Книга пророка Цфании - Софонии

Арье Ротман
 
1.
Слово Господне к Цфанье бен Куши
бен Гдалья бен Амарья бен Хизкия,
во дни Йошиягу бен Амона, царя иудейского.

Молвил Господь:
Все и вся истреблю с лика земли:
человека и скот, птицу небесную и рыбу морскую.
Идолов – преткновение нечестивых – вместе с паствою их.
С лица земного сотру всю мерзость людскую!
Слово Господне.

Десницу карающую занесу над Иегудой и Иерусалимом –
погибель граду и всем его жителям!
Баалов до единого истреблю,
жрецов идольских и храмов служителей.
Всех поклоняющихся светилам небесным,
простирающихся ниц на кровле дома –
поклоняются Господу, Им клянутся,
и тут же зароки дают Милькому1,
именем царским скрепляют обеты.
Всех богоотступников покараю –
не взыскали Господа, не взывали,
не молили, не алкали ответа.

Умолкните же пред Ним, ибо день Всесильного близок!
Жертву уготовал и освятил Господь,
пир званых, трапезу знати.
Попируем при жертве Господней!
Там царевичей и князей помяну,
вельмож, облеченных в иноземное платье.
Помяну в тот день чтящих Дагона –
нечестивцев, скачущих через порог2.
Помяну всех оскверняющих дом Мой,
полнящих грабежом и обманом Божий чертог!

И будет в тот день – говорит Господь –
вопль разнесется от врат Рыбных,
от Мишне вой, на высотах глас гибели.
Возопите, живущие в Махтеше3, ибо горе люду торговому:
истребятся обремененные серебром,
лукавством искавшие прибыли.
Суду правому настанет срок:
с огнями тьму иерусалимскую обыщу.
О души остылые, хмель выдохшийся, осадок винный!
Думают: «Ни зла, ни блага от Господа», –
но каждого помяну и взыщу!
Разорит враг достояние их,
кровля обрушится, упадет стена.
Дома построят, но поселиться не смогут,
виноградник насадят – не изопьют вина.

Близится, близится день Господень!
Гряди, день великий, гряди скорей!
День суда Божья! Взывай громким гласом,
горестным голошением богатырей.
День гнева и ярости, бедствия и несчастий,
день разрушения, время краха,
День ненастья, время мглы непроглядной,
день тьмы, беспросветное время страха.
День трубления в рога витые
над стенами городов,
над высокими наугольями башен.
Стесню осадою люд, и заметаются как слепцы,
ибо грех их пред Господом страшен.
Захлещет потоками кровь, смешается с прахом,
вывалят плоть их, как навозные кучи.
Бессильно будет злато и серебро
спасти от гибели неминучей.

День гнева Господня! Ярости жар и ревность!
Смерть огненную понесут губители!
Мир охватит пламя всепожирающее,
ужас внезапной смерти настигнет жителей.
2.
Покайся, народ, не ведающий стыда,
одумайся, жестоковыйное племя,
пока не утвержден приговор, не иссяк день,
вихрь, как мякину, не расточил время,
пока не обрушилась ярость Господня,
гнев Его скопище греховное не постиг,
ищите Господа, смиренные духом,
учитесь заповеди Его блюсти.
Праведности и закону радейте,
усердствуйте в кротости незлобивой,
и быть может, в день гнева попустит Господь,
чтоб от суда Его затаиться могли вы.

Ибо Газу оставят жители,
Ашкелон обезлюдеет,
пустынею станет населенное место.
Средь бела дня изгнан будет Ашдод,
выкорчуют Экрон, словно пень древесный.
Горе обитателям побережным!
Племени филистимскому, градам критян.
Ибо о вас слово Господне вышло:
до последнего жителя истреблю Ханаан!
Станут пастушьих отар загонами,
пажитью стад – приморские города;
угодьями беглецов уцелевших –
сыны Иегуды туда приведут стада.
В брошенных домах ашкелонских
овец на ночлег уложат,
ибо об изгнанниках вспомнит Господь,
возвратит им утраченное
и еще умножит.

Слышал Я брань Моава, проклятья сынов Аммона,
внимал поношениям оголтелым.
Народ Мой хулили, разинув зевы,
зарились на его пределы.
Потому – как жив Я – молвил Господь Израиля,
повелевающий светилами небосклона:
Участь Моава будет как участь Содома,
Гоморре подобна – судьба Аммона.
Сухой саксаул на солончаках,
язвины соляные, запустение вечное...
Спасенные из племени Моего возьмут их в добычу,
унаследуют избавление простосердечные.

