Завоевание Васана

Игорь Плохатнюк
Сегодня, друзья, я предлагаю вашему вниманию следующую (39-ю) главу из книги вестницы Божьей -
Елены Уайт, под общим названием "Патриархи и пророки".

(Эта глава основана на книге Второзаконие 2-ой главе и 3,1-11.)

"Достигнув южной части Едома, израильтяне повернули на север и снова направились к обетованной земле. Теперь их путь
проходил через обширное плоскогорье, которое со всех сторон овевалось прохладным, свежим ветром с соседних холмов.
Это была приятная перемена после знойной пустыни, которой они шли, и теперь, жизнерадостные и исполненные надежды,
они бодро продвигались вперёд. Пройдя долину Заред, они пошли на восток к Моавитской земле, ибо им повелели:
"Не вступай во вражду с Моавом, и не начинай с ними войны; ибо Я не дам тебе ничего от земли его во владение, потому
что Ар отдал Я во владение сынам Лотовым". Такое же повеление было дано и относительно аммонитян, которые тоже были
потомками Лота.

Продолжая двигаться на север, израильские ополчения вскоре достигли страны аморреев. Этот сильный и воинственный
народ раньше занимал южную часть Ханаанской земли, но, увеличившись в численности, перешёл Иордан, завязал войну
с моавитянами и овладел частью их территории. Обосновавшись здесь, аморреи пользовались неоспоримой властью
от Арнона до Иавока на севере. Путь на Иордан, к которому желали пройти израильтяне, лежал как раз через их землю,
и Моисей отправил дружеское послание Сигону, царю аморрейскому, в его столицу: "Позволь пройти мне землею твоею!
Я пойду дорогою, не сойду ни направо, ни налево; пищу продавай мне за серебро, и я буду есть, и воду для питья давай
мне за серебро, и я буду пить, только ногами моими пройду!".

В ответ на эту просьбу последовал решительный отказ, и всё войско аморреев собралось, чтобы противостоять
продвижению пришельцев. Внушительная армия навела ужас на израильтян, которые проигрывали в сравнении с хорошо
вооружённой и дисциплинированной армией противника. Их враги имели огромный перевес в умении сражаться.
По человеческому рассуждению, Израиль ожидала скорая гибель.
Но глаза Моисея были обращены к облачному столпу, и он ободрял народ тем, что знамение Божественного присутствия
по-прежнему с ними. В то же время он приказал сделать всё возможное, чтобы приготовиться к сражению. Их враги
с нетерпением ожидали начала боя. Они были абсолютно уверены, что сотрут с лица земли не готовый к войне Израильский
народ. Но Повелитель всей земли отдал приказ вождю Израиля: "Встаньте, отправьтесь и перейдите поток Арнон!
Вот, Я предаю в руку твою Сигона, царя Есевонского, Аморреянина, и землю его! Начинай овладевать ею, и веди с ним
войну. С сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом! Те, которые услышат
о тебе, вострепещут и ужаснутся тебя!".

Народы, живущие на границе Ханаана, не были бы уничтожены, если бы не противились Слову Божьему, препятствуя
продвижению Израиля. Даже по отношению к этим языческим народам Господь проявил Своё долготерпение, великую милость
и чуткое сострадание. Когда Аврааму было видение, из которого он узнал, что семя его, дети Израиля, будут
пришельцами в чужой земле четыреста лет, Господь дал ему обетование: "В четвёртом роде возвратятся они сюда, ибо
мера беззаконий Аморреев доселе ещё не наполнилась" (Бытие 15,16). Хотя аморреи и были идолопоклонниками,
утратившими всякое право на существование из-за своего великого беззакония, Бог щадил их на протяжении четырёхсот
лет, посылая неопровержимые доказательства того, что Он - единственный живой Бог, Создатель неба и земли. Они хорошо
знали все Его чудеса, сопровождавшие Израиля во время исхода из Египта. Доказательств было достаточно, они имели
возможность познать истину, если бы только пожелали оставить идолопоклонство и нечестие. Но, прилепившись к своим
идолам, они отвергли полученный свет.

Когда Бог вторично привёл Свой народ к границе Ханаана, все языческие народы получили дополнительное свидетельство
Его могущества. Они видели, что Бог был с Израилем и в победе, одержанной над Арадом и хананеями, и тогда, когда Он
чудесным образом избавлял их от смертоносных укусов змей. Израильтянам не разрешили пройти через Едомскую землю,
и им пришлось предпринять длинное и тяжёлое путешествие к Красному морю, однако во время своих странствований,
останавливаясь всюду, помимо Едома, Моава и Амона, они ни к кому не проявляли никакой враждебности и не причиняли
вреда ни людям, ни их имуществу. Достигнув границы аморреев, Израиль лишь попросил разрешения пройти через их землю,
обещая соблюдать все те условия, которые существовали во взаимоотношениях с другими народами. Когда аморрейский царь
на вежливую просьбу ответил отказом и собрал войска для сражения, чаша беззаконий аморреев наполнилась, и для Бога
настало время проявить Своё могущество и уничтожить их.

Израильтяне прошли поток Арнон и двинулись навстречу врагу. Завязался бой, который окончился победой евреев.
Воспользовавшись достигнутым преимуществом, они вскоре овладели и всей страной аморреев. Это Вождь воинства Господня
победил врага Своего народа, и Он совершил бы то же самое ещё тридцать восемь лет назад, если бы Израиль верил Ему.

