Русские поэты Страстная седмица. Турин плащаница

Людмила Резникова 2
картина Льва Рыжова "АНГЕЛЫ" (художник/религиозные сюжеты, иконопись; поэт/стих в подборке см.ниже)


STABAT MATER

Горько плача и рыдая,
Предстояла в сокрушенье
Матерь Сыну на Кресте;
Душу, полную любови,
Сожаленья, состраданья,
Растерзал ей острый меч.
Как печально, как прискорбно
Ты смотрела, Пресвятая
Богоматерь, на Христа!
Как молилась, как рыдала,
Как терзалась, видя муки
Сына – Бога Твоего!
Кто из нас не возрыдает,
Зря святую Матерь Бога
В сокрушении таком?
Кто души в слезах не выльет,
Видя, как над Богом-Сыном
Безотрадно плачет Мать;
Видя, как за нас Спаситель
Отдает Себя на муку,
На позор, на казнь, на смерть;
Видя, как в тоске последней
Он, хладея, умирая
Дух Свой Богу предает?
О святая! Мать Любови!
Влей мне в душу силу скорби,
Чтоб с Тобой я плакать мог!
Дай, чтоб я горел любовью –
Весь проникнут верой сладкой –
К Искупившему меня;
Дай, чтоб в сердце смерть Христову,
И позор Его, и муки
Неизменно я носил;
Чтоб, во дни земной печали,
Под крестом моим утешен
Был любовью ко Христу;
Чтоб кончину мирно встретил,
Чтоб душе моей Спаситель
Славу рая отворил!

В.А. Жуковский (1783-1852)



НА СТРАСТНОЙ

Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.

Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье.

Еще земля голым-гола,
И ей ночами не в чем
Раскачивать колокола
И вторить с воли певчим.

И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.

И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.

И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица -
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с Плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться.

И шествие обходит двор
По краю тротуара,
И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара.

И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек,
Как будто вышел человек,
И вынес, и открыл ковчег,
И все до нитки роздал.

И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтырь или Апостол.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь -
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

(Борис Пастернак, 1946г.)



ПЛАЧ БОГОРОДИЦЫ У КРЕСТА

Ты, Распятый, висишь пред вратами,
Я, рыдая, стою у Креста,
Словно ада подземное пламя
Жжет мне сердце и сушит уста,

Сыне Мой, Мое Сладкое Чадо,
Ты угас на Кресте предо Мной,
Ненаглядный Мой Свет и Отрада,
Умереть Я желаю с Тобой.

Как глядеть на Тебя, бездыханна!
В ад сведи Свою скорбную Мать,
Лишь бы Мне быть с Тобой непрестанно,
Твои очи, Мой Сын, целовать.

Сник главой Ты под иглами терний
И не видишь, не слышишь угроз,
Всюду толпы безумные черни
Твое Имя клянут, Мой Христос.

Не оставь Меня, Слово Господне,
Стая стрел Мою душу прошла,
Мое сердце, как огнь преисподней,
Величайшая скорбь обожгла.

Лев Рыжов (1935-2002)
из сборника "Россия открывает храмы" (2001)



СНЯТИЕ С КРЕСТА

Место Лобное опустело.
День отмаялся. Даль пуста.
Бездыханное Твоё тело
Мы пытаемся снять с креста.

Разлетятся по небу звёзды,
Словно бус разорвётся нить...
Как из дерева вырвать гвозди,
Чтобы ран не разбередить?

...Плащаницей обвив несмело,
Понесли ко гробу, кто мог.
И Мария, что ночь чернела,
И земля не держала ног...

протоиерей Андрей Логвинов
11.04.98
______________________________________________

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА
На заре новой эры

Священник Вячеслав Синельников
Издание Сретенского монастыря (2002 г.)
По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ

"Много веков в Туринском соборе хранится драгоценный плат — древняя льняная ткань с золотистыми следами. Ее называют Туринской плащаницей и тщательно оберегают как полотно неизмеримой ценности...

