Современная русская поэзия

Галина Пысина
 
Современная поэзия многогранна:  массовая и элитная;  виртуальная и традиционная; нормативная и ненормативная; религиозная и антирелигиозная; поэзия российская и зарубежного «русского мира». И отдельно – православная, отдельно – детская. 
Почему отдельно – православная? На этот вопрос мне очень легко ответить. Это есть факт состоявшийся и объективно существующий в сущем мире и от констатации такого факта никуда не уйдешь: приходится принимать такую ситуацию, как не зависящую ни от чьей воли. Разве что от воли Господа. И обсуждать, почему именно православная поэзия выделяется, а не исламская, или иудейская, или иных ответвлений христианства.  Искать тому причины совершенно нет желания. Но не могу не обратить внимание, что первые известные литературные источники поэтики  выявлены  на исторической родине возникновения Православия. Это Греция. Православие в Россию пришло из Греции в результате общения народов.  И наша классическая поэзия, российская поэзия на русском языке,  даже в безбожное время – а оно выходит за рамки советского периода истории, всегда отображала в себе первоискание,  и явно  не  лишена постулатов,  утверждающих основные христианские истины и заповеди.   
После 30-х годов 20 века следует упомянуть и это очень важно, получила развитие  поэзия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.Маршак и К.Чуковский, С.Михалков и А.Барто,… Кто не читал «Мистера Твистера», «Тараканице», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Дядя Степа» «Фома», «Наша Таня» и другие стихи-«малышки»?  Можно или нельзя считать это поэзией? Но как же нельзя, если именно на стихах этих детских поэтов выросло на планете  несколько поколений  русскоговорящих людей ?  Для детей в этот период писали так много, потому что в стране шла борьба за всеобщую грамотность населения, книга входила в дома и становилась неотъемлемой частью жизни любого советского человека.  Отдельно стоящее поэтическое нестареющее  творчество – творения для детей. На этой детской классике продолжается воспитание новых членов общества до сих пор.  Не могу не затронуть этот феномен – ибо ищу причины тех явлений в поэзии, которые есть в настоящее время. 
Чтобы понять, что же происходит в современной поэзии, что это за явление такое  – современная поэзия, и есть ли такое явление вообще, необходимо помнить о преемственности поколений в истории поэтического творчества. Итак, первая и основная черта современной русской поэзии – преемственность.
Расцветом классической поэзии считается начало 19 века – Золотой век поэзии. Разные исследователи относят к поэтам Золотого века разных поэтов. Но бесспорно в том списке есть: 
А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов, Ф.Н. Глинка, В.Ф. Раевский, К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, Д.В. Венедиктов, И.И. Козлов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, др.

Можно долго и безрезультатно спорить, чье творчество качественнее, интереснее  и полезнее для читателя, кто «более классик» - к общему мнению прийти не возможно. Если мы с именем Пушкина произносим свои первые слова на русской языке – вне зависимости родной это язык или нет для малыша, -  что значат  размышления о его грамматической рифме? В первую очередь, в его произведениях вижу переплетения рифмованных строчек и такую звукопись в стихе (как в отдельной строчке), которая волей или не волей, но притягивает и остается с  тобой, запоминается легко и свободно, главное, раз – и навсегда.  Поэзии Золотого века присущ патриотизм.

Начало следующего века – 20, обозначено Серебряным веком поэзии. Говорят, если бы не было Золотого века – не было бы и Серебряного. Преемственность поколений русских поэтов имеет место, и, прежде всего, в своем патриотическом настрое. Тема родины  -  важна для русской поэзии. Принято считать, что Серебряный век  окончился в 1930 году. Исследователи относят к поэтам Серебряного века около 40 авторов. Мы знаем, что в начале века они «кучковались» вокруг М.Волошина в его крымской вотчине: Коктебеле. Кто там из поэтов того периода только не побывал? Не обмен ли информацией, взаимное общение на базе волошинского Коктебеля и позволило образоваться такому важному костяку поэтов Серебряного века? Не случайно в наши дни проходят и волошинские чтения, и волошинский ежегодный поэтический конкурс. Есть волошинская тропа с различными маршрутами к ней – можно выбрать более простой и прийти к конечной точке пути даже со своими малышами. Можно выбрать более сложный, романтический путь – и определиться со своим спутником жизни: а тот ли он друг, который «оказался вдруг».
Для меня из поэтов Серебряного века наиболее значимо творчество Н.С.Гумилева, по разным причинам, но главное – в его творчестве на первом плане Свет, Любовь, вечные истины.  Поэты Серебряного века: И.Ф. Анненский, А.А. Ахматова (Горенко), А.Белый (Б.Н. Бугаев), А.А. Блок, В.Я. Брюсов, И.А.Бунин, М.А. Волошин, С.А.Есенин, В.В. Маяковский, В.И. Иванов, Б.Л. Пастернак, И.В. Северянин, Д.С. Мережковский, М.И. Цветаева, Черный (А.М. Гликберг) и др.

