Уважаемый Писака! Часть 6. Ра Па

Светлана Каплун
    Я примерно догадываюсь, когда жил Ла Па. Ведь это он тут же в ответку пересмешничал «Лапа!» и трепал своей широченной рукой наши дремучие макушки (ибо не родился ещё в нашем племени в те далёкие времена самый первый цирюльник). "Лапа-а-а!" - с восхищением переговариваемся мы. (Самое интересное, что и па-л, па-лы, пальчик - тоже производное от лапы). Вот каково это, изведать корень «земляная шкура»! Э, нет! Не макушки... Подумайте, как получился лоп (лоб)? Я примерно догадываюсь, что случилось потом. Хотя, прошлое всё еще дрожит в голове как загадочная Фата Моргана, то проявляясь, то вновь исчезая…

    Итак,  я усмотрела сходство в словах Пес-ки, Песах и Пасха. Хронологически (даже с учётом просто шумерского следа) Пески – наиболее древнее слово. Затем появляется иудейский  Песах.

    Песах (в ашкеназском произношении — Пейсах, Пейсох, Пайсох; арам.  Писха) — центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле.

    Нисан происходит от аккадского нисану, «первые плоды». Приблизительно соответствует марту — апрелю григорианского календаря. В иудаизме этот месяц называется царским (ходеш ха-мелех), главой всех месяцев (ходеш ха-ходашим).

    Сразу возникает вопрос о природе еврейского календаря. Отвечаю: лунно-солнечный. Месяцы начинаются только в новолуние. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны.

    Согласно иудаизму, первый месяц года в календаре — Нисан (Нис-Ан), с которого идёт отсчёт всех религиозных праздников. Однако счёт лет идёт начиная с 7-го месяца (Тишрей), когда отмечается Рош Ха-Шана (Новый год). Так как праздник Песах празднуется 14-го нисана, который должен быть весенним месяцем, то для согласования лунного года с солнечным в еврейском календаре принят цикл в 19 лет (малый цикл), в котором 7 лет високосных. Номера високосных годов в 19-летнем цикле — 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19. Продолжительность еврейского года (будет ли он правильный, достаточный или недостаточный) определяется днём, на которое падает 1-е число месяца тишрей .

    Признаюсь, мне совсем не понятно как конкретное событие (исход из Египта) может зависеть от фазы луны? Это в какой нужно жить системе координат, чтобы преодолевать такие сложности?

    Наверное, в той, где Земля вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг собственной оси. Первое определяет годы, а второе дни… (Как же я запамятовала?!) При этом Солнце, как в зеркале, отражается в Луне. Вот тебе и ещё одна троица! Не будь Луны, в помощь древним осталось бы только склонение к небесному экватору.

    Очень интересно иудейское толкование слова Песах. Вместо санскритского Па Са Гху (Он есть Отец Призывающий) получилось почему-то «прохождение мимо»:

    "И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [месяц выхода из Египта] да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года... Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его...

    А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо (xasfP) вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу...

    Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки. Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? Скажите: это пасхальная (xaseP) жертва Господу, Который прошел мимо (xasfP) домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил..." (Исх. 12:1,2,5-7,12-14,23-27).

    Итак, по обычаю, в Песах иудеями в жертву приносился ягнёнок. Кроме того, употребляется в пищу только пресный хлеб (маца), каковым, по преданию, приходилось питаться евреям во время сорокалетнего блуждания в пустыне. Но самое интересное для меня в еврейском календаре начинается сразу после Песаха.

    Это Отсчёт Омера (ивр. Омер Сфират га) - устный счёт сорока девяти дней между праздниками Песах и Шавуот (начиная со дня принесения в Иерусалимском храме жертвы, состоящей из омера ячменя, до дня принесения в жертву двух хлебов из пшеницы нового урожая). Вроде как сельскохозяйственный праздник получается. Но с учетом того, что ячменём кормили скот, а пшеницу кушали сами.

