Семейный корень... Шумов И. Х

Яков Неугомоный
                СЕМЕЙНЫЙ КОРЕНЬ
                Часть I

    Прекрасна и необъятна наша Родина и по своему неповторима. Её просторы очень велики: то северных границ - до южных и с западных - до восточных.
    Все республики, все регионы России разнообразны по своим географическим признакам, их богатством, температурному режиму, природной красоте, рельефу местности.
    У многих народов мира существует одна и та же легенда. Жители, живущие в горах или в степях, в лесах или пустынях, разместившиеся на юге или на севере, на востоке или на западе, всегда спорят о том, чья земля краше? Где человеку жить лучше? Спорят-спорят, но никогда не приходят к единому мнению, ещё раз подтверждая тем самым мудрую пословицу «Каждый кулик свое болото хвалит». Что ж, это пословица, действительно не новая, однако вечно справедливая.

    Вот и мне тоже захотелось похвалить «своё болото», каким бы оно не было. И рассказать о моём Алтае - таким, каким знаю его я. Алтай так просто и коротко называют наш край. Далеко за пределами Сибири известен он неповторимыми ландшафтами, богатствами природы и творения рук человеческих, преобразовавших Алтайскую землю.
    Если внимательно посмотреть на карту Алтайского края и мысленно поочередно переместиться в каждый его регион, то воочию убеждаешься в том, что как восхитительны наши земли. Здесь холодная зима и почти среднеазиатское лето. Не окинешь глазом Кулундинские и Алейские степи. Горы Алтай прячут свои вершины в поднебесье, а реки и сотни больших и малых озер то упоительно тихи и ласковы, то стремительны, как молнии и громкоголосы, как ранние грозы.
    Телецкое озеро имеет сотни метров глубины, оно одно из крупнейших и чистых в стране. Не даром его называют «Жемчужиной Алтая». Территорию края пересекает в своем верхнем течении Обь – одна из величайших рек мира.
    Очарование Алтая трудно передать словами, оно словно сконцентрировано в самой атмосфере, которой дышишь.
    Почти четвертую часть всей территории края занимает леса. Причем большой удельный вес составляют ценнейшие породы: лиственница, кедр и сосна, занимающие площадь около двух миллионов семьсот тысяч гектаров. Общий запас древесины в крае в крае исчисляется примерно в шестьсот тридцать миллионов кубометров.
    Не нарушая законов экологии и воспроизводства леса, край может давать до восьми миллионов кубометров древесины в год.
    Природа щедро одарила Алтай своими богатствами. В недрах его залегают железные и полиметаллические руды, золото, ртуть, соль. Еще в далекой древности в предгорьях края добывали прямо с поверхности земли медь и серебряную руду, а из озер Кулунды – соль, запасы которой исчисляются сотнями миллионов тонн.
    Всемирную славу снискали изделия из алтайских драгоценных камней, древесины и пушнины, которыми изобилуют леса бассейна верхнего течения Оби.
    Колоссальные и гидротехнические ресурсы края. Общая длина рек достигает более тридцати двух тысяч километров. Потенциальная мощность водной систем края составляет примерно тридцать миллионов семьсот тысяч киловатт. Это превышает потенциальную мощность водных систем Швеции, Финляндии, Норвегии, Швейцарии и Италии вместе взятых.
    Славится Алтай своими лечебными и оздоровительными ресурсами. Сухой воздух сосновых лесов, обилие солнечной радиации и тепла в летний период, радиоактивные источники, живописные природные ландшафты – всё это создает условия для расширения сети курортно-санаторный учреждений.
    Алтай с его несметными природными богатствами, плодородными землями, массивами лесов, многочисленными реками и озерами привлекал внимание русских людей задолго до завоевания Сибири Ермаком. Вот тот неполный перечень, что имеет в своем арсенале Алтай.
    Наш край находится в азиатской части России, занимая юго-восток Западно-Сибирского экономического района.
    В старину край назывался Алтайской губернией и входил в состав Сибириского округа с центром в Новониколаевске.
    На долю Алтая приходится одна и две десятых процента территории России, но этот процент составляет огромную площадь, равную двести шестьдесят одной тысячи семистам квадратным километрам. На Алтайской земле свободно расположатся Австрия, Греция и Голландия вместе взятые. По своим размерам край превышает такую страну, как Великобритания.
    Протяжённость территории края значительна: с запада на восток между крайними точками, она составляет восемьсот пятьдесят километров, а с севера на юг – девятьсот пятьдесят.
    Расположенный на юге Западно-Сибирской низменности – самой большой равнины мира, Алтай граничит на севере с Новосибирской областью, на северо-востоке с Кемеровской, на юго-востоке с Хакасской и Тувинской автономными областями Красноярского края, на юге с Монгольской и Китайской народными республиками и на западе с Восточным Казахстаном. В состав края входит Горно-Алтайская автономная область с центром Горно-Алтайск. Её площадь составляет девяносто две тысячи семьсот квадратных километров, она почти равна площади острова Куба с населением в девять с половиной миллионов человек.
    В настоящих границах Алтайский край край организован шестьдесят лет назад: двадцать восьмого сентября тысяча девятьсот тридцать седьмого года, когда Западно-Сибирский край был разделен на Новосибирскую область и Алтайский край.
    Административный центр Алтайского края – г.Барнаул, один из старейших городов Сибири, основанный в 1771 году. Расстояние от Москвы до Барнаула через Новосибирск – три тысячи четыреста девятнадцать километров, через Кулунду – на двести километров короче. Всего в крае в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году насчитывалось около шести тысяч населенных пунктов, а с пятьдесят седьмого года – отдельные населенные пункты постепенно начали вымирать, в начале в Чарышском и Солонешенском районах, а затем практически повсеместно по всему краю.