Именно в этот исторический период времени поэты  либо стали приверженцами социалистического реализма в полной или не в полной мере. В любом случае, они стали – советскими поэтами. Либо не стали советскими поэтами, а выбрали иную судьбу: творчество в эмиграции.    И еще. Были поэты, которые не стали ни советскими, ни эмигрантами. Но они есть –  поэты русского слова. Это те, кто был репрессирован. Бесспорно, самая яркая в поэзии фигура среди них – О.Мандельштам.
Многие относят весь этот период развития поэзии –  после 1930 года и до 2000 года к современной поэзии. Это далеко не так. Это вовсе не так. Не отношусь к лицам, отрицающим свою собственную историю, историю своего государства, историю нашей русской поэзии, которую  выделяла в литературном творчестве и любила. Любила читать стихи вслух и «про себя», публично со сцены, и в узком кругу единомышленников. Читать все, что попадалось под руку в стихотворном варианте: и сейчас люблю читать стихи. И мне не важно, кем они написаны. Никогда не смотрю на фамилию – кто автор. Важно – почувствовать ритм, музыку стиха, «поймать волну» автора и вознестись своей душою вместе с ним на его волне, как на водной доске это делают спортсмены-серфингисты.  Не приемлю грубое стихосложение,   ненормативную  лексику в творчестве поэтов. 
Советский период поэзии должен иметь свои характеристики:  временные и  территориальные,  качественные и количественные, идеологические и еще какие-то важные, имеющие значение в целом, как характеристика определенного периода исторического развития человечества, попытки – уйти от Бога, свернуть в строну с предначертанного  пути, стать самостоятельными в этом огромном информационно-волновом пространстве. По этой теме надо писать отдельные и обширные исследования взглядом современного человека, прожившего начало нового тысячелетия, ощутившего новизну современной поэзии, и ее высочайший олимпийский уровень.   Многие поэты привлекали мое внимание в советский период – это период моей юности и моего взросления. И там – в юности, было все хорошо, светло и чисто. Особенным для меня является творчество К.Симонова – воплощение человеколюбия и веры. Симоновские чтения проходя в память об этом поэте с 80-х годов прошлого века. Известные поэты советской поры: А.Твардовский, Л.Смеляков, О.Бергольц, В.Инбер, С.Кирсанов, Э.Асадов, Э.Багрицкий, Ю.Друнина, К.Паустовский, И.Бродский, А.Яшин,  Арсений Тарковский, Ю.Левитанский, П.Комаров, Р.Казакова и др.   

Стоит выделить отдельной строкой  творчество поэтов-бардов, как значимых для всех любителей авторской песни (Б.Окуджава, В.Высоцкий, В.Цой), так и тех, кто творил на своем местном уровне, но запомнился и оставил определенный след в душе простого человека (в Кургане на Урале – такие, как Л.Туманова, в Хабаровске на Дальнем Востоке такие, как – М.Журавлев). Но это все, хоть и хорошее и светлое –  безвозвратно ушедшее прошлое.   

