И всё кого - то согревает...

Галина Клинкова
Волгоградской поэтессы Маргариты Константиновны Агашиной нет уже  15 лет.  Но каждый год в наступающем предвесенье  (она  родилась в редкий високосный день - 29 февраля) чувствую  особо   трогательную   теплинку  ее образа в своем сердце…

...Синим бархатом небо украшено,
Ночь бредет по родной стороне.
До утра я читаю Агашину,
Словно с мамой сижу в тишине…
(Галина Шалина)

Когда  выпадает возможность побывать в Волгограде, я обязательно  прихожу  в сквер, расположенный  в самом центре города.  Слева и справа гремит магистраль проспекта,  а тут, в  уединенном зеленом уголке, который называют  Агашинским, царит молчание, наполненное поэзией.

Памятник из белого мрамора, склонившаяся над ним березка… Неподалеку, среди темно - зеленых елей и зарослей сирени - скамейка, на которой поэтесса отдыхала в свободные часы, порой с томиком стихов в руках (у меня есть такая фотография). Я тоже люблю посидеть здесь, предаваясь воспоминаниям – дорогим и трогательным…

Взгляд устремляется через дорогу, на здание краеведческого музея — старинный особняк времен дореволюционного Царицына. Знаю, что  после войны, когда поэтесса в 1951 – ом году приехала в Сталинград,  в нем находился Дом пионеров. Там Маргарита Константиновна вела литературный кружок.
 
Еще  студенткой Волгоградского педагогического университета, почти полвека назад, купила я тоненькую книжечку избранной лирики не известного мне  тогда автора.  Простые, дышащие искренним чувством строки, как первая любовь, – навсегда пленили душу.  И не важно, что была я ещё юна, а  воспела  Агашина  «ненастье» бабьей доли... 

Потом состоялось личное знакомство, результатом которого явилась еще большая привязанность к  М. К. Агашиной как к человеку. Строчки из стихотворения «Рябина!  Чья же ты судьбина?..»,  посвященного поэтессе Антонине Баевой: «А то, что горько ей бывает, про то  она не говорит», я отношу к самой Маргарите Константиновне. Каждое слово её  лирики оплачено   собственной  женской судьбой, трудной и одинокой. Слишком земная, жизненно достоверная  эта поэзия.

Мне очень хотелось, чтобы дети  из нашей школы тоже приобщились к творчеству замечательной поэтессы. Это ведь литературное краеведение. И вот -   незабываемая встреча в Доме писателей с М. Агашиной,  Почетным гражданином Волгограда, первым лауреатом литературной премии «Сталинград». Двадцать девочек  читают стихи, поют песни, задают ей вопросы. С каким вниманием, щедростью  известная поэтесса отнеслась к детям! Она  приготовила  им подарки – прекрасные  книги, среди которых трехтомник «Память Сталинграда» и сборник стихов волгоградских поэтов «Утренние колокола» с автографом  на начальном листе раздела её творчества. М. Агашина прокомментировала  содержание этой книги, призвав ребят   читать и любить стихи, так как они выражают душу человека. Идут годы, а я всё вижу одинокую фигурку  женщины в темно – зеленом платье, что машет нам на прощанье рукой  вслед отъезжающему  автобусу…

Горжусь успехами участия моих учеников в областных конкурсах сочинений по творчеству М. Агашиной, которые ежегодно проводит Музей её имени.

В 2012-ом году рядом с нами на агашинскую тропинку встала, полюбила её и поэтесса из Тульского края,  член Союза писателей Любовь  Георгиевна  Самойленко. Она написала проникновенное произведение - «Балладу о березке».  На  творческих встречах  с земляками рассказывает  биографию уникального  дерева. Впервые именно она   назвала   берёзку Солдаткой.

«Растёт в Волгограде берёзка
В краю, где шумят ковыли»…
Звенят вечерами серёжки,
О днях волгоградской земли.