Торжественная минута вечерни Страстной пятницы... При пении «Благообразный Иосиф, сняв с древа пречистое тело Твое, обвил чистой плащаницей и, покрыв благоуханиями, положил в гробе новом», (из чинопоследования вечерни Страстного пятка дан в переводе с церковнославянского на современный русский язык) священнослужители поднимают плащаницу, износят ее северными дверьми из алтаря и полагают на особо приготовленное для этого случая возвышение, украшенное цветами (это священнодействие символизирует погребение Спасителя. После него бывает целование плащаницы). Вселенская Церковь совершает чин выноса один раз в год; это древнейший благочестивый обычай.

В Италии есть город, где несколько веков сохраняется удивительная ткань — древнее льняное полотно с золотистыми следами. Ее называют Туринской плащаницей и тщательно оберегают: за последние сто лет реликвию разворачивали и показывали всего три раза. Полотно это неизмеримой ценности. У большинства людей нет сомнений, что перед нашим взором ткань, которой обвили тело Христа и в которой воскрес Богочеловек...

С первых детальных осмотров Туринской плащаницы про нее узнали в России, а публикациям, осуществленным с благословения Священного синода, почти сто лет... За это время изменились методы изучения, открыты подробности, немыслимые на рубеже двадцатого века, но главным по-прежнему остается следующее. Является ли Туринская плащаница той истинной Плащаницей, которой Иосиф из Аримафеи обвил снятое с креста пречистое тело Богочеловека и в которой Он воскрес? Вопрос с таким подтекстом мог родить только скептичный двадцатый век, а стремлением ответить на него стали многочисленные исследования, краткий рассказ о которых Вы держите в своих руках.

ОТПЕЧАТКИ НА ТКАНИ

История человечества беспощадна. За тысячи лет уничтожались не только деревянные, металлические и тканые предметы древности, но погибали бесследно целые цивилизации. То, что дошло до нашего времени — это разбросанные по всему миру черепки, монеты, скульптуры, доски, ткани, предметы искусства. Жизнь многогранна... Некоторые уникальные реликвии сохранились благодаря тому, что о них мало знали или не признавали за подлинные.
К таким старинным и, бесспорно, неповторимым тканям относится Туринская  плащаница, получившая название по городу Турин в Италии, где она хранится с XVII века. Однако есть все основания утверждать, что ее древность простирается не на три, а на двадцать веков... Разум отказывается верить, но сердце затрепетало. Кому принадлежит этот материал, Кто оставил на нем торжественные отпечатки?

Мир велик, но не найдешь человека, который не слышал бы о маленькой высеченной из камня гробнице за городской стеной Иерусалима. Первые лучи восходящего солнца, влажная роса на земле... Только-только отворились запертые на ночь ворота древнего города. Тишину величественного масличного сада пронизывают трели птиц. Мимо больших каменных глыб вьется узкая тропинка к погребальной пещере... Смерть — где твое жало, ад — где твоя победа? Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия... Христос воскресе! Пустая гробница, плат, особо свернутый, плащаница — безмолвные свидетели воскресения... В торжественном молчании эти погребальные пелены открывают великую тайну — тайну будущего века.

Где то полотно, которого коснулась предвечная Истина? Быть может, Туринская плащаница и есть та самая ткань, в которой воскрес Богочеловек?

Начнем с простого. ПЛАЩАНИЦА— слово древнерусского происхождения, которому соответствует «простыня» современной речи, по-гречески — «саван» (sindon). Славянский, русский, греческий... Что выбрать? Возьмем самый родной... Говоря словами Церкви, плащаницей называется большое, во весь рост, изображение тела Господа Иисуса Христа в том виде, как оно было снято с креста и положено во гроб (При торжествах Великой пятницы плащаницу кладут для поклонения на середину церкви, оставляя там до пасхальной полуночницы, а затем снова уносят вглубь алтаря). Руки человека создали на ней художественное изображение, кто-то трудился маслом, кто-то иглой. В храмах и музеях Вы можете увидеть бесценные шедевры (Для богослужения СТРАСИТНОЙ СЕДМИЦЫ при каждой церкви сохраняется своя плащаница, расшитая золотом или писанная. По православной традиции, с Пасхи до Вознесения любая храмовая плащаница лежит поверх престола и на ней совершается Евхаристия. Что интересно, вид капель воска на Туринской плащанице позволяет предположить, что когда-то в древности ею тоже могли покрывать святой престол как напрестольной одеждой. Возраст капель воска не установлен. См.: Р. С. Maloney. The current status of pollen research and prospects for the future, Relazione tenuta al Simposio di Parigi, 7-8 settembre 1989...
 Прикоснемся к бездне веков. Откроем сокровищницы мира и взглянем на постаревшие материи... Из древних полотнищ лежащая в Турине золотисто-желтого цвета льняная ткань с очевидными отпечатками человеческого тела — единственная, которой не касалась рука живописца.

