Сумаляк под древней чинарой

Тамара Санаева
Это ритуальное блюдо в советские годы варили, не афишируя. Было оно вроде как опальным, и наша бабушка Сайда в Навруз привозила его из кишлака Ходжихайран, в котором провела всю жизнь, не желая перезжать в город. В этом затерянном в степях селении, носившем имя святого ходжи, к могиле которого на сельском кладбище в дни мусульманских праздников стекались из всех ближайших кишлаков,она родила своих и приняла на руки не один десяток детей односельчан. Без ее совета и участия в Хаджихайране не обходились ни при организации свадебного тоя, ни провожая близких в последний путь - здесь она была уважаема и чувствовала себя на месте.
 
В детстве вкус сумляка мне не нравился, лишь с годами оценила своеобразие аромата и сладость чудодейственно целебного весеннего лакомства, с едва заметной горчинкой. Зато пятилетняя внучка, попробовав сумаляк, который на Навруз бесплатно раздают в пластиковых стаканчиках чуть ли не в каждом кафе,   нахваливала его: "Мороженое!" А это высшая оценка в шкале детских вкусов.

Да, не праздновали в советские годы Навруз - было такое. Но зерно в защищенных от света чистых комнатах проращивали, сумаляк варили - правда, без песен и танцев, не так открыто и повсеместно, как сегодня. И, конечно же,  плоские пирожки исмалак-пучак со шпинатом и мятой, чучвару с зеленью - всенепременно жарили в раскаленном хлопковом масле.

И все же впервые этот праздник я прочувствовала по-настоящему не на родине, а в Афганистане, где преподавала в 1984 году русский язык. Какими нарядными выглядели в Навруз афганки - у них оказались очень красивые национальные костюмы - лица женщин и девушек, обычно напряженно-сдержанные, словно светились изнутри, озаренные ярким антрацитом глаз.

Празднование Навруза на древней афганской земле, где упокоен великий Алишер Навои, чем-то было сродни, по моим советским представлениям, Первомаю. Демонстрации, правда не было, но всю ночь в городе гремели залпы - не военных действий, которые были приостановлены в честь праздника, а хлопки фейерверка.
 
Радостное приветствование дня весеннего равноденствия понравилось самой идеей торжества света, и суть праздника мне, шурави, как называли в Афганистане советских солдат и сотрудников различных миссий,конечно же, пришлась по душе. Вернувшись домой, непременно поздравляла 21 марта всех своих соседей, коллег и студентов с Наврузом, встречая иногда недоуменные взгляды. О празднике не слышали даже местные жители, особенно молодёжь. Сейчас это кажется невероятным, но так оно и было. Если Масленицу православные христиане сумели сохранить как сыропустную неделю в церковном календаре и широко отмечали этот праздник, то праздник Навруз, уходящий корнями к зороастрийским традициям, долгие годы не отмечался официально. О нём не говорили, не писали - не было в календаре такого дня. Но вскоре, в 90-е годы, Навруз вышел из подполья и утвердился в Узбекистане, надо полагать, навсегда, став любимейшим народным праздником.

Есть поверье, что в дом, в котором сумаляк готовят семь лет подряд, не заглянет беда и будет в нем здоровье и достаток. И чем больше народу соберется вокруг казана, чем больше рук будет помешивать густое булькающее варево, произнося про себя заветные желания, тем большую силу обретает сумаляк.

Люблю этот красивый древний праздник - Навруз. И сумаляк люблю, в особенности золотистый, не слишком густой. Как-то приболела, и мне принесли баночку этого лакомства. Настолько обрадовалась - даже посвятила событию несколько строф.

Принесли подруги сумаляк -
Горстку солнца, сладкого до донца,
Пахнет он, как озимь на полях,
Греет, как дымок родной околицы.

Бронзовою силой напоён,
Негою весенней околдованный,
Вызревая, золотился он
Солнцем жарким, что в котле заковано.

Жар впитав, камней веселых власть,
Песни, пляски вкруг костра всенощного,
К новой жизни пробуждает страсть
Солодовый мед зерна пророщенного.

Всякий раз, увидев где-либо огромный казан, в котором обычно готовится сумаляк, подхожу с приветствием. Не было случая, чтобы не предложили  взять в руки длинную деревянную мешалку. Встав в круг у  окутанного паром и вскипающего пузырями казана, старалась поворошить камушки на его дне - их кладут, чтобы не пригорел сумаляк. Нашептывая, как молитву, свои наврузовские пожелания, я ворожила у бурлящего котла, чувствуя себя звеном в непрерываемой цепи древних народных традиций.

В 2015 году довелось приобщиться к приготовлению сумаляка под 700-летней чинарой в   горном местечке Ходжикент -  в "Чинарас", самом необычном из ресторанов Узбекистана, напоминающем экзотический национальный парк.

Пусть всегда в Навруз радует взгляд темное золото сумаляка, сваренного по рецептам наших прабабушек. Пусть будут здоровы наши дети и внуки под мирным небом родной земли.


Фото автора.