В литературоведении анализируется бесчисленное множество творческих работ различных авторов и поэтов. К современной поэзии кого только не относят: и И.Бродского, и Ю.Левитанского, и А.Тарковского, и Р.Казакову.  Творчество многих  не стало широко известным или, по крайней мере,  всеми признанным. Но, чтобы анализировать именно современную поэзию и ее современный уровень, необходимо найти тот самый водораздел, от которого она берет свое начало. Как много мы писали во второй половине 20 века о том, что пришел век кибернетики. Можно ли сказать, что  век кибернетики   особенным образом отобразился на развитии поэтического творчества?  Скорее да, чем нет. А вторая мировая война? Сыграла ли она какую-то особенную роль в истории  русской (советской) поэзии? Что сейчас важно: российская поэзия, русская поэзия, поэзия на постсоветском пространстве, русский поэтический мир? 
Сколько вопросов сразу возникает, если всерьез задумываешься, что же входит в понятие современной русской поэзии, поэзии тех авторов, которые пишут на русском языке.   
Полагаю, что поэзия советского периода времени отошла  на вторичный план и утратила свои передовые позиции на том территориальном пространстве, где когда-то царствовала с 30-х годов 20 века.  Но когда закончился этот ее период? Многие поэты, убеленные сединами,  творили в период советской власти и продолжают творит и печатать свои стихи, как  образец поэзии,  в настояний период.  Полагаю, правильнее будет обозначить своеобразный  водораздел в поэзии с началом 21 века  - века всеобщей компьютеризации,  изменения характера информационных технологий, появления современных средств связи и информации, в первую очередь,  электронных СМИ, развитием интернет технологий, возникновением социальных сетей, упрощением порядка подготовки материалов к изданию, то есть дальнейшее техническое развитие и уменьшение значимости человеческого фактора в книгоиздательском деле.
С возникновением и развитием  новых информационных технологий  в начале нового 21 века и обозначился новый период современной поэзии. И возраст авторов, период их интеллектуального становления (в СССР, в РФ или на ином постсоветском пространстве, в русском  далеком и близком зарубежье) вообще не имеет значения теперь для развития  поэзии на современном этапе.  Толстые журналы, печатные книги, литературная периодика – все это  лишь догоняет шагнувшие далеко технологии творческой деятельности, возможности авторов реализовать себя и  быть услышанными. Последнее  не зависит от редактора какого-либо толстого журнала или газеты, субъектового или республиканского издательского дома. Сама верстка материала упростилась в техническом отношении до идеала, когда в минимальный срок: 1-2 месяца,  можно сформировать и издать свою книгу. Поэты создают свои сайты, выкладывают к обсуждению свои работы, участвуют в общение через социальные сети, имеют своих сторонников и свою группу поддержки. Когда-нибудь этот взрыв поэтического дара  наших русскоговорящих, по-русски пишущих авторов начала 21 века, их творческую когорту назовут каким-то особым словом,  элитой современности, а современный век поэзии поименуют  Платиновым или Алмазным. Или совсем просто, скажут, что был век сетевой поэзии. И это слово перестанет иметь негативную, насмешливую окраску. По крайней мере, говорить о современной поэзии сейчас невозможно без характеристики поэтического творчества авторов, имеющих мировую известность, получивших всемирное признание,  благодаря сетевым ресурсам. Существуют специальные программы помощи поэту в его творчестве: и рифму подходящую найдут, и слово синоним или антоним помогут определить размер стихотворения. Но ни одна программа не заменит души человеческой, не придумает слова яркого, не создаст нужный настрой стихотворному тексту. Поэт – это, прежде всего личность, личность, интересная читателю, личность, интересная в общении своему соратнику.   
Кто же выделяется среди поэтов современности с начала этого нового 21 века?  И не только начала  нового века – начала нового тысячелетия.  Не те ли, кто в детстве своем читал и автоматически запоминал: «Муха-муха Цекотуха, позолоченное брюхо, муха по полю пошла, муха денежку нашла», или «Что такое, что случилось, отчего же все кругом завертелось, закружилось и помчалось кувырком»… Доброе советское детство… Мы читали со сцены на конкурсах чтецов стихи К.Симонова, С.Кирсанова, Э.Асадова, Р. Казаковой, О. Бергольц, В.Инбер, Р.Гамзатова, и многих других советских поэтов. 
Век советской поэзии невозможно предать забвению, эта поэзия стоит особняков от всей известной до этого и современной поэзии. Советскую поэзию я бы разделила на три периода: предвоенная лирика, когда стихи создавались под лозунгом: «А если час войны настанет и нас в атаку родина пошлет»;  военная поэтика до 1953 года «Вставай страна огромная» и «Этот День победы», куда можно включать всю военную тематику и последующих советских лет; поэзия 60-90 лет – расцвета и заката социалистического реализма.  В указанные периоды были свои гении, классики соцреализма, гении и классики из числа его противников, существовала всегда и религиозная лирика. 