Исполненная надежды и бодрости израильская армия стремительно продвигалась вперёд, по-прежнему идя в северном
направлении, и вскоре израильтяне подошли к стране, где их смелость и вера снова подверглись испытанию. Перед ними
лежало могущественное и густонаселённое Васанское царство, на территории которого располагались укреплённые города,
и поныне вызывающие удивление всего мира. Шестьдесят городов с "высокими стенами, воротами и запорами, кроме городов
неукреплённых, весьма многих" (Второзаконие 3,5).

Дома были выстроены из огромных камней чёрного цвета и таких необычных размеров, что делали жилище совершенно
неприступным и не поддающимся никаким стенобитным орудиям, существовавшим в то время; это была страна диких пещер,
головокружительных обрывов, зияющих ущелий и укреплённых крепостей. Жители её были потомками исполинов; люди
необыкновенного роста и силы, отличающиеся яростью и жестокостью, они наводили ужас на все окружающие народы, а Ог,
царь страны, выделялся ростом и доблестью даже среди гигантов своего народа.

Но облачный столп двигался вперёд и, следуя за ним, еврейское ополчение шло к Едрее, где их приближения ожидал
царь-исполин со своим войском. Ог умело выбрал место для сражения. Город Едрея располагался на плоскогорье, которое
круто поднималось над равниной и было покрыто островерхими возвышениями и вулканическими утёсами. Сюда можно было
добраться только по узким, крутым тропам. В случае поражения его войска могли найти убежище среди пустынных скал,
где чужестранцам невозможно было бы преследовать их.

Уверенный в успешном исходе сражения, царь во главе своего многочисленного войска выступил на равнине, в то время
как с плоскогорья доносились победоносные крики тысяч воинов, рвущихся в бой. Когда евреи увидели массивную фигуру
этого великана великанов, возвышавшуюся над воинами его армии, когда они увидели окружавшие его тьмы людей,
неприступную крепость города, за стенами которого укрылись невидимые тысячи войска противника, - сердца многих
в Израиле дрогнули от страха. Но Моисей был твёрд и спокоен. Господь сказал по поводу Васанского царя: "Не бойся
его; ибо Я отдам в руку твою его, и весь народ его, и всю землю его, и ты поступишь с ним так, как поступил
с Сигоном, царём Аморрейским, который жил в Есевоне!".

Твёрдая вера вождя внушила народу чувство уверенности в Боге. Они доверились Его всесильной руке, и Он не оставил их.
Ни исполинские гиганты, ни укреплённые города, ни вооружённое войско, ни скалистые крепости не могли устоять перед
Вождём воинства Господня. Господь руководил армией, Он привёл в замешательство войска противника. Господь сражался
за Израиль. Царь-исполин и его армия были уничтожены, и израильтяне овладели всей страной. Так был стёрт с лица
земли этот необычный народ, который предал себя нечестию и мерзкому идолопоклонству.

В покорении Галаада и Васана принимали участие многие из тех, кто хорошо помнил события, произошедшие сорок лет
назад в Кадесе и обрекшие Израиля на столь долгое странствование в пустыне. Они видели, что рассказы соглядатаев
об обетованной земле во многом оказались верны. Города были обнесены высокими стенами и укреплены, их населяли
люди-исполины, в сравнении с которыми израильтяне казались просто карликами. Теперь они поняли, что роковая ошибка
их отцов заключалась в том, что они не поверили в силу Божью. Только по этой причине они не вошли в эту прекрасную
землю.

Первый раз войти в Ханаан было гораздо легче, чем теперь. Бог обещал Своему народу, что если израильтяне послушаются
гласа Его, Он пойдёт впереди них и будет сражаться за них. Он пошлёт шершней, чтобы изгнать жителей из этой земли.
Тогда народы были ещё охвачены всеобщим страхом, и потому Израильский народ не встретил бы на своём пути серьёзных
препятствий. Но сейчас, когда Бог повелел Израилю идти вперёд, им предстояло выступить против сильных и
могущественных врагов и бороться с многочисленной и тщательно подготовленной к войне с ними армией.

В войне с Васаном и Сигоном народ подвергся тому же испытанию, которого не выдержали их отцы. Но теперь испытание
оказалось намного более суровым, чем прежде, когда Бог повелел Израилю идти вперёд. Они столкнулись с гораздо
большими трудностями, чем тогда, когда отказались идти во имя Бога. Так Господь всегда испытывает Свой народ. Если
люди не выдержали первого испытания, Он снова подвергает их проверке, которая во второй раз бывает гораздо жёстче.
Это продолжается до тех пор, пока они выдержат испытание, а если они будут продолжать бунтовать против Бога, Он
отнимет у них Свой свет и оставит во мраке.

Теперь евреи вспомнили, как однажды их войска были разбиты в сражении и тысячи погибли. Но тогда они поступили как
раз вопреки Божественному повелению: они вышли без Моисея, своего вождя, назначенного Богом, без облачного столпа,
который был для них знамением Божественного присутствия, и без ковчега. Теперь Моисей шёл с ними, укрепляя их
словами надежды и веры. Сын Божий, облечённый в облачный столп, указывал им путь, а священный ковчег сопровождал их
ополчения. Эти события являются большим уроком для нас. Могущественный Бог Израиля - наш Бог. Мы можем верить
в Него, и если будем повиноваться Его требованиям, Он совершит для нас то же, что в своё время сделал для древнего
народа. Всякого, кто исполняет свой долг, будут порой одолевать сомнения и неверие. На пути иногда могут возникать
препятствия, кажущиеся непреодолимыми, чтобы повергнуть в отчаяние тех, кто уступит малодушию, но Бог говорит
таким: "Идите вперёд! Исполните свой долг любой ценой! И трудности, которые кажутся непреодолимыми и которые
наполняют вашу душу страхом, - исчезнут, если вы пойдёте вперёд по пути послушания, смиренно веря в Бога!"."

                ********