    Расстояние между самыми отдаленными точками внутри края (выходные границы Бурлинского района и выходные границы Кош-Агачского района Республики Алтай по прямой около тысячи километров. Численность населения края на январь тысяча девятьсот семьдесят седьмой год составляла два миллиона шестьсот пятьдесят две тысячи человек. Большая часть населения – русские, однако у нас много проживает украинцев, белоруссов, а также народы других национальностей страны. В Горном Алтае основную массу населения составляют алтайцы и русские.
    До тысяча девятьсот пятьдесят шестого года население главным образом было сосредоточено в сельской местности, где проживало миллион восемьсот семьдесят четыре тысячи человек. В городах и поселках городского типа – семьсот пять тысяч человек. Надо сказать, что заселен крайне везде одинаково: большая численность людей в земледельческих районах и предгорьях Алтайя и меньше населения в высокогорных районах. Так, в Республике Горный Алтай проживает сто пятьдесят пять тысяч человек – лишь около шести процентов от населения края.
    Мысленно окунаясь в историческое прошлое Алтая, невольно ощущает боль в душе за наших предков: как они появились здесь и что пережили на этой земле.
    Потребовались века упорной борьбы людей за освоение алтайских земель и всей Западной Сибири пока все узнали, какие неисчислимые сокровища там их в себе родная земля.
    Но и это одно не решало исторической судьбы сокровищ Сибири. Хищничество российских толстосумов и заграничных грабителей привело к чудовищной экспроприации людей того времени и бездумному опустошению отдельных месторождений ценных ископаемых.
    Только Великая Октябрьская социалистическая революция открыла для Алтая, для всей Сибири новую эпоху. Описать красоты Алтая очень кратко не дает его полной картины. Будет полезным знать о нем более подробно, т.е. с истории: как возрождался Алтай, когда появились первые люди на его земле и в целом во всей Западной Сибири.
    Красоты Алтая много веков топтали всякие нечести, пытаясь завидеть его землями, что им и удавалось сделать.
    Появление первого человека в Сибири, в том числе и на Алтае, началось ещё в ледниковый период и проходило это с трех направлений, из Средней и Восточной Азии и Восточной Сибири, в котором появились первобытные люди – алтайцы. Об этом говорят древние находки, в основном на территории Горного Алтая и Бийского региона. Понятно, что люди появились в древнекаменном веке, более сорока тысяч лет назад.
    Люди на Алтае заселялись небольшими племенами и неравномерно – в основном, это были алтайцы. Поэтому они часто попадали в зависимость от соседних племенных союзов с чужой территории. Так, в 1206 году часть алтайских племен было завоевана Чингизханом, а в 1207 году старший сын Чингизхана – Джучи, завоевал и остальную территорию Алтая.
    Монгольское иго было тяжелым бременем для людей живущих на Алтае. Завоеватели пытались заставить народ больше выращивать скота, увеличивать посевы, с этой целью было построено несколько примитивных оросительных систем, чтобы больше получать продуктов земледелия и животноводства. Весы получаемый урожай хлеба и выращенный скот монголы забирали для своего войска. Но земледелие на Алтае за время господства монголов не увеличилось, а резко сократилось. По этой причине произошел упадок ремесла и торговля с соседними регионами.
    Огромные поборы сборщиков дани и грабежи феодалов разоряли Алтайский народ. Монгольское иго надолго затормозило хозяйственное и культурное развитие Алтая.
    Если вся Россия и часть Европы находилась в рабстве у монголо-татарских феодалов двести тридцать семь лет (1243-1450 гг), то Алтай под этой нечестью находился пятьсот пятьдесят лет (1206-1756 гг). А помогли освободиться Алтайским племенам русские казачье отряды под командованием Ермака, который совершил поход в Сибирь, очищая Россию от этой нечести. Вырвавшись из-под неволи, алтайцы приняли русское подданство, стали расселяться на территории Горного Алтая, а русские крестьяне по всей территории Алтая. Между алтайцами и русскими происходил такой взаимообмен знаниями. Русские племена знакомили алтайцев с пашенным земледелием, применением на охоте огнестрельного оружия, помогали переходить к оседлому образу жизни. В свою очередь алтайцы делились знаниями о природе края. И вот на такой основе закладывалась дружба русского и алтайского народов.
    Алтай с его несметными богатствами привлекал внимание русских людей задолго до завоевания Сибири Ермаком. После изгнания и окончательного очищения алтайской да и всей Сибири от монголо-татарских феодалов и различных ханов, началось новое заселение Алтая русским народом.
    Первые русские поселения на Алтае возникли во второй половине пятнадцатого и первой половине шестнадцатого веков. До этого были небольшие племена русских поселений. На всем протяжении семнадцатого века на территории Алтая царским правительством направлялись в начале небольшие отряды для сбора Ясака-налога, с немногочисленных оставшихся в горных долинах алтайцев. И только в начале восемнадцатого века на пустовавшие местности по верхнему течению Оби и ее притокам стали заселяться русские люди.
    В 1717 году впервые на Алтае основывается Белоярская крепость, это с северной части, а в восемнадцатом году – Бийская – с восточной части. В середине восемнадцатого века была построена так называемая укрепленная линия с юга, протянувшаяся от Усть-Каменогорска до Бийска с крепостями Чарышская и Ануйская. В крепостях и других укрепленных пунктах (форпостах и маяках) царское правительство размещало отряды служащих людей, а позднее казаков. Чтобы снабдить гарнизоны хлебом, царские власти насильно переселяли на Алтай крестьян из соседних губерний и Приуралья. Одновременно с правительственной колонизацией, а иногда и опережая ее, шло самовольное переселение русских людей. Бежавшие от помещичий неволи крепостные крестьяне: рабочие люди с уральских заводов, уходившие от религиозных преследований старообрядцы пробирались на Алтай и основывались здесь мелкие деревни.
    Уходя от неволи помещика и капиталиста, крестьяне и рабочие не знали о том, что попадают в долголетнее рабство царского самодержавия.
    Конечно, это немного легче было, чем у монголо-татарских феодалов, но это тоже было длительное закабаление в рабство на целых сто семьдесят лет (1747-1917 гг).