Цель моей работы – дать характеристику современной поэзии. Она правопреемница русской поэзии прошлых лет, в том числе и русской классической поэзии начала 19 века, русского классицизма и модернизма начала 20 века, неоднородной поэзии советского периода. Ошибаются те, кто утверждает, что нет классиков в современной поэзии. Классик от поэзии всегда продвигает поэзию по вертикали, к тем ее вершинам, которые ранее казались недостижимыми. Это  как на Олимпиаде: с каждым годом достижения в классических видах спорта у человека выше и выше -  и откуда только берутся силы? Появляются новые олимпийские виды спорта – тот же сноуборд. Красиво для нас и невероятно для человека «досноубордической эры».
Кто-то утверждает, что все рифмы – разобраны, «любовь-кровь-морковь» - дальше этого человечество и не может идти, и выйти из круга известных, если не сказать, избитых рифм невозможно. Существуют границы, рамки возможного. С одной стороны – так.  Но есть фраза, ставшая поговоркой: нет предела совершенству. Эта фраза как раз и характеризует современную русскую поэзии,  как в России, так и в целом в русском мире дальнего и ближнего зарубежья. И сблизила нас всех вместе, дала возможность познакомиться, знать и читать друг друга, поддерживать и помогать – эра современных технологий, совершенно  новое состояние человека и его информационного поля, которому неведомы такие преграды, как расстояния, другие страны, континенты. Важно для всех лишь одно – владение русским языком. И еще – что-то свыше, что заставляет ежедневно браться не за перо, нет, за очередное великое изобретение человека - «мышку» и стучать по клавишам всеми десятью или лишь только двумя пальцами, но с огромной скоростью. И нельзя не провести аналогию: в Золотой век поэтов сплотило печатное слово, толстые литературные издания,  - именно там, в редакции журнала,  они собирались, общались, обменивались информацией. Творили. В век Серебряный таким объединяющим началом стал Крым. И опять поэты  общались, информировали друг друга, спорили и восхищались, даже устраивали дуэли… Творили. В советское время существовали Дома творчества писательских союзов, где порхала совершенно особая творческая атмосфера, поэты устраивали встречи и обсуждения, диспуты и фестивали. Творили. И сейчас на современном этапе именно информационное поле, созданное новыми технологиями – площадка общения всех поэтов мира, владеющих русским словом. Поэтому так обеспокоены толстые журналы за свою судьбу, чтобы быть «на плаву» толстый журнал должен иметь свой электронный аналог, должен создать площадку для обратной связи и общения. Воедино соединяются поэзия и музыка. Распространено создание плейкастов – совершенно новая форма творчества. Поэты к литературным встречам готовят клипы, когда закадровое звучание стиха в исполнении автора ли, артиста ли,  сопровождается демонстрацией  изображений на интерактивном экране, а, часто, и музыкой. Кроме виртуального общения и в результате такого общения, создаются литературные площадки, в том числе при крупных библиотеках, как новая форма узнавания друг друга современными  поэтами и стимул к личному росту в творчестве каждого из них. Тема современной поэзии – неисчерпаема. Но классики и есть классики. Они придерживаются своей особой тематики, сохраняя преемственность поколений, - тематики патриотизма. Ресурсов, где публикуются стихотворные работы авторов, существует несколько. Самый крупный из них: «Стихи-ру» - где зарегистрировано более 600 тысяч авторов. В начале  2012 года их было – около 500 тысяч, а в 2006 –  лишь 100 тысяч. Самый крупный конкурс «Поэт года» ежегодно  проводит именно этот ресурс, начиная с 2011 года. Если проанализировать творчество поэтов, ставших победителями и лауреатами этого конкурса, то бесспорно, их творчество заслуживает такой высокой оценки и привлекает к себе внимание определенной новизной, глубиной и качеством стихосложения.  Не все они публиковались в литературных журналах, но, как правило, к такой вершине приходят постепенно и лишь те поэты, которые  прошли определение рубежи и вехи в своем творчестве.
Современная поэзия  на пике очередного подъема. Как и следовало ожидать, происходит это в начале очередного 21 века, более того, что не маловажно -  в начале нового тысячелетия. Какое наименование будет дано литературоведами этому новому для нас, современному периоду расцвета поэзии? Информационный век? Виртуальный? Или вот так: Алмазный век поэзии. Почему Алмазный? Не шлифованный, но драгоценный и самый дорогой  камень. С одной стороны. С другой – в современной технике века информационных технологий используются  и алмазные,  и графитовые элементы, без которых невозможно было бы их появление. Именно новые технологии, упростившие процесс работы с текстами,  даже очень ленивых, но от природы одаренных людей, подвигли на предание гласности своих не совсем порой отшлифованных стихотворных работ. Но есть же среди вала стихотворных переплетений  крупные алмазные камни, почти не требующие шлифовки. Им нужна только огранка – печатные книги, которые  сохранят алмазы для будущих поколений. Выявить, поддержать – задача меценатов, неравнодушных общественных деятелей. Какими мерками руководствоваться, чтобы составить список поэтов современности? Что хорошо одним – неприемлемо для других.   
Творчество каких поэтов  выделила бы из баснословно огромного перечня современных поэтов?  Прежде всего,  творчество Игоря Царева.
Игорь Царев  достиг всемирного признания. Литературные критики и литературоведы обращают внимание на идеальное единство размера, ритма и рифмы в его творчестве.   

