И, наконец, просто Красоткин! Дебют Сергея Копина

Фима Жиганец
Книга Сергея Копина "Из тетрадей Льва Красоткина" была удостоена премии "Поэт года" в номинации "Дебют". Сергей попросил меня написать предисловие к сборнику поэтических миниатюр, который недавно вышел в издательстве Московского союза писателей как премия за победу. Ещё раз поздравляю, Серёга!

адрес страницы Льва Красоткина на Стихи.ру - http://www.stihi.ru/avtor/leokrasotkin

адрес электронной версии сборника в Интернете - https://yadi.sk/i/4AnvXoNdej3xX
.........................


Знаете, что для меня приятнее всего? Хвалить чужие стихи и их авторов. А знаете, что я делаю реже всего? Уууу, догадались...

Но творчество Сергея Копина я всегда готов пропагандировать как в здравом уме и трезвой памяти, так и при полном отсутствии оных. Вовсе не потому, что Серёжа - мой земляк. Более того, когда я впервые прочёл стихи Копина в сети, о его донском происхождении я не ведал ни сном ни духом. Более того, для меня он был исключительно Львом Красоткиным. Это не пошлый "никнейм", а литературная маска, персонаж, который существует, действует и воспринимается вполне себе самостоятельно, независимо от его создателя. Что особо близко мне как Фиме Жиганцу.

Теперь - к творчеству. Как пишет сам Сергей, его главный и любимый жанр – катренопись: "Скорее всего - мой неологизм. Во всяком случае, патентный поиск ни к чему не привел!". Во главу угла Лев Красоткин ставит технику стихосложения – «Никакие излитые чувства не могут взять меня за душу, если стихотворение технически слабо! Не можете писать стихи – не мучьте себя и людей, пишите прозу!». (Тут не соглашусь: не должно разрешать палачу вместо "испанского сапожка" использовать дыбу или "кошачий коготь").

Итак, Красоткин пишет в жанре иронических четверостиший. Нынешнему читателю на ум сразу же приходят "гарики" Игоря Губермана. Хотя жанр "катренизма" (нэ пэрэпутай, Кутузов!) достаточно древний, он восходит к античным эпиграммам и эпитафиям. Поэтому как вряд найдете вы в России целой три пары стройных женских ног, так и вряд отыщете пару-тройку приличных стихотворцев, которые не отметились бы каким-никаким четверостишием - юморным либо философским. Что касается сопоставления Красоткина с Губерманом... Нет, "гарики" и "лёвики" во многом принципиально отличаются: по тональности, по внутреннему настрою, по миросозерцанию. У Губермана - печально-ироничный стоицизм, многие его стихи полны скептицизма, саркастической горечи. Его четверостишия - усталая, задумчивая еврейская усмешка. В катренах Серёжи Копина преобладают жизнерадостность, юмор, порою буффонада, цирковая клоунада, жонглирование рифмами, каламбурами, двусмысленностями. Весёлый смех, переходящий в хохот, насмешка и язвительность как естественная защитная реакция организма от всех крупных и мелких пакостей, которые то и дело подсовывает нам окружающий мир:

Объяснял Тургенев тёте
Свой сюжетный поворот:
Как собаку назовёте,
Так она и поплывет!!!
...
От фразы "чувство долга" загораюсь как мустанг,
Двоякость ощущая толстокоро:
Кого-то это чувство заставляет лечь под танк,
Кого-то - убежать от кредиторов!
...
В зал приматов мы зашли, кажись.
Шимпанзе всмотрелся в наши лица
Как-то по-отечески. Скажи,
Можно ли на Дарвина не злиться?!

Или о черепахе:

Скрыты в панцире и перси,
И ланиты, и дланя.
Но одно, признаться, бесит -
Что переживёт меня!

Ну что же, пусть расцветают сто цветов,  в смысле -каждому овощу свой фрукт. Поклонник Игоря Губермана, я не прочь поклониться и Сергею Копину (по мудрой русской поговорке: "Поклонится - голова не отломится"). Конечно, как законченный педант и брюзга, я замечаю некоторые приёмы, которые Красоткин, на мой скромный взор, слишком нещадно эксплуатирует. Например, построение катрена на омонимии, то есть на словах, одинаковых по написанию и звучанию, но разных по смыслу. Зато неожиданное переосмысление слова порою бывает блистательным:

Сюсюкать в ожиданье парадиза
Умеют все, ходящие налево.
Ещё да Винчи клянчил: "Мона, Лиза?",
А Лиза дозволяла: "Мона, Лео!"...

Было бы несправедливо сводить творчество Красоткина лишь к катренам эпиграммного толка. Меня поначалу привлекли вовсе не они, а его "Энциклопедия ростовской жизни", написанная "онегинской строфой":

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь...
Не отдавить партнерше ногу,
Торя с ней вальса светлый путь,
Не есть руками помидоры,
Не лезть в чужие разговоры,
Не пить водяру из горла
И чтить двуглавого орла!

Впрочем, мои пристрастия понятны, ежели учесть, что Фима Жиганец сам не только перепёр отрывки из "Евгения Онегина" на блатную мову, но и готовит объёмное исследование "онегинских" пародий, переделок, продолжений, вариаций "на тему", постановок и экранизаций - от Пушкина до наших дней. Лев Красоткин займёт в этой книге своё почётное место.