    Русские крестьяне и «промышленные люди» (охотники, рыболовы), переселялись на Алтай и из северных регионов Сибири, где природные условия не позволяли заниматься земледелием. Таким вот путем путем шло постепенное заселение русскими и другими народами России земель Алтайской губернии. Период этот продолжался практически до 1917 года.
    Заселявшие Алтай люди постепенно начинали его осваивать по всем направлениям. Так началась летопись промышленного освоения Алтая, начиная с заводов и рудников, а сельское хозяйство – с расширения посевов и разведения скота.
    В 1716 году царь Пётр I писал, что он приказал «…в края сибирских … сыскивать серебряные и золотые руды». Вскоре были получены сведения об открытии рудных месторождений в верховьях Оби.
    Об этом узнал богатый уральский заводчик Акинфий Никитич Демидов. Он и прислал своих специалистов на Алтай. Около Колыванского озера они разыскали богатое масторождение меди, заложили рудник и в 1729 году на реке Белой построили завод незвав его Колывано-Воскресенским. Поиски руд продолжались и люди обнаруживали большие места залегания железных и полеметаллических руд. В тридцать шестом году семнадцатого века рудознатец Федор Емельянович Леженов открыл богатейшее Змеиногорское месторождение серебряных руд. Вскоре началась его разработка. Плавка добытой на нем руды произвоилась на построенном Демидовым в 39-44 годах Барнаульском заводе. По приказу Демидова на этом заводе начали выплавлять серебро и золото, добыча которых частным лицам была запрещена. Но ни долго А.Н.Демедов распоряжался своими заводами на Алтае и дал пользу от выпускаемой этими заводами продукцию государству.
    Узнав о том, что демидовские заводы на Алтае заработали на полную мощность и выплавляют драгоценный металл, императрица Елизавета Петровна – дочь Петрь I отобрала эти заводы у Демидова и передала их в собственность царской семьи. Демидову за это было выплачено небольшое вознаграждение за строительство этих заводов.
    С 1747 года заводами стал управлять «Кабинет ее императорского величества». Так называлось особое учреждение, ведавшее имениями, доходы от которых делились между членами царской фамилии.
    Царское поместье – Алтай, был необъятным краем необъятного горя, как называл дореволюционную Сибирь великий русский писатель А.М.Горький.
    На рудниках и заводах было занято много постоянных работников. Для снабжения работных людей заводской администрации и гарнизонов продовольствием требовалось большое количество хлеба и других продуктов. Кроме того, нужно было перевозить руду и массу других грузов на значительное расстояние, так как плавака велась на древесном угле и заводы строились не около рудников, а в тех местах, где было много леса, особенно сосны. Руду к заводам доставляли за сотни километров. Например, от Змеиногорского рудника до Барнаульского медеплавильном завода расстояние было пятьсмот километров.Поэтому очень много требовалось подвод для доставки руды на завод. В начале А.Н.Демидов пытался обойтись вольнонаёмными рабочими из числа беглых, но их не хватало. По его просьбе к заводам начали приписывать крестьян из деревень, а после перехода заводов в ведение Кабинета, число крепостных стало расти ещё быстрее. К заводам были прикреплены не только все поселившиеся крестьяне, но и крестьяне соседних областей. Теперь не только в центральной части России были крепостные, появились и на Алтае.
    Крепостное право не обошло стороной особенно тех, кто был прикреплен к рудникам и заводам. С переходом их в собственность царской семьи, развитие горного производства пошло ещё быстрее. В 1763 году вступил в строй Павловский, в 64 – Сузунский(Новониколаевский) медеплавильные заводы, в 75 – Алейский свинцовоплавильный, в 83 – Локтевский сереброплавильный заводы.
    За вторую половину 18 века ежегодная выплавка золота увеличилась с 80 до 318 тонн. Чтобы увеличить доход от выплавки меди в 1776 году при Суздальском заводе был открыт монетный двор, где до 81 года чеканилась особая «Сибирская монета», а позднее общероссийская медная монета на сумму 300 тысяч рублей. Помимо рудных месторождений крестьяне обнаружили в Алтайских горах выходы цветных камней. Присланные из Петербурга мастера изготовили из них несколько изделий, которые очень понравились императрице Екатерине II и по её распоряжению в 86 году при Локтевсом заводе была открыта шлифовальная фабрика. К концу 18 века Алтай стал одним из крупнейших горнозаводских районов России. В это же время в 67 году начинается промышленная добыча соли на Бурлинском озере. Когда на царском столе появилась привезенная из Бурлы соль, отведав её, Екатерина II тут же издала Указ, в котором говорилось, что «отныне и постоянно подавать на царский стол соль онную Бурлинскую».
    С развитием промышленности русское население Алтая быстро росло и к концу 18 века здесь уже насчитывалось около пятисот населенных пунктов.
    В погоне за легкой наживой царской семьи династии Романовых, природные богатства губернии эксплуатировались односторонне и хищнически. Изучались эти богатства очень слабо. До революции геологичес было исследовано два процента территории. Только после Великой Октябрьской социалистической революции трудящиеся Алтая получили возможность по-хозяйски использовать щедрые дары природы, чтобы поставить их на службу всему человечеству.
    Заново созданная за годы советской власти промышленность с преимущественном развитием машиностроения превратила край в один из индустриальнах центров Западной Сибири. До 1990 года в крае производилось промышленной продукции почти в двести раз больше по сравнению с 1913 годом. Земледелие на Алтае развивалось в условиях, в значительной степени отличавшихся от условий только Европейской России, но и других местностей Сибири.
    На Алтае не было крупных земельных собственников, т.к. крестьяне жили мелкими племенами, разрабатывали небольшие участки под под посевные площади. Но с 1847 года все земли перешли в собственность царского самодержания. Таким образом алтайские крестьяне стали крепостными самого крупного помещика России – царя-батюшки.