    Отсчёт дней омера отражает духовную подготовку и ожидание дарования Торы, данной Богом на горе Синай в начале месяца сиван — примерно в то же время, когда празднуется Шавуот.

    Одновременно период отсчёта омера является временем полутраура: запрещено стричь волосы, бриться, слушать живую инструментальную музыку, а также проводить свадьбы и развлекательные мероприятия. Традиционно, это объясняется памятью о гибели 24000 учеников рабби Акивы: согласно Талмуду, в дни отсчёта омера 12000 пар учеников были умерщвлены за неуважение друг к другу. Предлагались и другие толкования.

    В общем, после Песаха у евреев в той или иной степени соблюдается траур. Почему? В виду отсутствия ясности могу только констатировать древность этого обычая.

    Теперь предлагаю обратиться к христианству.

    Светлое Христово Воскресение (Пасха) — главное богослужебное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».

    В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние — первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Но даже здесь у католиков с христианами случаются разногласия сроком до 5 недель! А ведь когда-то некоторые христиане отмечали Пасху также 14 нисана…

    Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Вроде бы, в основе праздников лежат два разных события: Исход (иудеи)  и Воскресение Христа (христиане). Почему-то у меня складывается впечатление, что это то же самое, но вид с боку. И понятие «агнец божий» только усиливает это впечатление. Но  здесь уже налицо открытое человеческое жертвоприношение, санкционированное «сами понимаете кем». Так совпало? Тогда давайте посмотрим, что следует за христианской Пасхой?

    Далее следует Пятидесятница. На 49-й день после Пасхи христиане отмечают торжество Дня Святой Троицы и на 50-й — Сошествия Святого Духа. Согласно книге Деяний 2:1,апостолы собрались для празднования Пятидесятницы, когда на них сошёл Святой Дух. В чём принципиальное отличие христианской традиции от событий на горе Синай? Чья получилась Церковь: Христова? Или апостольская?

    Из пасхальных традиций следует упомянуть разжигание огня. Употребление артоса – квасного хлеба особого освящения. Символ единства перешёл к куличам и пасхам. Т.е. «пасхой» теперь обозначен хлеб, а не ягнёнок. Но… В южных странах — Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или зажаривается «чеверме» ( болг. «бедро») или «шиш» ( болг. «шашлык» из ягнёнка). Так что это опять из серии «мимо прошёл…».

    Есть ещё одна народная традиция, которую Церковь считает неправильной. А именно: массовое посещение кладбищ на Пасху. Почему? Для меня здесь заложена та же причина, по которой евреи после Песаха соблюдают полутраур. Хотя объяснять это можно совершенно по разному.

    Насколько я понимаю, для посещения умерших Церковью «отводится» следующее воскресение после Пасхи (Фомин день, названый так в честь апостола Фомы, "Неверящего") – первый день Радоницкой недели. «На этой неделе люд крещёный с покойничками христосуется».  В славянской традиции – это Красная горка. Нужно отметить, что где-то Красная горка отмечалась на следующий день — в понедельник, в иных местах — накануне или в сам весенний Юрьев день (Егорий Вешний).

    По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во всё лето не дремал». В этот день, 23 апреля, проводился обряд первого выгона скота. Отсюда вывод: с кем мог быть связан этот день? Покровитель скота – это Велес (который по легенде когда-то был убит и воскрешён).

    А вот и другие названия этого же дня: Отмыкание Земли, Ярила вешний,  Егорий тёплый, Егорий голодный,  Ерило зелёный, Егорий храбрый, Георгий Победоносец, Росенник, Праздник пастухов, Скотопас и волчий пастырь, Лошадиные именины (вят.), Конский праздник (воронеж.), Комарник, Ленивая сошка, Скотский день (воронеж.); белор. Юрай, Ягорый, Юрый весняный, Свята жывёлы, Святы Еры; полес. Купайло на весне, Купайло на Юрия, Ягорий; укр. Юрій, Сьвято Юр'я; болг. Георгьовден, Джурджовдън; польск. sw. Jerzy;чеш. Svatу Jiri.

