О сути русского мира

Елена Осипенко
В первый календарный день весны весь православный мир вошел во вторую неделю Великого поста, называемую Торжеством православия.

Торжество православия – это вместе с тем и торжество русского духа, который жизнью утвердился в истинной вере.

Недавно мне посчастливилось пообщаться с прозаиком, доктором исторических наук, профессором, председателем Союза писателей России Валерием Николаевичем Ганичевым, которому в этом году исполнится 82 года.

Валерий Николаевич Ганичев, побывавший в 60 странах мира, говорит, что одним из элементов уникальности нашей культуры является способность миловать своих врагов, и в общем, подчеркивает: «Мы же не злобливый народ-то». Это качество напрямую указывает на внутреннюю сущность культуры «русского мира», где православное христианское вероучение, основанное на любви даже к врагам, не остается лишь формальностью, как на Западе, но действенно.

Если посмотреть в нашу историю, то можно увидеть, сколько раз мы миловали своих поверженных врагов, когда другие – добивали. А что же враги? Неужели были благодарны нам за милость? Нет! Они собирались с силами и ждали момента, когда удобнее нанести новый удар...

Валерий Николаевич сказал, что по всей русской истории видна наша «незлобливость», которая, однако, не всегда приносит нам пользу сразу. Это «уникальное качество», по его словам, является нашим стратегическим курсом, где нас ждут не малые, но великие победы. И действительно, так происходило всякий раз, когда мы были верны правде.

Великий защитник земли русской святой князь Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде!». Но для того, чтобы поруганная правда восстала, иногда требуется время.

Русский народ всегда жил, так или иначе опираясь на Бога, он никогда не насильничал чужой воли. Великий писатель Федор Достоевский говорит об этом так: «Поверьте, что нигде на Западе и даже в целом мире не найдёте вы такой широкой, такой гуманной веротерпимости, как в душе настоящего русского человека». Вероятно, с этим связано и то особое качество «русского мира» вбирать в себя культуры, объединять собой народы, оставаясь при этом самобытным. Об этом свидетельствует сама наша многонациональная Россия, в которой, к слову, согласно статистике большая часть населения причисляет себя к православным.

Это особенно видно, например, в великий праздник Крещения Господня, когда люди в большом количестве собираются в храмах для освящения воды или у водоемов, где народ по обычаю погружается в воды, крестясь «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Это видно и на Пасху, когда люди освящают и дарят друг другу присыпанные снежной глазурью куличи, от которых исходит сладкий запах сдобы, и разноцветные яйца. Да, эти и другие обряды православной веры – только внешняя ее часть, а глубина ее заключается в десяти заповедях Божьих, учении Христа и тех людей, которые, пройдя земной путь, удостоились святости.

Когда Ганичев рассуждал о патриотизме и о нашей культуре, он произнес замечательные слова: «Достоевский говорил, что русский человек – православный человек. Но ведь не все люди достигли какого-то воцерковления в этом смысле, а внутреннее состояние у них все-таки должно быть соответствующее православию, то есть все эти десять заповедей, которые надо исполнять. И они, конечно, должны быть в приложении к своей Родине».

В советское время морально-нравственная обстановка в стране была в разы выше, чем сейчас, и это объяснимо. Несмотря на то, что коммунисты хотели построить рай на земле, и их боги обитали тут же, государственная машина зарядила курс с Моральным кодексом строителя коммунизма, который поддерживался на всем информационно-культурном, образовательном и не только пространстве.

В 2013 году Президент РФ Владимир Путин назвал Моральный кодекс «жалкой копией с Библии», а, выступая перед молодежью, сказал, что если выбросить идеологическое содержание, то в кодексе отражены основные нравственные и моральные принципы, которые, по его мнению, являются основой для любого общества.

Лидер фракции Компартии России Геннадий Зюганов сравнил Моральный кодекс строителя коммунизма с Нагорной проповедью Христа: «Я когда положил Моральный кодекс строителя коммунизма рядом с Нагорной проповедью — потому что я, в отличие от других, изучал Библию, хорошо знаю Коран, — так вот, я ахнул: оказывается, мы переписали Моральный кодекс строителей коммунизма из Библии; но написали хуже — в Библии написано лучше».

Некоторые сегодня удивляются, как это коммунисты-атеисты признали христианскую православную веру. Но им, получается, сделать это было не очень сложно, потому что они уже жили частью христианских заповедей, где, естественно, отсутствовали заповеди о Боге.

Иноверец или неверующий может возмутиться тому, что православию отводится столько внимания, но то, что написано самой историей, невозможно вычеркнуть, как бы кому того ни хотелось.

Владимир Путин, выступая перед участниками молодежного образовательного форума «Селигер», еще в 2012 году отметил, что в России четыре основные конфессии равны по закону, но православие сыграло особую роль «в истории России и русской государственности».

«Я бы хотел, чтобы это все услышали. Почему? Потому что ведь до того, как князь Владимир крестил Русь, а потом объединил, у нас ведь не было единого Российского государства, и русской нации как таковой не было…, а вот после Крещения начала формироваться единая русская нация и русский народ. Православие сыграло эту объединяющую роль», – сказал Президент России Владимир Путин.

И закончить хочется словами великого русского писателя Федора Достоевского: «Народ русский в огромном большинстве своём – православен и живёт идеей православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею отчётливо и научно». Писатель призывал вникнуть глубже в свою веру, поясняя, что она «вовсе не одна только церковность и обрядность», но и чувство, «обратившееся у нашего народа в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации…».

2015-03-03