Возмездие недругам за гордыню и поношение,
за то, что уста разевали с хулою,
против Бога воинств небесных восстали,
о народе Его замышляли злое.
Ужасом поразит Господь племена,
низринет с земли кумиров.
Обитатели островов ниц перед Ним падут,
каждый – в месте своем, до окраин мира.
И вы, кушияне – та же доля вас ждет,
меч Мой насытят кровью воины Куша4.
Длань на север прострет Господь, сокрушит Ашшур,
в сушь пустынную обратит,
столицу-Нинве разрушит.

Улягутся в городе на ночлег стада,
вьючный скот и домашний
в пустом жилье приютится.
Совы болот и пустынь прибежище обретут,
угнездятся на балках ночные птицы.
Уханье сов из окон, пороги ущербные,
покои кедровые – в прели тленной…
Это ли град ликующий, безмятежный,
хвалившийся: нет подобного мне во вселенной?
Как же руиною стал ты,
логовом дикого зверя?
Мимо идущий, дивясь на тебя, присвистнет,
путник, увидев, руками всплеснет, не веря.
3.
О град осмердевший, Иерусалим, столица крамолы!
Гибель тебе – жителям воздаяние!
Не внимала пророкам, упреков не слушала,
на Бога не уповала, не ведала покаяния.
Вельможи во чреве ее – львы рыкающие,
судьи – волки ночные, сгложут кость до зари.
Нечестивы пророки ее, пустобрехи лукавые,
попрали Закон священники,
разбой осквернил алтари.
Беззаконья не терпит Судья во граде Своем,
Господь справедливый
неустанно закон вершит.
По утрам на свет выносит Свой приговор,
да неведомы лиходеям смущенье и стыд.

Оплоты племен истреблю, башни их сокрушу,
улицы завалю руинами – не пройти.
Города разрушенные обезлюдеют в запустении,
ни единой души в развалинах не найти.
Молвил Я Иерусалиму: Бога побойся,
из бедствий своих извлеки уроки,
и не постигнет смерть жилища твои,
не испытаешь Мой приговор жестокий.
Но только пуще усердствовали в грехе,
истово ревновали в пороке.

Потому ожидайте Меня – молвил Господь, – и явлюсь,
добыча Мне – достоянье народов великих,
царства и племена пред судом Моим соберу,
изолью гнев, опалю яростью лика.
Пылом ревности Божьей возгорится земля,
все языци очищу пламенем мести,
чтобы каждый имя Господа призывал,
и служили Ему все народы вместе.
От потоков Куша, текущих в полуденной стороне
приношения доброхотные
Атарай бат-Пуцай5 принесут ко Мне.

В тот день не устыдишься деяний своих,
ибо блуд преступной простится.
Гордецов упоенных златом прочь изгоню,
на святой горе Моей
не будут впредь возноситься.
Неимущих твоих оставлю и бедняков,
имя Господне им сенью станет.
Остаток Израиля неправды не сотворит,
злохитростно не обманет.
Злоречьем не осквернит уста,
свидетельства не запятнает ложью.
На пажитях безмятежных будет пастись,
голову преклонит бестревожно.

Дочь Сиона, ликуя, воспой!
Торжествуй, Израиль, в трублениях рога.
Радуйся, Иерусалима дочь!
Исполни сердце свое восторга.
Господь суды твои отменил,
недруга прогнал в одночасье.
Твой Бог, Царь Израиля, снова с тобой,
не страшись же зла и несчастья!
В тот день сказано будет Иерусалиму: не бойся!
руки не опускай – Сиону.
Бог твой с тобою, избавитель могучий,
милостью спасения
порадует благосклонно.

Покроет вину твою, грех простит,
возвеселится в тебе с ликующим пением.
Всех скорбящих по святым празднествам соберу,
принявших позор и поношение.
В тот день истязателей твоих истреблю,
скличу овец отбившихся,
охромевших с гнилыми копытами,
Хвалой и почетом избавленных оделю,
где посрамляли их – сделаю именитыми.
В ту пору отовсюду вас соберу,
меж народами удостою великой чести.
Изгнанников твоих издалека возвращу,
на ваших глазах соберу их вместе.
Слово Господне.
 
1  Мильком – «Царь» – верховное божество Аммона, бог, даровавший аммонитянам их страну.
2  Т.е. вступающих в храм не наступая на порог, по обычаю филистимлян. См. Шмуэль I, 5:5.
3  Мишне и Махтеш – названия иерусалимских кварталов (возможно, одного и того же).
4  Возможно, речь идет о египетской армии, разгромленной Невухаднецером под Каркемишем. В ее рядах сражались чернокожие уроженцы Куша, страны к югу от Египта.