Менины. Диего Веласкес. 1656-1657

Елена Казанцева 4
            Где живопись? Все кажется реальным
            В твоей картине, как в стекле зеркальном.

                Франсиско де Кеведо – Диего Веласкесу.


  Полна  загадок чУдная картина
С названием теперь уже "Менины"*.
Как к "Моне Лизе" интерес не гаснет,
Не все здесь объяснениям подвластно!

Мы видим много разных персонажей,
Известны  точно имена их даже!
А центром и душой сего творенья
Является инфанта в окруженьи

Ее придворных фрейлин, и дворецких,
Собаки, карлицы любимой...Если
Мы взор свой обратим на отраженье** -
Король и королева, без сомненья.

А слева центр второй, где сам Веласкес,
Со всеми наравне, своею властью,
Которая дана ему от Бога,
Шедевр свой пишет, стоя в нем свободно.

И фокус с зеркалами намекает -
Куски сюжета он соединяет.
Художник, как король, в своей стихии,
Здесь все равны - и гранды, и простые.

Пусть это не всегда, а лишь мгновенья,
"Пока продлятся эти сновиденья".

---------------------------------------
* -  При описании работ Веласкеса в 1666г она называлась "Королевская семья", "Семья Филиппа IV ". Современное название "Las Meninas" она получила в девятнадцатом столетии. Cлово — менина (фрейлина) имеет португальское происхождение.

** - В висящем на стене зеркале (за спиной юной инфанты) видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя. Прелестная инфанта Маргарита - их дочь.



Менины. Диего Веласкес. 1656-1657