С душевным трепетом посмотрим на «заветные пелены»... Туринская плащаница — это отрез старинного полотна, чуть больше четырех метров в длину и метра в ширину, на котором проступают во весь рост две фигуры обнаженного мужского тела, расположенные симметрично друг к другу, голова к голове (На одной половине плащаницы — образ мужского тела со сложенными впереди руками и чуть согнутыми ногами; на другой половине - его изображение со спины). Изображение не яркое, но детальное, золотисто-желтого цвета; можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы (Специальные методы показали, что отпечатки на ткани безукоризненно точно передают особенности анатомии человеческого тела. Подобное не удается достичь даже в лучших изображениях, сделанных рукою художника). Сколько написано плащаниц, сколько их вышито! В окрестностях Турина почти в каждом храме можно видеть живописные копии таинственного полотна, но подлинник превосходит последние, как величественное море — нарисованные волны... Простой пример — художественное изображение Положения во гроб обязательно содержит раны на руках, ногах и груди; однако никакому иконописцу не приходило в голову употребить вместо краски настоящую человеческую кровь. На писанных плащаницах раны изображены тщательно, аккуратно, и они очень небольшие; Туринская плащаница не соответствует этим правилам. Ее поверхность обильно впитала кровь с тела. Вглядитесь — и Вы увидите многочисленные ранения: следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, обильные пятна крови в запястьях и ступнях ног, пробитых гвоздями, удары бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно из раны в левом боку. Перед нами - великая тайна.

СЛИЯНИЕ В ЛИК

Мягкий свет льется в окна средневекового храма. Вот величественный алтарь и массивная решетка над ним... Откроем деревянную раку, облицованную серебряными пластинами изумительной работы с сиянием украшений из драгоценных камней, и вынем Туринскую плащаницу из красного шелка... До недавнего времени это делалось редко — уникальную ткань старательно берегут. Веками она хранилась намотанной на обшитый бархатом валик, а потом аккуратно обернутой куском красного шелка, в раке над алтарем собора Иоанна Крестителя.
Бережно развернем святыню. На желтоватом фоне ткани вдоль нее по центру мы увидим расплывчатые золотисто-желтые пятна. Немного непонятно? Уложим мягкое полотно плащаницы и отойдем на несколько метров: неуловимые переливы оттенков соберутся воедино, откроется изображение СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. Картина неизъяснимая! Перед нашим взором проявятся два золотистых отпечатка во весь рост – образ спереди и образ сзади, с расстоянием между ними 15 см в области темени. Отпечатки расположены головой к голове... Почему? При положении Распятого во гроб полотно покрывало голову и тело Замученного, ниспадая спереди и сзади ниже Его ступней; иными словами, тело лежало в погребальной пещере на одной половине плащаницы, а другая половина, обернутая через голову покрывала его сверху.

С тех дней минуло много лет... Ушедшие века оставили новые следы, не всегда благотворные — по обе стороны от золотисто-желтых отпечатков тела, в небольшом отдалении от них мы видим две резко выделяющиеся темные полосы: это места обгоревших сгибов ткани на пожаре 1532 г. Явственно проступают следы воды, обильно изливаемой во время тушения; заплатки на прожженных местах, пришитые два года спустя, и более древние ожоги в виде буквы «Г». Наклонимся к развернутой плащанице. Вблизи отпечатки на мягкой ткани — неуловимые и расплывчатые пятна золотисто-желтого цвета без видимых границ. Издали неопределенность приобретает удивительную гармонию и ясность: отойдя на 2 метра, мы видим слитное изображение. Отчетливо прорисовываются очертания тела и лица прекрасного золотистого оттенка, анатомические и физиологические подробности которых удивительно детальны.