    Российские цари, начиная с империатрицы Елизаветы Петровны с 174… года и кончая императором Николаем II выжимали доходы с алтайских крестьян всеми способами крепостного насилия и кабалы. Девять царей – императоров 117 лет угнетали алтайский народ, выжимали из них все, что было возможно, пополняя царскую казну династии Романовых. Крестьяне отрабатывали заводскую барщину до 1861 года, поставляли рекрутов для обязательной работы на царских заводах и рудниках, личных повинностей. Выполняя эту барскую работу, они жили в казармах и были оторваны от земли, от своего хозяйства на длительное время, т.к. они все находились на военном положении.
    Это привело к разорению значительную часть крестьянских хозяйств. Многие из них не имели экономических возможностей обрабатывать даже небольшие участки земли. В пятидесятые годы 19 века одна треть трудоспособного населения алтайской деревни была наемными батраками. Натуральное хозяйство, отрыв от рынка сбыта, отвлечение крестьян на выполнение барских работ крепко тормозили развитие сельского хозяйства. В 1841 году во многих уездах губернии посевы составляли менее одной десятины на душу. Доходы царя получаемые от эксплуатации крепостных крестьян выражались в миллионах рублей в год.
    В 1828 году «Ясак», взымаемый мехами с населения Горного Алтая составлял более четырех миллионов рублей.
    Не принесла никакого облегчения крестьянам и реформа 1861 года, отменившая по всей России императором Александром II крепостное право. Процесс «освобождения» крестьян затянулся на Алтае на длительный период, чем в остальных регионах России. Пережитки крепостничества здесь сохранились после реформы Столыпина наиболее полно. Крепостное право было отменено, но царское самодержание по прежнему оставалось собственником алтайских земель. По Указу, отменившему горнозаводскую барщину, бало определено, что алтайским «…крестьянам временно оставлены бывшие в их распоряжении земли в пользование, а не в собственность». Приписные крестьяне не имели права сдавать землю в аренду, или продавать ее. Им было запрещено без разрешено менять свое местожительство. Крестьяне считались «временно обязанными». За пользование землей, независимо от величины пахатного участка, они обязаны были платить оброк в размере шесть рублей с души в год. Из этой суммы четыре рубля пятьдесят копеек шли царю в кошелек, а один рубль 50 копеек – государственному казначейству. Земельный оброк составлял значительную часть бюджета крестьянской семьи. Фактически плата была больше, т.к. царь узаконил на Алтае общинную форму землепользования, и каждый член общины обязан был нести всю тяжесть платежей, падавших на общину в целом. Община обязана была платить за умерших, выбывших и нетрудоспособных. Прикрепленные к общине крестьяне обязаны были платить оброк за пользование землей даже и в том случае, если фактически не получали надел.
    Уравнительный подход к сбору денежного оброка с крестьян ложился главной тяжестью на бедняцкие и середняцкие хозяйства и усиливал расслоение крестьянства. Оброк платили и те крестьяне, которые при крепостном праве не были общинными, хотя и проживали на территории царского имения. Они также были превращены во «временно-обязанных». Таким образом доходы царя-помещика Алтая увеличились, а для крестьян возросло бремя платежей. Помимо оброка крестьяне платили так называемые «мирские платежи», «Межевые сборы». Несмотря на то, что много земель находилось в пользовании крестьянства, большая их часть-помещика на Алтае была не занята, она просто пустовала из-за малочисленного заселения Алтая. В основном это были Кулундинские и Алейские степи. С целью увеличения сборов от арендной платы и подушного оброка, в также под влиянием массовых крестьянских бунтов и восстаний из-за малоземелья в центральной части России, царское правительство в 1865 году разрешило переселение в Сибирь, в том числе и на территорию Алтайской губернии.
    С 1899 года алтайские крестьяне стали наделяться землей. Подушный денежный оброк заменялся подземельной платой. Вместо прежнего шестирублёвого оброка крестьяне должны были ежегодно в течение порока девяти лет вносить выкупную плату, во много раз превышающую фактическую цену земли. И только в 1949 году земля должна была полностью перейти в собственность крестьян.
    Но Октябрьская революция освободила их от кабальных платежей, которые алтайское крестьянство должны были платить царю-батюшке. Большие выгоды принесло землеустройство алтайским кулакам. Многие из них превратились в крупных капиталистических предпринимателей. Установив связи с внешними и внутренними рынками, они стали поставщиками масла, сыро, мяса, шерсти, меда, и других сельскохозяйственных продуктов. Наряду с усилением кулацких хозяйств быстро увеличивалась бедняцко-батрацкая часть деревни, эксплуатировавшаяся кулачеством.
    Вот так возрождался Алтай с его красотами, богатствами, народом, который его заселял. Нет ни одного уголка земли, где бы так тяжело шло становление, как на Алтае. Народ Алтая перенес муки Чингисханов и монголо-татарских феодалов, царей-помещиков династии Романовых, в также своих внутренних помещиков и кулаков, которые жестоко расправлялись со своим народом, извлекая для себя огромную выгоду, обогощаясь на бесплатном человеческом труде. Все выжимали из простого народа, но он выжил, перенес все тяготы на своих плечах и приступил к строительству новой жизни, которую им доверила Советская власть.


Часть II

    Чарышский уезд (район) – это один из уникальных регионов Алтая. Он расположен в юго-западной части края и граничит с севера с Усть-Калманским, с запада – Краснощековским, с северо-восточной стороны – с Солонешенским райономи, на юге – с Горно-Алтайской автономной областью. Это самый живописный район края после Горно-Алтайской области и находится он в трехстах тридцати километрах от столицы края города Барнаула. Его величавые леса богаты ягодами, грибами, зверьем. В районе очень много древисины ценных пород – кедр, лиственница, сосна, пихта, знаменитая сибирская белая береза. Все территория района гористая, равнин нет, есть отдельные небольшие увалы, грибы. Примерно 10-15% гор без леса, они как правила каменистые, что является богатейшим сырьем (щебень) для хозяйственного строительства, и ремонта дорог.

