Убийство русского поэта

Владимир Беспалов Барский
В феврале 1934 года русский поэт Николай Клюев был арестован по обвинению в "составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений" и выслан сначала в Нарымский край, а потом в Томск.

5 июня 1937 года Николай Клюев был вновь арестован в городе Томске и в конце октября расстрелян на Каштачной горе. Его тело вместе с телами других расстрелянных было сброшено в овраг.

Александр Блок считал стихи Клюева редким примером стихов о России, увиденной по-настоящему, а не из окна поезда.

По мнению многих, его знаменитая формула "крестьянство есть христианство" определяло народный дух России.

В поэме  "Погорельщина" был усмотрен памфлет на коллективизацию, а "Разруха" уже оплакивает русскую деренвню.

При этом многие (в том числе литературовед Михаил Бахтин) считали, что главной причиной ареста Клюева стала его открытая и даже отстаиваемая... гомосексуальность!

Добавлю от себя: "сексуальную революцию" придумали не в 60-е годы на Западе - отрицая патриархальность, в 20-е годы открыто осуждали брак и семью, спорили о коллективизации жён, отствавали революционную любовь к ближнему независимо от пола...

Тем, кто не верит этому, достаточно поднять старые газеты, пестреющие подобными комсомольскими диспутами: должна ли комсомолка давать комсомольцу? - чтобы опровергнуть бред такого обвинения по отношению к русскому (православному) поэту...

Русская православная  церковь знает такие таинства, как испроведь и покаяние, - поэтому вряд ли такой глубоко верующий человек, как Николай Клюев, мог стать незамеченным никем гомосексуалистом.

Ложь в оправдание преступлений - и очернение имени русского поэта,- это обычная практика врагов православия...

А ТЕПЕРЬ ПЕРЕЙДЁМ К ДОКУМЕНТАМ

Из обвинительного заключения Оперативного отдела ОГПУ
20 февраля 1934 года

Полагая, что приведенными показаниями Клюева Н. А. виновность его в составлении и распространении к/р литературных произведений и в мужеложестве подтверждается, постановил считать следствие по делу Клюева Н. А. законченным и передать его на рассмотрение особого совещания при коллегии ОГПУ.

ИЗ ПРОТОКОЛА ДОПРОСА 15 февраля 1934 года

Каковы ваши взгляды на советскую действительность и ваше отношение к политике Коммунистической партии и Советской власти?

Мои взгляды на советскую действительность и мое отношение к политике Коммунистической партии и Советской власти определяются моими реакционными религиозно-философскими воззрениями.

Происходя из старинного старообрядческого рода, идущего по линии матери от протопопа Аввакума, я воспитан на древнерусской культуре Корсуня, Киева и Новгорода и впитал в себя любовь к древней, допетровской Руси, певцом которой я являюсь.

Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разрушило мою мечту о Древней Руси. Отсюда мое враждебное отношение к политике Компартии и Советской власти <...>. Практические мероприятия, осуществляющие эту политику, я рассматриваю как насилие государства над народом, истекающим кровью и огненной болью.

Какое выражение находят ваши взгляды в вашей литературной деятельности?

Мои взгляды нашли исчерпывающее выражение в моем творчестве <...>. Мой взгляд, что Октябрьская революция повергла страну в пучину страданий и бедствий, <...> я выразил в стихотворении "Есть демоны чумы, проказы и холеры...".

Я считаю, что политика индустриализации разрушает основу и красоту русской народной жизни, причем это разрушение сопровождается страданиями и гибелью миллионов русских людей.<...> Более отчетливо и конкретно я выразил эту мысль в стихотворении о Беломорско-Балтийском канале:

"То беломорский смерть-канал,
Его Акимушка копал,
С Ветлуги Пров да тетка Фекла.
Великороссия промокла
Под красным ливнем до костей
И слезы скрыла от людей,
От глаз чужих в глухие топи...

 <...> Россия! Лучше б в курной саже,
Чем крови шлюз и вошьи гати
От Арарата до Поморья".

Окончательно рушит основы и красоту той русской народной жизни, певцом которой я был, проводимая Коммунистической партией коллективизация. Я воспринимаю коллективизацию с мистическим ужасом, как бесовское наваждение

<...> Мой взгляд на коллективизацию, как на процесс, разрушающий русскую деревню и гибельный для русского народа, я выразил в своей поэме "Погорельщина", в которой картины людоедства я заканчиваю следующими стихами:

"Так погибал Великий Сиг
Заставкою из древних книг,
Где Стратилатом на коне,
Душа России, вся в огне,
Летит по граду, чьи врата
Под знаком чаши и креста".

Кому вы читали и кому давали на прочтение цитируемые здесь ваши произведения?

Поэму "Погорельщина" я читал главным образом литераторам, артистам, художникам. Обычно это бывало на квартирах моих знакомых, в кругу приглашенных ими гостей.

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ коллегии ОГПУ 5 марта 1934 года

...в составлении и распространении к/р (контрреволюционных) литературных произведений и в мужеложестве подтверждается..

