Ночь разбилась на осколки... Повесть

Зинаида Попова
                Свеча горела на столе. 1 глава.

    
    В комнате стоит полумрак и тишина. Ей вспомнилось босоногое детство, когда при такой же коптилке—семилинейной лампе—они делали уроки и вообще жили. Боже мой, как это было давно. Кажется, что прошла целая вечность. Но всё отчётливо сохранилось в памяти. До каждой мелочи. Она вспомнила, как учились в школе, как здорово было в детстве.  Никаких тебе забот и проблем. Только учиться. Ольге Ивановне навсегда запомнились пионерские сборы, звук горна, барабанная дробь. И походы, и костры. Да много чего хорошего было в жизни желторотой детворы. Особенно нравилось помогать пожилым и одиноким людям, выступать перед зрителями, собирать заметки и выпускать общешкольную газету. Как-то с учителем литературы замахнулись даже на великого Шекспира. Ставили отрывок из «Ромео и Джульетт
         
             Всё начинается со школьного порога...2 глава.

      В старших классах в школе был создан трудовой лагерь, который гремел на всю округу. Старшеклассники были прикреплены к колхозу «Дружба». Ольга Ивановна вспоминает, как они с девчонками ходили в колхозный сад за пять километров закладывать парники весной. Они набивали парники навозом, потом через несколько дней носили землю. А когда всё прогревалось, сеяли семена капусты для рассады. И работалось легко и охотно. Потом эту рассаду высаживали, и выращивали отличный урожай капусты, сдавали колхозу. Выполняли разную работу: ломали и собирали початки кукурузы, прореживали и собирали сахарную свёклу, помогали убирать картофель. Зато потом для них готовили на костре такую вкусную тушёную картошку со свежим мясом! Ах, какая ароматная она была! Как же здорово было продумано всё взрослыми, чтобы приобщить их к труду, к ответственности, честности, настойчивости!
        Не забыть Ольге Ивановне, как председатель колхоза попросил старшеклассников вырастить утят. Привезли их совсем крохотных, желторотых. Она с родителями  рыла  водоём для них, чтобы утята могли плавать, как собирались соседи поглазеть.
      А  как романтично было жить в лесу в палаточном городке во время практики и просиживать у костра с ребятами почти до утра. А утром все шли на работу. Никто не отлынивал от работы, хотя и жутко хотелось спать. И субботники проходили с шутками, прибаутками. Школа была двухэтажная, деревянная. Топили дровами. Ребята старших классов разделывали эти дрова с задором.            
          А с каким подъёмом проходили диспуты, тематические комсомольские собрания! Спорили о дружбе, о счастье, о долге, как мы его понимаем, что значит быть настоящим комсомольцем. Много в них вложили  наставники-педагоги. Может, поэтому пожилым людям тяжело смотреть сейчас на легкомысленность молодёжи, разобщённость, безответственность. А какие вечера отдыха устраивали в старой школе! Вам, читающим эти строки, теперь покажется смешным и нелепым. Но все с удовольствием танцевали вальс, танго под пластинки и баян. Ольга вспоминает, какие талантливые у них были ребята: Виктор и Олег. Они виртуозно играли на баяне, хотя и были самоучками.

            Любовь—кольцо, а у кольца начала нет и нет конца….3 глава.

     Свеча уже догорает и начинает гаснуть. Ольга Ивановна зажгла вторую и продолжала вспоминать, вспоминать…Время тянулось медленно. Вспомнила одноклассников, свою первую любовь. И, наверное, единственную на всю жизнь. Классом старше их учился Саша Власов. Он выделялся из всех парней: высокий, стройный, всегда подтянутый, красивый. Его ёршик светлых волос резко контрастировал с карими глазами. А разлатые чёрные брови, сросшиеся на переносице, напоминали Ольге два развёрнутых крыла. Как он ей нравился!!! И когда он подходил к ней и протягивал руку,  приглашая на танец, Ольга терялась, всё в ней трепетало! Они отлично танцевали, много кружились. Саша танцевал легко. И когда объявляли «белый танец», она выбирала только его. А по воскресеньям старшеклассники бегали за пять километров на танцы в клуб колхоза «Дружба». Народу собиралось много. Было интересно. Зимой в метель и в слякоть—в любую погоду-- они с подругой Тонькой тоже топали в этот клуб ,чтобы только увидеть его и потанцевать. Казалось, в каждом уголке этого здания звучала музыка, тогда очень модная, «…потому что на десять девчонок по статистике девять ребят…». Ольга очень смущалась, когда они танцевали, и он пристально смотрел на неё. Но домой Ольгу провожала Тонька до большого моста. Дальше она шла одна. Тогда не принято было хоть чем-то выдать свои чувства. Но Ольга была рада и тем редким минутам, когда они были вместе.