Такой образ нельзя написать кистью. Значит... Перед нами НЕРУКОТВОРНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Ум отказывается верить — неужели... возможно?! Кто нерукотворный Художник? Кто Творец? Кто даровал нам Свой образ?

ЗОЛОТИСТОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

Перенесемся в Турин. На огромном столе простерлось золотистое полотно. Включаем яркий свет и пристально вглядываемся в образ на ткани... Легкий трепет, волнение, благоговейный страх охватывают душу. На льняном полотнище предстает во всем реализме жестоко истерзанный, обнаженный Человек с бородой, усами и ниспадающими к плечам длинными волосами, после принятой Им страшной смерти (На изображении - взрослый, хорошо физически развитый, крепкого, совершенного телосложения Человек. Смерть произошла примерно за два часа до того, как Его положили в плащаницу. Ткань была в контакте с телом не более 2-3 дней (не более 40 часов). Это общее заключение медиков..). Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт, над бровью капля крови. Нос восточной расы, глаза близко стоят друг к другу. Подбородок ярко очерчен, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Длинные волосы, сплетенные в косичку, усы, короткая борода, раздвоенная посредине. Изображение лица асимметрично. На лице многочисленные повреждения: разбитые брови, порванное правое веко, большая припухлость ниже правого глаза, поврежденный нос, ушиб па правой щеке, травма на левой щеке и на той же стороне подбородка. Господи, КАК ЕГО МУЧИЛИ!

Полотно совпадает с евангельским повествованием... Издевательства в претории... На правой щеке длинный кровоподтек. Этот удар, по-видимому, был нанесен палкой толщиной около 4,5 см человеком, стоящим с правой стороны, что привело к повреждению щеки и носового хряща ниже кости.

С замиранием сердца вглядываемся пристальней... Удлиненное лицо; глаза, расположенные близко друг к другу; полнота нижней губы... О чем свидетельствуют эти подробности? Говорит Карлтон Кун: «Перед нами человек, принадлежащий к семитскому типу, который в настоящее время может быть найден среди родовитых евреев и благородных арабов». Этнографы не ошибаются! Борода и волосы, разделенные посредине, ниспадание длинных волос к плечам, маленькая косичка из волос — все показывает: Тот, Кто запечатлен на плащанице, не грек и не римлянин. Незавязанная косичка в волосах «является наиболее поразительной иудейской особенностью». Нужны ли еще доказательства?
Вглядимся пристальнее. Спереди, в области лба, мы видим кольцо проколов, переходящих на верхнюю часть головы. Это не рисунок это жестокая реальность. Возложение тернового венца было совсем не благоговейным.
На голове — около 30 подтеков крови из-за проколов, сделанных шипами. Ни нарисовать, ни подделать их нельзя: несколько окровавленных следов от проколов имеют отличительные особенности венозной или артериальной крови. Один из них имеет конфигурацию цифры «3». Шип повредил вену, мышцы лба свело от боли, в результате образовался сложной формы кровоподтек однородной венозной крови. С правой стороны, у корней волос, расположен сгусток, из которого вытекли две струйки крови. Шип задел ответвление височной артерии, и артериальная кровь вытекла в том месте прерывисто, толчками, что дало неравномерность в окрашивании полотна...

Страдания материализуются. Невозможно без сердечной боли смотреть на многочисленные ранки. БОЛЬ БЫЛА УЖАСНОЙ.

