Певец по имени Т

Александр Разбойников
Introductio... introversio … interpretatio*

***

Тангейзер.
(певец по имени Т.)

Ребёнок, - чистый лист бумаги,
где Жизнь напишет... что-нибудь:
ублюдка смерть, в гнилом овраге,
иль космонавта звёздный путь.

А между этими кривыми**...
глухая масса... без конца,
...с зрачками белыми, пустыми, -
в глазницах тусклого лица.

Кто студень этот растревожит
разбудит дремлющую мглу?!..
На нём Господь ладони сложит, 
и припадёт к его челу...

«Се божий раб, се Человек! -
взвестит Иисус, над целым миром, -
он мысли... музыкой облек, -
став Мастером, а не Сатиром!..

В крови рождён... я - Божий Сын,   
Марии муками ...исторгнут,
и, обречённый жить один,
Отцом был... к миссии повёрнут:

За все грехи, за всех людей
нести Крест казней небывалых,    
хоть мне представил Асмодей,
соблазнов, искусов немалых,

Но был повержен... и не раз, -
Аида мерзостный хозяин.
Вперёд, на тыщи лет, вас спас
от городов и до окраин!..

«Тангейзер» ищет... честь, хвала -
тому, кто промыслом побужден,
(знать искра божья в нём жива),
ему удел нелёгкий сужден:

Найти то, многое в немногом...
И ведь богатства там - не жди,
за неизвестности порогом...
Возможна гибель, впереди...».


* - Introductio... начальная часть объемного сочинения,  вступление... introversio... направленность объекта на субъективное психическое содержание, на внутреннюю активность, предполагающую уход в мир воображения и размышлений, с накоплением энергии либидо в его внутреннем мире... interpretatio... творческое раскрытие образа, темы или музыкального произведения, основанное на собственном ощущении создателя: либо трактовка, созданного ранее...

** - парабола и гипербола (понимайте так, как вами воспринимается.. авт.)

(коллаж авт. из Интерфото:

Картина Джона Кольера к опере «Тангейзер».

Композитор Рихард Вагнер.

Плакат, посвящённый постановке спектакля «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета...)


Послесловие:

Либретто оперы.

Грот Венеры. Когда-то смертный Тангейзер проник сюда, добился любви Венеры и проводил жизнь в наслаждениях. Но теперь он тяготится этим состоянием и мечтает о земле, звоне колоколов и смене времён года. Он поёт песнь, в которой прославляет Венеру и чудеса её царства, но снова и снова просит отпустить его на землю. Его не пугают возможные тяготы - вечное наслаждение не подходит для смертного. Венера тщетно уговаривает Тангейзера остаться. В конце концов, она в ярости говорит, что люди отвернутся от него и он сам, униженный, будет искать путь назад. Тангейзер призывает Марию, и при упоминании имени Богоматери Венера и её грот исчезают.

Тангейзер оказывается в долине под Вартбургом. Мимо проходит процессия паломников, направляющихся в Рим. Тангейзер в раскаянии думает о своих грехах.
Появляется охотничья процессия рыцарей. Когда-то Тангейзер поссорился с ними и гордо покинул их круг, но теперь они, особенно Вольфрам, готовы помириться и просят его остаться. Тангейзер долго отказывается, пока Вольфрам не упоминает Елизавету, дочь ландграфа, которая после исчезновения Тангейзера затосковала и перестала посещать певческие состязания. Тангейзер соглашается принять участие в предстоящем состязании.

Замок ландграфа. Входит радостная Елизавета. Из её разговора с Тангейзером, стоящий в глубине, Вольфрам понимает, что сердце Елизаветы отдано Тангейзеру.
В зал входят гости, приглашённые на певческое состязание, они прославляют ландграфа, покровителя искусств. Ландграф задаёт тему для состязания: участники должны раскрыть в своих песнях сущность любви. Победитель получит награду из рук Елизаветы. Первым выступает Вольфрам, он воспевает чистую духовную любовь - преклонение, не требующее ничего взамен. Тангейзер отвечает ему, что без наслаждения любовь не имеет смысла. Рыцарь Битерольф поёт о том, что готов мечом защищать добродетель, оскорблённую Тангейзером, слушатели тоже возмущены словами последнего. Тангейзер окончательно теряет голову и говорит, что сущность любви знает лишь тот, кто побывал в царстве Венеры. Начинается скандал, возмущённые дамы покидают зал. От расправы Тангейзера спасает Елизавета, напоминающая всем, что Спаситель когда-то пострадал и за грешников. После этой речи Тангейзер в ужасе осознаёт, как он на самом деле оскорбил Елизавету. Ландграф приказывает ему отправиться в Рим вместе со второй группой паломников и получить прощение от Папы.

Долина под Вартбургом. Елизавета с волнением ожидает возвращения паломников. Вольфрам наблюдает за ней в отдалении и надеется, что её молитвы будут услышаны. Приближается процессия, но Тангейзера нет среди возвратившихся. Елизавета молит Богоматерь о своей смерти, чтобы потом попросить самого Бога о милости для Тангейзера.

Вольфрам остаётся один. Он поёт знаменитую песню о вечерней звезде, которая должна поприветствовать отлетающую душу.

Появляется Тангейзер в изорванном одеянии пилигрима. Он ищет путь назад в грот Венеры. По просьбе Вольфрама он рассказывает о паломничестве, о своём раскаянии и о жестокости Папы, который сказал, что такой грех, так же не может быть прощён, как не может расцвести его посох. После проклятия людей Тангейзер надеется найти утешение на груди Венеры. Вольфрам пытается воспрепятствовать этому новому греху. Появляется Венера, зовущая Тангейзера. Приближается похоронная процессия. Вольфрам говорит, что молитва Елизаветы будет услышана. Венера исчезает, Тангейзер умирает с именем Елизаветы на устах. Новая группа паломников рассказывает о чуде: в руках Папы расцвёл сухой посох.
Все славят милость Творца...