                Школа позади! 4 глава.
 .
     Одиннадцатый класс Ольга заканчивала в новой типовой школе, где было непривычно просторно, светло и уютно. И даже столовая была, о которой можно было только мечтать, потому что в старой школе был только буфет. Год пролетел незаметно. Уже в мае они сдавали первый экзамен по плодоовощеводству. В июне — все остальные.
      Ольге нелегко было без Александра. После школы он ушёл в армию. Тем более ей стало известно, что он после выпускного вечера провожал свою одноклассницу Катюшу Маслову. Она серьёзная, симпатичная. Её косы почти до пояса, очевидно, волновали мальчишек.  Ревность грызла её сердце, и чувство невозвратимой потери. Но Ольга всё равно была рада тому, что хоть немножечко, но они были вместе. Лариса Рубальская хорошо пишет о таком её состоянии души:
«Считаю жизнь пропащей,
Когда мы врозь, любимый,
Хоть ты не настоящий,
Как кофе растворимый».
     Забыть Оля его не смогла, хоть и старалась. Но жизнь продолжалась. Она давно мечтала стать учителем литературы и русского языка. Подала документы в пединститут и поступила. Училась она легко, много читала, посещала кружки. Но Александр из головы не выходил. Нельзя сказать, что у неё не было поклонников. Были. И неплохие парни. Но она их невольно сравнивала с ним. И они проигрывали, по её мнению, во многом. Вдруг Ольга узнаёт, что Катерина (она училась в этом же институте) выходит замуж за горожанина. Теперь у неё появилась, пусть маленькая, но новая надежда.

                Тонька. 5 глава.

          Летом, после второго курса, студентов филфака отправили на практику в Урюпинск Волгоградской области в пионерский лагерь. Он находился в лесу, состоял из палаток. Было  много интересных мероприятий. Ольга Ивановна проработала две смены, подработала немного денег, чтобы не просить у родителей.
      А осенью  она поехала домой. Договорились с Тонькой встретиться у кинотеатра. Её подруга училась в другом институте и в другом городе. Дружили они с ней давно, с девятого класса. У них много было общего. И хотя они жили довольно далеко друг от друга, часто ходили друг к другу в гости. Подруги доверяли друг другу, делились самыми сокровенными мыслями. Тонька была умна, общительна, да и внешне обаятельна. Они встретились очень тепло, обнялись, так как давно не виделись.
--Знаешь, Твой Сашка пришёл из армии. Не зевай!


                Первая  встреча. 6 глава.

        Ольга увидела его издали в окружении ребят. Они о чём-то оживлённо говорили. В душе она очень обрадовалась. Но виду не подала. В кино сидела, как на иголках: с нетерпением ждала конца. И вот последние кадры. Вышли, на улице страшная темень. На юге очень быстро темнеет. Тоня провожать меня не пошла, сказала только: « В твою сторону идёт много народу». Ольга шла сначала медленно. Оглянулась, а её кто-то догоняет. Она прибавила шаг, и он прибавил. Это был Сашка.  «Ну, здравствуй, Оля. Давно тебя не видел. Я провожу тебя?». Она смущённо пожала плечами, кивнула головой. Шли вспоминали школу, он много рассказывал о своей службе, о Москве. Не заметили, как дошли до её дома. Стали прощаться: «Я хотел бы и завтра тебя увидеть. Ты как, не возражаешь?» Но она была самым счастливым человеком на свете. В ней всё ликовало и пело! Однако она сдержанно ответила: «Не знаю. Может быть, и встретимся». Они встречались и в субботу, и в воскресенье. А в понедельник ей надо быть на учёбе. В последний вечер, прощаясь, он её поцеловал. Боже мой! Как он умел целоваться! Столько нежности и ласки  было в нём! Ольга до сих пор помнит своё состояние. В ней всё таяло от макушки до пяток. На прощанье он спросил: «Ты когда приедешь? Я буду ждать тебя».

                Разлука для любви. 7 глава.