    Общая площадь района в существующих границах составляет 6700 квадратных километров. В 1940 году по всей территории района было расположено 35 населённых пунктов, а к началу 1960 года их резко сократилось. Причин я считаю было 2 - это в пятидесятых годах началось укрупнение колхозов и мелкие посёлки просто автоматически вымирали и вторая причина - большая миграция, особенно молодежи из-за того, что не было хороших дорог, которые связывали бы районы с краевым центром. Вот из-за этих причин в районе численность населения резко сократилась. На январь 1985 года в районе было 16100 человек. Все села и поселки были построены в логах, ущельях, вдоль рек и мелких речушек, вблизи родников, которые прорываются из-под земли.
    Столица района - село Чарыш - расположено по правому берегу реки Чарыш, вдоль крутых каменистых гор. Это очень красивое место, особенно сейчас, когда село благоустраивается и особенно красиво оно в летний период.
    Чарыш - чистейшая горная река, протяженность которой 547 километров. Проходит она через весь Чарышский район. Площадь бассейна 22 тысячи квадратных километров. В нем самая чистая и холодная вода и очень быстрое течение. На всем протяжении реки Чарыш в него впадает очень много горных рек и речушек и родников. Чарыш - это левый приток Оби, судоходный на 83 километра. В этой реке водится самая деликатесная рыба - сибирский хариус, таймень и много другой рыбы. Вот такая она река Чарыш, на которой стоит районный центр село Чарыш и очень много населенных пунктов, начиная от Горного Алтая и до его устья, где он впадает в реку Обь.
    В июне 1995 года селу Чарыш исполнилось 236 лет. С 1765 года это была казачья станица, а в начале 19 века переименована в Чарышский уезд. По всем предположениям Чарышскую землю заселяли казаки, которые направлялись царем для сбора налогов, охраны заводов и рудников и старообрядцы. Значит, мои пра-прадеды и деды заселялись в горных местах Малого Бащелака примерно в конце 15- начале 16 веков. Вот поэтому я и называю всех своих родственников коренными сибиряками-алтайцами. Первое поколение Шумовского рода основало хутор в двадцати километрах от центра села Чарыш, в трех километрах от хутора Ивановки и в двух - от волостного центра Малый Бащелак, который протянулся между гор по лощине вверх по речке Большой Бащелак. И название хутор получил - Шумовская, в честь первых поселенцев Шумовых. В конце 19 века клан Шумовых был очень большой, только на хуторе Шумовская в начале 19 века жили три брата Шумовых: Трофим Семьенович и Архип Семьенович. Много дядей, сродных братьев и сестёр моего отца жили и здесь на хуторе и в Бащелаке. Вскоре Кирилл Семьенович покинул хутор и со своей семьей переехал в Горный Алтай в деревню "Кордон", которая находилась в шестидесяти километрах от села Чарыш. Дорога до Кордона проходила вверх по реке Чарыш. Летом ездили верхом на лошадях, а зимой - на санях. Мне приходилось один раз проезжать по этой старой дороге вверх по реке Чарыш в 1966 году в марте, но не на лошадях, а на машине в Бийск через Горный Алтай. Но это было уже вторая половина двадцатого века, века прогресса, науки, механизации. Поэтому не было никаких проблем, чтобы ездить на машинах, а не на лошадях на довольно длинное расстояние, особенно зимой.
    Хутор Шумовская был расположен под небольшой горой под названием "Плакун", на правом берегу реки Бащелаченок. От левого берега речки простирался луг в два с половиной квадратных километра, а затем снова начинались горы.
    Место было необычайно выгодное. Здесь сочетались поля под пашни и сенокосом и для пастьбы скота в летний период и были ягодные места. А речка Бащелоченок в то время была богатой рыбой. Вот в таких красотах, живописнейших местах того времени и жили мои предки. В основном каждая земли под пашню и сенокос, и никто ни на кого не батрачил. Все работали на своих участках своими семьями. Эти регионы как-то обошли стороной демидовские заводы и рудники, и крестьяне не были приписаны к ним, но все царские оброки платили исправно. Чарышский уезд в то время не был задействован в промышленности, но молодые крестьяне проходили службу, отдавая свой долг царю и Отечеству. Была правда и царская охрана из числа казаков, которая следила за порядком в уезде и собирала царские налоги с крестьян.
    Вспоминая прошлое, моя мама любила рассказывать о том, как деды, а потом и они с отцом жили единолично хорошо. И этому можно верить, потому что горный воздух, природа, растительный и животный мир, (а всем этим и был богат в то время наш регион), можно было жить и наслаждаться всем тем, что дала природа, хотя и труд был непосильный, все работы в поле и дома выполнялись примитивными орудиями труда. У деда Трофима Семьеныча было среднее хозяйство: девять запряженных лошадей и племяной жеребец, восемь-девять дойных коров, полтора десятка овец и птица. Под такое хозяйство он имел несколько десятков десятин земли, где сеял хлеб, ставил сено для скота. Для обработки земли орудия труда были примитивны, это деревянная соха с железным наконечником, бороны, а хлеб жали серпами и молотили цепями. Имея такое хозяйство, дед обрабатывал все своими силами, своей семьей, а в разгар уборочных работ была взаимная помощь между родственниками.
    Когда образовались уезды и волости, дедушку Трофима народ избрал председателем волости в селе Малый Бащелак, хотя он совершенно был неграмотный, не умел ни писать, ни читать. Благодаря хорошей памяти и личному трудолюбию, он добросовестно исполнял возложенные на его народом обязанности, совмещая со своей личной работой. Люди, живущие на территории волости уважали дедушку за его трудолюбие.