<...> заключить в исправтрудлагерь сроком на 5 лет с заменой высылкой в г. Колпашев (Западная Сибирь) на тот же срок...показаниями Клюева виновность его подтверждается...

К ДОКУМЕНТАМ:

Из выступления Ивана Гронского в ЦГАЛИ
30 сентября 1959 года

В 1932 г. мне сообщают, что Н. А. Клюев стоит на паперти церкви, куда часто ездят иностранцы, и просит милостыню: "Подайте, Христа ради, русскому поэту Николаю Клюеву" — и иностранцы, конечно, кладут ему в руку деньги.

Я вызвал Н. А. Клюева к себе в "Известия". <...> Открывается дверь. Входит среднего роста человек. Одет бедно. Пиджачок потертый, рубашка, подпоясанная ремешком, штаны потертые, сапоги русские. <...> Стоит, сложив руки, около дверей. Дальше не двигается.

— Вот, сподобил Господь Бог повидаться с вами, Иван Михайлович, сподобил Господь Бог! Уж и хорошо у вас, люленьки-ляля, уж очень хорошо! Как в раю, как в раю! <...>

Я говорю:

— Так вот, либо мы будем говорить как взрослые люди, либо я совсем не буду с вами разговаривать.

— Хорошо, будем говорить как взрослые люди. <...>

— Николай Алексеевич, почему вы пошли на паперть?

— Есть нечего.

— У вас в вашей келье иконы Рублева есть?

— Есть.

— А оригинальная Библия XVII века есть?

— Есть.

— Так вот, если вы продадите хоть одну вещь в музей, то два-три года можете прожить не нуждаясь.

МОЯ РЕПЛИКА: воистину, только атеист и безбожник способен давать такие советы - ПРОДАТЬ бесценные исторические памятники России - иконы Рублёва и русскую (ещё не переписанную во времена Раскола)  Библию 17 века...

- Значит, на паперть заставила идти вас не нужда, а кое-что другое, этим другим является ненависть к большевикам. Вы с нами хотите бороться, мы бороться умеем и в борьбе беспощадны.

— Я не хочу бороться, я хочу работать, но мне надо есть, нужно одеваться.

— Ну что ж. Хорошо. Вызываю секретаря.

Дайте Николаю Алексеевичу карточку академического пайка и 5 тыс. рублей денег. Академический паек был тогда в Москве самый лучший. У меня было в моем распоряжении для поддержки литературных работников и интеллигенции до 600 таких пайков. Меня не ограничивали ни распределением этих пайков, ни расходами денег. И. В. Сталин постоянно журил меня за то, что я жадничаю, что мало поддерживаю старую интеллигенцию. <...>


МОЯ РЕПЛИКА: были ли получены эти деньги Клюевым - неизвестно,- известно лишь, что после этого визита к Гронскому образ жизни Николая Клюева  кардинально не изменился. По воспоминанию современников, он не стал лучше одеваться и вплоть до следующего ареста выглядел худым  и измождённым.

Далее Гронский: "Однажды получаю от Н. А. Клюева поэму. И вот сижу дома, завтракаю.<...> Читаю эту поэму и ничего не могу понять. Это любовный гимн, но предмет любви — не девушка, а мальчик. Ничего не понимаю и отбрасываю поэму в сторону".

МОЯ РЕПЛИКА: теперь и мне, и уже многим читателям становится ясно - откуда идут оголтелые  обвинения в гомосексуальности русского поэта Николай Клюева!Оказывается, достаточно было написать "я люблю Христа"  - чтобы  поэта обвинили... в содомии и гомосексуализме! - а за любовь к животным - расстреляли как за скотоложство...  Воистину, еврейским комиссарам было свойственно уродство мышления, воспитанное на иудаизме...

<...> Приезжает Н. А. Клюев, является ко мне.

— Получили поэму?

— <...> Эту мерзость мы не пустим в литературу. Пишите нормальные стихи, тогда будем печатать. Если хотите нормально работать, мы дадим вам такую возможность.

ОПЯТЬ ВОПРОС: где эта поэма? Отчего не указано даже название этой "мерзости? Если это документ, то и сведения должны быть документальными, а этого нет...

Клюев отвечает:

— Не напечатаете поэму, писать не буду.

— Итак, вы встаете на путь борьбы? Тогда разговор будет короток. В Москве вы не останетесь. <...>

Я позвонил Ягоде и попросил убрать Н. А. Клюева из Москвы в 24 часа. Он меня спросил:

— Арестовать?

— Нет, просто выслать из Москвы.

После этого я информировал И. В. Сталина о своем распоряжении, и он его санкционировал.

Так Н. А. Клюев был выслан из Москвы, но работы по разложению литературной молодежи не оставил, и уже за эту свою деятельность он был арестован.


ПРИМЕЧАНИЕ: можно только подозревать об истинной  роли и фигуре Гронского, запросто звонившего самому главе политической полиции (ОГПУ) и ставшему(в том же году) наркомом госбезопасности Генриху Ягоде. Можно только удивляться тому, как простой журналист запросто давал рекомендации Сталину, с которыми тот безропотно соглашался.