Но у Серёжи немало и стихотворений, выходящих далеко за рамки эпиграммистики. В значительной мере они тоже насыщены иронией, юмором, лёгким сарказмом, насмешкой. Вот одно из моих любимых:

СТИХ БЕЗ МАТА
А когда от рыболовного вранья
В сердце стонет раздражения струна,
Так и хочется, обманщиков кляня,
Недоверчиво воскликнуть: "Да ну на ...!".

А когда вся скандинавская орда
Нам проигрывает в клюшечной войне,
Так и хочется, ликуя завсегда,
Назидательно прошамкать: "А вот не ...!".


А когда вулкан в Исландии ревёт,
Всю Европу в жутком смоге схоронив,
Так и хочется, погладимши живот,
Изумиться в полный голос: "Ох, ну ни ...!".

А когда все также крутится земля
И когда все также крутится страна,
Так и хочется, к своим мечтам руля,
Не услышать роковое: "Шел бы на ...!".

Однако в лучших стихах Сергей при помощи ярких образов позволяет читателю разглядеть реальность метафорическую, порою нежную и лёгкую, порою жутковатую - но всегда удивительную:

ТЁМНЫЙ МИР

Под стук колес последнего трамвая,
нерасторопность преодолевая,
путёво сторожиха путевая
гремела связкой из ключей - дзень-дзень.
Устав работать, а не бюллетенить,
бежали люди к очагам хотений.
Цеплялись к людям сумрачные тени,
объединяясь в мировую тень.

Не разводя пустые тары-бары,
на улицы, проспекты и бульвары
брутальный, мускулистый и поджарый
вплывал ночного флота адмирал
на корабле потёмок кособоком.
Взглянув на тёмный мир печальным оком,
утрачивали свет проёмы окон
и вечер постепенно умирал.

Пыл остудив цикадам языкатым,
склонялся мрак-патологоанатом
над сжавшимся шагренево закатом.
Родившись в буерачинах кручин,
тьма вылезала из низгишных кож... Но,
киношно и немного суматошно,
густую темень кухни полуночной
лизнул болтливый язычок свечи...

Здесь явно ощутимо влияние Северянина, Нарбута, символизма, акмеизма, футуризма... И в то же время зарисовка абсолютно "красоткинская", далёкая от подражания и эпигонства.

В этом сборнике Сергей Копин открыл и доселе неизвестную мне грань своего таланта - переводческую. Особенно понравились "Звёзды" Уолта Уитмена. Жаль, что переводов в этой книге немного. Но будем ждать...

Лев Сергеевич Красоткин как нельзя лучше воплощает в себе известную поговорку: долго ждёт, но больно бьёт. Я - о том, что, поздно начав, он блистательно, легко и непринуждённо вошёл в поэзию. Вот что Копин-Красоткин сообщает о себе: "В молодости писал и исполнял песни со своей рок-группой. Стихотворное творчество находило выражение в боевых листках, стенгазетах и тостах. И только в новом веке начал писать что-то более-менее серьезное. Первый выход на публику на ростовском Лира-фесте-2012. Наиболее значимые публикации  - в «Юности» -2012, в «Литературной газете» - 2014. На Стихире получил титул - «Поэт года-2013»".
 
Лихо, по-ростовски! Несмотря на то, что Сергей родился в Таганроге, его с полным правом можно называть настоящим ростовчанином. К нему вообще применима знаменитая ода товарища Саахова из "Кавказской пленницы" (лишь слегка подкорректированная): спортсмен, отличник, стихотворец - и, наконец, просто Красоткин! Здесь всё - правда. Спортсмен: был профессиональным волейболистом и сейчас спонсирует турниры по пляжному волейболу в Ростове-папе, занимается баскетболом, атлетизмом и другими милыми пустяками. Отличник: в 1984 году окончил ростовский военный институт ракетных войск стратегического назначения с золотой медалью, затем - аспирантуру, преподавал:

Ракетчиком стал я. На этой тропе
В Америку целился до аневризм...
Но с толку сбивал над родным КаПеПе
Огромный плакат "Наша цель - коммунизм!"

После развала СССР ушёл в бизнес, сейчас занимается строительством и энергетикой. Так что к перечню достоинств после "спортсмен" можно добавить новое - "бизнесмен". Но - бизнесмен особого типа. Так сказать, поэтический бизнесмен. Эх, побольше бы нам таких...

Вы можете попенять: ну что же всё дифирамбы да дифирамбы? А критикнуть для порядка? Нет, увольте. Хотите гадостей - копайте сами.

А я - душевно рад, что у меня есть такой друг. Даже не просто друг, не просто поэт. Я тут как-то смотрел футбольный матч по зомбоящику, и комментатор в порыве восторга вдруг завопил: "Какой пас! ! пасище!! пасович!!! пасонидзе!!!! пасонишвили!!!!!!!!". Вот и я завоплю: какой поэт! поэтище!! дружбище!!! дружбанишвили!!!!!!!!!!! (прошу не путать с Джугашвили). Очень надеюсь, что после знакомства с творчеством Сергея Копова ака Лев Красоткин вы тоже запишете его в свои друзья. В хорошие поэты он себя уже записал своими стихами.

И ещё об одном скажу напоследок. Очень здорово, что портал СТИХИ.РУ выпускает сборники таких авторов, как Сергей Копов, делая это безвозмездно, отбирая лучших путём разнообразных конкурсов. В наше время это - большая редкость. Дай Бог чтобы подобная традиция продолжалась.

Александр Сидоров (Фима Жиганец)