Лежат под берёзкой солдаты,
Ветра им поют о весне.
Но в светлые майские даты
Берёзка та снится и мне…

Приехала осенью Л. Самойленко в Волгоград.   Пришла   с цветами в парк Памяти у Мамаева кургана…  А заветного дерева  нет: засохло и спилено. Только семь молоденьких  росточков зеленеют...  Из табличек  было ясно:  посажены  они в мае, в  память о Маргарите Агашиной и Людмиле Зыкиной,  что проникновенно пела песню  «Растет в Волгограде березка…», а также братьях Рыкуновых – четверых, сгинувших на  полях войны, и пятом - Федоре, который посадил в память о них эту  ставшую известной во всем мире березку.

         Стояла  в горестном молчании Любовь Георгиевна… И рождались у нее трепетные строки  другого стихотворения – о белоствольном деревце - возрождающемся поэтическом символе   памяти.

Поникли деревья – мне виделись слёзы.
Над городом Славы гремела гроза.
И саженец новый, на месте берёзы,
Агашинской строчкой глядел мне в глаза…

**************************************
С огромной  радостью, как  в первый раз, читаю я всегда рецензию поэтессы, словесника, Заслуженного учителя РФ Жуковой  Валентины Михайловны из Вологодской области на мой  опубликованный в Интернете очерк «Одна дорогая тропинка». В сокращении:

«СПАСИБО!!! Удивительный рассказ об УДИВИТЕЛЬНОМ человеке, талантливом Поэте! Я тоже  сейчас держу в руках эту маленькую книжечку, выпущенную издательством ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия",1969 г…. Маргариту Агашину  полюбила сначала как автора слов к любимым песням

"Растёт в Волгограде берёзка", "Что было, то было", а потом уже как Поэта.
Вместе с Вами я заново проследила непростую судьбу и особенное обаяние её стихов. Это стихи ЖЕНЩИНЫ, женщины сильной, смелой, любящей и прощающей, гордой и много пережившей, не избалованной судьбой...

 Волгоградцы вправе гордиться своим Поэтом, которого знает вся Россия. После прочтения Вашего эссе и для меня она стала ещё ближе и дороже……

Если Вы не против, я возьму этот материал на одно из занятий своего литературного клуба "Свет души". Одна из участниц с прекрасным голосом исполнит любимые свои песни на стихи Маргариты Агашиной.   28.10.2014 г.»

******************************************

Бывает, вдруг случится -  « на сердце тяжко/ И солнца нет в окне…» Тогда вспоминаю я продолжение  стихотворения Агашиной:

Дорошинская чашка
 Подмигивает мне.
Мол, что! Затосковала?
Садись, попьем чайку!
Такое ли бывало
На нашем на веку! –
Такое ли!
А  - живы!

С тех пор, как я узнала об огромной огненно – красной  с позолотой  красавице  - чашке, подаренной  Маргарите Константиновне писателем  Дорошиным, тоже попробовала  «лечиться» от нахлынувшей  депрессии свежезаваренным душистым чаем. И хоть чашка моя не такой дивной красоты, как у поэтессы –  лишь  полевые цветы венком по кругу, горести и печали уходят прочь… Еще любимая её поговорка в минуту трудную приходит на ум: «Давайте жить дальше…» И чем дальше, тем всё ярче высвечивается  для меня сокровенный смысл  стихов, которые столько лет я прижимаю к груди…

   …Перелистываю странички любимых сборников  и будто слышу  негромкий, домашний голос Маргариты Константиновны. Читаю автографы… Последний: «С уважением и благодарностью  за такую Долгую Верность». Благоговейно провожу пальцами по строчкам, сохранившим тепло  живой её руки….

На бессмертье я не притязаю.
Но уж коль уйти – не тосковать.
Так уйти, чтоб даже замерзая,
Хоть кому-то душу согревать.

На фото: Галина Клинкова у памятника М. Агашиной. Август 2014 года. Снимок сделан Любовью Самойленко.