        Ольга Ивановна вспоминает, что в институте она не ходила ,  а порхала. С удовольствием занималась, много читала. Хорошее настроение зашкаливало. О нём она много мечтала. Засыпала и просыпалась с одной мыслью о нём. Каждый месяц она ездила домой, и они так встречались целый год. Александр временно устроился на работу.
        На четвёртом курсе он приезжал к ней несколько раз в Б—бск . Им хорошо было вместе.  Они бродили по парку, памятным местам города, ходили в кино.  А вечером он уезжал. Эта разлука была полезна для любви. Ольге никогда не забыть, как однажды она приехала домой и пошла в кино. И Саша не ждал её в тот день. Когда кончилось кино, она ушла домой одна. И только близко у дома он её догнал. Кто-то ему сказал, что она приехала. Конечно, он обиделся: «Ты почему не подошла? Я всю дорогу бежал! Это тебе как?» Но разве она могла ему сказать: «Я просто постеснялась подойти. Ты стоял с одноклассниками». Он остановился, обнял её и сказал: «Ведь я так соскучился. Неужели не понимаешь?»  Поднял ей подбородок и поцеловал. Ольга задохнулась от его нежных объятий и жаркого поцелуя. Александр всегда угощал её конфетами или шоколадом. Ей никогда не забыть старой заброшенной школы, где они иногда спасались от злой метели и стужи. Она очень боялась его потерять. Отношения их были трепетными.



                Давай поженимся. 8 глава.

      
      Пришла весна. Запели ручейки, расцвели сады. Яблони казались настолько роскошными, что их нарядами можно долго любоваться. А от черёмухи шёл такой аромат, что не хотелось уходить домой.   Небо весной особенное, голубое-голубое, и много солнца.  Влюблённые всегда смотрят на мир сквозь розовые очки.
     В институте шло распределение. Ольга хорошо училась и имела право выбора. В Воронеже она не хотела оставаться. В молодости, когда ещё мало чего смыслишь в этой жизни, хочется самостоятельности, романтики и каких-то новых ощущений. И она выбрала Средний Урал. Александр собрался ехать в Тамбов к своему брату. Ольгу очень волновало их будущее. Он будто подслушал её мысли и однажды сказал: «А давай поженимся и никому не скажем. Ты уедешь на свой Урал, я—в Тамбов. Я тебя не трону. А потом встретимся через год». Ольге показалось его предложение неожиданным. Она промолчала. «Ты чего молчишь? Не согласна? – спросил он.— Кроме тебя мне никто не нужен. Я хочу быть только с тобой». - «Саш, я не знаю. По-моему, как-то необычно». На самом деле ей было очень приятно, но она разве об этом могла сказать? Он задумался:   «Давай сделаем так: я посоветуюсь с мамой». Она у него была уже старенькая, однако к её мнению он всегда прислушивался. Он её обожал.
      Последнее свидание... Они всю ночь бродили по парку, улицам и каким-то закоулкам. На речке гоняли каких-то гусей. Много целовались, говорили. Решили встретиться через год и тогда пожениться.  Прощаться совсем не хотелось. На улице уже совсем было светло. И скоро хозяйки выгонят коров на пастбище. Но они прощались и снова возвращались….

                Такая карта ей легла…9 глава.

      Быстро пролетел июль. А в середине августа уже пора отправляться на свой Урал. Их ехало с курса  тринадцать человек. Коллектив педагогический её встретил доброжелательно: Ольгу Ивановну опекали, помогали в работе Не всё ладилось в начале. Были и слёзы, и разочарование, и обиды. Ей сразу дали вести уроки в старших классах. А разница в возрасте у них была всего лишь четыре года. Некоторые мальчишки ещё и глазки строили.
     Согревали только письма Александра. Он  работал вторым секретарём горкома комсомола, Сначала писал часто, а потом всё реже и реже.  От последних его писем веяло январским холодом. Ольга чувствовала, что приходят прохладные письма не просто так. И не выдержала. Она вспоминает, что написала ему коротенькое, но обидное письмо: « Больше не утруждай себя, не пиши. Ты свободен….» Она знала, что сама рвёт эту почти невидимую тоненькую ниточку. Но Ольга была слишком гордой. Она уже потом поняла, что эта гордыня ей мешала всю жизнь. И всё, И больше ничего.
      С нетерпением дождалась отпуска. Она знала, что Сашка тоже должен был приехать. Никакие уговоры родственников в Москве не смогли её заставить задержаться. Домой летела, словно на крыльях. Но если бы она знала, что её ждёт впереди…

                «Шерше ля фам». 10 глава.