    По своему характеру он был строгий человек, своенравный, любил честность и справедливость по отношению к себе и окружающим его людям. Бабушку и детей не обижал, но любил и требовал от семьи четкого исполнения своих обязанностей по дому. Был немногословен и не любил дважды повторять одно и тоже поручение. Много любил работать сам, этому приучал и своих детей: быть трудолюбивыми, уважать людей и всегда быть честными перед народом. Он не любил поздно вставать и рано ложиться спать. И делал это все время четко. Даже в великие божественные праздники когда казалось бы можно подольше полежать в постели, все равно вставал рано, а за ним вставала и вся семья, готовила праздничный завтрак. Мужчины в это время управлялись по хозяйству со скотом, а женщины доили коров, поили телят, кормили птицу, а бабушка в это время колдовала у печи. Дедушка был полным хозяином в доме и без его согласия никто не мог решать какие-либо вопросы, даже по хозяйству. Детей у деда с бабой было двадцать человек, но в живых остались только четверо: мой отец, Харитон Трофимович, по счету шестнадцатый, дядя Василий Трофимович и две тетки - Татьяна Трофимовна и Анна Трофимовна. Коль мой отец был старшим в семье деда с бабой, то в девять лет он наравне с дедушкой выполнял всю работу, как которую требовались по настоящему мужские руки. Вот почему моего отца всю его жизнь мучили паховые грыжи, так как с раннего детства исполнял тяжелы и надсадился.
    Сопоставляя современную жизнь с той, невольно вспоминаете, каким было трудным то детство в котором воспитывались мои родители, мой брат и сестры, да я сам уже в тринадцать лет стал работать самостоятельно в колхозе и только после Великой Отечественной войны советское правительство приняло решение о том, чтобы молодое поколение занималось больше учебой, а если шли на работу, то в возрасте не моложе 16 лет с согласия профсоюзных организаций и родителей. Цель советского правительства была одна - чтобы молодое поколение было грамотным и физически здоровым.
    Отца моего дедушка женил в 17 лет, так и не дав ему насладиться своей юностью, погулять с девчатами, боялся, что отец может разбаловаться. Да и вообще в то время детей женили и выдавали замуж в раннем возрасте, не давая познать всю красоту любви, выбрать себе спутника или спутницу жизни по любви, самостоятельно. Выбирали снох по своим сугубо строгим законам. Любят ли молодые друг друга - это сильно не бралось во внимание, а все решалось деловыми качествами родителей. Если родители с той и с другой стороны хорошие, не пьющие, хорошо работают, имеют хорошие хозяйства, то и дети этих родителей считались хорошими, трудолюбивыми, хозяйственными, а любовь по их мнению придет потом, позже, когда появятся первые дети. Перечить тут молодым не давали, и они, молодые, соглашались со старшими, что так должно и быть, этого требовал закон того времени. И такая система в частности в Чарышском районе существовала практически до шестидесятых годов двадцатого века. Так вот и произошло с моими родителями.
    За мамой бы пытался ухаживать другой парень, а замуж она вышла за моего отца и лишь только потому, что дедушка Ефим был хорошим семьянином - трудолюбивый, хозяйственный и непьющий человек. Поэтому дедушка Трофим и женил моего отца в 17 лет, зная о том, что его могут опередить, так как маме было уже восемнадцать.
    До появления детей отец с дедушкой жили вместе, но когда стали появляться дети, его внуки, то дедушка принял решение отделить отца сделать его самостоятельным хозяином, а для этого надо было отцу строить дом. И здесь еще раз хочу напомнить о трудолюбии деда, как он умел работать.
    Дом отцу был построен за полгода, причем из нового лиственного леса. За зиму заготовили и полностью вывезли весь лес: как на дом, так и на все надворные постройки. Когда пошла оттепель, его ошкурили и до постройки дома он, ошкуренный выветривался на солнце. После проведения весенне-полевых работ начали строить дом и к началу сенокоса, т.е. за два месяца он был уже построен.
    Как это происходило практически? Я уже говорил о том, что дедушка не любил долго спать. Коль он был председателем волости, то днем был занят на работе, домашние дела он успевал делать до начала работы в волости. И второе самое важное для дедушки было то, чтобы ему никто не мешал. Он сильно переживал, если где-то попадал в какую-нибудь ситуацию и особенно если куда надумал ехать. Поэтому они с отцом вставали рано, запрягали своих девять лошадей и ехали в лес.
    До леса нужно было ехать примерно шесть километров, на легких они доезжали быстро и начинали валить лес. Свалив девять листвинец, обрабатывали их на определенную длину, загружались и к завтраку уже возвращались из леса домой. На обратном пути дорогу они занимали длиной более двухсот метров, так как каждая лесина по двадцать метров удлиняла обоз из девяти лошадей на это расстояние. Мужики, которые поздно выезжали из дома навстречу обозу, начинали ругать деда за то, что им приходиться уступать дорогу, съезжая в снег и ждать, пока пройдет обоз более двухсот метров длиной.
    Приехав домой, дедушка позавтракав отправлялся в волость на работу, а отец с младшим братом Василием разгружали подводы и готовили их к следующей поездке. Что характерно, на сруб дома лес подобран весь одинаковый, одного диаметра. Отцовский дом простоял практически более сорока лет и стоял бы еще столько, если бы не снесли хутор полностью во второй половине 60-х годов двадцатого столетия.
    В 1958 году мне пришлось побывать в доме отца, в нем когда-то был размещен Красный уголок фермы. Я очень удивился тому, как он был сработан одним топором. Простояв столько лет, дом не перекосился, не осел на тумбах, потолки были раскрашены в разные цвета, чувствовалось, что когда-то в нем было очень красиво. Чем можно позавидовать нашим предкам - это их трудолюбию, высокому качеству выполненных работ. Не любили они делать как мы порой: шаляй-валяй, а делали все прочно, добротно, навека.
    За свою дедушка построил три дома: себе, моему отцу и дяде Василию - второму своему сыну на хуторе Ивановка. Дома сыновьям он строил после Великой Октябрьской революции - отцу в 1920 году и дяде Васе в 1922 году.
    Но когда началась революция, (а она не обошла стороной и Чарышский район), когда с погромом прошел Колчак по территории уезда, а в целом и края, моим родителям пришлось покинуть на некоторое время родные края и уехать за его пределы. Когда отец уже был без своих родителей с семьей в десять человек снова в 1940 году вернулся на свою Родину, то выселить людей из своих домов не мог. В то время на хуторах и селах были организованы колхозы, в этих домах жили люди. И только колхоз под заработанные трудодни выделил отцу старую хату, в которой мы прожили до сорок девятого года, практически восемь трудных лет.
