A-30

Шусей
Когда Джордж Лукас в перестройку посещал Москву, то просил аборигенов
Блюдолизов организовать встречу с кумиром детства, русским режиссёром
Павлом Клушанцевым*, те даже не знали кто это, так они и не увиделись..

* - Па;вел Влади;мирович Клуша;нцев ( 1910 — 1999) — советский режиссёр, писатель.
Совместил научно-популярное кино с научной фантастикой, положив начало жанру отечественного научно-фантастического киноочерка.
В детстве мечтал стать писателем, однако был вынужден, живя в коммунальной квартире с матерью, зарабатывать на жизнь изготовлением и продажей шахмат. Для этого самостоятельно построил токарный станок.
Закончил в 1930 году операторский факультет Ленинградского кинотехникума.
Был распределён на киностудию «Белгоскино», где проработал четыре года в качестве оператора. Впоследствии перешёл на «Ленфильм», где в 1935 году дебютировал в амплуа режиссёра-постановщика и основал в 1937 году цех комбинированных съёмок. Изобрёл ряд новаторских приёмов съёмки (в частности, получивший широкое распространение люминесцентный метод комбинированной съёмки) и технических приспособлений для комбинированных и трюковых съёмок.
После войны продолжил творческую деятельность на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов. В фильме «Вселенная» (1951) у Клушанцева впервые появляются научно-фантастические мотивы. Кинематографические приёмы, использованные в фильме «Дорога к звёздам» (1957), впоследствии были заимствованы рядом других режиссёров, включая Стэнли Кубрика и Джорджа Лукаса.
В 1962 году увидел свет художественный фильм Павла Клушанцева «Планета бурь», в основу которого была положена одноимённая повесть Александра Казанцева. Непризнанный советской критикой, этот фильм был по достоинству оценён мировым зрителем: права на его прокат приобрели 28 стран мира, а в США вышли две перемонтированные версии данной ленты — «Путешествие на доисторическую планету» (1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968), в которых к оригинальному материалу Клушанцева были добавлены съёмки с участием американских актёров (во втором из этих фильмов также использовались фрагменты другой советской научно-фантастической картины «Небо зовёт»).
После «Планеты бурь» Павел Клушанцев больше никогда не обращался к художественному кино, продолжая работать в научно-популярном жанре вплоть до ухода на покой в начале 1980-х. Всего за годы своей творческой деятельности Павел Клушанцев снял более ста научно-популярных фильмов и сюжетов. Писал детские книги.
На вопрос о том, кто такой Павел Клушанцев, Лукас ответил: «Клушанцев — крёстный отец «Звёздных войн».
В апреле 1992 года известный постановщик спецэффектов Роберт Скотак разыскал Павла Клушанцева в Санкт-Петербурге. Желая сохранить хотя бы крупицу своих знаний, Клушанцев безвозмездно передал Скотаку описания, фотографии и чертежи десятков кинотрюков — около ста своих оригинальных изобретений. Скотак использовал его опыт, например, в съёмках фильма «Титаник», который в 1997 году был удостоен премии «Оскар» за лучшие спецэффекты...