    На востоке Балкан одним из основных эпизодов праздника Юрьева дня было принесение в жертву ягнёнка. На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Егорьев день жгут большие общесельские костры.

    Любопытства ради я решила заглянуть в Древний Рим. С 4 по 10 апреля там отмечались Мегалесции (лат. Megale(n)sia) посвящённые Кибеле. С  12 по 19 - Цереалии в честь Цереры. 15 числа отмечали Fordicidia в честь Теллус (древнеримское божество Матери-земли). Кибела, Церера, Теллус – всё это указывает на аграрную природу праздников.

    Но 9 апреля (хотя и в другие месяцы тоже) отмечались Лемурии. Это праздники мертвых. Считалось, что в эти дни души блуждают по миру в виде призраков-вампиров, которых называли лемурами или ларвами. Интересно, что «лар-ва» почитались теми же римлянами как лары - по верованиям древних римлян, это божества, покровительствующие дому, семье и общине в целом. (Ох уж эти римляне, так и не выучившие этрусский язык!) В провинциях лары отождествлялись с божествами родоплеменных и сельских общин. Некоторые современные исследователи связывают ларов с предками, другие считают их духами растительности и земельных участков.

    И всё-таки, наиболее интересен для меня славянский календарь. Давайте познакомимся с апрельскими праздниками более подробно. Источник - http://www.calend.ru/holidays/slav/.

    «Водопол. Иногда Водопол называют Переплутом, Днем Водяного, именинами Водяного или Никитой Водополом, но сущность остается неизменной — в третий день цветеня (3 апреля) на Руси привечали пробуждение от зимней спячки Водяного, русалок и всей водной живности.

   День Карны-плакальщицы, 7 апреля. Карна (Кара, Карина) — богиня печали, скорби и горя. У древних славян ей отведена роль богини-плакальщицы и, возможно, богини погребальных обрядов. Небесная Богиня-покровительница всех новых рождений и человеческих перевоплощений. От имени Богини появились слова, сохранившиеся до наших дней: инкарнация, реинкарнация.

    На столе в ночь Карны оставляют кутью заупокойную (это каша пшеничная с изюмом или медом), а во дворах домов жгут костры, около которых греются души предков. Также приносится треба Карне-Кручине — цветы, особенно, гвоздики.

    День Семаргла, 14 апреля.

    Навий день (21 апреля) — обряд воскрешения мертвых (вообще, с наступлением сухыя - березня), у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб).

    Треба — исконно славянский термин, означающий богослужение, приношение, жертва, отправление таинства или священного обряда. По-славянски «треба» означает «Т» — тею (творю), «Р» — Ра (Бог), «Б» — ба (душа) = «Творю Боговой душе». Славяне хоронили родичей в курганах, на этих высоких насыпях творили тризну, клали требу, совершали возлияния. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая: 

    Свети, свети, Солнышко!  Дам тебе яичко, Как курочка снесет в дубраве,  Отнеси его до раю,  Пусть все души радует.

    Требы славян — это пища, предметы обихода, но только те, которые сделаны своими руками. Из еды и питья — это: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги). «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…», т.е. требы каждому Богу соответственно определены.  В воду бросают скорлупу освященного красного яйца. Считается, что скорлупа доплывет до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают) к Русальному дню. В ночь перед Навьим днем навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.

    Праздник «Лельник» обычно праздновался 22 апреля, накануне Юрьева дня (Егория вешнего). Эти дни назывались также «Красной горкой», потому что местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли (Лели). Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка одевала на своих подруг венки. Иногда после праздника на холме разжигали костер (олелию), вокруг которого также водили хороводы и пели песни.

    Ярило Вешний , 23 апреля. Просили Ярилу — Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря — оберечь скот от всякого хищного зверя. В этот день также проводился важный обряд — Отмыкание Земли, или по-другому — Зарод. В этот день Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, после чего начинается бурный рост трав.

