эх, мечты, мечты...

Если бы слова «наверно» (вместо «наверное»), нету (вместо «нет»)  автор использовал в пейзажной лирике, то  это было бы не совсем хорошо, но в жанре эпистолы (письма, монолога) даже это  звучит вполне органично.

№2. (Философская лирика): 

Господи! Благослови!
На терпенье, на рваные нервы...
На отчаянный шаг любви,
С... перекладины, самый первый.

Никаких! Ни злобы, ни сил...
Господи, никому отмщенье!
Легионам, кричащим "распни",
Только лишь прошептать... прощенье.

Что Иуда? Осины сук...
И печать от се дня навеки.
Опресноки, дрожанье рук,
И брюзжанье, мол, все человеки…

Жизнь - не пьеса! И вызов не в том,
Что Он умер, а те все живы.
Победитель не тот, кем клеймен!
Победитель - кем сподвИжимы.

Выше головы, братья мои!
Вера, мудрость, надежда с нами!
Жизни нет там, где нет любви!
Бог Господь нас да не оставит!

Совершенно не поняла, почему члены жюри, номинируя довольно примитивные по содержанию и исполнению стихи из пакета, не обратили должного внимания на эти. Сложны по содержанию? Не понятны? Не поняты и не приняты неологизмы «человеки» и «сподвижимы»? Но как раз в этом жанре и  в этой теме они оправданы и точны - свидетельство глубины внутреннего мира автора, а вовсе не безграмотности…
Грань между допустимым и талантливым нововведением в язык и безграмотностью автора всегда очень тонка, ее проще почувствовать, чем логично убедить, в чем разница…

№3. (Пейзажная лирика): 
 
Густеет ночь,
И соком спелой дыни
течет в мою
бессонную ладонь.
Играет ветер
в зарослях полыни
и раздувает
млечности огонь...

Трепещут снов
непонятые блики,
И звёздный луч
натянут,
как струна.
Пришелицей,
таинственной и дикой,
глядит золотоглавая луна...

Пейзаж очень трудно написать языком поэзии. Всегда есть опасность не сообщить ничего нового простым рифмованием того, что видит глаз и привычно украшает известными сравнениями  рука. А здесь, на мой взгляд, получилось неплохо.

К сожалению, больше в пакете мне особо отметить нечего. Выбирать номинантов было не из чего. Из пакета в 70 произведений после отбраковки стихов с ошибками стихосложения и речи, у меня осталось всего 15, да и те - с натяжкой:  многие из них были хотя и без ошибок, но и без малейшего намека на авторскую поэзию, которая запоминается.

Не хочется быть придирой: в основном в серии Больших конкурсов участвуют  начинающие авторы, не имеющие  должного опыта публикаций - все они научатся мастерству со временем! Уверена, что  научатся те, кто этого действительно захотят: они  найдут все необходимые им подсказки по стихосложению на сайте и, в частности, на странице «Т.М. Ликбез» http://www.stihi.ru/avtor/sogimos, практически проверят уровень своей техники участием в конкурсах Фонда ВСМ и Ликбеза…

Но я сейчас  не об этом - не о тех, кто пока еще плохо чувствует ритм или теряет рифмы, потому что просто не задумывался об этом, он не знает, на что ему следует обратить внимание. Такие ошибки типичны для всех начинающих поэтов, и они быстро изживаются практикой. Лучшая школа для  них - это чтение стихов других поэтов сайта: прочитывание их вслух и уделение внимания каждому слову, каждому предложению. Прочитывание стихов не ради написания отзыва (с целью - получить в благодарность ответный), а для обучения. Чтобы почувствовать ритм стихотворения (а может быть, натолкнуться о чужую ритмическую сбивку - услышать ее!), чтобы разглядеть «нескладушки» - места потери рифм или искренне порадоваться новизне чужой рифмы, чтобы интуитивно понять структуру чужого стихотворения - его способа деления на одинаково построенные части….

Вчитываясь в чужие стихи, можно очень многое понять в правилах стихосложения интуитивно - не зная никаких терминов и правил… Было бы желание! Но мало кто из начинающих авторов работает над своими стихами. Проще (как это сделал автор стихов №4) обидеться на членов жюри («Всё схвачено - за всё заплачено????»), что его стихи, написанные наспех, у нас рука не поднялась номинировать:

№4
У знакомого беда --
Кончились его года...
Не осталось ни денька --
В рваном теле кошелька.
И взаймы никто не даст,
НИ МИНУТЫ ,И НИ ЧАС. (неверное согласование: «ни минуты и ни часа»)
Время все мы расточаем,
Но ВЗАЙМЫ НЕ ОТПУСКАЕМ.

Ничего не стоит время,
КОгда мы его не ценим. (распад РУ)
А кончается ЛИМИТ,
Не дают нигде кредит...

