О Булате Окуджаве

Александр Абрамов 1
      В студенческие и после студенческие годы в компаниях, в походах у костра чуть ли ни самыми популярными песнями были у нас песни Булата Окуджавы «Полночный троллейбус», «Вы слышите грохочут сапоги», «Про Лёньку Королёва» и другие. Для бардовской поэзии Окуджава был первопроходцем. Потом пришли Визбор, Ким, Высоцкий. Это были шестидесятые годы, годы оттепели после Сталинских мрачных послевоенных лет. Некоторое душевное раскрепощение. И песни Булата оказались  очень своевременны.
     В своих заметках о поэзии Михаил Луконин писал «Вообще есть у молодых поэтов такое желание – быть популярным, и оно толкает их на угождение вкусу, моменту, моде… Говорят, что сейчас очень популярен Булат Окуджава… Способный поэт, за ним жизнь, фронт, работа. Порой мешает неумение, но есть и молодое мастерство. Надо бы поработать дальше,… но он решил, что надо быть популярным. И пошли песни под гитару…» Думаю, что Луконин здесь несправедлив к Окуджаве. Сам Булат говорил, что чуть не самый главный момент в его жизни был тогда, когда ему в голову пришла мелодия к одному его стиху.
     Сейчас,  по прошествии многих лет,  ясно, что в русской поэзии после Великой Отечественной войны были последовательно этапы, когда гремели военные поэты Твардовский, Орлов, Дудин, Гудзенко, Друнина, Недогонов, Майоров и среди них, конечно, Луконин; потом был этап эстрадной поэзии, где царили Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина и среди них был и Булат Окуджава; потом был этап, когда настало время «тихой» лирики Соколова, Рубцова, Прасолова, Жигулина… И все эти этапы очень значимы в русской поэзии. А Окуджава и помимо своих песен был и остаётся прекрасным русским поэтом, не смотря на свою грузинскую национальность. В заключение приведу его стихотворение:

У поэта соперников нету —
ни на улице и не в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас — о себе.

Руки тонкие к небу возносит,
жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит:
это он не за вас — за себя.

Но когда достигает предела
и душа отлетает во тьму...
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.

То ли мед, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм...
Все, что было его,— нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.