    Бабушка Прасковья Васильевна по отношению к дедушке Трофиму была очень доброй женщиной. Как мать очень любила своих детей, а когда стали появляться первые внуки, то и к ним она также относилась с большой любовью. Любила своего мужа, никогда ему ни в чем не перечила, занималась воспитанием детей и внуков и полностью вела все домашнее хозяйство. Хотя мои родители жили уже отдельно, присутствие деда и бабушки по ведению домашнего хозяйства ощущалось и у них. Они как бы осуществляли общее руководство, потому что позже уже отделился и дядя Василий, да и жил вроде бы в другом хуторе, но подчинялся также как и мой отец дедушке с бабушкой.
    Я уже говорил о том, что детей у дедушки с бабушкой было двадцать человек, но живых осталось только четверо - два сына и две дочери и они вместе прожили до 1929 года. Сестры моего отца, достигшие девичества, так и не выходя замуж, Анна умерла от голода на Бухтарме вместе с дедушкой и бабушкой, а Татьяна решила вернуться в Чарыш обратно, но по дороге потерялась и ее так и не нашли. Дядя Вася со своей женой Соломеей и детьми в двадцать девятом году покинули хутор Ивановку и переехали в Солонешенский уезд, в деревню Черемшанка. Там и умерли в начале пятидесятых годов. Их детей Григория и Михаила мне тоже не пришлось видеть и какова их судьба сейчас, тоже неизвестно.
    Что касается родителей моей мамы, то здесь очень драматическая ситуация. Мама называла себя суразкой, (раньше если женщина рожала детей без мужа, то дети назывались суразами) и не знала своего родного отца. С двух лет и до восемнадцати воспитывалась в чужих людях. Первые ее родители были Чирковы. Это была занятная богатая кулацкая семья в Чарыше. Последние родители, воспитавшие ее до восемнадцатилетия выдали ее замуж - это дедушка Ефрем Панфилович и бабушка Харитонья Ефимовна Унжаковы. Она по существу стала старшей дочерью в семье Унжаковых. Я так же не знаю дедушку и бабушку - новых родителей мамы. Все это взято со слов мамы, сестер Феклы и Фитиньи. Правда, позже, а точнее в сорок восьмом году когда мне было двенадцать лет, я познакомился со своей родной бабушкой Александрой Петровной, но чувства любви и уважения, как и уважения всей семьи к ней не было. Я ещё до бабушкиного приезда знал с трагической судьбе мамы, поэтому чувства любви и восторга от того, что она появилась у меня не было. Жила бабушка сама по себе, правда, пыталась как то перед мамой загладить свою вину и в то же время хотела командовать ей. Но это у нее не вышло, ее указания никто не выполнял и практически никто не обращал на нее внимание: живешь себе, ну и живи. Прожила бабушка у нас около года, поняв, что отношение к ней недоброжелательное, хотя никто ее не обижал, требования ее к ней со стороны мамы не выполнялись, а папа вообще не вмешивался в их споры и она снова уехала к своей старшей дочери Мавре Ивановне в Тулату Чарышского района. Больше о ней ничего не было слышно.
    Перед тем, как бабушке уехать от нас случился такой эпизод. В сорок девятом году приехали к нам в гости из Курска Петропавловского района сестра Фекла с мужем Федором. И бабушка решила внучке Фекле пожаловаться на маму и говорит ей:«Мать твоя не обращает на меня никакого внимания. Что сварит, испекёт и в первую очередь кормит мужа, детей, а потом меня садит за стол. Ты поговори с ней, чтобы о на больше уделяла на меня внимания». Внучка Фекла ей ответила:«Я бы на мамином месте вообще тебя держать не стала за такое отношение к ней с детства. И говорить ей ничего не буду. Моли бога, что тятя с мамой тебя еще держат». Видимо слова внучки дали ей понять, что она совершила в молодости и больше не стала у них жить. Уехав от нее она вскоре померла, на похороны, насколько я помню, мама с папой не ездили. Мама с своей сестрой Маврой роднились до определенного времени, но и у них потом потерялась связь. Мне, прожившему шестьдесят с лишним лет, до сих пор не приходит в голову то, как бабушка Александра набралась такой наглости приехать к маме и наводить порядки после такого случая. Почему так случилось, что мама воспитывалась с двух лет в чужих людях, перенесла столько горя и не знала своего родного отца, бабушка Александра решила маму, т.е. свою дочь, утопить в реке, но не смогла, проезжие люди помешали ей. С маминого рассказа было это так. Бабушкин муж, дедушка Иван, находился на действительной службе и она нагуляла маму с другим мужчиной. Аборт видимо сделать не смогла, побоялась бога и родила маму. Прошло два года, бабушка получает известие о том, что муж ее, отслужив действительную службу, возвращается домой. Чтобы не допустить конфликта (он все равно состоялся, потому что шило в мешке не утаишь, а в деревне все знали, что у бабушки была суразка-девочка) она принимает решение избавиться от нагуленной дочери и решила ее утопить в реке. И вот, однажды в солнечный день, мать придя с девочкой на реку Чарыш, стала бросать ее в воду. Но девочка испугавшись вцепилась ручонками за шею матери, закричала. Мать не смогла оторвать сразу девочку от себя, а это время она увидела недалеко от того места, где хотела бросить её в воду, ехавших на двух подводах переселенцев. Поняв, что девочку не утопить, она подбежала к ехавшим людям, бросила девочку в телегу и сама убежала. Так бабушка спасла маме жизнь, но она оказалась совершенно у незнакомых людей, которые ехали на новое местожительство, в село Чарыш.