Мучители не знали сострадания. Следы на плащанице говорят о том, что терновый венец на голове Жертвы не был в форме венка, а был скручен в виде шапочки, похожей на митру, покрывающей собой всю голову что напоминало атрибут царской власти на востоке. Иконография не знает подобного изображения. Когда легионеры глумились над Ним, от каждого удара по «терновой митре» шипы вонзались все глубже, образовывая глубокие раны... Клубок терниев, обвитый повязкой, приносил неисчислимые страдания...  (Свидетельство плащаницы о наличии повязки, которой удерживалась на голове вся масса сплетенных в виде шапочки шипов, косвенно подтверждается тростниковым ободком, который почитается в соборе Парижской Богоматери. Но об этом мы расскажем в свое время)

Мучители терзали Страдальца с жестокостью: на теле много следов от ударов и увечий. Плечи приподняты, грудная клетка чрезмерно расширена. Левая рука лежит на правой, в области запястья большое пятно от раны, ясно видны четыре пальца... Отчетливо проступают бедра с выпуклым рельефом мускулов. Проколы на ногах того же типа, что и на руках. Сзади идеально отпечатались голова и спина, а также область таза. Ноги видны почти до колен, затем — перерыв; различимы икры и снова пропуск под сухожилием Ахиллеса. Ступни наклонены, ярко очерчены пятки. Тело отпечаталось в пропорциях абсолютно верных и полностью обнажено...

Закрытый двор претории, низкий столб для бичевания с кольцом для рук. На пыльных плитах грубое веселье жестоких людей — солдаты хохочут и бранятся. Один тащит ветхий солдатский плащ красного цвета, второй — обломок палки, третий наломал терновника и, скрутив жгут из стеблей тростника, изрыгая глумления, загибает колючие прутья. «Радуйся, Царь Иудейский!..»...

ПЕРВЫЕ ФОТОГРАФИИ

Обратимся к году 1998 — чрезвычайно знаменательному. Летом в Турине торжественно отметили юбилейную годовщину начала серьезных научных исследований плащаницы. Сто лет назад археологу, адвокату и фотографу-любителю Секондо Пиа впервые разрешили отснять древнее льняное полотно.

Вечером 28 мая 1898 г. Секондо сделал два снимка с Туринской плащаницы, из которых, к сожалению, один оказался испорченным. Оставшуюся большую пластинку размером 50 х 60 см он проявлял в затемненном помещении... В своих воспоминаниях Секондо Пиа писал, что когда во мраке лаборатории на фотопластинке стал проявляться позитивный образ, он увидел рельефный портрет божественной красоты. Волнению не было предела. Археолог всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие: на Туринской плащанице запечатлено изображение в виде аналога фотографического негатива  (Мс. Evoy, W. V., 1945. The Death Image of Christ. Melburn, p. 47).

Обретшая человеческий рост фотография выявила картину чудовищных страданий, но вместе с ними проявился облик предельной величественности и царственности. Секондо Пиа со страхом взирал на лицо, которое выражает исключительную стойкость и силу, а вместе с тем — безграничное прощение и милосердие. Его взору предстал образ с царственным выражением непобедимого терпения и величия, лик, на котором лежит печать вечности...
Открытие Секондо повергло ученых в трепет: ведь принято считать, что изобретение фотографии датируется 1839 г. Точнее, фотография была изобретена чуть ранее, в 20-е годы XIX века, когда Ньепс нашел способ, называемый термографией, для закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, используя в качестве светочувствительного вещества асфальтовый лак. Основываясь на опытах Ньепса, французский художник и изобретатель Дагер в 1839 г. разработал первый пригодный для практического применения способ фотографии — дагерротипию, при которой светочувствительным веществом служил иодид серебра. И только к 1841 г. англичанин Тальбот изобрел калотипию, где впервые был реализован двухступенчатый негативно-позитивный процесс, дающий возможность размножать фотографии (Калотипия является прообразом современной фотографии)

Получается, что образ на Туринской плащанице — самая древняя «нерукотворная фотография», появившаяся на 19 веков раньше, чем кто-либо из людей догадался о возможности получения фотографий «рукотворных»! Секондо Пиа как фотографа потрясло, что изображение на плащанице является подобием негатива, существовавшего задолго до того, как человечество узнало, что это такое.
Обратите внимание: хронологически достоверную историю Туринской плащаницы можно без перерыва проследить начиная с середины XIV столетия. Ввиду того, что изображение на ней обладает некоторыми свойствами фотографического негатива, эта дата имеет огромное значение. Простое сопоставление говорит нам, что мы имеем на ткани аналог фотографии, который явно существовал более чем за 450 лет до того, как человечество узнало, что такое фотосъемка. Перед нами осязаемое научное свидетельство: изображение — не плод искусства. Отпечатки на плащанице не являются творением человеческих рук. А такое известие не могло не привлечь к плащанице внимания множества экспертов и специалистов...