Игорь Царев уверенно пришел в своем творчестве к классической форме стихосложения, при этом он не стал подражателем, а смог продвинуть  поэзию по вертикали к более совершенной ее форме, восхитительному индивидуальному стилю и, насыщенному подтекстом и дополнительной информацией, содержанию. Его стихи нельзя просто прочитать – каждое упомянутое в них название, наименование, словосочетание надо переосмыслить,  обратиться к энциклопедиям и словарям, чтобы понять и увидеть всю  глубину Слова,  примененного им на своих внутренних ресурсах и знаниях, благодаря вдохновению и интуиции.   

Его поэтическое творчество стало совершенным и значимым именно для современной поэзии. Изучая его стиль, мы с уверенностью  можем утверждать: так из современных поэтов сейчас не пишет никто. Литературоведы дружно и единогласно  отмечают  идеальное единство размера, ритма, рифмы в стихах Царева, музыкальность его творений. Полностью соглашаясь с этими выводами, отметим, что Царев – тот классик современной поэзии, в целом русской поэзии. Рожденный и воспитанный в семье физика (папа профессор физики) и лирика (мама – профессиональный филолог), поэт уже в юности приобрел энциклопедическую подготовку в различных областях человеческого знания. В купе с огромным жизненным и общественным опытом, профессиональным опытом журналиста крупного и важного официального издания, Царев умеет распознать, увидеть и применить созвучие слов, как части речи, в стихотворной строке, в окончании строки (рифма) настолько в согласии со смыслом и содержанием текста стихотворения, что его поэтическая гармония воспринимается Словом, посланным  свыше.
Изумляет, что ни в одном из своих стихотворений поэт не применяет наименования, названия, словосочетания просто так (для ритма, рифма и соблюдения размера): за каждым употребляемым словом – огромный смысл и содержание, подтекст и особое значение. Самый наглядный пример – стихотворение «Ячменное зернышко». Почему именно ячменное? Как связано это словосочетание с содержанием и подтекстом стихотворения? Когда начинаешь разбираться и вникать в суть – понимаешь все величие его поэтической мысли, значимость личности поэта. Ячмень – самая древняя культура на земле из растений. Пятью хлебами именно из ячменя Христос накормил всю паству. Применил И.Царев в стихотворении «Город Ха» в качестве отправной точки географическое название Становой хребет – в первом катрене, а в предпоследнем катрене у него уже Хехцир и Джугджур. Почему? Что за этим стоит?  И когда начинаешь углубляться  и понимать подтекст стихотворения – уважение к поэту растет в геометрической прогрессии. И тебе становится близкой далекая история становления русской государственности на Дальнем Востоке, а стихотворение – ясным и доступным по содержанию.
Вернусь к его звукописи стихотворных строк, которые как  звукоряд музыкально переливаются от одного слова к другому, к созвучию при использовании им Слова. Пример его  рифмы лишь из одного полушутливого стихотворения «Осталось пять минут до вечера»: 
до вечера  -  доверчивый; меди я – комедия; эмоций-то  - Моцарта; Баха я  - ахая; Иоганна я  - органная;  баяна я  - обаяния. 
Не могу даже применить к характеристикам его звукописи обычные тривиальные оценки, просто он в них не нуждается. Бесспорно – поэт Царев обладает индивидуальным стилем, который отличает его от всех других авторов. Первой внимание на эту сторону поэзии И.Царева обратила лингвист кандидат филологических наук Е.Крадожён-Мазурова.
Недавно в одной из телепередач услышала фразу: «Поэт – этот тот, чья личность присутствует в стихах». Личность И.Царева присутствует в каждом его стихотворении: мощная, интеллектуальная с энциклопедическими знаниями, и в то же время – беззащитная, мягкая, ненавязчивая...