"Хлеба к обеду в меру бери ,
хлеб драгоценность - им не сори"

Время бесплатное всё собери ,
Время бесценно - им не сори.
Время бесценное надо ценить ,
Время бесцельное РЕЖЕТ ЛИМИТ.
У знакомого беда..
А знакомый тот кто?!...
"Я ,ты ,он ,она ,
ходим мы сто тысяч я"

Но я не об этом. Этот пример - скорее среднестатистический уровень конкурсных стихов с недочетами исполнения. Из раза в раз в конкурсных пакетах я нахожу стихи с  ужасающим русским языком, объяснить наличие которых можно только одним: отсутствием у автора уровня общей культуры или  его жизнью в среде, где русскому языку не придается НИКАКОГО значения. Чаще всего их авторы - молодая поросль тех, чьи родители когда-то жили в СССР, но по воле судьбы  или по доброй воле сменили родину - они  лишь по инерции все еще говорят по-русски  в семье. Эти авторы не учились русскому языку в школе (подчас за не имением таковой), не приобрели привычки и желания читать произведения классиков на русском языке (карманная  беллетристика - не в счет!) Их повседневная речь - не более, чем дикий разговорный «суржик» - смесь плохого русского с не менее плохим местным языком.

Как такие люди, отлученные от хорошего гуманитарного образования и от русской культуры могут овладеть не просто литературным русским языком, но и поэтическим? Да никак! Что они  слышат, как они разговаривают между собой, так и рифмуют. Энергии у них много, понять, что они хотят сказать, можно (пока еще можно!), но от иных оборотов их речи меня берёт оторопь и чувство бесконечной жалости к ним, а еще - дискомфорт и  боль за происходящее. Несмотря на их мощную энергетику  и эмоциональность (дай Бог такую иметь любому мастеру!) помочь им уже невозможно. Не со стихов им надо начинать, а с пополнения базового образования и с чтения хороших книг на литературном русском…

Чтобы было понятно, о чем я говорю, приведу несколько примеров из 90 Юбилейного пакета и из пакетов предыдущих конкурсов этой же серии. Очень надеюсь, что ни один из примеров ниже не станет «сырьем» для чьих-то пародий и насмешек.

Все стихи даю без имен и названий: я не ставлю  цели  унизить или обидеть их создателей: они не виноваты в том, что наша огромная страна распалась, а власти  новых «родин» не особо заинтересованы в развитии русского языка и в росте общей культуры - у новых «родин» свои интересы. Не виноваты в своей ужасающей безграмотности и те россияне, которые хоть и живут на своей земле, но тоже лишены культуры: они были сознательно отлучаемы  от хорошего гуманитарного образования - лидеры российской демократии долгое время сознательно взращивали  новое поколение предпринимателей, плохо владеющих русским языком и далеких от всего, что для них «непрактично». Словом, что мы посеяли, то и пожинаем. И это прекрасно видно по стихам НАЦИОНАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПОРТАЛА (именно так называется наш Стихи.ру, который вовсе не «социальная сеть для общения любителей стихов»):

№5
Дьявол, что во мне играет,
Перестань давать огня.
Дьявол, что во мне летает,
Отпусти меня.

Хватит шуточек со мною,
Мне открой свобод поля.
Перестань мерцать звездою,
Отпусти меня.

Ты меня не одолеешь,
Не закроешь мне края.
Издеваться лишь умеешь...
Отпусти меня.

Что же ты так хочешь сильно?
Не могу я жить за зря!
Я не подчинюсь насильно,
Отпусти меня!

В единицах зло не мерю,
Душу лишь в себе храня.
Над тобой в победу верю,
Отпусти меня.

И над чем ты так хохочешь,
Жизнь мою так не любя?
Душу уничтожить хочешь...
Отпусти меня!

Не поддаться я стараюсь,
Мир душевный не деля.
Часто криком повторяюсь:
Отпусти меня!

Что - то крикнул он невнятно,
Вскоре гонор за тая.
Стало мне одно понятно:
Дьявол отпустил меня...

№6
Я далеко,.. любовь моя,
И знаю трудно,.. мне труднее,
Но не подвластно мне любя,
Приблизиться к тебе нежнее.

Ты далеко,.. душой я рядом,
Я чувствую твой каждый вздох,
И пульса стук в дыханье каждом,
Внутри меня он вдруг пророс.

И если не возможно нам
Сейчас друг к другу прикоснуться,
Пускай душа к душе летят
И сердце к сердцу в миг прижмутся.
………………………………………….
Звезда в дали зажглась впервые
Когда в любви признался я,
Как нам назвать ее любимей
Созвездий Звездочка моя ?

Быть может страстью средь сплетений
Галактик в тысячу парсек,
А может быть слезою чистой
От счастья выпавшей навек.

Я всю любовь что есть на свете
Готов собрать в один порыв,
И подарить с него букетик
К душе твоей у ног склонив....

№7
сколько дней, одинаково серых
мы блуждали по разным тропам?
сколько лет, мы тонули в пучинах,
дел, работ и "веселых" забав?

я искал свое счастье в стакане,
до потери сознания пьянел.
И на утро дымя сигаретой
возвращался к реальности дел.