       Родители Ольгу встретили радушно, как всегда. Вернулась из Алма-Аты Тоня, куда она уехала после окончания лесотехнического института. Они вместе отдыхали: загорали и купались на речке, ходили на танцы в парк. Как-то пришли в кино. Подруга ей шепчет: «Сашка приехал. Он сидит с другой стороны». Ольга перестала понимать смысл происходящего на экране. Очень жалела, что своими руками всё разрушила в их отношениях. Не досмотрев кино, Тонька поднялась и тихонько сказала: «Я пойду поговорю с ним. Может, мне удастся вас помирить». И ушла. Кончилось кино, но их нигде не было.
       А на следующий день вечером Ольга  пришла к подруге. Они собирались на танцы. «Как, ты ещё не готова?», - спросила она. На что Тоня ответила:  «Извини, я тороплюсь на свидание».- «С кем?» - «С Сашей»,- проговорила она глухо и виновато. Ольга не понимала смысла её слов.  Наконец, до неё дошёл смысл сказанного. «Ну что ж, я желаю вам счастья»,- бросила она с вызовом. И ушла.
      Ольга не помнит, как она шла домой, как забрела на стадион, который лежал у неё на пути. Непрошеные слёзы струйками бежали из глаз. Благо,  было темно, и никто не видел. Предательство подруги было для Оли шоком. Как она могла?! Ольга Ивановна до сих пор помнит, насколько ей было больно и обидно. Долго просидела на крыльце. Утро уже развесило лёгкие росинки на траве. Глаза опухли от слёз. Она подошла к колодцу, зачерпнула холодной воды, умылась, чтобы мама ничего не заметила. Ольга от всех скрывала это, но мать чувствовала, что с дочкой происходит что-то неладное. Не стала она ждать конца отпуска, уехала к себе на Урал раньше времени.





                На оборванной струне застыла нота….11 глава.

    
 Учебный год Ольга Ивановна начала со скверным настроением. И он длился, как ей казалось, очень долго. За это время она немного оттаяла, но душевная рана ещё до конца не зажила. Во время очередного отпуска она приехала домой и с соседкой пришла в парк на танцплощадку. Звучала прекрасная песня: «А у нас во дворе…». Среди танцующих она увидела Александра. Кровь ударила в виски. Она не знала, куда себя деть и как вести. Он приглашал разных девчонок, но не её. Антонины не было видно. Может, ещё не приехала? Ушла Ольга раньше, чем закончились танцы. Он её догнал на полпути.
      Ольга Ивановна навсегда запомнила эту ночь. Серебряный месяц светил как-то по-особому. И было так светло.  Шли молча. Он изменился. Высокий, стройный, красивый, модный. В нём всегда была какая-то уверенность, стержень. У её дома он сказал: «Прости меня и прощай!» Повернулся и ушёл. Она только успела обессилено крикнуть: «Не уходи! Я прошу тебя!» Но слышны были только его удаляющиеся торопливые шаги…
         Для Ольги ночь будто разбилась на хрустальные осколки, они кололи её со всех сторон, но боли она совсем не чувствовала. Боль была только в сжатом до предела сердце. Да в голове стучали молоточки: «Ушёл и больше никогда не вернётся». Даже луна загрустила, а вокруг неё слезились звёзды.  Голова всё понимала, а сердце не хотело с этим мириться.  «А как же я? Почему они со мной так поступили?» - думала Ольга. Ответов она тогда не находила. А душу раздирала боль, рвала на части.
       Пошли годы…Ольге Ивановне уже 65 лет. Она была замужем, но брак был неудачным и быстро распался. Она вырастила двоих детей, сына и дочь. Тоня и Александр расстались, видимо, не суждено и им быть вместе. Причины она не знает. Да и зачем?! Слышала только, что оба они очень рано ушли из жизни, в расцвете сил. Ольга Ивановна часто обо всём вспоминает и стирает непрошеные слезинки с ресниц. Она давно их простила. И благодарна Богу, что в её жизни был такой человек, которого она любила по-настоящему. И он столько нежности и ласки ей подарил! У Ларисы Рубальской есть замечательное стихотворение «Остывший пляж», где она пишет:
Наступило время разлучальное.
Не вернуть былое, не зови.
Мы, как два кораблика, причалили
К берегу несбывшейся любви!

Январь 2015 года.