    Родоница. Тридцатого апреля заканчиваются последние весенние холода. С заходом солнца открывают зачин. В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: «Летите, милые деды...». Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшённую кашу, крашенные яйца-писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе «боряхуся по мертвецы», показывая своё боевое искусство. С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чье яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра.

    Заполночь начинается праздник — Живин день. Женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Прославляют Живу, богиню жизни, которая оживляет природу, посылая на Землю весну.

    Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (Навий) после долгой зимы. На той же высокой горе затевают веселые игрища и хороводы вокруг костра. Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Навий и возвращении в Явь. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну.

     Напомним, что Православная церковь отмечает Радоницу во вторник второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья (или Антипасхи).»

    Насколько я понимаю, в данном случае речь идёт о солнечном календаре. Это наиболее логично для солнцепоклонников.  Зачем фазы луны, если есть дни равноденствий и солнцестояния? Ведь именно на них сориентированы древнейшие мегалиты типа Стоунхенджа или Саксайуамана (что на языке кечуа означает «сытый сокол, сытый ястреб»)...

    Кто такой Семаргл? А главное, что означает его имя?

    «Семаргл (или Симаргл) — Огнебог. Его предназначение до сих пор не выяснено до конца. Считается, что это Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага. Огнебог хранит семена и посевы и может оборачиваться священным крылатым псом. Семаргла почитают в те дни, когда в народном календаре упоминаются обряды и приметы, связанные с огнем и кострами. 14 апреля Семаргл топит последние снега. Есть упоминания о появлении Семаргла на свет из пламени. Говорят, что однажды сам небесный кузнец Сварог, ударив магическим молотом о камень Алатырь, высек из камня божественные искры. Искры ярко разгорелись, и в их пламени появился огненный бог Семаргл, восседавший на златогривом коне серебряной масти. Но, казавшись тихим и мирным героем, Семаргл оставлял выжженный след везде, где бы ни ступала нога его коня.

Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего потому, что его имя чрезвычайно свято. Святость объясняют тем, что этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди земных людей! Имя его стараются произносить вслух реже, обычно заменяя иносказаниями. Издавна славяне связывают с Огнем возникновение людей. Семаргл также не пускает в мир зло. Ночью Семаргл стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало...»

    В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала, проплывая мимо в лодке. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная, что они брат и сестра. Когда боги открыли им правду, то решили они утопиться. Но по воле богов превращены брат и сестра в цветок Иван-да-Марья.

    Признаюсь, трагическая история Купалы и Костромы трогает меня гораздо больше, чем любовь Исиды с Осирисом, полюбивших друг друга ещё во чреве матери или неистовая страсть девы Анату к своему брату Балу, из-за которой она не остановится даже перед угрозами своему отцу.

    А теперь вопрос: если Купала так назван в честь матери, чьим именем названа Кострома? «Костра» - так называлась солома для ритуального сжигания. А остатки соломы на поле называются – стерня. Общее для костры и стерни – это с-т-р, относящееся к Стрибогу, богу пространства и ветров.

    А теперь я возвращаюсь к вопросу: что значит имя Семаргл? Се-мар-гл. Се – «это». Мар- известно нам по имени Марены, смерть. Что такое «гл»? В санскрите «гала» - это горло. Вот так: Это – Мертвое – Горло. У меня есть небольшая подсказка. Я уже читала про Синегорлого Шиву.

    Это произошло во время пахтания дэвами и асурами Молочного океана.  Тогда появился горшок смертельнейшего яда, который был настолько токсичен, что обладал способностью разрушить всё творение. По совету Вишну асуры и дэвы обратились к Шиве. Почувствовав жалость к ним, Шива выпил весь яд и задержал его в своём горле, отчего оно приобрело синий цвет. С тех пор Шиву также называют именем Нилакантха («синегорлый»). Напомню, что Шива также упоминается в Ведах под именем Рудры (Род-Ра).

    Думаю, пришло время продолжить разговор о сотворении мира. Чтобы понять, что случилось с Симарглом…