Но можно ли верить таким воспоминаниям Гронского?

ЧТО ПИСАЛ ОБ ЭТОМ САМ НИКОЛАЙ КЛЮЕВ:

"Я сгорел на своей "Погорельщине", как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском. <...> Я сослан в Нарым, в поселок Колпашев, на верную и мучительную смерть. Она, дырявая и свирепая, стоит уже за моими плечами. Четыре месяца тюрьмы и этапов, только по отрывному календарю скоро проходящих и легких, обглодали меня до костей <...>.

Из письма Николая Клюева Екатерине Пешковой (видному общественному деятелю, сотруднице организации "Политический Красный Крест"  помощи политическим заключенным, первой жене Максима Горького)15 июля 1934 года .


"25 лет я был в первых рядах русской литературы. Неимоверным трудом, из поморской избы вышел, как говорится, в люди. Мое искусство породило целую школу в нашей стране. Я переведен на многие иностранные языки, положен на музыку самыми глубокими композиторами.

Покойный академик Сакулин назвал меня народным златоцветом, Брюсов писал, что он изумлен и ослеплен моей поэзией. Ленин посылал мне привет как преданнейшему и певучему собрату, Горький помогал мне в материальной нужде, ценя меня как художника".

ДОБАВЛЮ ОТ СЕБЯ: Клюев был первым поэтом, оказавшим сильнейшее влияние на Сергея Есенина.

Из заявления административно ссыльного в Нарымский край поэта Николая Клюева во Всероссийский центральный исполнительный комитет

12 июля 1934 года

"Глубоко раскаиваясь, сквозь кровавые слезы осознания нелепости своих умозрений, невыносимо страдая своей отверженностью от общей жизни страны, ее юной культуры и искусства, я от чистого сердца заявляю ВЦИКомитету следующее:

"Признаю и преклоняюсь перед Советовластием как единственной формой государственного устроения, оправданной историей и прогрессом человечества!"

"Признаю и преклоняюсь перед партией, всеми ее директивами и бессмертными трудами!"

"Чту и воспеваю Великого Вождя мирового пролетариата товарища Сталина!"

Обязуюсь и клянусь все силы своего существа и таланта отдать делу социализма.

Прошу помилования. <...>

Справедливость, милосердие и русская поэзия будут ВЦИК благодарны".


КАК ОТБЛАГОДАРИЛ ВЦИК РУССКОГО ПОЭТА

...считать следствие по делу Клюева законченным...
Из справки Томского горотдела НКВД на арест Н. А. Клюева
28 мая 1937 года

Будучи враждебно настроен к существующему строю, находясь в ссылке в г. Томске, Клюев Николай Алексеевич продолжает писать стихи контрреволюционного характера. <...> Установлено, что некоторую часть своих контрреволюционных произведений Клюев переотправил за границу и из г. Томска через соответствующих лиц, имеющих связи с представителями иностранных государств.

В целях пресечения дальнейшей контрреволюционной деятельности, Клюев Н. А. подлежит аресту и привлечению к ответственности по ст. 58-2-10-11 УК РСФСР.

Выписка из протокола заседания тройки управления НКВД Новосибирской области
13 октября 1937 года

Клюева Николая Алексеевича РАССТРЕЛЯТЬ. Лично принадлежащее ему имущество конфисковать.

Выписка из акта о приведении в исполнение постановления тройки УНКВД
от 13 октября месяца 1937

Постановление о расстреле Клюева Николая Алексеевича приведено в исполнение 23-25/Х мес. 1937 г. в "__" час.



НА СНИМКЕ СВЕРХУ: Николай Клюев и Сергей Есенин (1916 год)


ПРИМЕЧАНИЯ: Генрих Григорьевич Ягода (настоящее имя — Енох Гершонович Иегуда, - еврей,- советский государственный и политический деятель, один из главных руководителей советских органов госбезопасности (ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД), нарком внутренних дел СССР (1934—1936), первый в истории "генеральный комиссар государственной безопасности"

Иван Михайлович Гронский (другая фамилия Федулов) — советский общественный деятель, журналист, литературовед. 1 июля 1938 г. был арестован органами НКВД и 16 лет провёл в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа, затем в ссылке. В феврале 1954 г. дело Гронского было пересмотрено и он был освобожден. Впоследствии реабилитирован и восстановлен в партии (КПСС), однако к журналистской и редакторской работе его не допустили — работал младшим научным сотрудником.

По свидетельствам знавших его людей, Гронский, пройдя тюрьмы и лагеря, остался верным сторонником Сталина. После ХХ съезда КПСС именно он, вразрез с мнением Союза писателей СССР, начал хлопотать о реабилитации репрессированных в сталинские годы писателей.

Ни одно из его ходатайств о реабилитации не осталось неудовлетворённым. В числе «возвращённых» имён — имя расстрелянного в 1937 году Русского поэта Павла Васильева.

А как Гронский поступил в отношении реабелитации Николая Клюева, мне не известно...