Ну а ты обожала искусство,
масла были тебе как друзья.
тонкой кистью держала кисти,
на холстах рисовала из льна.

мы так жили, не зная друг друга,
черно-белые видели сны.
просыпались в холодных квартирах,
забывая про вечность души.

я нашел свое счастье в искусстве,
после вечера рядом с тобой.
и меж троп-лабиринтов дремучих,
мы рисуем наш вечный покой.

№8
Говори же со мной, не молчи!
С пустотой не могу говорить...
Я устал, подбирая ключи
От того, как тебя воскресить.

Ты, когда-то меня окрылив,
Вдруг сама перестала летать.
Наши сказки забыла в пыли,
Их героев решила распять.

Твоя ведьма была сожжена,
До неё добрались палачи.
Демон мой опоздал.. Вот она -
Горький пепел в остывшей печи.

И куда он теперь ни пойдёт,
Всюду видит девчоночью тень
Тут же кинется к ней и прижмёт...
Только дымку, и рухнет на земь.

Так бросается, прошлым гоним,
Разбивает себе кулаки,
А она всё смеётся над ним
С берегов подземельной реки.

Одичав, он, в своих же мирах,
Стал опасен - озлобленный волк.
Но девчонки задиристой прах
Он с собою всё время волок.

Так и живы они в тех краях -
Зверь безумный и призрак святой.
У меня за них кроется страх,
Он её не увидит живой.

Не молчи! Говори же со мной!
Кулаки разбиваются в кровь.
Я дичаю, зверею порой.
С ведьмой хочется мне побыть вновь.

№9.
Подарю тебе пять поцелуев.
Все они разбредутся по телу.
Заставлять тебя я не буду,
буду нежно томить твоё тело.

Разбужу поцелуем душу,
взбудоражу её я немножко.
Ничего другого не нужно-
невозможное же возможно.

Удалюсь, когда ты захочешь,
но внутри оставлю я пламя,
что бы сильно оно горело,
что бы страстью оно пылало,

и тогда позовешь меня снова
погасить внутри пожар страсти.
Но уже будет невозможно.
Ты моя..... и это прекрасно!!!!!

№10.
Стоит кособокий домишко ,
Крыша съехала набекрень.
Сродни штопанного бельишка
Вся в заплатах входная дверь.

Частокол зияет провалами ,
Большинство бойцов полегло
В битве времени с безвременьем ,
Годы знают своё ремесло.

Рядом два таких же калеки                (двое таких же калек!!)
Доживают унылые дни .
А ведь думали , что навеки
Будут счастливы здесь они.

№11  (Неужели это бывший студент написал???)

Я, Alma mater посетив,
Увидел в этот день Татиану.
И кажется, что без изъяну,
Пришёл, стих ей предвосхитив.

Она стояла, лик склоняя
В иконе древней на стене.
Студенты мимо, смех роняя,
Спешат в счастливой кутерьме.

Москва. Указ Елизаветы
Воздвиг великий Храм наук.
С тех пор бросают ввысь монеты
Его звонка услышав звук.

Гуляют, водят хороводы,
Пируют всласть - веселье ждёт!
ВЕСНА.  И чуткая природа                (25 января!!!!)

Зимы ломает старый лёд.               
Лишь только грусть веков седая,
Чтя Устроительницы век,
О краткой памяти всё зная -
Уж так устроен человек...

Забыл мучения Татианы,
Святой, что консульской семьи.
Разрушен ею храм Дианы.
Хулитель сгинул в забытьи!

Христианский свет несла, страдая,
Она с отцом, но острый меч
Сатрапа Севера, сверкая,
Усёк святого лика речь.

С тех пор дошедшая та драма
У многих сердца застит стук
И настоятельница храма
Хранит достойный Храм наук...

Не знаю, как вам, но мне этот пересказ жития Святой Татианы, покровительницы студентов, тоже «сердца застит стук». Грустно жить в таком мире, господа!

В заключение на минорной волне моей вселенской тоски предлагаю вам еще один конкурсный шедевр с описанием конца света:

№12.
Святым останется их правда,
Другим мятежникам зола
Углей раздробленного ада
И всеобъемлющего зла.

Падут расколотые тучи
На трупы тленные, что бдят,
Вдоль расчленные и в кучи,
Сгнивая плесенью, смердят.

Споют клокочущие стансы
С гармонью демоны на них,
Танцуя проклятые вальсы,
Прессуя хаосом живых.

И все погибнет, все что было:
Земля , природа, небеса.
Сольется братская могила
В живых и мертвых голоса.

И время рухнет на обломки
Переколоченных житий,
Но неужели впредь потомки
Не проживут своих бытий?

Года размножатся сторицей,
В тиши убежища теплиц,
У не распаханной пшеницы,
Размером с четверти петлиц,

Затрепетав от пробужденья,
Вдруг уцелевший колосок,
Даст снова жизни возрожденье.
Все будет заново...в свой срок...

С уважением, ваша Алкора. Можно начинать возмущаться!…