Еще сто лет назад было доказано: отпечатки на плащанице обладают некоторыми свойствами фотографического негатива. И как это бывает со всяким негативом, превращение его в позитив переставляет половины тела на свои верные места. При этом происходит взаимная замена света и тени. Обратите внимание, что на любом негативе, в том числе и на ткани плащаницы, лоб и нос кажутся темными, а тени лица — белыми. Кроме того, лицо кажется суровым, с направленным вправо как будто острым и недовольным взглядом и с широко, как кажется, открытыми глазами. Очевидно, что до изобретения фотографии эти характерные признаки негатива были непонятны, поэтому многие древние византийские иконы так или иначе воспроизводят эти особенности (Существует точка зрения, согласно которой иконография образа Спас Нерукотворный восходит к копированию и переосмыслению изображения лика с Туринской плащаницы. — И. К. Языкова. Богословие иконы. М., 1995, с. 60—61)

Напрашиваются следующие выводы. Черно-белая фотография отпечатков на плащанице, сделанная во время выставки 1898 г., показала, во-первых, что изображение — негатив. Во-вторых, за счет значительного повышения контрастности она представила миру такие детали, которые нелегко различить, если рассматривать ткань саму по себе. Мы говорили, что фотографический негатив плащаницы с правильным распределением света и тени проявил множество уникальных подробностей на теле и лике (За прошедшую сотню лет для углубленного познания свойств отображения на ткани проводилось около 1000 специальных тестов и было отснято более чем 32 000 фотографий). Но секрет полотна не разгадан! Перед нами не просто древнейшее «нерукотворное фотографическое изображение»: мы соприкасаемся с отпечатками, выходящими за рамки привычных представлений. Да и можем ли мы вообще относить следы на плащанице к разряду фотоснимков?..

Что такое фотография? Фотографическое изображение — это изображение предметов и оптических явлений, получаемое на светочувствительных слоях в результате фотохимического действия лучистой энергии или элементарных частиц (альфа-частиц, протонов, электронов и др.) (БСЭ, т. 45, с. 365)

Можно ли, исходя из данного определения, назвать отпечатки на Туринской плащанице в полном смысле слова фотографическим негативом? Вряд ли, с каких пор льняная материя стала считаться светочувствительным слоем? О влиянии на полотно лучистой энергии и элементарных частиц мы можем говорить лишь гипотетически: до сего дня никто не знает, какое воздействие опалило края волосков на ткани. И главное: последующие исследования лишь прибавили вопросов, на которые ученым затруднительно дать ответы, однако труды их столь интересны, что мы не можем о них умолчать.

ОБЪЕМНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ

По преданию, умирая от полученной раны, долгие годы боровшийся с христианством нечестивый император Юлиан воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!» Запоздалое признание: разрушенного и уничтоженного не вернуть. Лишь спустя много сотен лет явилась возможность, пользуясь изображением на Туринской плащанице, пытаться частично восстановить безвозвратно утерянное...

Мир не стоит на месте: создание специальных приборов и достижения в компьютерной графике дали новый импульс к анализу отпечатков на плащанице. В шестидесятых годах для создания рельефных карт лунной поверхности было изготовлено аналоговое устройство — анализатор изображений VP-8, который преобразовывал плотность изображения (светлые и темные места на фотографии) в вертикальный рельеф, имеющий яркие участки и тени. Гораздо ранее на выставке 1931 г. Энри сделал блестящие фотографии плащаницы в натуральную величину с очень большим разрешением (Как это часто бывает, соединение столь разных объектов дало результат, в такой степени превзошедший открытие Секондо Пиа, что зародился грандиозный проект исследования Туринской плащаницы 1978 г. — первое по-настоящему научное исследование Туринского полотна)