    Восемь лет скиталась мама по разным людям, пока не попала в дом к кулакам Чирковым, которые удочерили ее, но как дочь не держали, а была она у них как домработница и кормили они ее очень плохо. Как рассказывала мама, всю работу по дому она выполняла самую трудную, а есть приходилось объедки и со свиньями. «Понесу пойло свиньям, наливаю им в корыто, а сама выбираю картошку, кусочки хлеба и ем.» Вспоминая её рассказ у меня наворачиваются слезы на глаза и поднимается такая ненависть в душе на таких людей, которые так по зверски относятся к своим детям.
    Прожила мама так три года и набралась смелости сбежала от Чирковых. Снова осталась на улице, ходила из двора во двор, из деревни в деревню, просила милостиню, нанималась работать, пока не попала в Малый Бащелак. И вот здесь, в Бащелаке, она нашла себе приют, кров у хороших людей, которые её удочерили, воспитали и выдали замуж. Это и были Унжаковы – Ефрем Панфилович и Харитонья Ермиловна. Вечная им память и низкий поклон от всей нашей семьи большой в то время, которые воспитали нашу маму. Со слов мамы, когда она была уже взрослой девушкой, узнала о том, что придя со службы муж бабушки Александры и узнав о том, что произошло, он сильно избил бабушку, возможно и выбил ей глаз, так как на правом глазу у ней было бельмо и требовал от неё, чтобы она разыскала девочку. Но это было безрезультатно, так как девочка была узаконена у других родителей и мама практически возненавидела свою «родную» мать.
    У деда Ефрема и бабушки Харитоньи были и свои дети: сын Анфиноген, дочери Екатерина и Евдокия. И так как мама была старше тети Кати и дяди Анфиногена, она так и осталась старшей сестрой. Мама очень гордилась новыми родителями, что они её приняли хорошо. Как старшая она присматривала за Катей и Анфиногеном, а когда родилась ещё дочь Евдокия, то с ней она и вовсе вовсе водилась. Все они жили дружно и любили друг друга. Я хорошо помню, когда в сорок шестом году приехал к нам в гости, а точнее за беженками дядя Анфиноген Ефремович, у которого были свои дети достаточно взрослые и сам он бывший фронтовик, но маму он никак больше не мог назвать, как няня, а папу – браткой. Позже приезжала тетя Дуся, младшая сестра мамы, у ней вроде бы жизнь немного складывалась по другому, она была боевая, с риском в жизни, всегда говорила: "Чтобы прожить, надо рисковать один раз, но сколько жила у нас так и висела на шее у мамы и кроме как "дорогая моя нянюшка", она маму тоже никак не называла. Признаюсь, что тетя Дуся очень крепко любила и меня, т.к. я был последний у мамы и ко мне больше всего было обращено внимание, но тетя Дуся вообще готова была носить меня на руках, но я достаточно уже был взрослый. Мы с ней переписывались, когда я служил в армии, обменялись фото, у нее тогда уже было 2 сына и жила она в Казахстане, но впоследствии затерялись адреса и какова её судьба сейчас не могу сказать.
    Особенно часто рассказывала мама о дедушке Ефреме. Какой он был хороший человек, каковы его нравы, как он относился к бабушке, к своим детям. По ее словам дедушка по характеру был мягким, добродушным, человеком, но любил, чтобы везде был порядок, чистота в доме, не любил, чтобы его обманывали, все должно быть честно и справедливо. Он был лысый, но круглый год ходил без головного убора. И если зимой мороз до сорока градусов и более, то он закрывал уши специальными наушниками. А когда парился в бане, то на голову надевал катанную из овечьей шерсти шляпу, и кожаные галицы на руки. Парился очень сильно, бабушка Харитонья, лежа у двери на полу поливала на каменки воду создавая жар, а он лежал на полке и березовым веником парил себя. Делал он это в два захода. Напарившись, выходил из бани, обкатывал себя холодной водой (если зимой, то вода со льдом) и снова на пориться в таком же жару. Окончив вторую процедуру паренья, снова окупывал себя двумя ведрами холодной воды, одевался и шел в дом отдыхать. После его ухода бабушка открывала дверь бани, наливала себе воды и мылась на полу, так как встать на ноги во весь рост было невозможно из-за высокой температуры. Вот такого дедушку Ефрема любила бабушка Харитонья. Любовь, конечно, была у них взаимной да и без этого и не могло и быть ничего, коль они воспитали таких хороших четверых детей. Когда они покинули Малый Бащелак, а это было в двадцать девятом году, и переехали в г.Бийск, то дедушке Ефрему стыдно стало ходить по городу без головного убора и он купил себе шапку и начал её носить. Но вскоре у него стала болеть голова и он от воспаления головного мозга умер в возрасте пятидесяти пяти лет в начале тридцатых годов. В Бийске остались жить дядя Анфиноген, тетки Екатерина и Евдокия и бабушка Харитонья. В каком году умерла бабушка - наверное, в конце тридцатых годов. Вот такими были мои деды с отцовской и материнской стороны. По характеру они были разные, но трудолюбие и воля к простой крестьянской жизни была общая. Они не любили бездельников и лодырей, сами трудились практически от зари до зари, чему и приучали своих детей. А это у них была самая главная цель в жизни - дать детям все то, что они умели делать сами. Сделать детей потомственными крестьянами на исконно родной земле, которую они обрабатывали всю свою жизнь и кормились от этой земли. Конечно, их реальные мечты до конца не сбылись, т.к. жизнь не стоит на месте, а движется вперед и вносит свои коррективы.
...И так, 1929 год, год начала трагических испытаний для всей моей семьи и особенно для моего дедушки Трофима. Какие были для него проблемы: это прежде всего дедушка был освобожден от должности председателя Волости. С полной победой социализма по всей стране все было переименовано, уезды в районы, волости – в сельские Советы, и на руководящие должности были избраны грамотные, по тем временам, депутаты. И вторая проблема – это дедушка Трофим, не поняв сути в области новой перестройки в России, в деле установления новой власти, новой жизни, как в городе, так и в дереве он этому не поверил. Видимо он испугался ещё и того, что зная какие события происходили в стране, в крае по борьбе с кулачеством, дедушка решил покинуть Алтай...