     События развивались следующим образом. В 1976 г. Джон Джексон отсканировал изображение с фотографий Энри, используя микроденситометр — прибор, который замеряет степень потемнения изображения на микроскопической площади поверхности. Копирование шло медленно: исследователь стремился записать мельчайшие изменения интенсивности изображения. Затем он полагал найти функциональную связь между малейшими изменениями интенсивности, которые в свою очередь образуют сложнейший облик на полотне, и предполагаемым расстоянием от ткани до тела. В своей работе Джон Джексон исходил из предположения, что ткань плащаницы свободно провисала над Усопшим в то время, когда началось воздействие, приведшее к образованию отпечатков. После проведения замеров Джексон, используя анализатор изображений (VP-8), преобразовал оттенки интенсивности изображения в вертикальный рельеф. Последнее дало возможность получить с помощью компьютера объемное полномасштабное изображение.

Перед нами открытие, важность которого трудно переоценить. Согласно исследованиям Джона Джексона, изображение на плащанице содержит внутри себя как минимум ТРЁХМЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ. Ученых удивляет одна его особенность: в отличие от обыкновенных фотографий или рисунков, объемное изображение получено без искажений. Что тут необычного, скажете Вы? Неужели это так важно? При чем здесь искривления? Следует отметить, что когда подобным способом обрабатывали заурядные фотографии или картины, то восстановленное по точкам изображение давало чудовищное уродование облика.

На основании этого феномена было высказано предположение: неизвестный науке процесс, вызвавший появление отпечатков на плащанице, происходил одинаковым образом как через пространство между телом и верхней частью ткани, так и через пространство между телом и нижней, частью ткани, и не зависел от контакта между полотном и телом в каждой точке соприкосновения (John P.Jackson, Eric J. Jumper, Bill Mottern and Kenneth E. Stevenson. 1977. The three-dimensional image of Jesus' burial cloth. - Proceedings of the 1977 U.S. Conference of Research on the Shroud of Turin. Edit, by Kenneth Stevenson, pp. 74-94. Bronx: Holy Shroud Guild). Подобное нигде более не встречается. Сделанное открытие заставляет подробнее говорить об уникальных работах, проведенных под руководством Джона Джексона. Мы расскажем о самых важных деталях проведенных изысканий.

Желая глубже проникнуть в тайны Туринской плащаницы, Джексон применил при исследовании компьютерные программы, разработанные для обработки аэрофотоснимков. Обычно эти программы применяют для восстановления трехмерных форм объектов, запечатленных на фотографиях, снятых с воздуха или из космоса. Следуя данной методике, фотографию плащаницы в натуральную величину разложили на миллионы, около микрона в диаметре, маленьких точек. Каждое микроскопическое место получило три координаты: первые две указывали положение данной точки в общем отображении на плащанице, а третья соответствовала световой интенсивности, измеренной в этой отметке. Работа закипела, но оказалось, что для восстановления объемного изображения только этих данных явно не достаточно. Необходимо было узнать изменение в пространстве расстояния между телом и тканью в то время, когда последняя покрывала первое в гробнице. Сразу, непосредственно из отпечатков, обрести подобные сведения исследователи не могли. Поэтому они провели обширные модельные опыты и восстановили форму погребения, о которой нам свидетельствует плащаница. Человека, пропорциями ростом и весом соответствующего отпечаткам, покрыли льняной тканью, каковая по величине соответствовала Туринской плащанице. В особенности следили за тем, чтобы все характеристики и черты отображения с плащаницы приходились на соответствующую часть тела добровольца. Когда это было сделано, то по всей поверхности замерили расстояние от тела волонтера до льняной ткани. Очевидно, что если полотно свободно лежит на поверхности человеческого тела, оно в некоторых местах образует складки. Поэтому при модельных работах исследовали отображение на плащанице с учетом морщин, которые определяют самые высокие гребни при соприкосновении тела с тканью. Полученную информацию заложили в вычислительную машину, и она по точкам восстановила полное объемное изображение на Туринской плащанице...
В результате исследований Джон Джексон обнаружил, что интенсивность потемнения участков облика на плащанице находится в определенной функциональной зависимости от расстояния между тканью и поверхностью тела. Он доказал, что на Туринской плащанице языком интенсивности потемнения передано расстояние между телом и полотном. Зная эту зависимость, Джексону удалось по образу на плащанице восстановить предполагаемую трехмерную форму тела, и не только его.
Используя компьютерную графику, ученые сделали совершенно неожиданные предположения. Обратимся к одному из них. В православной иконографии существуют каноны — правила, по которым производится писание икон. Надо сказать, что православные каноны сильно отличаются от обычных правил живописи. В частности, иконография имеет правило под названием «обратная перспектива». Поясним, что это такое. Для обычной живописи объект, нарисованный ближе к зрителю, всегда больше, чем объект, нарисованный в глубине изображения, и в живописной картине линии перспективы пересекаются в глубине рисунка на горизонте. В иконописи, наоборот, предмет, находящийся ближе к зрителю, меньше, чем предмет в глубине иконы, а линии перспективы пересекаются перед изображением на доске.

Как вопросы перспективы могут быть связаны с загадочной тканью? Прольем свет на этот вопрос. Отпечатки на полотне явились в тот момент, когда ткань окружала тело. Само положение развернутой и облегающей тело плащаницы в момент появления отображения обязательно исказит отпечатки в соответствии с законом обратной перспективы. И действительно, этот тип «деформации изображения» был отмечен Джоном Джексоном и объяснен Александром Беляковым. Стало быть, ученые не исключают и такой возможности, что правило «обратной перспективы» в православной иконографии берет свое начало от изображения на Туринской плащанице. Но это только предположение...

В этой связи крайне интересно высказывание профессора искусствоведения Н. М. Тарабукина. «Обратная перспектива есть изображение пространства, находящегося за пределами земного мира и представимое в ином (то есть обратном) обычному здешнему виде. Обратная перспектива есть зрительное представление понятия «иного мира» (Н. М. Тарабукин. Смысл иконы. М., 1999, с. 127). Быть может, отпечатки на плащанице и есть «последствия выхода» в горний чертог? Чуть выше профессор пишет: «Выхождение возможно только при наличии преобразования тела, при изменении его конститутивных свойств» (Там же, с. 127) Как точно сказано! Быть может, нерукотворное изображение на Туринской плащанице и есть первичный прообраз, самая ПЕРВАЯ НЕРУКОТВОРНАЯ ИКОНА, явленная в мгновение восстания из мертвых, свидетель вечности и воскресения?

Мир, который превыше всякого ума, приводит душу в благоговейный трепет... Всмотримся: некоторые наиболее удивительные особенности в отображении на ткани возможно представить лишь при допущении претворения тела. Отпечатки не имеют боковых поверхностей: например, видна только передняя часть головы, а некоторые части тела имеют непривычные пропорции: пальцы удлиненные, а руки — укороченные. Какая причина вызывает именно такие искажения?


Восстановленное рельефное изображение исключительно детально. На «трехмерной картине» заметно, что в области подбородка борода и волосы сильно прижаты к телу. Можно допустить, что стягивание бороды и волос — след погребальной повязки, обмотанной вокруг головы, чтобы не раскрылся рот. В свое время для объяснения увеличенной формы глаз Джексон предположил, что при погребении на веках лежали монеты. Задумаемся: присутствие повязки вокруг головы, идущей под подбородком, неомытое тело — возможно, говорят, что погребение проводилось накануне субботы, в спешном порядке. Вместе с тем, очевидно, что могли существовать древние запреты, подобные средневековым запретам раввината, запрещавших мытье, острижку бороды, волос и ногтей у тех, кто приговорен к высшей мере наказания или к насильственной смерти… (Bonnie В. Lavoie, Gilbert R. Lavoie, Daniel Klutstein and John Regan. 1981. The body of Jesus was not washed according to the Jewish burial custom. - Sindon 30: 19-30)

Смотрите, сколько уникальных явлений! Перед нами встает величественная цепь событий. Отделение от полотна без повреждения налипших сгустков крови, возможность отсутствия веса, возникновение нерукотворных, в виде негативного изображения отпечатков, содержащих в себе полную объемную информацию о проекции тела... Это не плод воображения — это выводы на основании анализа таинственных следов. Это то, что делает ЗАГАДКУ полотна в Турине особенно притягательной.